2. Учебное пособие введение
Летной эксплуатацией называется процесс функционирования системы «экипаж - воздушное судно (Э-ВС)». Теория летной эксплуатации воздушных судов изучает структуру, связи, взаимодействие и взаимовлияние элементов системы «Э-ВС» с учетом цели полетного задания.
Основным звеном в авиатранспортном комплексе является эксплуатант, так как от качества его работы напрямую зависит безопасность полетов. Как показывают практика и научные разработки, при анализе деятельности авиапредприятия (эксплуатанта) в целях повышения уровня безопасности полетов или совершенствования его структуры должен использоваться принцип системного подхода. Кратко остановимся на основных положениях системного подхода.
Системой называется совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих для достижения поставленной цели.
Принцип системного подхода заключается в том, что при выполнении анализа, исследования, совершенствования, оптимизации той или иной системы необходимо учитывать все ее элементы, их взаимосвязи и взаимодействие и поставленную цель.
Системы подразделяются на технические, эргатические, полиэргатические, сложные и большие в зависимости от количества элементов, наличия людей, технических устройств, зданий и сооружений.
Система «экипаж - воздушное судно» относится к полиэргатическим сложным системам, так как включает полиэргатическую компоненту (экипаж) и сложную техническую подсистему (воздушное судно). Авиакомпании и авиапредприятия являются большими авиатранспортными системами, так как их элементами являются сложные технические, эргатические и полиэргатические подсистемы, включающие здания, сооружения, различные технические устройства, оборудование и большие коллективы людей.
Следует отметить, что любую систему можно представить в виде совокупности подсистем, входящих в ее структуру. Отдельно взятое ВС является сложной технической системой, подсистемы которой, например, локатор, двигатель и т. п., в зависимости от цели исследования могут рассматриваться как самостоятельные технические системы.
Кратко остановимся на структуре деятельности экипажа, месте и роли системы «экипаж - воздушное судно» в гражданской авиации.
Экипаж ВС ГА состоит из командира ВС, других лиц летного состава и обслуживающего персонала. Полет ВС при неполном составе экипажа запрещается.
К летному составу экипажа относятся лица, имеющие действующие свидетельства летного состава, а также соответствующие подготовку и опыт.
К обслуживающему персоналу относятся бортпроводники, бортоператоры и другие лица, занимающиеся размещением или обслуживанием перевозимых объектов.
Согласно «Нормам летной годности самолетов транспортной категории» [7], при транспортных полетах в экипаже должно находиться не менее двух человек, допущенных к пилотированию ВС. Экипаж имеет право выполнять полет только при наличии всех сертификационных и полетных документов, разрешении службы движения и соответствии погоды установленным требованиям.
По функциональному признаку действия экипажа подразделяются на:
пилотирование - совокупность действий экипажа по управлению вектором скорости и конфигурацией ВС в полете;
самолетовождение - совокупность действий экипажа, направленных на обеспечение точности выполнения полета по установленному маршруту и прибытия в пункт назначения в заданное время;
осмотрительность - сбор и анализ информации о расположении ВС относительно других ВС, искусственных или естественных препятствий с целью обеспечения безопасных интервалов;
взаимодействие и связь - обмен служебной информацией, распределение обязанностей между членами экипажа, а также взаимоконтроль и взаимопомощь;
управление системами жизнеобеспечения;
предполетную подготовку (проводится как минимум за 1 ч до полета и включает медицинский контроль, навигационные расчеты, расчет центровки, заправки, получение аэронавигационной и метеорологической информации, оформление полетной документации, подготовку и осмотр ВС, контроль размещения груза, пассажиров) и послеполетный разбор (проводится командиром ВС с членами экипажа по результатам выполненного полета, как правило, сразу после полета).
Система «экипаж - воздушное судно» решает следующие задачи:
транспортные перевозки;
авиационные работы;
тренировочные полеты;
учебные полеты;
испытательные полеты;
аварийно-спасательные и поисковые работы;
перегонки ВС;
облеты систем ВС;
облеты наземных РТС.
К особенностям эксплуатации системы «экипаж - воздушное судно» относятся:
высокая зависимость летной эксплуатации от внешних условий;
систематическое воздействие на экипаж перегрузок психологического и физического характера;
высокая интенсивность действий экипажа (особенно на взлете, заходе на посадку и посадке, в особых случаях полета);
повышенный риск для жизни и здоровья людей;
влияние смены часовых поясов и сезонов года в течение полета;
перемещение в пространстве, т. е. одновременно в вертикальной и горизонтальной плоскостях;
ограниченное и замкнутое оперативное пространство для деятельности экипажа в полете.
Предъявляемые требования к системе «экипаж - воздушное судно»:
обеспечение заданного уровня безопасности полета (БП),
экономичности, регулярности и сервиса.
В настоящее время требование обеспечения БП в некоторых авиакомпаниях не позиционируется в качестве главной задачи, что создает повышенную угрозу для жизни и здоровья людей.
От качества функционирования системы «Э-ВС», эффективности применяемых методов анализа и оптимизации ее деятельности во многом зависит безопасность полетов, уровень которой характеризуется вероятностью того, что в полете не возникнет катастрофической ситуации.
Уровень безопасности полетов (УБП) - вероятность того, что в полете не возникнет катастрофическая ситуация - не является постоянной характеристикой работы системы «экипаж - воздушное судно» и изменяется в зависимости от сочетания неблагоприятных факторов влияния и умения экипажа компенсировать или предотвратить их воздействие. Поэтому содержание деятельности экипажа по управлению системой «Э-ВС» будет также постоянно изменяться, что и определяет особые требования к организации и выполнению летной эксплуатации.
- Тема 1. Краткая характеристика процесса управления системой «э-вс» 23
- 1. Руководство по изучению дисциплины
- 1.1. Цели и задачи дисциплины
- 1.2. Список принятых сокращений
- 1.3. Методические рекомендации по изучению дисциплины
- Тема 1. Краткая характеристика процесса управления системой «экипаж - воздушное судно»
- Тема 2. Качественные характеристики деятельности экипажа воздушного судна
- Тема 3. Количественные характеристики деятельности экипажа вс
- Тема 4. Факторы влияния внешней среды
- Тема 5. Характеристики полетных ситуаций в системе «экипаж – воздушное судно»
- Тема 6. Методы анализа полетных ситуаций и деятельности экипажа воздушного судна
- Тема 7. Обеспечение безопасности при взлете и на рулении
- Тема 8. Обеспечение безопасности полета по маршруту
- Тема 9. Обеспечение безопасности полета при заходе на посадку и посадке
- Тема 10. Нормы, методы и средства повышения надежности деятельности экипажа вс
- 1.4. Формы контроля по дисциплине
- 1.5. Рекомендуемая литература Основная
- 2. Учебное пособие введение
- Тема 1. Краткая характеристика процесса управления системой «э-вс»
- 1.1. Структурная схема управления системой «э-вс»
- 1.2. Факторы влияния на функционирование системы «э-вс»
- Внесистемные факторы влияния
- 5) Акты незаконного вмешательства в работу системы«экипаж – воздушное судно»:
- Внутрисистемные факторы влияния
- 1.3. Ограничения отклонений в работе системы «э-вс»
- 1.4. Потоки информации в системе «э-вс»
- Два основных вида информации, поступающей к экипажу.
- Тема 2. Качественные характеристики деятельности экипажа воздушного судна
- 2.1. Влияние действий экипажа на безопасность летной эксплуатации вс
- 2.2. Негативные проявления в деятельности экипажа вс
- 2.3. Общий принцип обработки информации и принятия решения экипажем вс
- 2.4. Особенности распознавания полетной ситуации и принятия решения экипажем воздушного судна
- 2.5. Виды деятельности по способу принятия решения
- Формализованная деятельность
- Эвристическая деятельность
- Тема 3. Количественные характеристики деятельности экипажа вс
- 3.1. Вероятность безошибочного выполнения действий
- 3.2. Вероятность своевременного выполнения действий или алгоритма
- 3.3. Интенсивность деятельности
- Интенсивность формализованной деятельности
- Интенсивность пилотирования
- 3.4. Временные характеристики деятельности
- Тема 4. Факторы влияния внешней среды
- 4.1. Движение воздуха относительно земной поверхности
- Влияние сдвига ветра на полет воздушного судна
- Влияние ветра на разбег, пробег и руление вс по аэродрому
- 4.2. Температура и давление воздуха
- 4.3. Атмосферные осадки
- Влияние нисходящих воздушно-дождевых потоков и ливневых осадков на параметры полета воздушного судна
- Глиссирование воздушного судна
- Обледенение воздушного судна
- Чтобы избежать опасности обледенения,
- 4.4. Грозовая деятельность Причины появления токов зарядки и разрядки воздушного судна в полете
- Факторы опасности при грозовой деятельности
- 4.5. Орнитологическая опасность для полетов воздушных судов Вероятность столкновения воздушных судов с птицами
- 4.6. Деятельность наземных служб
- Тема 5. Характеристики полетных ситуаций в системе «э-вс»
- 5.1. Классификация полетных ситуаций
- 5.2. Неблагоприятные события
- 5.1. Классификация полетных ситуаций
- Различают следующие виды особых ситуаций:
- 5.2. Неблагоприятные события
- Тема 6.
- 6.2. Анализ развития особой ситуации по материалам авиационного события
- 6.3. Эргономический анализ деятельности экипажа воздушного судна
- 6.4. Структурно-функциональный анализ безопасности маневра
- 7.1. Зона взлета
- Рассмотрим основные вопросы нормирования условий взлета.
- 7.2. Участки взлета
- 7.3. Нормирование углов набора при взлете
- 7.4. Нормирование характеристик взлета
- Нормативные требования по обеспечению безопасного взлета
- 7.5. Методики взлета
- Взлет с тормозов
- Роллинг-старт
- Взлет на номинальном режиме работы двигателей
- Взлет со снижением шума
- Взлет с уборкой механизации крыла после преодоления препятствий по курсу взлета
- Взлет с боковым ветром
- Взлет при наличии слякоти и воды на взлетно-посадочной полосе
- 7.6. Случайные и техногенные факторы влияния на безопасность взлета Отказы двигателей
- Несинхронная уборка механизации крыла
- Иллюзия в полете
- 7.7. Обеспечение безопасности на рулении
- Тема 8. Обеспечение безопасности полета по маршруту
- Нормативные требования к воздушным трассам и воздушным линиям
- Нормативные требования к полетам в условиях обледенения
- Нормативные требования к обходу гроз
- 8.2. Основные технологические требования к деятельности экипажа воздушного судна
- 8.4. Система безопасных высот и уровни отсчета высоты полета
- 8.5. Оптимальный режим полета по маршруту
- Тема 9. Обеспечение безопасности полета
- 9.2. Нормирование захода на посадку и посадки Скорости захода на посадку
- Зона посадки
- 9.3. Балансировка воздушного судна на предпосадочной прямой
- 9.4. Исправление боковых уклонений и отклонений по высоте
- 9.5. Основные ошибки при заходе на посадку Позднее начало снижения с эшелона
- Ошибки при исправлении траектории полета в вертикальной плоскости
- Основные причины столкновения исправных воздушных судов с землей при заходе на посадку
- Тема 10. Нормы, методы и средства повышения надежности деятельности экипажа воздушного судна
- 10.1. Нормирование действий экипажа воздушного судна
- 10.2. Средства и методы повышения надежности деятельности экипажа вс
- 10.1. Нормирование действий экипажа воздушного судна
- Руление
- Командир вс принимает решение на продолжение взлета, если:
- Полет на эшелоне
- Снижение
- При полете на предпосадочной прямой командир вс обязан прекратить снижение и уйти на второй круг, если:
- Уход на второй круг
- 10.2. Средства и методы повышения надежности деятельности экипажа вс в настоящее время существуют следующие пути повышения надежности деятельности экипажа:
- 1. Психологический путь повышения надежности деятельности экипажа предполагает осуществление следующих процедур:
- 2. Технологический путь повышения надежности деятельности экипажа
- 3. Технический путь повышения надежности деятельности экипажа.
- 4. Организационный путь повышения надежности деятельности экипажа включает следующие мероприятия: