Тема 7. Обеспечение безопасности при взлете и на рулении
Цель – систематизация знаний, касающихся взлета и руления, в единую нормативно-правовую и технологическую базу.
Учебные вопросы:
Нормирование условий и характеристик взлета.
Коэффициенты безопасности.
Характерные скорости взлета.
Неблагоприятные факторы и особые ситуации при взлете.
Влияние конфигурации ВС на безопасность взлета.
Особенности пилотирования при взлете.
Принятие решения на взлет и продолжение взлета.
Типовые ошибки и нарушения экипажа при выполнении взлета.
Нормирование условий руления.
Неблагоприятные факторы руления.
Типовые ошибки и нарушения экипажа на рулении.
Изучив данную тему, обучаемый должен:
иметь представление:
об экономических принципах разработки схем захода на посадку;
о теоретических аспектах обоснования коэффициентов безопасности;
знать:
коэффициенты безопасности и характерные скорости взлета и руления;
градиенты набора высоты для различных ситуаций;
влияние конфигурации и внешних условий на летную эксплуатацию ВС;
правила принятия решения на взлет и продолжение взлета;
неблагоприятные факторы и особые ситуации при взлете;
типовые ошибки и нарушения экипажа при выполнении взлета и руления;
порядок выполнения взлета в различных условиях;
уметь:
анализировать полетную ситуацию перед взлетом и в процессе взлета;
принимать решение на взлет и продолжение взлета в зависимости от сложившейся полетной ситуации.
При освоении темы необходимо:
изучить тему 7 учебного пособия, раздел «Выполнение полета» ФАП ПиВП, раздел В «Полет» НЛГС ТК, рассмотреть общие положения и характеристики взлета, освоить особенности учета свободной зоны в секторе взлета и посадки аэродрома;
выполнить тест по теме 7;
выполнить практическое задание 5;
ответить на контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятия взлета.
2. В чем различия понятий «взлет» и «собственно взлет»?
3. Объясните назначение свободной зоны аэродрома.
4. Почему шасси убираются на участке собственно взлета?
5. Почему скорость V2 должна быть достигнута до высоты, равной 10,7 м?
6. Где относительно ВПП должна быть достигнута скорость V2?
7. В какой степени в расчетах взлетных характеристик должен учитываться встречный ветер?
8. В какой степени в расчетах взлетных характеристик должен учитываться попутный ветер?
9. В какой степени в расчетах взлетных характеристик должен учитываться боковой ветер?
10. В каких единицах измеряется градиент набора ВС при взлете?
11. Какой градиент набора должен быть на втором и третьем участках штатного взлета?
12. Как рассчитывается градиент набора?
13. Какова величина коэффициента безопасности по отклонению РВ при подъеме ПСШ?
14. Какова величина коэффициента безопасности по безопасной скорости взлета?
15. Какова величина коэффициента безопасности по скорости начального набора при взлете?
16. С учетом каких условий устанавливается угол отклонения механизации крыла на разбеге?
17. Назовите основные виды взлета.
18. Назовите особенности взлета на номинальном режиме работы двигателей.
19. Назовите особенности взлета со снижением шума.
20. Назовите особенности взлета при наличии на ВПП слоя воды и слякоти.
21. Объясните технологию взлета с боковым ветром.
22. От каких факторов зависит маневренность ВС на рулении?
23. Приведите расчетную формулу потребной длины разбега с учетом коэффициентов безопасности.
24. Почему на четвертом участке взлета градиент набора уменьшается?
25. С учетом каких условий производятся расчеты загрузки ВС, потребной длины разбега и V1 на взлете?
Yandex.RTB R-A-252273-3- Тема 1. Краткая характеристика процесса управления системой «э-вс» 23
- 1. Руководство по изучению дисциплины
- 1.1. Цели и задачи дисциплины
- 1.2. Список принятых сокращений
- 1.3. Методические рекомендации по изучению дисциплины
- Тема 1. Краткая характеристика процесса управления системой «экипаж - воздушное судно»
- Тема 2. Качественные характеристики деятельности экипажа воздушного судна
- Тема 3. Количественные характеристики деятельности экипажа вс
- Тема 4. Факторы влияния внешней среды
- Тема 5. Характеристики полетных ситуаций в системе «экипаж – воздушное судно»
- Тема 6. Методы анализа полетных ситуаций и деятельности экипажа воздушного судна
- Тема 7. Обеспечение безопасности при взлете и на рулении
- Тема 8. Обеспечение безопасности полета по маршруту
- Тема 9. Обеспечение безопасности полета при заходе на посадку и посадке
- Тема 10. Нормы, методы и средства повышения надежности деятельности экипажа вс
- 1.4. Формы контроля по дисциплине
- 1.5. Рекомендуемая литература Основная
- 2. Учебное пособие введение
- Тема 1. Краткая характеристика процесса управления системой «э-вс»
- 1.1. Структурная схема управления системой «э-вс»
- 1.2. Факторы влияния на функционирование системы «э-вс»
- Внесистемные факторы влияния
- 5) Акты незаконного вмешательства в работу системы«экипаж – воздушное судно»:
- Внутрисистемные факторы влияния
- 1.3. Ограничения отклонений в работе системы «э-вс»
- 1.4. Потоки информации в системе «э-вс»
- Два основных вида информации, поступающей к экипажу.
- Тема 2. Качественные характеристики деятельности экипажа воздушного судна
- 2.1. Влияние действий экипажа на безопасность летной эксплуатации вс
- 2.2. Негативные проявления в деятельности экипажа вс
- 2.3. Общий принцип обработки информации и принятия решения экипажем вс
- 2.4. Особенности распознавания полетной ситуации и принятия решения экипажем воздушного судна
- 2.5. Виды деятельности по способу принятия решения
- Формализованная деятельность
- Эвристическая деятельность
- Тема 3. Количественные характеристики деятельности экипажа вс
- 3.1. Вероятность безошибочного выполнения действий
- 3.2. Вероятность своевременного выполнения действий или алгоритма
- 3.3. Интенсивность деятельности
- Интенсивность формализованной деятельности
- Интенсивность пилотирования
- 3.4. Временные характеристики деятельности
- Тема 4. Факторы влияния внешней среды
- 4.1. Движение воздуха относительно земной поверхности
- Влияние сдвига ветра на полет воздушного судна
- Влияние ветра на разбег, пробег и руление вс по аэродрому
- 4.2. Температура и давление воздуха
- 4.3. Атмосферные осадки
- Влияние нисходящих воздушно-дождевых потоков и ливневых осадков на параметры полета воздушного судна
- Глиссирование воздушного судна
- Обледенение воздушного судна
- Чтобы избежать опасности обледенения,
- 4.4. Грозовая деятельность Причины появления токов зарядки и разрядки воздушного судна в полете
- Факторы опасности при грозовой деятельности
- 4.5. Орнитологическая опасность для полетов воздушных судов Вероятность столкновения воздушных судов с птицами
- 4.6. Деятельность наземных служб
- Тема 5. Характеристики полетных ситуаций в системе «э-вс»
- 5.1. Классификация полетных ситуаций
- 5.2. Неблагоприятные события
- 5.1. Классификация полетных ситуаций
- Различают следующие виды особых ситуаций:
- 5.2. Неблагоприятные события
- Тема 6.
- 6.2. Анализ развития особой ситуации по материалам авиационного события
- 6.3. Эргономический анализ деятельности экипажа воздушного судна
- 6.4. Структурно-функциональный анализ безопасности маневра
- 7.1. Зона взлета
- Рассмотрим основные вопросы нормирования условий взлета.
- 7.2. Участки взлета
- 7.3. Нормирование углов набора при взлете
- 7.4. Нормирование характеристик взлета
- Нормативные требования по обеспечению безопасного взлета
- 7.5. Методики взлета
- Взлет с тормозов
- Роллинг-старт
- Взлет на номинальном режиме работы двигателей
- Взлет со снижением шума
- Взлет с уборкой механизации крыла после преодоления препятствий по курсу взлета
- Взлет с боковым ветром
- Взлет при наличии слякоти и воды на взлетно-посадочной полосе
- 7.6. Случайные и техногенные факторы влияния на безопасность взлета Отказы двигателей
- Несинхронная уборка механизации крыла
- Иллюзия в полете
- 7.7. Обеспечение безопасности на рулении
- Тема 8. Обеспечение безопасности полета по маршруту
- Нормативные требования к воздушным трассам и воздушным линиям
- Нормативные требования к полетам в условиях обледенения
- Нормативные требования к обходу гроз
- 8.2. Основные технологические требования к деятельности экипажа воздушного судна
- 8.4. Система безопасных высот и уровни отсчета высоты полета
- 8.5. Оптимальный режим полета по маршруту
- Тема 9. Обеспечение безопасности полета
- 9.2. Нормирование захода на посадку и посадки Скорости захода на посадку
- Зона посадки
- 9.3. Балансировка воздушного судна на предпосадочной прямой
- 9.4. Исправление боковых уклонений и отклонений по высоте
- 9.5. Основные ошибки при заходе на посадку Позднее начало снижения с эшелона
- Ошибки при исправлении траектории полета в вертикальной плоскости
- Основные причины столкновения исправных воздушных судов с землей при заходе на посадку
- Тема 10. Нормы, методы и средства повышения надежности деятельности экипажа воздушного судна
- 10.1. Нормирование действий экипажа воздушного судна
- 10.2. Средства и методы повышения надежности деятельности экипажа вс
- 10.1. Нормирование действий экипажа воздушного судна
- Руление
- Командир вс принимает решение на продолжение взлета, если:
- Полет на эшелоне
- Снижение
- При полете на предпосадочной прямой командир вс обязан прекратить снижение и уйти на второй круг, если:
- Уход на второй круг
- 10.2. Средства и методы повышения надежности деятельности экипажа вс в настоящее время существуют следующие пути повышения надежности деятельности экипажа:
- 1. Психологический путь повышения надежности деятельности экипажа предполагает осуществление следующих процедур:
- 2. Технологический путь повышения надежности деятельности экипажа
- 3. Технический путь повышения надежности деятельности экипажа.
- 4. Организационный путь повышения надежности деятельности экипажа включает следующие мероприятия: