Различают следующие виды особых ситуаций:
Катастрофическая ситуация (катастрофический эффект) – особая ситуация, при возникновении которой предотвращение гибели людей оказывается практически невозможным. Суммарная вероятность возникновения катастрофической ситуации, вызванной отказными состояниями системы «экипаж – воздушное судно» в целом, не должна превышать 107 на 1 ч полета.
Аварийная ситуация (аварийный эффект) – особая ситуация, характеризующаяся значительным ухудшением характеристик и / или достижением (превышением) предельных ограничений, а также физическим утомлением или такой рабочей нагрузкой экипажа, что уже нельзя полагаться на то, что он выполнит свои задачи точно или полностью.
Суммарная вероятность возникновения аварийной ситуации (аварийного эффекта), вызванной отказными состояниями, для ВС в целом не должна превышать 10-6 на 1 ч полета. Руководство по летной эксплуатации должно содержать рекомендации, позволяющие экипажу принять все возможные меры для предотвращения перехода АС в КС.
Желательно, чтобы указанные рекомендации были проверены в летных испытаниях. В тех случаях, когда летная проверка связана с повреждениями ВС, с особо высокой степенью риска или заведомо нецелесообразна, разработанные рекомендации должны подтверждаться результатами анализа опыта эксплуатации других ВС, близких по конструкции к сертифицируемому, а также результатами соответствующих лабораторных, стендовых испытаний, моделирования и расчетов.
Сложная ситуация (существенный эффект) – особая ситуация, характеризующаяся заметным ухудшением характеристик и / или выходом одного или нескольких параметров за эксплуатационные ограничения, но без достижения предельных ограничений, а также уменьшением способности экипажа справиться с возникшей ситуацией как из-за увеличения рабочей нагрузки, так и из-за условий, понижающих эффективность действий экипажа.
Суммарная вероятность возникновения сложной ситуации для ВС в целом не должна превышать 10-4 на 1 ч полета. Указания РЛЭ по действиям в СС должны быть проверены в летных испытаниях (на тренажерах – при невозможности проверки в полете) и не должны требовать от экипажа чрезмерных усилий и необычных приемов пилотирования.
Усложнение условий полета (незначительный эффект) – особая ситуация, характеризующаяся незначительным ухудшением характеристик и / или выходом одного или нескольких параметров за рекомендуемые режимы полета, но без достижения эксплуатационных ограничений, незначительным увеличением рабочей нагрузки на экипаж, например, изменением плана полета. Суммарная вероятность возникновения сложной ситуации для ВС в целом не должна превышать 10-3 на 1 ч полета. Все усложнения условий полета (отклонения, замечания) подлежат анализу с целью отработки соответствующих рекомендаций по действиям экипажа в полете.
Особые ситуации (эффекты) классифицируются с использованием следующих критериев:
ухудшение летных характеристик, характеристик устойчивости и управляемости, прочности и работы систем;
увеличение рабочей (психофизиологической) нагрузки на экипаж сверх уровня, предусмотренного нормами;
дискомфорт, травмирование или гибель людей.
На основании анализа определений видов особых ситуаций, приводимых в НЛГС ТК, выделены общие характеристики и градации каждой из характеристик, по которым можно распознать вид особой ситуации (табл. 5.1).
Примечание. При возникновении СС, АС, как правило, требуется (происходит) изменение плана полета.
Поскольку в полете характеристики ВС, экипажа и факторы влияния внешней среды могут изменяться, то, соответственно, изменяется и вид особой ситуации. Динамика видов и варианты переходов между видами ОС в системе «экипаж – воздушное судно» представлены на рис. 5.2.
Усложнение вида особой ситуации происходит под действием неблагоприятных факторов. Выход из сложившейся особой ситуации может быть найден только в результате правильных и своевременных действий или же при стечении благоприятных обстоятельств.
Любая свершившаяся особая ситуация может иметь различные последствия, которые характеризуют вид неблагоприятного события в системе «экипаж – воздушное судно».
- Тема 1. Краткая характеристика процесса управления системой «э-вс» 23
- 1. Руководство по изучению дисциплины
- 1.1. Цели и задачи дисциплины
- 1.2. Список принятых сокращений
- 1.3. Методические рекомендации по изучению дисциплины
- Тема 1. Краткая характеристика процесса управления системой «экипаж - воздушное судно»
- Тема 2. Качественные характеристики деятельности экипажа воздушного судна
- Тема 3. Количественные характеристики деятельности экипажа вс
- Тема 4. Факторы влияния внешней среды
- Тема 5. Характеристики полетных ситуаций в системе «экипаж – воздушное судно»
- Тема 6. Методы анализа полетных ситуаций и деятельности экипажа воздушного судна
- Тема 7. Обеспечение безопасности при взлете и на рулении
- Тема 8. Обеспечение безопасности полета по маршруту
- Тема 9. Обеспечение безопасности полета при заходе на посадку и посадке
- Тема 10. Нормы, методы и средства повышения надежности деятельности экипажа вс
- 1.4. Формы контроля по дисциплине
- 1.5. Рекомендуемая литература Основная
- 2. Учебное пособие введение
- Тема 1. Краткая характеристика процесса управления системой «э-вс»
- 1.1. Структурная схема управления системой «э-вс»
- 1.2. Факторы влияния на функционирование системы «э-вс»
- Внесистемные факторы влияния
- 5) Акты незаконного вмешательства в работу системы«экипаж – воздушное судно»:
- Внутрисистемные факторы влияния
- 1.3. Ограничения отклонений в работе системы «э-вс»
- 1.4. Потоки информации в системе «э-вс»
- Два основных вида информации, поступающей к экипажу.
- Тема 2. Качественные характеристики деятельности экипажа воздушного судна
- 2.1. Влияние действий экипажа на безопасность летной эксплуатации вс
- 2.2. Негативные проявления в деятельности экипажа вс
- 2.3. Общий принцип обработки информации и принятия решения экипажем вс
- 2.4. Особенности распознавания полетной ситуации и принятия решения экипажем воздушного судна
- 2.5. Виды деятельности по способу принятия решения
- Формализованная деятельность
- Эвристическая деятельность
- Тема 3. Количественные характеристики деятельности экипажа вс
- 3.1. Вероятность безошибочного выполнения действий
- 3.2. Вероятность своевременного выполнения действий или алгоритма
- 3.3. Интенсивность деятельности
- Интенсивность формализованной деятельности
- Интенсивность пилотирования
- 3.4. Временные характеристики деятельности
- Тема 4. Факторы влияния внешней среды
- 4.1. Движение воздуха относительно земной поверхности
- Влияние сдвига ветра на полет воздушного судна
- Влияние ветра на разбег, пробег и руление вс по аэродрому
- 4.2. Температура и давление воздуха
- 4.3. Атмосферные осадки
- Влияние нисходящих воздушно-дождевых потоков и ливневых осадков на параметры полета воздушного судна
- Глиссирование воздушного судна
- Обледенение воздушного судна
- Чтобы избежать опасности обледенения,
- 4.4. Грозовая деятельность Причины появления токов зарядки и разрядки воздушного судна в полете
- Факторы опасности при грозовой деятельности
- 4.5. Орнитологическая опасность для полетов воздушных судов Вероятность столкновения воздушных судов с птицами
- 4.6. Деятельность наземных служб
- Тема 5. Характеристики полетных ситуаций в системе «э-вс»
- 5.1. Классификация полетных ситуаций
- 5.2. Неблагоприятные события
- 5.1. Классификация полетных ситуаций
- Различают следующие виды особых ситуаций:
- 5.2. Неблагоприятные события
- Тема 6.
- 6.2. Анализ развития особой ситуации по материалам авиационного события
- 6.3. Эргономический анализ деятельности экипажа воздушного судна
- 6.4. Структурно-функциональный анализ безопасности маневра
- 7.1. Зона взлета
- Рассмотрим основные вопросы нормирования условий взлета.
- 7.2. Участки взлета
- 7.3. Нормирование углов набора при взлете
- 7.4. Нормирование характеристик взлета
- Нормативные требования по обеспечению безопасного взлета
- 7.5. Методики взлета
- Взлет с тормозов
- Роллинг-старт
- Взлет на номинальном режиме работы двигателей
- Взлет со снижением шума
- Взлет с уборкой механизации крыла после преодоления препятствий по курсу взлета
- Взлет с боковым ветром
- Взлет при наличии слякоти и воды на взлетно-посадочной полосе
- 7.6. Случайные и техногенные факторы влияния на безопасность взлета Отказы двигателей
- Несинхронная уборка механизации крыла
- Иллюзия в полете
- 7.7. Обеспечение безопасности на рулении
- Тема 8. Обеспечение безопасности полета по маршруту
- Нормативные требования к воздушным трассам и воздушным линиям
- Нормативные требования к полетам в условиях обледенения
- Нормативные требования к обходу гроз
- 8.2. Основные технологические требования к деятельности экипажа воздушного судна
- 8.4. Система безопасных высот и уровни отсчета высоты полета
- 8.5. Оптимальный режим полета по маршруту
- Тема 9. Обеспечение безопасности полета
- 9.2. Нормирование захода на посадку и посадки Скорости захода на посадку
- Зона посадки
- 9.3. Балансировка воздушного судна на предпосадочной прямой
- 9.4. Исправление боковых уклонений и отклонений по высоте
- 9.5. Основные ошибки при заходе на посадку Позднее начало снижения с эшелона
- Ошибки при исправлении траектории полета в вертикальной плоскости
- Основные причины столкновения исправных воздушных судов с землей при заходе на посадку
- Тема 10. Нормы, методы и средства повышения надежности деятельности экипажа воздушного судна
- 10.1. Нормирование действий экипажа воздушного судна
- 10.2. Средства и методы повышения надежности деятельности экипажа вс
- 10.1. Нормирование действий экипажа воздушного судна
- Руление
- Командир вс принимает решение на продолжение взлета, если:
- Полет на эшелоне
- Снижение
- При полете на предпосадочной прямой командир вс обязан прекратить снижение и уйти на второй круг, если:
- Уход на второй круг
- 10.2. Средства и методы повышения надежности деятельности экипажа вс в настоящее время существуют следующие пути повышения надежности деятельности экипажа:
- 1. Психологический путь повышения надежности деятельности экипажа предполагает осуществление следующих процедур:
- 2. Технологический путь повышения надежности деятельности экипажа
- 3. Технический путь повышения надежности деятельности экипажа.
- 4. Организационный путь повышения надежности деятельности экипажа включает следующие мероприятия: