logo search
К-там 2к ЛЭВС ДА40 / Рекомндуемая литература / 2-УМК ЛЭВС

2.4. Особенности распознавания полетной ситуации и принятия решения экипажем воздушного судна

Своевременность и безошибочность распознавания полетной ситуации и принятия решения определяется УПП, ПФС экипажа, надежностью и эргономичностью технических систем ВС и наземного оборудования.

Процесс принятия решения определяется степенью информированности о решаемой задаче, проблеме и наличием соответствующего резерва времени. При хорошей информированности решение принимается быстро и правильно, в противном случае решение достигается в результате синтеза отдельных, разрозненных положений и требований в единую систему, алгоритм. Возникающий в таких случаях дефицит времени вызывает существенный рост психологической напряженности, что приводит к увеличению числа ошибочных решений и действий.

Таким образом, своевременность и безошибочность принятия решения зависит от наличия необходимого потребного времени на восприятие и обработку текущей полетной информации. Положительная разница между фактическим временем, оставшимся до наступления особой ситуации, и потребным временем на принятие решения характеризует резерв времени, отрицательная или нулевая – дефицит времени.

Резерв времени на принятие решения, в основном, определяется:

Информационно-операционные противоречия и особенности летной эксплуатации способны привести к возникновению в полете целого ряда неопределенностей различного вида.

Наибольшая неопределенность возникает при принятии решений в условиях особых ситуаций. Более частные и менее ответственные решения также осуществляются при некоторой неопределенности. Даже при пилотировании в «штатных» режимах воздействует ряд неопределенностей.

Основными источниками неопределенностей являются:

Следует отметить, что в ситуациях информационной неопределенности могут быть выполнены действия, не предусмотренные инструкциями. Такие действия могут быть отнесены как к нарушениям, так и к правильным действиям в зависимости от конечного результата.

Частота появления ошибок, нарушений или бездействия зависит от уровня профессиональной подготовки, психофизиологического состояния, социальной позиции и интереса к работе, которые, в свою очередь, формируются под влиянием факторов среды обитания и индивидуальной самооценки. К факторам среды обитания можно отнести системы воспитания и обучения, нормативно-правовое поле, этические нормы и т. д. Поэтому анализ качества деятельности экипажа, разработку мероприятий по снижению влияния ЧФ на БП нужно проводить с учетом факторов среды обитания.