Тема 9. Обеспечение безопасности полета при заходе на посадку и посадке
Цель – систематизация знаний по вопросам обеспечения безопасности полета при заходе на посадку и на посадке в единую нормативно-правовую и технологическую базу на основе требований ФАП ПиВП, ФАП ИВП, технологии работы экипажа, внутрисистемных, внесистемных факторов влияния и используемых посадочных систем.
Учебные вопросы:
Общие положения.
Основные определения.
Нормирование захода на посадку и посадки.
Скорости захода на посадку.
Балансировка ВС на предпосадочной прямой.
Исправление боковых уклонений и отклонений по высоте на высотах от 150 до 60 м и на высотах ниже 60 м.
Основные ошибки при заходе на посадку.
Причины CFIT при заходе на посадку.
Основные принципы пилотирования на предпосадочной прямой.
Изучив данную тему, обучаемый должен иметь представление о принципах построения схем захода на посадку и разработки технологий работы экипажа при заходе на посадку;
знать:
основные понятия и определения;
скорости захода на посадку;
принципы пилотирования ВС на предпосадочной прямой;
факторы влияния на резерв времени для оценки положения ВС на ВПР;
порядок исправления отклонений от предпосадочной прямой;
факторы влияния на длину пробега, посадочную дистанцию, перегрузку при приземлении, возможность выдерживания курса, глиссады и направления на пробеге;
причины CFIT при заходе на посадку;
типовые ошибки и нарушения экипажа при заходе на посадку и на посадке;
уметь:
анализировать полетную ситуацию на предпосадочной прямой и на высоте принятия решения;
принимать решение на продолжение полета в зависимости от сложившейся полетной ситуации на предпосадочной прямой и на высоте принятия решения;
рассчитывать посадочную дистанцию, длину разбега, градиент набора высоты при уходе на второй круг, перегрузку при приземлении.
При освоении темы необходимо:
изучить тему 9 учебного пособия, раздел «Выполнение полета» ФАП ПиВП, раздел В «Полет» НЛГС ТК, § 25.125, 25.126, 25.130, 25.132;
выполнить тест по теме 9;
ответить на контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятия захода на посадку.
2. Дайте определение понятия этапа посадки.
3. Назовите коэффициенты безопасности для расчета потребной посадочной дистанции.
4. При каком соотношении Lпотр. пос и LВПП принимается решение на посадку?
5. Приведите формулу для расчета Vзп.
6. Как определить Vзп макс?
7. Приведите формулу для примерного расчета перегрузки в момент приземления ВС.
8. Чему равны максимально допустимые угловые отклонения от глиссады?
9. С какой высоты на предпосадочной прямой начинают действовать ограничения по ЛБУ по маневренным характеристикам ВС?
10. Чему равны предельные ограничения по ЛБУ на предпосадочной прямой?
11. Приведите формулу для расчета максимально допустимых отклонений от глиссады по высоте в зависимости от удаления от ВПП.
12. Какова минимальная высота, на которой должна быть закончена балансировка ВС при заходе на посадку?
13. Поясните сущность балансировки ВС на предпосадочной прямой.
14. Как выполняется S-образный маневр на высотах, составляющих более 150 м?
15. Как выполняется S-образный маневр на высотах, равных 60–150 м?
16. Как исправляются отклонения на высотах, равных 30–60 м?
17. Как исправляются отклонения на высотах, равных 30 м и менее?
18. Назовите основные принципы пилотирования на предпосадочной прямой.
19. Назовите основные причины CFIT при заходе на посадку.
20. К каким последствиям может привести нарушение ограничений по величине крена на разворотах при вписывании в предпосадочную прямую и почему?
21. Поясните причину ограничений Vy снижения перед посадкой на высотах менее 60 м.
- Тема 1. Краткая характеристика процесса управления системой «э-вс» 23
- 1. Руководство по изучению дисциплины
- 1.1. Цели и задачи дисциплины
- 1.2. Список принятых сокращений
- 1.3. Методические рекомендации по изучению дисциплины
- Тема 1. Краткая характеристика процесса управления системой «экипаж - воздушное судно»
- Тема 2. Качественные характеристики деятельности экипажа воздушного судна
- Тема 3. Количественные характеристики деятельности экипажа вс
- Тема 4. Факторы влияния внешней среды
- Тема 5. Характеристики полетных ситуаций в системе «экипаж – воздушное судно»
- Тема 6. Методы анализа полетных ситуаций и деятельности экипажа воздушного судна
- Тема 7. Обеспечение безопасности при взлете и на рулении
- Тема 8. Обеспечение безопасности полета по маршруту
- Тема 9. Обеспечение безопасности полета при заходе на посадку и посадке
- Тема 10. Нормы, методы и средства повышения надежности деятельности экипажа вс
- 1.4. Формы контроля по дисциплине
- 1.5. Рекомендуемая литература Основная
- 2. Учебное пособие введение
- Тема 1. Краткая характеристика процесса управления системой «э-вс»
- 1.1. Структурная схема управления системой «э-вс»
- 1.2. Факторы влияния на функционирование системы «э-вс»
- Внесистемные факторы влияния
- 5) Акты незаконного вмешательства в работу системы«экипаж – воздушное судно»:
- Внутрисистемные факторы влияния
- 1.3. Ограничения отклонений в работе системы «э-вс»
- 1.4. Потоки информации в системе «э-вс»
- Два основных вида информации, поступающей к экипажу.
- Тема 2. Качественные характеристики деятельности экипажа воздушного судна
- 2.1. Влияние действий экипажа на безопасность летной эксплуатации вс
- 2.2. Негативные проявления в деятельности экипажа вс
- 2.3. Общий принцип обработки информации и принятия решения экипажем вс
- 2.4. Особенности распознавания полетной ситуации и принятия решения экипажем воздушного судна
- 2.5. Виды деятельности по способу принятия решения
- Формализованная деятельность
- Эвристическая деятельность
- Тема 3. Количественные характеристики деятельности экипажа вс
- 3.1. Вероятность безошибочного выполнения действий
- 3.2. Вероятность своевременного выполнения действий или алгоритма
- 3.3. Интенсивность деятельности
- Интенсивность формализованной деятельности
- Интенсивность пилотирования
- 3.4. Временные характеристики деятельности
- Тема 4. Факторы влияния внешней среды
- 4.1. Движение воздуха относительно земной поверхности
- Влияние сдвига ветра на полет воздушного судна
- Влияние ветра на разбег, пробег и руление вс по аэродрому
- 4.2. Температура и давление воздуха
- 4.3. Атмосферные осадки
- Влияние нисходящих воздушно-дождевых потоков и ливневых осадков на параметры полета воздушного судна
- Глиссирование воздушного судна
- Обледенение воздушного судна
- Чтобы избежать опасности обледенения,
- 4.4. Грозовая деятельность Причины появления токов зарядки и разрядки воздушного судна в полете
- Факторы опасности при грозовой деятельности
- 4.5. Орнитологическая опасность для полетов воздушных судов Вероятность столкновения воздушных судов с птицами
- 4.6. Деятельность наземных служб
- Тема 5. Характеристики полетных ситуаций в системе «э-вс»
- 5.1. Классификация полетных ситуаций
- 5.2. Неблагоприятные события
- 5.1. Классификация полетных ситуаций
- Различают следующие виды особых ситуаций:
- 5.2. Неблагоприятные события
- Тема 6.
- 6.2. Анализ развития особой ситуации по материалам авиационного события
- 6.3. Эргономический анализ деятельности экипажа воздушного судна
- 6.4. Структурно-функциональный анализ безопасности маневра
- 7.1. Зона взлета
- Рассмотрим основные вопросы нормирования условий взлета.
- 7.2. Участки взлета
- 7.3. Нормирование углов набора при взлете
- 7.4. Нормирование характеристик взлета
- Нормативные требования по обеспечению безопасного взлета
- 7.5. Методики взлета
- Взлет с тормозов
- Роллинг-старт
- Взлет на номинальном режиме работы двигателей
- Взлет со снижением шума
- Взлет с уборкой механизации крыла после преодоления препятствий по курсу взлета
- Взлет с боковым ветром
- Взлет при наличии слякоти и воды на взлетно-посадочной полосе
- 7.6. Случайные и техногенные факторы влияния на безопасность взлета Отказы двигателей
- Несинхронная уборка механизации крыла
- Иллюзия в полете
- 7.7. Обеспечение безопасности на рулении
- Тема 8. Обеспечение безопасности полета по маршруту
- Нормативные требования к воздушным трассам и воздушным линиям
- Нормативные требования к полетам в условиях обледенения
- Нормативные требования к обходу гроз
- 8.2. Основные технологические требования к деятельности экипажа воздушного судна
- 8.4. Система безопасных высот и уровни отсчета высоты полета
- 8.5. Оптимальный режим полета по маршруту
- Тема 9. Обеспечение безопасности полета
- 9.2. Нормирование захода на посадку и посадки Скорости захода на посадку
- Зона посадки
- 9.3. Балансировка воздушного судна на предпосадочной прямой
- 9.4. Исправление боковых уклонений и отклонений по высоте
- 9.5. Основные ошибки при заходе на посадку Позднее начало снижения с эшелона
- Ошибки при исправлении траектории полета в вертикальной плоскости
- Основные причины столкновения исправных воздушных судов с землей при заходе на посадку
- Тема 10. Нормы, методы и средства повышения надежности деятельности экипажа воздушного судна
- 10.1. Нормирование действий экипажа воздушного судна
- 10.2. Средства и методы повышения надежности деятельности экипажа вс
- 10.1. Нормирование действий экипажа воздушного судна
- Руление
- Командир вс принимает решение на продолжение взлета, если:
- Полет на эшелоне
- Снижение
- При полете на предпосадочной прямой командир вс обязан прекратить снижение и уйти на второй круг, если:
- Уход на второй круг
- 10.2. Средства и методы повышения надежности деятельности экипажа вс в настоящее время существуют следующие пути повышения надежности деятельности экипажа:
- 1. Психологический путь повышения надежности деятельности экипажа предполагает осуществление следующих процедур:
- 2. Технологический путь повышения надежности деятельности экипажа
- 3. Технический путь повышения надежности деятельности экипажа.
- 4. Организационный путь повышения надежности деятельности экипажа включает следующие мероприятия: