logo search
К-там 2к ЛЭВС ДА40 / Рекомндуемая литература / 2-УМК ЛЭВС

2.1. Влияние действий экипажа на безопасность летной эксплуатации вс

По данным статистики, в настоящее время из-за неправильных действий экипажа (человеческий фактор) происходит 65–75 % авиационных событий. Основные причины негативного проявления ЧФ повторяются из года в год на протяжении десятилетий. Это указывает на то, что принимаемые меры не учитывают неявные причины или их сочетания. Чаще всего такая ситуация возникает при стремлении улучшить безопасность полетов без учета принципов системного подхода.

Надо отметить, что в процессе полета экипаж, попадая в аварийную ситуацию, не предусмотренную инструкциями, как правило, самостоятельно при дефиците времени за счет высоких профессиональных качеств находит правильный вариант действий и благополучно завершает задание, компенсируя таким образом недостатки нормативных документов. Такой уровень готовности экипажа к правильным действиям в любой ситуации дает основания предполагать, что процесс подготовки и переподготовки летного состава в учебных заведениях ГА и авиапредприятиях находится на достаточно высоком уровне. Однако 25–35 % авиационных событий происходит из-за недостаточного уровня профессиональной подготовки летного состава, что указывает на имеющиеся недостатки в системе подготовки летных кадров, включая командно-летный состав.

Работа экипажа в полете протекает в условиях ограниченного, замкнутого пространства. Эта особенность диктует повышенные требования к психологической совместимости членов экипажа и лидерству командира ВС. Существенные ограничения времени на принятие решения полностью или частично исключают возможность обсуждения или согласования того или иного решения командира ВС. Поэтому к уровню подготовки командира ВС, к системе подготовки командиров ВС из числа вторых пилотов должны предъявляться более высокие требования.

В настоящее время применяется ряд программ, которые направлены на оптимизацию внутрикабинных ресурсов экипажа, на формирование экипажей с учетом психологической совместимости и систематизацию подготовки к предотвращению CFIT и авиационных происшествий при заходе на посадку.