Тема 2. Качественные характеристики деятельности экипажа воздушного судна
Цель - формирование систематизированных знаний о структуре деятельности экипажа и основных факторах влияния на качественные характеристики деятельности экипажа. Учебные вопросы
Влияние действий экипажа на безопасность летной эксплуатации.
Основные понятия качественных характеристик деятельности экипажа: ошибки, нарушения, причины и отклонения.
Общий принцип обработки информации и принятия решения.
4. Формализованная и эвристическая деятельность. Изучив данную тему, обучаемый должен: иметь представление:
о принципах обработки информации и принятия решения;
о скрытых, неявных факторах влияния;
о связанных системах; знать:
понятия ошибки, нарушения, отклонения и причины;
преимущества и недостатки формализованной и эвристической деятельности; уметь находить и устанавливать градации ошибки в деятельности экипажа.
При освоении темы необходимо:
изучить тему 2 учебного пособия, уделяя особое внимание рассмотрению негативных проявлений в деятельности экипажа, которые выражаются в отклонениях от заданных параметров работы системы «экипаж - воздушное судно» и имеют размерность. Необходимо уяснить, что практически вся деятельность экипажа в особых ситуациях задана формализованными алгоритмами, т. е. жестким порядком выполнения той или иной процедуры или участка технологии работы экипажа. Основная причина применения в особых ситуациях формализованной деятельности заключается в существенном сокращении времени на принятие решения и повышении надежности выполнения действий в аварийных ситуациях. При формализованной деятельности этап перебора возможных вариантов действий отсутствует, так как руководством по летной эксплуатации определен однозначный порядок работы. Это позволяет экипажу быстро принять решение и правильно выполнить необходимые действия (например, при пожаре или разгерметизации пассажирского салона). Следует отметить, что в зависимости от уровня профессиональной подготовки в одинаковых особых ситуациях для подготовленного пилота деятельность будет формализованной (без перебора вариантов), а для неподготовленного, например, для обучаемого, порядок действий в этой же ситуации вызовет необходимость перебора вариантов. Поиск правильного решения путем перебора вариантов и возникающие при этом сомнения увеличат время на принятие решения и вероятность появления ошибки. Деятельность, связанная с перебором вариантов и, таким образом, обеспечивающая нахождение правильного решения, характеризует эвристический вид деятельности. Такой вид деятельности эффективен в творческой работе или управленческой деятельности в случае наличия достаточного резерва времени. По мере усвоения учебного материала элементы эвристической деятельности обучаемого переходят в формализованные алгоритмы, т. е. в учебном процессе (или в процессе трудовой деятельности) происходит трансформация видов деятельности;
выполнить тест по теме 2;
ответить на контрольные вопросы:
Дайте определение понятия ошибки.
Назовите градации ошибок.
Дайте определение понятия нарушения.
В чем различие между понятиями ошибки и нарушения?
В чем различие между понятиями ошибки (нарушения) и причины?
Что является первопричиной возникновения ошибок в работе эксплуатанта?
Назовите основные причины негативных проявлений в деятельности экипажа.
Назовите достоинства и недостатки формализованной деятельности.
Назовите достоинства и недостатки эвристической деятельности.
- Тема 1. Краткая характеристика процесса управления системой «э-вс» 23
- 1. Руководство по изучению дисциплины
- 1.1. Цели и задачи дисциплины
- 1.2. Список принятых сокращений
- 1.3. Методические рекомендации по изучению дисциплины
- Тема 1. Краткая характеристика процесса управления системой «экипаж - воздушное судно»
- Тема 2. Качественные характеристики деятельности экипажа воздушного судна
- Тема 3. Количественные характеристики деятельности экипажа вс
- Тема 4. Факторы влияния внешней среды
- Тема 5. Характеристики полетных ситуаций в системе «экипаж – воздушное судно»
- Тема 6. Методы анализа полетных ситуаций и деятельности экипажа воздушного судна
- Тема 7. Обеспечение безопасности при взлете и на рулении
- Тема 8. Обеспечение безопасности полета по маршруту
- Тема 9. Обеспечение безопасности полета при заходе на посадку и посадке
- Тема 10. Нормы, методы и средства повышения надежности деятельности экипажа вс
- 1.4. Формы контроля по дисциплине
- 1.5. Рекомендуемая литература Основная
- 2. Учебное пособие введение
- Тема 1. Краткая характеристика процесса управления системой «э-вс»
- 1.1. Структурная схема управления системой «э-вс»
- 1.2. Факторы влияния на функционирование системы «э-вс»
- Внесистемные факторы влияния
- 5) Акты незаконного вмешательства в работу системы«экипаж – воздушное судно»:
- Внутрисистемные факторы влияния
- 1.3. Ограничения отклонений в работе системы «э-вс»
- 1.4. Потоки информации в системе «э-вс»
- Два основных вида информации, поступающей к экипажу.
- Тема 2. Качественные характеристики деятельности экипажа воздушного судна
- 2.1. Влияние действий экипажа на безопасность летной эксплуатации вс
- 2.2. Негативные проявления в деятельности экипажа вс
- 2.3. Общий принцип обработки информации и принятия решения экипажем вс
- 2.4. Особенности распознавания полетной ситуации и принятия решения экипажем воздушного судна
- 2.5. Виды деятельности по способу принятия решения
- Формализованная деятельность
- Эвристическая деятельность
- Тема 3. Количественные характеристики деятельности экипажа вс
- 3.1. Вероятность безошибочного выполнения действий
- 3.2. Вероятность своевременного выполнения действий или алгоритма
- 3.3. Интенсивность деятельности
- Интенсивность формализованной деятельности
- Интенсивность пилотирования
- 3.4. Временные характеристики деятельности
- Тема 4. Факторы влияния внешней среды
- 4.1. Движение воздуха относительно земной поверхности
- Влияние сдвига ветра на полет воздушного судна
- Влияние ветра на разбег, пробег и руление вс по аэродрому
- 4.2. Температура и давление воздуха
- 4.3. Атмосферные осадки
- Влияние нисходящих воздушно-дождевых потоков и ливневых осадков на параметры полета воздушного судна
- Глиссирование воздушного судна
- Обледенение воздушного судна
- Чтобы избежать опасности обледенения,
- 4.4. Грозовая деятельность Причины появления токов зарядки и разрядки воздушного судна в полете
- Факторы опасности при грозовой деятельности
- 4.5. Орнитологическая опасность для полетов воздушных судов Вероятность столкновения воздушных судов с птицами
- 4.6. Деятельность наземных служб
- Тема 5. Характеристики полетных ситуаций в системе «э-вс»
- 5.1. Классификация полетных ситуаций
- 5.2. Неблагоприятные события
- 5.1. Классификация полетных ситуаций
- Различают следующие виды особых ситуаций:
- 5.2. Неблагоприятные события
- Тема 6.
- 6.2. Анализ развития особой ситуации по материалам авиационного события
- 6.3. Эргономический анализ деятельности экипажа воздушного судна
- 6.4. Структурно-функциональный анализ безопасности маневра
- 7.1. Зона взлета
- Рассмотрим основные вопросы нормирования условий взлета.
- 7.2. Участки взлета
- 7.3. Нормирование углов набора при взлете
- 7.4. Нормирование характеристик взлета
- Нормативные требования по обеспечению безопасного взлета
- 7.5. Методики взлета
- Взлет с тормозов
- Роллинг-старт
- Взлет на номинальном режиме работы двигателей
- Взлет со снижением шума
- Взлет с уборкой механизации крыла после преодоления препятствий по курсу взлета
- Взлет с боковым ветром
- Взлет при наличии слякоти и воды на взлетно-посадочной полосе
- 7.6. Случайные и техногенные факторы влияния на безопасность взлета Отказы двигателей
- Несинхронная уборка механизации крыла
- Иллюзия в полете
- 7.7. Обеспечение безопасности на рулении
- Тема 8. Обеспечение безопасности полета по маршруту
- Нормативные требования к воздушным трассам и воздушным линиям
- Нормативные требования к полетам в условиях обледенения
- Нормативные требования к обходу гроз
- 8.2. Основные технологические требования к деятельности экипажа воздушного судна
- 8.4. Система безопасных высот и уровни отсчета высоты полета
- 8.5. Оптимальный режим полета по маршруту
- Тема 9. Обеспечение безопасности полета
- 9.2. Нормирование захода на посадку и посадки Скорости захода на посадку
- Зона посадки
- 9.3. Балансировка воздушного судна на предпосадочной прямой
- 9.4. Исправление боковых уклонений и отклонений по высоте
- 9.5. Основные ошибки при заходе на посадку Позднее начало снижения с эшелона
- Ошибки при исправлении траектории полета в вертикальной плоскости
- Основные причины столкновения исправных воздушных судов с землей при заходе на посадку
- Тема 10. Нормы, методы и средства повышения надежности деятельности экипажа воздушного судна
- 10.1. Нормирование действий экипажа воздушного судна
- 10.2. Средства и методы повышения надежности деятельности экипажа вс
- 10.1. Нормирование действий экипажа воздушного судна
- Руление
- Командир вс принимает решение на продолжение взлета, если:
- Полет на эшелоне
- Снижение
- При полете на предпосадочной прямой командир вс обязан прекратить снижение и уйти на второй круг, если:
- Уход на второй круг
- 10.2. Средства и методы повышения надежности деятельности экипажа вс в настоящее время существуют следующие пути повышения надежности деятельности экипажа:
- 1. Психологический путь повышения надежности деятельности экипажа предполагает осуществление следующих процедур:
- 2. Технологический путь повышения надежности деятельности экипажа
- 3. Технический путь повышения надежности деятельности экипажа.
- 4. Организационный путь повышения надежности деятельности экипажа включает следующие мероприятия: