4.2. Температура и давление воздуха
Температура и давление воздуха оказывают влияние на параметры работы системы «экипаж – воздушное судно» через массовую плотность воздуха. Как видно из уравнения состояния газа, массовая плотность газа (воздуха) равна
ρ = P / RT (4.4)
где R – газовая постоянная, равная 8,314 Дж / К·моль.
Поэтому в зависимости от соотношения температуры и давления воздуха будут изменяться следующие параметры состояния системы «экипаж – воздушное судно», в которые входит значение массовой плотности воздуха:
скоростной напор воздуха: Q = (ρV²) / 2;
подъемная сила: Y = Cy Q S;
сила лобового сопротивления, тяга и мощность силовой установки: X = Cx Q S.
Как известно, оптимальными (расчетными) условиями эксплуатации ВС являются условия международной стандартной атмосферы (МСА): температура воздуха, равная +15 °С, давление – 760 мм рт. ст., массовая плотность воздуха – 1,225 кг/м3.
В практике летной эксплуатации отклонения от параметров стандартной атмосферы встречаются в основном при попадании ВС в опасные метеорологические или физико-географические условия.
Например, в зоне взлета и посадки возможно попадание ВС в изотермические слои воздуха, где температура воздуха с набором высоты увеличивается. В таких случаях наблюдается существенное падение тяги двигателей и скорости набора высоты.
Высокие температуры воздуха и низкое атмосферное давление на аэродроме могут привести к помпажу двигателей на взлете или невозможности осуществить продолженный взлет.
Отклонения от стандартной температуры при наборе эшелона снижает максимально допустимую высоту полета ВС. С точностью, приемлемой на практике, можно считать, что каждый градус повышения температуры воздуха относительно стандартной температуры снижает максимально допустимую высоту полета ВС примерно на 50 м.
Если обозначить потерю максимально допустимой высоты полета через ΔН, то расчет фактической максимально допустимой высоты полета, т. е. фактического эксплуатационного ограничения по высоте полета, можно произвести по формуле
где НЭОФАКТ) – эксплуатационные ограничения согласно РЛЭ.
Поскольку ΔН ≈ ΔТСА ∙ 50, то окончательное выражение для расчета фактической максимально допустимой высоты будет иметь вид
Формула (4.5) применима для случаев повышения ТºС воздуха относительно значений СА.
Понижение температуры воздуха относительно значений СА заметного отрицательного влияния на полет ВС не оказывает и поэтому может не учитываться.
В некоторых случаях наблюдается отклонение от СА сразу по нескольким параметрам. Например, при полете через наковальню грозового облака большие отклонения от значений СА будут наблюдаться по водности облака, массовой плотности и температуре воздуха (рис. 4.3).
Перечисленные факторы при условии, что они являются «скрытыми» для экипажа, могут привести к резкой потере скорости, самовыключению двигателей и сваливанию ВС.
Из метеорологии известно, что в передней части грозовых облаков наблюдаются мощные восходящие воздушные потоки теплого воздуха. Достигая тропопаузы, теплые воздушные потоки теряют свою скорость, растекаясь под тропопаузой в виде наковальни грозового облака. Поэтому внутри наковальни воздух значительно теплее и массовая плотность воздуха ниже, чем за пределами грозового облака. В наковальне отклонение от СА может достигать 20–25 ºС.
Такие значения отклонений приводят к снижению предельно допустимой высоты полета самолета на 1000–1250 м. На рис. 4.3 изображена схема развития катастрофической ситуации с самолетом Ту-154 под Донецком.
В данном случае можно предполагать, что Ту-154 за счет потери скорости набрал высоту, равную 11 900 м, что примерно на 1000 м больше предельно допустимой высоты, что стало причиной увеличения углов атаки и падения скорости, так как автопилот стабилизировал заданную высоту.
Особенностью наковальни является и пониженная плотность воздуха из-за высокой влажности и водности. Пониженная плотность воздуха и большие углы атаки привели к самовыключению всех двигателей. Экипаж не распознал ситуации и не предвидел указанных особенностей полета в наковальне грозового облака.
- Тема 1. Краткая характеристика процесса управления системой «э-вс» 23
- 1. Руководство по изучению дисциплины
- 1.1. Цели и задачи дисциплины
- 1.2. Список принятых сокращений
- 1.3. Методические рекомендации по изучению дисциплины
- Тема 1. Краткая характеристика процесса управления системой «экипаж - воздушное судно»
- Тема 2. Качественные характеристики деятельности экипажа воздушного судна
- Тема 3. Количественные характеристики деятельности экипажа вс
- Тема 4. Факторы влияния внешней среды
- Тема 5. Характеристики полетных ситуаций в системе «экипаж – воздушное судно»
- Тема 6. Методы анализа полетных ситуаций и деятельности экипажа воздушного судна
- Тема 7. Обеспечение безопасности при взлете и на рулении
- Тема 8. Обеспечение безопасности полета по маршруту
- Тема 9. Обеспечение безопасности полета при заходе на посадку и посадке
- Тема 10. Нормы, методы и средства повышения надежности деятельности экипажа вс
- 1.4. Формы контроля по дисциплине
- 1.5. Рекомендуемая литература Основная
- 2. Учебное пособие введение
- Тема 1. Краткая характеристика процесса управления системой «э-вс»
- 1.1. Структурная схема управления системой «э-вс»
- 1.2. Факторы влияния на функционирование системы «э-вс»
- Внесистемные факторы влияния
- 5) Акты незаконного вмешательства в работу системы«экипаж – воздушное судно»:
- Внутрисистемные факторы влияния
- 1.3. Ограничения отклонений в работе системы «э-вс»
- 1.4. Потоки информации в системе «э-вс»
- Два основных вида информации, поступающей к экипажу.
- Тема 2. Качественные характеристики деятельности экипажа воздушного судна
- 2.1. Влияние действий экипажа на безопасность летной эксплуатации вс
- 2.2. Негативные проявления в деятельности экипажа вс
- 2.3. Общий принцип обработки информации и принятия решения экипажем вс
- 2.4. Особенности распознавания полетной ситуации и принятия решения экипажем воздушного судна
- 2.5. Виды деятельности по способу принятия решения
- Формализованная деятельность
- Эвристическая деятельность
- Тема 3. Количественные характеристики деятельности экипажа вс
- 3.1. Вероятность безошибочного выполнения действий
- 3.2. Вероятность своевременного выполнения действий или алгоритма
- 3.3. Интенсивность деятельности
- Интенсивность формализованной деятельности
- Интенсивность пилотирования
- 3.4. Временные характеристики деятельности
- Тема 4. Факторы влияния внешней среды
- 4.1. Движение воздуха относительно земной поверхности
- Влияние сдвига ветра на полет воздушного судна
- Влияние ветра на разбег, пробег и руление вс по аэродрому
- 4.2. Температура и давление воздуха
- 4.3. Атмосферные осадки
- Влияние нисходящих воздушно-дождевых потоков и ливневых осадков на параметры полета воздушного судна
- Глиссирование воздушного судна
- Обледенение воздушного судна
- Чтобы избежать опасности обледенения,
- 4.4. Грозовая деятельность Причины появления токов зарядки и разрядки воздушного судна в полете
- Факторы опасности при грозовой деятельности
- 4.5. Орнитологическая опасность для полетов воздушных судов Вероятность столкновения воздушных судов с птицами
- 4.6. Деятельность наземных служб
- Тема 5. Характеристики полетных ситуаций в системе «э-вс»
- 5.1. Классификация полетных ситуаций
- 5.2. Неблагоприятные события
- 5.1. Классификация полетных ситуаций
- Различают следующие виды особых ситуаций:
- 5.2. Неблагоприятные события
- Тема 6.
- 6.2. Анализ развития особой ситуации по материалам авиационного события
- 6.3. Эргономический анализ деятельности экипажа воздушного судна
- 6.4. Структурно-функциональный анализ безопасности маневра
- 7.1. Зона взлета
- Рассмотрим основные вопросы нормирования условий взлета.
- 7.2. Участки взлета
- 7.3. Нормирование углов набора при взлете
- 7.4. Нормирование характеристик взлета
- Нормативные требования по обеспечению безопасного взлета
- 7.5. Методики взлета
- Взлет с тормозов
- Роллинг-старт
- Взлет на номинальном режиме работы двигателей
- Взлет со снижением шума
- Взлет с уборкой механизации крыла после преодоления препятствий по курсу взлета
- Взлет с боковым ветром
- Взлет при наличии слякоти и воды на взлетно-посадочной полосе
- 7.6. Случайные и техногенные факторы влияния на безопасность взлета Отказы двигателей
- Несинхронная уборка механизации крыла
- Иллюзия в полете
- 7.7. Обеспечение безопасности на рулении
- Тема 8. Обеспечение безопасности полета по маршруту
- Нормативные требования к воздушным трассам и воздушным линиям
- Нормативные требования к полетам в условиях обледенения
- Нормативные требования к обходу гроз
- 8.2. Основные технологические требования к деятельности экипажа воздушного судна
- 8.4. Система безопасных высот и уровни отсчета высоты полета
- 8.5. Оптимальный режим полета по маршруту
- Тема 9. Обеспечение безопасности полета
- 9.2. Нормирование захода на посадку и посадки Скорости захода на посадку
- Зона посадки
- 9.3. Балансировка воздушного судна на предпосадочной прямой
- 9.4. Исправление боковых уклонений и отклонений по высоте
- 9.5. Основные ошибки при заходе на посадку Позднее начало снижения с эшелона
- Ошибки при исправлении траектории полета в вертикальной плоскости
- Основные причины столкновения исправных воздушных судов с землей при заходе на посадку
- Тема 10. Нормы, методы и средства повышения надежности деятельности экипажа воздушного судна
- 10.1. Нормирование действий экипажа воздушного судна
- 10.2. Средства и методы повышения надежности деятельности экипажа вс
- 10.1. Нормирование действий экипажа воздушного судна
- Руление
- Командир вс принимает решение на продолжение взлета, если:
- Полет на эшелоне
- Снижение
- При полете на предпосадочной прямой командир вс обязан прекратить снижение и уйти на второй круг, если:
- Уход на второй круг
- 10.2. Средства и методы повышения надежности деятельности экипажа вс в настоящее время существуют следующие пути повышения надежности деятельности экипажа:
- 1. Психологический путь повышения надежности деятельности экипажа предполагает осуществление следующих процедур:
- 2. Технологический путь повышения надежности деятельности экипажа
- 3. Технический путь повышения надежности деятельности экипажа.
- 4. Организационный путь повышения надежности деятельности экипажа включает следующие мероприятия: