7.2. Участки взлета
На рис. 7.2 представлена штатная (нормальная) траектория взлета, которая включает четыре участка:
Собственно взлет – участок взлета от начала разбега и до достижения высоты, равной 10,7 м, и скорости взлета V2. На этом участке основной контрольной точкой является скорость принятия решения (V1) – скорость, на которой командир ВС принимает решение о продолжении взлета или прекращении разбега. При достижении скорости принятия решения штурманом или вторым пилотом выдается информация «Рубеж».
На скорости VR выдается информация «Подъем», по которой КВС начинает подъем передней стойки шасси до заданного угла тангажа и далее выдерживает этот угол вплоть до отрыва.
После отрыва ВС и уверенного перехода в набор высоты (стрелка вариометра переходит в сектор «Набор») подается команда на уборку шасси.
При достижении скорости V2 и высоты, равной 10,7 м, выдается информация «Безопасная». Это означает, что эффективность рулей обеспечит выдерживание прямолинейного полета при отказе двигателя. На этом собственно взлет заканчивается.
Участок уборки шасси – второй участок взлета, который начинается в конце первого участка и продолжается до момента окончания уборки шасси (в среднем на H = 60 м). Уборка шасси сразу после перехода в набор высоты необходима на случай отказа одного из двигателей, так как продолженный взлет с полным взлетным весом, как правило, возможен только с убранным шасси. На этом участке взлета выдерживается постоянный тангаж ВС, при этом за счет уменьшения лобового сопротивления в процессе уборки шасси скорость полета увеличивается.
Участок набора высоты и разгона до скорости начального набора – участок взлета, на котором осуществляются набор высоты до H = 120 м и разгон до скорости начального набора V2Н = 1,3Vсв, обеспечивающие безопасную уборку механизации в штатных условиях взлета. При этом достигается наибольший градиент набора.
Высота H = 120 м выбрана из условия, что максимально допустимые отклонения от глиссады по высоте равны или превышают значение потери высоты от просадки ВС при уборке механизации крыла с учетом двадцатипроцентного запаса на возможные воздействия случайных факторов.
Участок уборки механизации крыла и разгона скорости набора эшелона. Уборка механизации крыла производится, как правило, в два-три приема из условия предотвращения резких движений штурвала для перебалансировки ВС, обеспечения необходимого комфорта полета пассажиров и предотвращения резкой потери высоты. После уборки механизации крыла ВС переводится на меньшие углы тангажа для разгона скорости набора эшелона полета, затем устанавливается номинальный режим работы двигателей и продолжается набор высоты со скоростями набора и углом тангажа в соответствии с требованиями РЛЭ. На высоте, равной 400 м, или после перехода в крейсерскую конфигурацию этап взлета заканчивается.
Траектория взлета зависит от требований аэропорта и условий взлета. Например, если по курсу взлета имеются максимально допустимые препятствия и ливневые осадки, то при таких условиях для обеспечения безопасной высоты при просадке ВС (вследствие уборки механизации крыла и воздействия ливневых осадков) уборка механизации должна производиться после преодоления препятствий. При этом угол набора третьего участка сохраняется и на четвертом участке до преодоления препятствий. Профиль взлета может изменяться по требованию аэропорта в связи с близким расположением населенных пунктов. При взлете над населенным пунктом взлет должен выполняться по методике взлета со снижением уровня шума на местности.
- Тема 1. Краткая характеристика процесса управления системой «э-вс» 23
- 1. Руководство по изучению дисциплины
- 1.1. Цели и задачи дисциплины
- 1.2. Список принятых сокращений
- 1.3. Методические рекомендации по изучению дисциплины
- Тема 1. Краткая характеристика процесса управления системой «экипаж - воздушное судно»
- Тема 2. Качественные характеристики деятельности экипажа воздушного судна
- Тема 3. Количественные характеристики деятельности экипажа вс
- Тема 4. Факторы влияния внешней среды
- Тема 5. Характеристики полетных ситуаций в системе «экипаж – воздушное судно»
- Тема 6. Методы анализа полетных ситуаций и деятельности экипажа воздушного судна
- Тема 7. Обеспечение безопасности при взлете и на рулении
- Тема 8. Обеспечение безопасности полета по маршруту
- Тема 9. Обеспечение безопасности полета при заходе на посадку и посадке
- Тема 10. Нормы, методы и средства повышения надежности деятельности экипажа вс
- 1.4. Формы контроля по дисциплине
- 1.5. Рекомендуемая литература Основная
- 2. Учебное пособие введение
- Тема 1. Краткая характеристика процесса управления системой «э-вс»
- 1.1. Структурная схема управления системой «э-вс»
- 1.2. Факторы влияния на функционирование системы «э-вс»
- Внесистемные факторы влияния
- 5) Акты незаконного вмешательства в работу системы«экипаж – воздушное судно»:
- Внутрисистемные факторы влияния
- 1.3. Ограничения отклонений в работе системы «э-вс»
- 1.4. Потоки информации в системе «э-вс»
- Два основных вида информации, поступающей к экипажу.
- Тема 2. Качественные характеристики деятельности экипажа воздушного судна
- 2.1. Влияние действий экипажа на безопасность летной эксплуатации вс
- 2.2. Негативные проявления в деятельности экипажа вс
- 2.3. Общий принцип обработки информации и принятия решения экипажем вс
- 2.4. Особенности распознавания полетной ситуации и принятия решения экипажем воздушного судна
- 2.5. Виды деятельности по способу принятия решения
- Формализованная деятельность
- Эвристическая деятельность
- Тема 3. Количественные характеристики деятельности экипажа вс
- 3.1. Вероятность безошибочного выполнения действий
- 3.2. Вероятность своевременного выполнения действий или алгоритма
- 3.3. Интенсивность деятельности
- Интенсивность формализованной деятельности
- Интенсивность пилотирования
- 3.4. Временные характеристики деятельности
- Тема 4. Факторы влияния внешней среды
- 4.1. Движение воздуха относительно земной поверхности
- Влияние сдвига ветра на полет воздушного судна
- Влияние ветра на разбег, пробег и руление вс по аэродрому
- 4.2. Температура и давление воздуха
- 4.3. Атмосферные осадки
- Влияние нисходящих воздушно-дождевых потоков и ливневых осадков на параметры полета воздушного судна
- Глиссирование воздушного судна
- Обледенение воздушного судна
- Чтобы избежать опасности обледенения,
- 4.4. Грозовая деятельность Причины появления токов зарядки и разрядки воздушного судна в полете
- Факторы опасности при грозовой деятельности
- 4.5. Орнитологическая опасность для полетов воздушных судов Вероятность столкновения воздушных судов с птицами
- 4.6. Деятельность наземных служб
- Тема 5. Характеристики полетных ситуаций в системе «э-вс»
- 5.1. Классификация полетных ситуаций
- 5.2. Неблагоприятные события
- 5.1. Классификация полетных ситуаций
- Различают следующие виды особых ситуаций:
- 5.2. Неблагоприятные события
- Тема 6.
- 6.2. Анализ развития особой ситуации по материалам авиационного события
- 6.3. Эргономический анализ деятельности экипажа воздушного судна
- 6.4. Структурно-функциональный анализ безопасности маневра
- 7.1. Зона взлета
- Рассмотрим основные вопросы нормирования условий взлета.
- 7.2. Участки взлета
- 7.3. Нормирование углов набора при взлете
- 7.4. Нормирование характеристик взлета
- Нормативные требования по обеспечению безопасного взлета
- 7.5. Методики взлета
- Взлет с тормозов
- Роллинг-старт
- Взлет на номинальном режиме работы двигателей
- Взлет со снижением шума
- Взлет с уборкой механизации крыла после преодоления препятствий по курсу взлета
- Взлет с боковым ветром
- Взлет при наличии слякоти и воды на взлетно-посадочной полосе
- 7.6. Случайные и техногенные факторы влияния на безопасность взлета Отказы двигателей
- Несинхронная уборка механизации крыла
- Иллюзия в полете
- 7.7. Обеспечение безопасности на рулении
- Тема 8. Обеспечение безопасности полета по маршруту
- Нормативные требования к воздушным трассам и воздушным линиям
- Нормативные требования к полетам в условиях обледенения
- Нормативные требования к обходу гроз
- 8.2. Основные технологические требования к деятельности экипажа воздушного судна
- 8.4. Система безопасных высот и уровни отсчета высоты полета
- 8.5. Оптимальный режим полета по маршруту
- Тема 9. Обеспечение безопасности полета
- 9.2. Нормирование захода на посадку и посадки Скорости захода на посадку
- Зона посадки
- 9.3. Балансировка воздушного судна на предпосадочной прямой
- 9.4. Исправление боковых уклонений и отклонений по высоте
- 9.5. Основные ошибки при заходе на посадку Позднее начало снижения с эшелона
- Ошибки при исправлении траектории полета в вертикальной плоскости
- Основные причины столкновения исправных воздушных судов с землей при заходе на посадку
- Тема 10. Нормы, методы и средства повышения надежности деятельности экипажа воздушного судна
- 10.1. Нормирование действий экипажа воздушного судна
- 10.2. Средства и методы повышения надежности деятельности экипажа вс
- 10.1. Нормирование действий экипажа воздушного судна
- Руление
- Командир вс принимает решение на продолжение взлета, если:
- Полет на эшелоне
- Снижение
- При полете на предпосадочной прямой командир вс обязан прекратить снижение и уйти на второй круг, если:
- Уход на второй круг
- 10.2. Средства и методы повышения надежности деятельности экипажа вс в настоящее время существуют следующие пути повышения надежности деятельности экипажа:
- 1. Психологический путь повышения надежности деятельности экипажа предполагает осуществление следующих процедур:
- 2. Технологический путь повышения надежности деятельности экипажа
- 3. Технический путь повышения надежности деятельности экипажа.
- 4. Организационный путь повышения надежности деятельности экипажа включает следующие мероприятия: