Тема 1. Краткая характеристика процесса управления системой «э-вс» 23
Структурная схема управления системой «экипаж - воздушное судно» 24
Факторы влияния на функционирование системы «экипаж - воздушное судно».... 25
Ограничения отклонений в работе системы «экипаж - воздушное судно» 27
Потоки информации в системе «экипаж - воздушное судно» 28
Тема 2. Качественные характеристики деятельности экипажа воздушного судна 30
2.1. Влияние действий экипажа на безопасность летной эксплуатации ВС 30
Негативные проявления в деятельности экипажа воздушного судна 31
Общий принцип обработки информации и принятия решения экипажем ВС 33
Особенности распознавания полетной ситуации и принятия решения экипажем ВС34
2.5. Виды деятельности по способу принятия решения 35
Тема 3. Количественные характеристики деятельности экипажа воздушного судна 36
Вероятность безошибочного выполнения действий 36
Вероятность своевременного выполнения действий или алгоритма 38
Интенсивность деятельности 38
Временные характеристики деятельности 40
Тема 4. Факторы влияния внешней среды 41
Движение воздуха относительно земной поверхности 42
Температура и давление воздуха 46
Атмосферные осадки 47
Грозовая деятельность 56
Орнитологическая опасность для полетов воздушных судов 61
Деятельность наземных служб 63
Тема 5. Характеристики полетных ситуаций в системе «экипаж - воздушное судно» 63
Классификация полетных ситуаций 63
Неблагоприятные события 66
Тема 6. Методы анализа полетных ситуаций и деятельности экипажа ВС 67
Оценка оперативной загруженности экипажа 67
Анализ развития особой ситуации по материалам авиационного события 70
Эргономический анализ деятельности экипажа воздушного судна 71
Структурно-функциональный анализ безопасности маневра 72
Тема 7. Обеспечение безопасности при взлете и на рулении 73
Зона взлета 73
Участки взлета 75
Нормирование углов набора при взлете 76
Нормирование характеристик взлета 77
Методики взлета 78
Случайные и техногенные факторы влияния на безопасность взлета 81
Обеспечение безопасности на рулении 82
Тема 8. Обеспечение безопасности полета по маршруту 83
Нормирование условий полета по маршруту 83
Основные технологические требования к деятельности экипажа ВС 85
Система интервалов между ВС, следующими по воздушным трассам или МВЛ
Система безопасных высот и уровни отсчета высоты полета 86
8.5. Оптимальный режим полета по маршруту 87
Тема 9. Обеспечение безопасности полета при заходе на посадку и посадке 88
Общая характеристика этапов захода на посадку и посадки 88
Нормирование захода на посадку и посадки 90
Балансировка воздушного судна на предпосадочной прямой 91
Исправление боковых уклонений и отклонений по высоте 92
Основные ошибки при заходе на посадку 94
Тема 10. Нормы, методы и средства повышения надежности деятельности экипажа ВС 96
Нормирование действий экипажа воздушного судна 97
Средства и методы повышения надежности деятельности экипажа ВС 99
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебно-методический комплекс «Летная эксплуатация воздушных судов» представляет собой совокупность материалов, способствующих организации самостоятельной работы обучающихся по овладению теоретическим материалом учебной дисциплины «Летная эксплуатация воздушных судов» и подготовке к проверке знаний, и предназначен для курсантов и обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий.
Учебно-методический комплекс содержит три раздела: руководство по изучению дисциплины, учебное пособие и практикум по дисциплине.
Руководство по изучению дисциплины включает объяснение целей и задач изучения курса, требования к уровню его освоения, перечень основных сокращений, методические рекомендации по изучению каждой темы дисциплины, представляющие собой комплекс указаний и разъяснений, позволяющих курсанту (студенту) оптимальным образом организовать процесс изучения материала, список литературы для самостоятельного изучения дисциплины.
Теоретическая часть комплекса представлена учебным пособием, состоящим из десяти тем. В пособии рассмотрены понятие системы «экипаж - воздушное судно» и факторы влияния на процесс ее функционирования, представлены качественные и количественные характеристики деятельности экипажа и их влияния на безопасность летной эксплуатации воздушного судна, приведены характеристики полетных ситуаций и даны методы их анализа, изложены основы обеспечения безопасности полета воздушного судна на рулении и при взлете, полете по маршруту, при заходе на посадку и посадке, а также описаны методы повышения надежности деятельности экипажа.
Текстовый материал каждой темы снабжен таблицами, облегчающими систематизацию знаний, условно-предметными научно-познавательными иллюстрациями (чертежи, графики и схемы) и формулами.
Практическая часть комплекса включает методические рекомендации по выполнению курсовой работы, тестовые задания по каждой теме дисциплины и практические задания по некоторым темам. Представленные в практикуме задания оптимальны для домашних заданий и аудиторных контрольных работ, могут использоваться преподавателями при промежуточной аттестации обучаемых по дисциплине.
Автор учебно-методического комплекса «Летная эксплуатация воздушных судов» надеется, что подготовленный им материал будет полезен читателям не только в решении учебно-воспитательных задач, но и совершенствовании летных навыков в их будущей профессиональной деятельности.
- Тема 1. Краткая характеристика процесса управления системой «э-вс» 23
- 1. Руководство по изучению дисциплины
- 1.1. Цели и задачи дисциплины
- 1.2. Список принятых сокращений
- 1.3. Методические рекомендации по изучению дисциплины
- Тема 1. Краткая характеристика процесса управления системой «экипаж - воздушное судно»
- Тема 2. Качественные характеристики деятельности экипажа воздушного судна
- Тема 3. Количественные характеристики деятельности экипажа вс
- Тема 4. Факторы влияния внешней среды
- Тема 5. Характеристики полетных ситуаций в системе «экипаж – воздушное судно»
- Тема 6. Методы анализа полетных ситуаций и деятельности экипажа воздушного судна
- Тема 7. Обеспечение безопасности при взлете и на рулении
- Тема 8. Обеспечение безопасности полета по маршруту
- Тема 9. Обеспечение безопасности полета при заходе на посадку и посадке
- Тема 10. Нормы, методы и средства повышения надежности деятельности экипажа вс
- 1.4. Формы контроля по дисциплине
- 1.5. Рекомендуемая литература Основная
- 2. Учебное пособие введение
- Тема 1. Краткая характеристика процесса управления системой «э-вс»
- 1.1. Структурная схема управления системой «э-вс»
- 1.2. Факторы влияния на функционирование системы «э-вс»
- Внесистемные факторы влияния
- 5) Акты незаконного вмешательства в работу системы«экипаж – воздушное судно»:
- Внутрисистемные факторы влияния
- 1.3. Ограничения отклонений в работе системы «э-вс»
- 1.4. Потоки информации в системе «э-вс»
- Два основных вида информации, поступающей к экипажу.
- Тема 2. Качественные характеристики деятельности экипажа воздушного судна
- 2.1. Влияние действий экипажа на безопасность летной эксплуатации вс
- 2.2. Негативные проявления в деятельности экипажа вс
- 2.3. Общий принцип обработки информации и принятия решения экипажем вс
- 2.4. Особенности распознавания полетной ситуации и принятия решения экипажем воздушного судна
- 2.5. Виды деятельности по способу принятия решения
- Формализованная деятельность
- Эвристическая деятельность
- Тема 3. Количественные характеристики деятельности экипажа вс
- 3.1. Вероятность безошибочного выполнения действий
- 3.2. Вероятность своевременного выполнения действий или алгоритма
- 3.3. Интенсивность деятельности
- Интенсивность формализованной деятельности
- Интенсивность пилотирования
- 3.4. Временные характеристики деятельности
- Тема 4. Факторы влияния внешней среды
- 4.1. Движение воздуха относительно земной поверхности
- Влияние сдвига ветра на полет воздушного судна
- Влияние ветра на разбег, пробег и руление вс по аэродрому
- 4.2. Температура и давление воздуха
- 4.3. Атмосферные осадки
- Влияние нисходящих воздушно-дождевых потоков и ливневых осадков на параметры полета воздушного судна
- Глиссирование воздушного судна
- Обледенение воздушного судна
- Чтобы избежать опасности обледенения,
- 4.4. Грозовая деятельность Причины появления токов зарядки и разрядки воздушного судна в полете
- Факторы опасности при грозовой деятельности
- 4.5. Орнитологическая опасность для полетов воздушных судов Вероятность столкновения воздушных судов с птицами
- 4.6. Деятельность наземных служб
- Тема 5. Характеристики полетных ситуаций в системе «э-вс»
- 5.1. Классификация полетных ситуаций
- 5.2. Неблагоприятные события
- 5.1. Классификация полетных ситуаций
- Различают следующие виды особых ситуаций:
- 5.2. Неблагоприятные события
- Тема 6.
- 6.2. Анализ развития особой ситуации по материалам авиационного события
- 6.3. Эргономический анализ деятельности экипажа воздушного судна
- 6.4. Структурно-функциональный анализ безопасности маневра
- 7.1. Зона взлета
- Рассмотрим основные вопросы нормирования условий взлета.
- 7.2. Участки взлета
- 7.3. Нормирование углов набора при взлете
- 7.4. Нормирование характеристик взлета
- Нормативные требования по обеспечению безопасного взлета
- 7.5. Методики взлета
- Взлет с тормозов
- Роллинг-старт
- Взлет на номинальном режиме работы двигателей
- Взлет со снижением шума
- Взлет с уборкой механизации крыла после преодоления препятствий по курсу взлета
- Взлет с боковым ветром
- Взлет при наличии слякоти и воды на взлетно-посадочной полосе
- 7.6. Случайные и техногенные факторы влияния на безопасность взлета Отказы двигателей
- Несинхронная уборка механизации крыла
- Иллюзия в полете
- 7.7. Обеспечение безопасности на рулении
- Тема 8. Обеспечение безопасности полета по маршруту
- Нормативные требования к воздушным трассам и воздушным линиям
- Нормативные требования к полетам в условиях обледенения
- Нормативные требования к обходу гроз
- 8.2. Основные технологические требования к деятельности экипажа воздушного судна
- 8.4. Система безопасных высот и уровни отсчета высоты полета
- 8.5. Оптимальный режим полета по маршруту
- Тема 9. Обеспечение безопасности полета
- 9.2. Нормирование захода на посадку и посадки Скорости захода на посадку
- Зона посадки
- 9.3. Балансировка воздушного судна на предпосадочной прямой
- 9.4. Исправление боковых уклонений и отклонений по высоте
- 9.5. Основные ошибки при заходе на посадку Позднее начало снижения с эшелона
- Ошибки при исправлении траектории полета в вертикальной плоскости
- Основные причины столкновения исправных воздушных судов с землей при заходе на посадку
- Тема 10. Нормы, методы и средства повышения надежности деятельности экипажа воздушного судна
- 10.1. Нормирование действий экипажа воздушного судна
- 10.2. Средства и методы повышения надежности деятельности экипажа вс
- 10.1. Нормирование действий экипажа воздушного судна
- Руление
- Командир вс принимает решение на продолжение взлета, если:
- Полет на эшелоне
- Снижение
- При полете на предпосадочной прямой командир вс обязан прекратить снижение и уйти на второй круг, если:
- Уход на второй круг
- 10.2. Средства и методы повышения надежности деятельности экипажа вс в настоящее время существуют следующие пути повышения надежности деятельности экипажа:
- 1. Психологический путь повышения надежности деятельности экипажа предполагает осуществление следующих процедур:
- 2. Технологический путь повышения надежности деятельности экипажа
- 3. Технический путь повышения надежности деятельности экипажа.
- 4. Организационный путь повышения надежности деятельности экипажа включает следующие мероприятия: