Интенсивность пилотирования
Поскольку пилотирование ВС является частично вероятностным процессом, то он не может быть описан формализовано. Поэтому расчет интенсивности по методике формализованных алгоритмов для расчета интенсивности пилотирования не применим. Расчет интенсивности действий членов экипажа по пилотированию ВС производится по специальному графику (рис. 3.3).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Рис. 3.3. Интенсивность пилотирования
Для того, чтобы определить интенсивность пилотирования, необходимо рассчитать или задать значение параметра J.
Комплексный параметр J учитывает уровень техники пилотирования и скорость изменения регулируемого параметра и рассчитывается по формуле
(3.6)
Где – величина отклонения от заданного значения регулируемого параметра допускаемого пилотом, град;
–скорость возмущения (изменения) регулируемого параметра, град/с;
Величина характеризует уровень техники пилотирования, т. е. летные навыки пилота в выдерживании заданных значений параметров полета. Скорость изменения (возмущения) выдерживаемого параметра полета определяет условия, т. е. активность влияния внешних факторов, отказов ФС ВС, ошибок и нарушений авиаспециалистов.
Интенсивность действий по пилотированию ВС зависит от различных факторов. Основными из них являются летные навыки пилота (уровень техники пилотирования), активность воздействия внутрисистемных и внесистемных ФВ (турбулентности, видимости, ветра, грозы, интенсивности воздушного движения, отказов бортовых ФС, ошибок экипажа, ошибок диспетчеров УВД и т. д.). Воздействие факторов влияния на параметры работы системы «экипаж – воздушное судно» приводит к появлению и нарастанию отклонений по одному или совокупности параметров полета. Процесс появления и нарастания отклонений под воздействием факторов влияния называют возмущением параметров работы системы «экипаж – воздушное судно».
Очевидно, что чем больше величина и скорость возмущения того или иного параметра, тем чаще пилот вынужден выполнять корректирующие действия. Кроме того, частота корректирующих действий зависит от летных навыков пилота.
Расчет интенсивности пилотирования производится отдельно для бокового и продольного каналов пилотирования. Общая интенсивность пилотирования будет равна сумме интенсивностей пилотирования по каналам пилотирования:
Iпп = Iпрод + Iбок, (3.7)
где Iпрод – интенсивность пилотирования в продольном канале, ОЕ/с;
Iбок – интенсивность пилотирования в боковом канале, ОЕ/с.
Для расчета интенсивности пилотирования в продольном или боковом канале выбираются параметры с наибольшей частотой регулирования.
Допустим, что в боковом канале пилот выдерживает курс с точностью, равной ± 3º,
т. е. = ± 3º. Под влиянием внешних возмущений выдерживаемый курс «уходит» со скоростью= ± 0,3º/с. Подставив эти значения в формулу (3.6), получим J = 5,7. Откладываем на оси J полученное значение и считываем по шкале оси Iпп значение интенсивности пилотирования в боковом канале Iбок = 1,5 ОЕ/с. Низкое значение интенсивности в данном случае определяется малым уходом курса под влиянием внешних возмущений, а также невысокой точностью выдерживания курса пилотом, т. е. его уровнем техники пилотирования.
С помощью этого же графика может решаться и обратная задача – определение по заданной интенсивности, соответствующей эксплуатационным или предельным ограничениям, предельно допустимых значений внешних возмущений в полете для пилота с заданным уровнем техники пилотирования.
- Тема 1. Краткая характеристика процесса управления системой «э-вс» 23
- 1. Руководство по изучению дисциплины
- 1.1. Цели и задачи дисциплины
- 1.2. Список принятых сокращений
- 1.3. Методические рекомендации по изучению дисциплины
- Тема 1. Краткая характеристика процесса управления системой «экипаж - воздушное судно»
- Тема 2. Качественные характеристики деятельности экипажа воздушного судна
- Тема 3. Количественные характеристики деятельности экипажа вс
- Тема 4. Факторы влияния внешней среды
- Тема 5. Характеристики полетных ситуаций в системе «экипаж – воздушное судно»
- Тема 6. Методы анализа полетных ситуаций и деятельности экипажа воздушного судна
- Тема 7. Обеспечение безопасности при взлете и на рулении
- Тема 8. Обеспечение безопасности полета по маршруту
- Тема 9. Обеспечение безопасности полета при заходе на посадку и посадке
- Тема 10. Нормы, методы и средства повышения надежности деятельности экипажа вс
- 1.4. Формы контроля по дисциплине
- 1.5. Рекомендуемая литература Основная
- 2. Учебное пособие введение
- Тема 1. Краткая характеристика процесса управления системой «э-вс»
- 1.1. Структурная схема управления системой «э-вс»
- 1.2. Факторы влияния на функционирование системы «э-вс»
- Внесистемные факторы влияния
- 5) Акты незаконного вмешательства в работу системы«экипаж – воздушное судно»:
- Внутрисистемные факторы влияния
- 1.3. Ограничения отклонений в работе системы «э-вс»
- 1.4. Потоки информации в системе «э-вс»
- Два основных вида информации, поступающей к экипажу.
- Тема 2. Качественные характеристики деятельности экипажа воздушного судна
- 2.1. Влияние действий экипажа на безопасность летной эксплуатации вс
- 2.2. Негативные проявления в деятельности экипажа вс
- 2.3. Общий принцип обработки информации и принятия решения экипажем вс
- 2.4. Особенности распознавания полетной ситуации и принятия решения экипажем воздушного судна
- 2.5. Виды деятельности по способу принятия решения
- Формализованная деятельность
- Эвристическая деятельность
- Тема 3. Количественные характеристики деятельности экипажа вс
- 3.1. Вероятность безошибочного выполнения действий
- 3.2. Вероятность своевременного выполнения действий или алгоритма
- 3.3. Интенсивность деятельности
- Интенсивность формализованной деятельности
- Интенсивность пилотирования
- 3.4. Временные характеристики деятельности
- Тема 4. Факторы влияния внешней среды
- 4.1. Движение воздуха относительно земной поверхности
- Влияние сдвига ветра на полет воздушного судна
- Влияние ветра на разбег, пробег и руление вс по аэродрому
- 4.2. Температура и давление воздуха
- 4.3. Атмосферные осадки
- Влияние нисходящих воздушно-дождевых потоков и ливневых осадков на параметры полета воздушного судна
- Глиссирование воздушного судна
- Обледенение воздушного судна
- Чтобы избежать опасности обледенения,
- 4.4. Грозовая деятельность Причины появления токов зарядки и разрядки воздушного судна в полете
- Факторы опасности при грозовой деятельности
- 4.5. Орнитологическая опасность для полетов воздушных судов Вероятность столкновения воздушных судов с птицами
- 4.6. Деятельность наземных служб
- Тема 5. Характеристики полетных ситуаций в системе «э-вс»
- 5.1. Классификация полетных ситуаций
- 5.2. Неблагоприятные события
- 5.1. Классификация полетных ситуаций
- Различают следующие виды особых ситуаций:
- 5.2. Неблагоприятные события
- Тема 6.
- 6.2. Анализ развития особой ситуации по материалам авиационного события
- 6.3. Эргономический анализ деятельности экипажа воздушного судна
- 6.4. Структурно-функциональный анализ безопасности маневра
- 7.1. Зона взлета
- Рассмотрим основные вопросы нормирования условий взлета.
- 7.2. Участки взлета
- 7.3. Нормирование углов набора при взлете
- 7.4. Нормирование характеристик взлета
- Нормативные требования по обеспечению безопасного взлета
- 7.5. Методики взлета
- Взлет с тормозов
- Роллинг-старт
- Взлет на номинальном режиме работы двигателей
- Взлет со снижением шума
- Взлет с уборкой механизации крыла после преодоления препятствий по курсу взлета
- Взлет с боковым ветром
- Взлет при наличии слякоти и воды на взлетно-посадочной полосе
- 7.6. Случайные и техногенные факторы влияния на безопасность взлета Отказы двигателей
- Несинхронная уборка механизации крыла
- Иллюзия в полете
- 7.7. Обеспечение безопасности на рулении
- Тема 8. Обеспечение безопасности полета по маршруту
- Нормативные требования к воздушным трассам и воздушным линиям
- Нормативные требования к полетам в условиях обледенения
- Нормативные требования к обходу гроз
- 8.2. Основные технологические требования к деятельности экипажа воздушного судна
- 8.4. Система безопасных высот и уровни отсчета высоты полета
- 8.5. Оптимальный режим полета по маршруту
- Тема 9. Обеспечение безопасности полета
- 9.2. Нормирование захода на посадку и посадки Скорости захода на посадку
- Зона посадки
- 9.3. Балансировка воздушного судна на предпосадочной прямой
- 9.4. Исправление боковых уклонений и отклонений по высоте
- 9.5. Основные ошибки при заходе на посадку Позднее начало снижения с эшелона
- Ошибки при исправлении траектории полета в вертикальной плоскости
- Основные причины столкновения исправных воздушных судов с землей при заходе на посадку
- Тема 10. Нормы, методы и средства повышения надежности деятельности экипажа воздушного судна
- 10.1. Нормирование действий экипажа воздушного судна
- 10.2. Средства и методы повышения надежности деятельности экипажа вс
- 10.1. Нормирование действий экипажа воздушного судна
- Руление
- Командир вс принимает решение на продолжение взлета, если:
- Полет на эшелоне
- Снижение
- При полете на предпосадочной прямой командир вс обязан прекратить снижение и уйти на второй круг, если:
- Уход на второй круг
- 10.2. Средства и методы повышения надежности деятельности экипажа вс в настоящее время существуют следующие пути повышения надежности деятельности экипажа:
- 1. Психологический путь повышения надежности деятельности экипажа предполагает осуществление следующих процедур:
- 2. Технологический путь повышения надежности деятельности экипажа
- 3. Технический путь повышения надежности деятельности экипажа.
- 4. Организационный путь повышения надежности деятельности экипажа включает следующие мероприятия: