2.2. Негативные проявления в деятельности экипажа вс
К негативным проявлениям в деятельности экипажа, отрицательно влияющим на безопасность полетов, относятся:
неправильные действия;
правильные действия, но выполненные несвоевременно;
бездействие.
Результатом негативной деятельности экипажа являются отклонения от заданных параметров работы системы «экипаж – воздушное судно. Именно с обнаружения отклонения начинается любой анализ качества деятельности экипажа.
Отклонением считается непроизвольное или необоснованное изменение параметров работы системы «экипаж – воздушное судно», т. е. разница между заданным и фактическим значением того или иного параметра.
Причиной любых отклонений, возникших в результате управляющих действий экипажа, являются ошибки, нарушения или бездействие.
Ошибка – случайное, неумышленное, неправильно или несвоевременно выполненное действие или его пропуск.
Нарушение – умышленное, преднамеренное, неправильно или несвоевременно выполненное действие или его пропуск.
Факт бездействия может быть следствием как ошибки (например, при неправильном распознавании полетной ситуации), так и чрезмерной психологической напряженности (например, состояние растерянности).
Ошибки или нарушения считаются несущественными, если в результате неправильных действий экипажа отклонения значений выдерживаемых параметров не оказывают существенного влияния на течение выполняемого полета.
Ошибки или нарушения считаются грубыми, если в результате неправильных действий экипажа значения отклонений параметров находятся в области режимов, соответствующих усложненной полетной ситуации.
Ошибки или нарушения считаются опасными, если в результате неправильных действий экипажа значения отклонений параметров находятся в области предельных режимов, соответствующих сложной полетной ситуации.
Ошибки или нарушения считаются особо опасными, если в результате неправильных действий экипажа значения отклонений находятся в области критических режимов, соответствующих аварийной ситуации.
Понятия ошибки и причины часто отождествляют. Однако если ошибка – это неправильное или несвоевременное действие, то причина – это явление (состояние), вызвавшее ошибочное действие или нарушение экипажа.
Следует четко различать понятия ошибки и нарушения. Если ошибка, как правило, является следствием недоученности, то нарушение – следствием игнорирования требований инструкций и правил летной эксплуатации ВС, и поэтому меры, принимаемые к совершившим ошибку или нарушение, должны быть разными.
Например, эксперты, как правило, утверждают, что опытный экипаж не мог допустить ошибки, а значит, следует понимать, что допущенное неправильное действие при отсутствии технических причин произошло из-за нарушения экипажем требований нормативных документов. Следовательно, разрабатываются мероприятия административного или воспитательного характера или дополнительные формы проверок и контроля. Однако истинные причины неверных действий экипажа могут скрываться в эргономике кабины экипажа или в существовавшем пробеле в специальных знаниях того или иного члена экипажа, следовательно, требуется разработка совсем других мероприятий.
Кроме того, следует учесть, что при выявленной и доказанной ошибке экипажа необходимо найти нарушения, которые привели к этой ошибке. Как правило, нарушения, являющиеся первоисточником ошибок экипажа, кроются в недостатках систем обучения летного состава.
Взаимосвязь нарушения и ошибки проявляется при взаимодействии образовательной и эксплуатационной систем (рис. 2.1).
Эти системы различны по структуре и целям, но их связывает общий элемент: в образовательной системе это обучаемый, в эксплуатационной системе этот же обучаемый является специалистом-исполнителем. Аналогичной является зависимость между системой «завод – изготовитель» и эксплуатационной системой. Здесь общим элементом является техническое изделие, например, воздушное судно.
Рис. 2.1. Схема поиска нарушений и скрытых факторов опасности
В рассмотренных примерах две системы взаимодействуют через общий переходящий (трансферный) элемент. В дальнейшем такие системы будем называть связанными. В связанных системах система, в которой общий элемент формируется, называется системой-поставщиком, а система, в которой общий элемент используется, – системой-потребителем.
Различные недостатки, недоработки «поставщика», как правило, возникают в результате нарушений в процессе изготовления и закладывают в продукцию (переходящий элемент) скрытые факторы опасности.
Скрытые факторы опасности являются первопричиной возникновения ошибок в работе эксплуатанта. При этом проявление скрытых факторов зависит от сложности условий эксплуатации.
В целом скрытые факторы, как правило, представляют повышенную опасность из-за неожиданности воздействия и неподготовленности специалиста к их парированию. Возникновение скрытых факторов может произойти не только в связанных системах, но и в связанных параметрах полета.
На практике иногда «поставщик» передает «потребителю» продукцию с известными недоработками (нарушениями). В этом случае источниками ошибок будут явные факторы, к влиянию которых экипаж может подготовиться заранее.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Тема 1. Краткая характеристика процесса управления системой «э-вс» 23
- 1. Руководство по изучению дисциплины
- 1.1. Цели и задачи дисциплины
- 1.2. Список принятых сокращений
- 1.3. Методические рекомендации по изучению дисциплины
- Тема 1. Краткая характеристика процесса управления системой «экипаж - воздушное судно»
- Тема 2. Качественные характеристики деятельности экипажа воздушного судна
- Тема 3. Количественные характеристики деятельности экипажа вс
- Тема 4. Факторы влияния внешней среды
- Тема 5. Характеристики полетных ситуаций в системе «экипаж – воздушное судно»
- Тема 6. Методы анализа полетных ситуаций и деятельности экипажа воздушного судна
- Тема 7. Обеспечение безопасности при взлете и на рулении
- Тема 8. Обеспечение безопасности полета по маршруту
- Тема 9. Обеспечение безопасности полета при заходе на посадку и посадке
- Тема 10. Нормы, методы и средства повышения надежности деятельности экипажа вс
- 1.4. Формы контроля по дисциплине
- 1.5. Рекомендуемая литература Основная
- 2. Учебное пособие введение
- Тема 1. Краткая характеристика процесса управления системой «э-вс»
- 1.1. Структурная схема управления системой «э-вс»
- 1.2. Факторы влияния на функционирование системы «э-вс»
- Внесистемные факторы влияния
- 5) Акты незаконного вмешательства в работу системы«экипаж – воздушное судно»:
- Внутрисистемные факторы влияния
- 1.3. Ограничения отклонений в работе системы «э-вс»
- 1.4. Потоки информации в системе «э-вс»
- Два основных вида информации, поступающей к экипажу.
- Тема 2. Качественные характеристики деятельности экипажа воздушного судна
- 2.1. Влияние действий экипажа на безопасность летной эксплуатации вс
- 2.2. Негативные проявления в деятельности экипажа вс
- 2.3. Общий принцип обработки информации и принятия решения экипажем вс
- 2.4. Особенности распознавания полетной ситуации и принятия решения экипажем воздушного судна
- 2.5. Виды деятельности по способу принятия решения
- Формализованная деятельность
- Эвристическая деятельность
- Тема 3. Количественные характеристики деятельности экипажа вс
- 3.1. Вероятность безошибочного выполнения действий
- 3.2. Вероятность своевременного выполнения действий или алгоритма
- 3.3. Интенсивность деятельности
- Интенсивность формализованной деятельности
- Интенсивность пилотирования
- 3.4. Временные характеристики деятельности
- Тема 4. Факторы влияния внешней среды
- 4.1. Движение воздуха относительно земной поверхности
- Влияние сдвига ветра на полет воздушного судна
- Влияние ветра на разбег, пробег и руление вс по аэродрому
- 4.2. Температура и давление воздуха
- 4.3. Атмосферные осадки
- Влияние нисходящих воздушно-дождевых потоков и ливневых осадков на параметры полета воздушного судна
- Глиссирование воздушного судна
- Обледенение воздушного судна
- Чтобы избежать опасности обледенения,
- 4.4. Грозовая деятельность Причины появления токов зарядки и разрядки воздушного судна в полете
- Факторы опасности при грозовой деятельности
- 4.5. Орнитологическая опасность для полетов воздушных судов Вероятность столкновения воздушных судов с птицами
- 4.6. Деятельность наземных служб
- Тема 5. Характеристики полетных ситуаций в системе «э-вс»
- 5.1. Классификация полетных ситуаций
- 5.2. Неблагоприятные события
- 5.1. Классификация полетных ситуаций
- Различают следующие виды особых ситуаций:
- 5.2. Неблагоприятные события
- Тема 6.
- 6.2. Анализ развития особой ситуации по материалам авиационного события
- 6.3. Эргономический анализ деятельности экипажа воздушного судна
- 6.4. Структурно-функциональный анализ безопасности маневра
- 7.1. Зона взлета
- Рассмотрим основные вопросы нормирования условий взлета.
- 7.2. Участки взлета
- 7.3. Нормирование углов набора при взлете
- 7.4. Нормирование характеристик взлета
- Нормативные требования по обеспечению безопасного взлета
- 7.5. Методики взлета
- Взлет с тормозов
- Роллинг-старт
- Взлет на номинальном режиме работы двигателей
- Взлет со снижением шума
- Взлет с уборкой механизации крыла после преодоления препятствий по курсу взлета
- Взлет с боковым ветром
- Взлет при наличии слякоти и воды на взлетно-посадочной полосе
- 7.6. Случайные и техногенные факторы влияния на безопасность взлета Отказы двигателей
- Несинхронная уборка механизации крыла
- Иллюзия в полете
- 7.7. Обеспечение безопасности на рулении
- Тема 8. Обеспечение безопасности полета по маршруту
- Нормативные требования к воздушным трассам и воздушным линиям
- Нормативные требования к полетам в условиях обледенения
- Нормативные требования к обходу гроз
- 8.2. Основные технологические требования к деятельности экипажа воздушного судна
- 8.4. Система безопасных высот и уровни отсчета высоты полета
- 8.5. Оптимальный режим полета по маршруту
- Тема 9. Обеспечение безопасности полета
- 9.2. Нормирование захода на посадку и посадки Скорости захода на посадку
- Зона посадки
- 9.3. Балансировка воздушного судна на предпосадочной прямой
- 9.4. Исправление боковых уклонений и отклонений по высоте
- 9.5. Основные ошибки при заходе на посадку Позднее начало снижения с эшелона
- Ошибки при исправлении траектории полета в вертикальной плоскости
- Основные причины столкновения исправных воздушных судов с землей при заходе на посадку
- Тема 10. Нормы, методы и средства повышения надежности деятельности экипажа воздушного судна
- 10.1. Нормирование действий экипажа воздушного судна
- 10.2. Средства и методы повышения надежности деятельности экипажа вс
- 10.1. Нормирование действий экипажа воздушного судна
- Руление
- Командир вс принимает решение на продолжение взлета, если:
- Полет на эшелоне
- Снижение
- При полете на предпосадочной прямой командир вс обязан прекратить снижение и уйти на второй круг, если:
- Уход на второй круг
- 10.2. Средства и методы повышения надежности деятельности экипажа вс в настоящее время существуют следующие пути повышения надежности деятельности экипажа:
- 1. Психологический путь повышения надежности деятельности экипажа предполагает осуществление следующих процедур:
- 2. Технологический путь повышения надежности деятельности экипажа
- 3. Технический путь повышения надежности деятельности экипажа.
- 4. Организационный путь повышения надежности деятельности экипажа включает следующие мероприятия: