3.1. Вероятность безошибочного выполнения действий
Вероятность безошибочного выполнения действий (βб), т. е. вероятность того, что заданные действия будут выполнены правильно, определяется структурно-алгоритмическим методом.
Для этого необходимы экспериментальные данные по надежности выполнения элементарных действий. Данный метод дает хорошие результаты, но очень трудоемок и требует предварительных исследований. В настоящее время имеются специальные справочники, в которых приводятся среднестатистические значения βб для типовых элементарных действий, что несколько сокращает объем экспериментов и упрощает необходимые расчеты.
Вероятность безошибочного выполнения заданной последовательности действий рассчитывается по формуле:
βбЭ = βбi
где βб – вероятность безошибочного выполнения последовательных действий (эквивалентного блока
βбi - вероятность безошибочного выполнения i-го последовательного действия.
Например, если задана какая-то последовательность элементарных действий (блок «Работа») (рис. 3.1), то вероятность безошибочного выполнения всего блока (эквивалентного блока) будет иметь вид
βбЭ = βб1 βб2 βб3 = 0,96 • 0,98 • 0,97 = 0,91,
а вероятность появления ошибки при последовательном выполнении действий (без операции контроля) составит: β0 = 1 - 0,91 = 0,09.
-
║
▼
βб1 = 0,96
║
▼
Βб2 = 0,98
║
▼
Βб3 = 0,97
║
▼
Рис. 3.1. Блок «Работа»
Высокая вероятность появления ошибок в блоке «Работа» объясняется отсутствием операций контроля выполненных действий.
Вероятность безошибочного выполнения последовательных действий может быть повышена за счет введения операций контроля: самоконтроля или взаимоконтроля. При этом вероятность появления ошибочных действий значительно снижается (на один-два порядка). Для примера рассмотрим последовательность элементарных действий, но с введением операции контроля (рис. 3.2).
В общем виде вероятность безошибочного выполнения участка технологии работы «Работа – Контроль», может быть определена по формуле
В общем виде вероятность безошибочного выполнения участка технологии работы бота - Контроль», может быть определена по формуле
(3.2)
β- вероятность безошибочного выполнения блока «Работа - Контроль»;
К11 - вероятность безошибочного выполнения операции «Контроль»;
К10 - вероятность выполнения операции «Контроль» с ошибками;
К00 - вероятность безошибочного перехода к следующему блоку действий.
Для сравнения с блоком «Работа» рассчитаем вероятность безошибочного выполнения блока «Работа - Контроль».
Допустим, К10 = 0,11, К11 = 0,89, К00 = 0,92, тогда вероятность безошибочного выполнения блока «Работа - Контроль» будет равна
β= (0,91 • 0.89)/[1-(0,91 • 0.11+0,09 • 0,92)] = 0,809 /0,811≈ 0,998,
а вероятность появления ошибки при этом составит
Ро = 1-0,998 = 0,002.
Из приведенного примера следует, что даже при низкой надежности операций контроля вероятность появления ошибки по сравнению с блоком «Работа» уменьшилась в 45 раз!
С помощью аналогичных расчетов можно убедительно доказывать необходимость и эффективность таких работ, как выполнение карты контрольных проверок, выполнение операций взаимоконтроля и самоконтроля.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Тема 1. Краткая характеристика процесса управления системой «э-вс» 23
- 1. Руководство по изучению дисциплины
- 1.1. Цели и задачи дисциплины
- 1.2. Список принятых сокращений
- 1.3. Методические рекомендации по изучению дисциплины
- Тема 1. Краткая характеристика процесса управления системой «экипаж - воздушное судно»
- Тема 2. Качественные характеристики деятельности экипажа воздушного судна
- Тема 3. Количественные характеристики деятельности экипажа вс
- Тема 4. Факторы влияния внешней среды
- Тема 5. Характеристики полетных ситуаций в системе «экипаж – воздушное судно»
- Тема 6. Методы анализа полетных ситуаций и деятельности экипажа воздушного судна
- Тема 7. Обеспечение безопасности при взлете и на рулении
- Тема 8. Обеспечение безопасности полета по маршруту
- Тема 9. Обеспечение безопасности полета при заходе на посадку и посадке
- Тема 10. Нормы, методы и средства повышения надежности деятельности экипажа вс
- 1.4. Формы контроля по дисциплине
- 1.5. Рекомендуемая литература Основная
- 2. Учебное пособие введение
- Тема 1. Краткая характеристика процесса управления системой «э-вс»
- 1.1. Структурная схема управления системой «э-вс»
- 1.2. Факторы влияния на функционирование системы «э-вс»
- Внесистемные факторы влияния
- 5) Акты незаконного вмешательства в работу системы«экипаж – воздушное судно»:
- Внутрисистемные факторы влияния
- 1.3. Ограничения отклонений в работе системы «э-вс»
- 1.4. Потоки информации в системе «э-вс»
- Два основных вида информации, поступающей к экипажу.
- Тема 2. Качественные характеристики деятельности экипажа воздушного судна
- 2.1. Влияние действий экипажа на безопасность летной эксплуатации вс
- 2.2. Негативные проявления в деятельности экипажа вс
- 2.3. Общий принцип обработки информации и принятия решения экипажем вс
- 2.4. Особенности распознавания полетной ситуации и принятия решения экипажем воздушного судна
- 2.5. Виды деятельности по способу принятия решения
- Формализованная деятельность
- Эвристическая деятельность
- Тема 3. Количественные характеристики деятельности экипажа вс
- 3.1. Вероятность безошибочного выполнения действий
- 3.2. Вероятность своевременного выполнения действий или алгоритма
- 3.3. Интенсивность деятельности
- Интенсивность формализованной деятельности
- Интенсивность пилотирования
- 3.4. Временные характеристики деятельности
- Тема 4. Факторы влияния внешней среды
- 4.1. Движение воздуха относительно земной поверхности
- Влияние сдвига ветра на полет воздушного судна
- Влияние ветра на разбег, пробег и руление вс по аэродрому
- 4.2. Температура и давление воздуха
- 4.3. Атмосферные осадки
- Влияние нисходящих воздушно-дождевых потоков и ливневых осадков на параметры полета воздушного судна
- Глиссирование воздушного судна
- Обледенение воздушного судна
- Чтобы избежать опасности обледенения,
- 4.4. Грозовая деятельность Причины появления токов зарядки и разрядки воздушного судна в полете
- Факторы опасности при грозовой деятельности
- 4.5. Орнитологическая опасность для полетов воздушных судов Вероятность столкновения воздушных судов с птицами
- 4.6. Деятельность наземных служб
- Тема 5. Характеристики полетных ситуаций в системе «э-вс»
- 5.1. Классификация полетных ситуаций
- 5.2. Неблагоприятные события
- 5.1. Классификация полетных ситуаций
- Различают следующие виды особых ситуаций:
- 5.2. Неблагоприятные события
- Тема 6.
- 6.2. Анализ развития особой ситуации по материалам авиационного события
- 6.3. Эргономический анализ деятельности экипажа воздушного судна
- 6.4. Структурно-функциональный анализ безопасности маневра
- 7.1. Зона взлета
- Рассмотрим основные вопросы нормирования условий взлета.
- 7.2. Участки взлета
- 7.3. Нормирование углов набора при взлете
- 7.4. Нормирование характеристик взлета
- Нормативные требования по обеспечению безопасного взлета
- 7.5. Методики взлета
- Взлет с тормозов
- Роллинг-старт
- Взлет на номинальном режиме работы двигателей
- Взлет со снижением шума
- Взлет с уборкой механизации крыла после преодоления препятствий по курсу взлета
- Взлет с боковым ветром
- Взлет при наличии слякоти и воды на взлетно-посадочной полосе
- 7.6. Случайные и техногенные факторы влияния на безопасность взлета Отказы двигателей
- Несинхронная уборка механизации крыла
- Иллюзия в полете
- 7.7. Обеспечение безопасности на рулении
- Тема 8. Обеспечение безопасности полета по маршруту
- Нормативные требования к воздушным трассам и воздушным линиям
- Нормативные требования к полетам в условиях обледенения
- Нормативные требования к обходу гроз
- 8.2. Основные технологические требования к деятельности экипажа воздушного судна
- 8.4. Система безопасных высот и уровни отсчета высоты полета
- 8.5. Оптимальный режим полета по маршруту
- Тема 9. Обеспечение безопасности полета
- 9.2. Нормирование захода на посадку и посадки Скорости захода на посадку
- Зона посадки
- 9.3. Балансировка воздушного судна на предпосадочной прямой
- 9.4. Исправление боковых уклонений и отклонений по высоте
- 9.5. Основные ошибки при заходе на посадку Позднее начало снижения с эшелона
- Ошибки при исправлении траектории полета в вертикальной плоскости
- Основные причины столкновения исправных воздушных судов с землей при заходе на посадку
- Тема 10. Нормы, методы и средства повышения надежности деятельности экипажа воздушного судна
- 10.1. Нормирование действий экипажа воздушного судна
- 10.2. Средства и методы повышения надежности деятельности экипажа вс
- 10.1. Нормирование действий экипажа воздушного судна
- Руление
- Командир вс принимает решение на продолжение взлета, если:
- Полет на эшелоне
- Снижение
- При полете на предпосадочной прямой командир вс обязан прекратить снижение и уйти на второй круг, если:
- Уход на второй круг
- 10.2. Средства и методы повышения надежности деятельности экипажа вс в настоящее время существуют следующие пути повышения надежности деятельности экипажа:
- 1. Психологический путь повышения надежности деятельности экипажа предполагает осуществление следующих процедур:
- 2. Технологический путь повышения надежности деятельности экипажа
- 3. Технический путь повышения надежности деятельности экипажа.
- 4. Организационный путь повышения надежности деятельности экипажа включает следующие мероприятия: