Тема 8. Обеспечение безопасности полета по маршруту
Цель – систематизация знаний по вопросам обеспечения безопасности полета по маршруту в единую нормативно-правовую и технологическую базу на основе требований ФАП ПиВП, ФАП ИВП и технологии работы экипажа.
Учебные вопросы:
Нормирование условий полета по маршруту.
Нормирование параметров полета на эшелоне или заданной высоте.
Основные неблагоприятные факторы и их сочетания.
Аэронавигационный запас топлива и рубеж возврата.
Предпосадочная подготовка.
Рубеж начала снижения.
Типовые ошибки и нарушения экипажа.
Изучив данную тему, обучаемый должен:
иметь представление о методах оптимизации полета по маршруту;
знать:
безопасные интервалы и предельно допустимые высоты полета;
правила анализа полетной ситуации и принятия решения на продолжение полета по маршруту;
технологию работы экипажа в особых ситуациях, на предпосадочной подготовке;
распределение обязанностей между членами экипажа с учетом индивидуальных особенностей членов экипажа и сложившейся ситуации;
режимы полета по маршруту в зависимости от полетной ситуации или полетного задания, типовые ошибки и нарушения экипажа;
уметь:
анализировать полетную ситуацию в полете на эшелоне;
принимать решение на продолжение полета в зависимости от сложившейся полетной ситуации;
рассчитывать рубеж возврата и начало снижения с эшелона.
При освоении темы необходимо:
изучить тему 8 учебного пособия, раздел «Выполнение полета» ФАП ПиВП, раздел В «Полет» НЛГС ТК, § 25.123 «Траектория полета по маршруту», уделяя особое внимание рассмотрению особенностей изменения частоты контроля места ВС в зависимости от используемых средств навигации, ширины воздушной трассы и факторов влияния внешней среды;
выполнить тест по теме 8;
ответить на контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятия АНЗ.
2. Дайте определение понятия рубежа возврата.
3. Какова ширина воздушной трассы?
4. Какова ширина полосы учета препятствий при полете по воздушной трассе?
5. Перечислите правила обхода грозового облака.
6. При каких условиях разрешается пересечение встречного эшелона?
7. Какой остаток топлива должен быть по прибытию на привод запасного аэродрома?
8. При каких температурах наружного воздуха возможно сильное обледенение ВС при полете на эшелоне?
9. При каких температурах наружного воздуха возможно слабое и умеренное обледенение ВС?
10. В каком случае при обледенении командир ВС должен включить сигнал срочности?
11. Какой минимальный запас по углу атаки должен быть при полетах на эшелоне?
12. Какова средняя ошибка по курсу ВС, которая может появиться с вероятностью, равной 0,341?
13. Каков порядок экстренного снижения с эшелона?
14. Какие действия должен выполнить экипаж на эшелоне перехода?
15. Какие действия должен выполнить экипаж на высоте перехода?
16. Что представляет собой уровень отсчета барометрической высоты полета?
17. Какой вид особой ситуации возникает при пересечении ВС границы воздушной трассы?
18. Какой вид особой ситуации возникает при пересечении ВС (левой или правой) границы полосы учета препятствий?
- Тема 1. Краткая характеристика процесса управления системой «э-вс» 23
- 1. Руководство по изучению дисциплины
- 1.1. Цели и задачи дисциплины
- 1.2. Список принятых сокращений
- 1.3. Методические рекомендации по изучению дисциплины
- Тема 1. Краткая характеристика процесса управления системой «экипаж - воздушное судно»
- Тема 2. Качественные характеристики деятельности экипажа воздушного судна
- Тема 3. Количественные характеристики деятельности экипажа вс
- Тема 4. Факторы влияния внешней среды
- Тема 5. Характеристики полетных ситуаций в системе «экипаж – воздушное судно»
- Тема 6. Методы анализа полетных ситуаций и деятельности экипажа воздушного судна
- Тема 7. Обеспечение безопасности при взлете и на рулении
- Тема 8. Обеспечение безопасности полета по маршруту
- Тема 9. Обеспечение безопасности полета при заходе на посадку и посадке
- Тема 10. Нормы, методы и средства повышения надежности деятельности экипажа вс
- 1.4. Формы контроля по дисциплине
- 1.5. Рекомендуемая литература Основная
- 2. Учебное пособие введение
- Тема 1. Краткая характеристика процесса управления системой «э-вс»
- 1.1. Структурная схема управления системой «э-вс»
- 1.2. Факторы влияния на функционирование системы «э-вс»
- Внесистемные факторы влияния
- 5) Акты незаконного вмешательства в работу системы«экипаж – воздушное судно»:
- Внутрисистемные факторы влияния
- 1.3. Ограничения отклонений в работе системы «э-вс»
- 1.4. Потоки информации в системе «э-вс»
- Два основных вида информации, поступающей к экипажу.
- Тема 2. Качественные характеристики деятельности экипажа воздушного судна
- 2.1. Влияние действий экипажа на безопасность летной эксплуатации вс
- 2.2. Негативные проявления в деятельности экипажа вс
- 2.3. Общий принцип обработки информации и принятия решения экипажем вс
- 2.4. Особенности распознавания полетной ситуации и принятия решения экипажем воздушного судна
- 2.5. Виды деятельности по способу принятия решения
- Формализованная деятельность
- Эвристическая деятельность
- Тема 3. Количественные характеристики деятельности экипажа вс
- 3.1. Вероятность безошибочного выполнения действий
- 3.2. Вероятность своевременного выполнения действий или алгоритма
- 3.3. Интенсивность деятельности
- Интенсивность формализованной деятельности
- Интенсивность пилотирования
- 3.4. Временные характеристики деятельности
- Тема 4. Факторы влияния внешней среды
- 4.1. Движение воздуха относительно земной поверхности
- Влияние сдвига ветра на полет воздушного судна
- Влияние ветра на разбег, пробег и руление вс по аэродрому
- 4.2. Температура и давление воздуха
- 4.3. Атмосферные осадки
- Влияние нисходящих воздушно-дождевых потоков и ливневых осадков на параметры полета воздушного судна
- Глиссирование воздушного судна
- Обледенение воздушного судна
- Чтобы избежать опасности обледенения,
- 4.4. Грозовая деятельность Причины появления токов зарядки и разрядки воздушного судна в полете
- Факторы опасности при грозовой деятельности
- 4.5. Орнитологическая опасность для полетов воздушных судов Вероятность столкновения воздушных судов с птицами
- 4.6. Деятельность наземных служб
- Тема 5. Характеристики полетных ситуаций в системе «э-вс»
- 5.1. Классификация полетных ситуаций
- 5.2. Неблагоприятные события
- 5.1. Классификация полетных ситуаций
- Различают следующие виды особых ситуаций:
- 5.2. Неблагоприятные события
- Тема 6.
- 6.2. Анализ развития особой ситуации по материалам авиационного события
- 6.3. Эргономический анализ деятельности экипажа воздушного судна
- 6.4. Структурно-функциональный анализ безопасности маневра
- 7.1. Зона взлета
- Рассмотрим основные вопросы нормирования условий взлета.
- 7.2. Участки взлета
- 7.3. Нормирование углов набора при взлете
- 7.4. Нормирование характеристик взлета
- Нормативные требования по обеспечению безопасного взлета
- 7.5. Методики взлета
- Взлет с тормозов
- Роллинг-старт
- Взлет на номинальном режиме работы двигателей
- Взлет со снижением шума
- Взлет с уборкой механизации крыла после преодоления препятствий по курсу взлета
- Взлет с боковым ветром
- Взлет при наличии слякоти и воды на взлетно-посадочной полосе
- 7.6. Случайные и техногенные факторы влияния на безопасность взлета Отказы двигателей
- Несинхронная уборка механизации крыла
- Иллюзия в полете
- 7.7. Обеспечение безопасности на рулении
- Тема 8. Обеспечение безопасности полета по маршруту
- Нормативные требования к воздушным трассам и воздушным линиям
- Нормативные требования к полетам в условиях обледенения
- Нормативные требования к обходу гроз
- 8.2. Основные технологические требования к деятельности экипажа воздушного судна
- 8.4. Система безопасных высот и уровни отсчета высоты полета
- 8.5. Оптимальный режим полета по маршруту
- Тема 9. Обеспечение безопасности полета
- 9.2. Нормирование захода на посадку и посадки Скорости захода на посадку
- Зона посадки
- 9.3. Балансировка воздушного судна на предпосадочной прямой
- 9.4. Исправление боковых уклонений и отклонений по высоте
- 9.5. Основные ошибки при заходе на посадку Позднее начало снижения с эшелона
- Ошибки при исправлении траектории полета в вертикальной плоскости
- Основные причины столкновения исправных воздушных судов с землей при заходе на посадку
- Тема 10. Нормы, методы и средства повышения надежности деятельности экипажа воздушного судна
- 10.1. Нормирование действий экипажа воздушного судна
- 10.2. Средства и методы повышения надежности деятельности экипажа вс
- 10.1. Нормирование действий экипажа воздушного судна
- Руление
- Командир вс принимает решение на продолжение взлета, если:
- Полет на эшелоне
- Снижение
- При полете на предпосадочной прямой командир вс обязан прекратить снижение и уйти на второй круг, если:
- Уход на второй круг
- 10.2. Средства и методы повышения надежности деятельности экипажа вс в настоящее время существуют следующие пути повышения надежности деятельности экипажа:
- 1. Психологический путь повышения надежности деятельности экипажа предполагает осуществление следующих процедур:
- 2. Технологический путь повышения надежности деятельности экипажа
- 3. Технический путь повышения надежности деятельности экипажа.
- 4. Организационный путь повышения надежности деятельности экипажа включает следующие мероприятия: