logo
К-там 2к ЛЭВС ДА40 / Рекомндуемая литература / 2-УМК ЛЭВС

Внутрисистемные факторы влияния

К внутрисистемным факторам влияния относятся следующие группы факторов:

Человеческий и транспортный факторы будут рассмотрены в следующих темах. Остановимся на характеристике технического фактора.

Технический фактор как внутрисистемный фактор проявляется в отказах и неисправностях различных функциональных систем ВС и включает:

Необходимо отметить, что бывают случаи одновременного проявления различных отказов и неисправностей. Многие случаи из-за огромного числа возможных вариантов не описаны в РЛЭ, поэтому экипаж должен быть хорошо подготовлен к самостоятельной оценке и принятию грамотного решения в неожиданной ситуации.

С точки зрения повышения технической надежности, многие системы ВС имеют резервирование или дублирование на случай отказа, что повышает надежность на несколько порядков. Резерв может быть «холодным» или «горячим».

При холодном резерве в случае отказа основной системы резервная может быть использована после ее включения, что при жестком лимите времени создает напряженность и повышенную интенсивность действий экипажа, а это, в свою очередь, увеличивает вероятность появления ошибок. Преимущество холодного резервирования заключается в меньшей вероятности отказа резервной системы.

Горячий резерв означает, что резервная система находится во включенном состоянии и постоянно готова к замене отказавшей основной системы. Такой вид резервирования надежнее, однако, с другой стороны, незначительно увеличивается вероятность отказа обеих систем одновременно.

Существенно снижается надежность эксплуатации технических систем в случаях нарушения требований эргономики к виду и форме представления информации, удобству использования органов управления, при недостатках в освещенности и цветовом решении рабочего поля пилота.

Особого внимания экипажа требует контроль устройств, которые управляют работой резервных каналов той или иной основной системы ВС. Отказ управляющего устройства, например, блока электрогидравлических клапанов на Ту-154 при пожаре на среднем двигателе, может привести к одновременному отказу всех трех резервных систем и полной потере управляемости ВС.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4