logo
справочник воспитателя 1

Прогноз наиболее вероятных нарушений воинской дисциплины, происшествий и преступлений в подразделениях полка

Командирам подразделений рекомендую при составлении прогнозов и планировании воспитательной работы на зимний период обучения 2001 года учитывать факторы:

сезонный, когда в ходе занятий по боевой подготовке в зимнем периоде обучения; при использовании техники и личного транспорта в условиях зимней эксплуатации в связи с увеличением количества полевых занятий в условиях низких температур, выполнением хозяйственных и строительных работ, проведением штатных стрельб возрастает вероятность:

дорожно-транспортных происшествий;

отравления ядовитыми техническими жидкостями;

тяжелых травм и увечий в ходе боевой подготовки, работ в парке боевых машин;

поражения электрическим током и обморожений;

отравления угарным газом;

— происшествий в результате нарушений требований безопасности;. экономический, когда в условиях продолжающегося недофинансирования,

сложного социально-экономического положения в стране и Дальневосточном регионе, роста цен и возрастания интереса преступных группировок к оружию, боеприпасам и материальным ценностям воинских частей станут возможными:

— самоубийства на семейно-бытовой почве;

—хищения всех видов имущества и денежных средств, материальных ценностей, автомобильного имущества, оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ;

— социальная напряженность в воинских коллективах и семьях военнослужащих;

личностный, когда в подразделениях после приема молодого пополнения возрастает возможность:

происшествий и преступлений на почве неуставных взаимоотношений, искривления дисциплинарной практики;

уклонения от военной службы;

самоубийств и покушений на самоубийства;

хищений различных видов имущества;

отравления суррогатами алкоголя;

бесчинств по отношению к местному населению;

криминогенный, когда в районе дислокации подразделений части станут возможными:

противоправные действия гражданских лиц в отношении военнослужащих;

бесчинства военнослужащих по отношению к местному населению;

умышленные (неумышленные) убийства;

хищения оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, военной техники, нападения на посты в целях овладения оружием и боеприпасами, хищения различного имущества;

психолого-медицинский, когда будут проявляться отклонения в психике и физическом развитии военнослужащих и возрастает возможность:

самоубийств и покушений на них;

уклонений от военной службы;

неуставных проявлений;

нервно-психических срывов и простудных заболеваний.

Заместитель командира войсковой части 00000 по воспитательной работе

майор С. Петров

Материалы прогноза являются основой указаний заместителя командира части по воспитательной работе.

Указания заместителя командира войсковой части 00000 по воспитательной работе

До 10.12.2001 г. довести материалы прогноза до командиров подразделений и их заместителей по воспитательной работе.

До 25.11.2001 г. в соответствии с анализом состояния воинской дисциплины и правопорядка в подразделениях части за 2001 учебный год спланировать основные мероприятия воспитательной работы в 2002 учебном году с учетом перспективного прогноза.

Ежемесячно на подведении итогов в подразделениях анализировать состояние воинской дисциплины и правопорядка и ставить конкретные задачи по организации воспитательной работы с подчиненными.

В зимнем периоде обучения активизировать работу общественных организаций, комиссии по обеспечению безопасных условий военной службы личного состава, аттестационных комиссий.

Используя рекомендации психолога, ежемесячно проводить углубленное изучение личного состава, заступающего в караул, привлекаемого на работы на складе РАВ.

Продолжить поддержание связей с родными и близкими военнослужащих, особенно с родителями и родственниками военнослужащих учебной роты.

Должностным лицам управления полка оказывать практическую помощь командирам подразделений в вопросах поддержания твердого уставного правопорядка и воинской дисциплины.

Заместитель командира войсковой части 00000 по воспитательной работе

майор С. Петров

Ежемесячно вышестоящему начальнику подается донесение о состоянии правопорядка и воинской дисциплины, в котором, как правило, отражаются следующие вопросы:

на что направлялись в прошедшем месяце усилия по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины;

общее состояние правопорядка и воинской дисциплины;

поощрения и взыскания, объявленные в части;

преступления и происшествия, травмы, грубые дисциплинарные проступки в части;

причины совершения дисциплинарных проступков;

мероприятия, которые планируются к проведению.

Оценка состояния правопорядка и воинской дисциплины

Методика оценки правопорядка и воинской дисциплины

В связи с тем, что подразделения имеют различную численность личного состава, необходимо вывести итоговый показатель состояния воинской дисциплины:

И = N х 1000 / К, где

И — итоговый показатель состояния воинской дисциплины;

N — количество преступлений (дисциплинарных проступков);

К — количество личного состава.

Индекс позволяет объективно сравнивать количество преступлений (дисциплинарных проступков) в разных подразделениях с разной численностью.

Состояние правопорядка и воинской дисциплины оцениваются по двум показателям:

1) организаторская работа командира (начальника) по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины:

основные критерии;

знание истинного состояния правопорядка и воинской дисциплины;

с установленной периодичностью подводятся итоги и представляются формы отчетности, обеспечена объективность анализа и оценки деятельности должностных лиц;

работа спланирована, обеспечен контроль исполнения;

организована работа командира как органа дознания. По всем преступлениям и происшествиям возбуждены уголовные дела либо назначены административные расследования. По расследованным фактам происшествий и преступлений органами военной прокуратуры в адрес командира не вносились представления о нарушениях уголовно-процессуального законодательства, а военными судами не выносились частные определения. Не допущено фактов сокрытия правонарушений от вышестоящих органов военного управления и военной прокуратуры;

командир лично расследует причины и условия происшествий и преступлений, нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. Организована работа дознавателей воинской части, их подготовка и обучение;

налажено взаимодействие с военной прокуратурой в организации профилактической работы и учете правонарушений;

обеспечена неотвратимость воздействия на правонарушителей и должностных лиц, виновных в их совершении, а также законность принятых мер, своевременность и объективность докладов в вышестоящие органы военного управления и уведомления военной прокуратуры:

дополнительные критерии;

— внедрена система постановки задач по профилактике правонарушений, установлен порядок контроля за выполнением обязанностей по поддержанию правопорядка;

проводится работа комплексных групп по оказанию помощи;

должностные лица принимают личное участие в индивидуально-воспитательной работе с подчиненными, их обучении деятельности по поддержанию правопорядка;

соблюдается периодичность приема военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей командиром, порядок реализации их обращений;

учет преступлений и происшествий, грубых дисциплинарных проступков ведется в соответствии с требованиями руководящих документов;

реализуются частные определения военных судов и представлений военных прокуроров.

Организация работы командира по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины оценивается «удовлетворительно», если все основные и не менее 50% дополнительных критериев оценены положительно;

2) фактическое состояние правопорядка и воинской дисциплин:

основной критерий: отсутствуют случаи гибели военнослужащих и гражданских лиц в результате совершенных военнослужащими преступлений, происшедших по вине должностных лиц воинской части, установленной предварительным следствием или решением суда;

доополнительные критерии:

— не более чем в 50% подразделений совершены преступления (происшествия), связанные с нарушением правил несения боевого дежурства, караульной и внутренней службы, уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;

не произошло самоубийств военнослужащих. Оцениваются не ниже удовлетворительно:

состояние воспитательной работы;

морально-психологическое состояние личного состава;

знание личным составом общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации;

состояние внутренней службы в части (подразделении);

материально-бытовые условия военнослужащих;

выполнение требований общевоинских уставов должностными лицами по применению дисциплинарной практики.

Состояние правопорядка и воинской дисциплины оценивается «удовлетворительно», если основной и не менее 50% дополнительных критериев оценены положительно.

Подведение итогов состояния воинской дисциплины

С личным составом роты, батареи итоги подводятся в конце каждой недели по категориям: с офицерами и прапорщиками, сержантским составом, со всем личным составом. С докладом «О состоянии воинской дисциплины в роте за прошедшую неделю и итогах работы по ее укреплению» выступает, как правило, командир роты. В докладе необходимо:

Изложить, как в целом выполняются требования министра обороны Российской Федерации, других командиров и начальников по вопросам укрепления воинской дисциплины и улучшения службы войск за неделю, определить их влияние на решение задач боевой готовности, боевого дежурства, боевой учебы.

Дать оценку состояния дисциплины в каждом взводе и отделении (экипаже, расчете)

Отметить подразделения (взводы, отделения, экипажи, расчеты), в которых лучше решаются задачи, поддерживается уставной порядок, нет грубых нарушений воинской дисциплины, сложились здоровая морально-психологическая атмосфера, отношения дружбы и войскового товарищества При этом выделить те подразделения, в которых эти вопросы длительное время (указать какое) решаются положительно Назвать их командиров и рассказать о методах их работы. Дать оценку работе редколлегии (по итогам месяца) стенных газет по укреплению воинской дисциплины.

Назвать военнослужащих, являющихся примером в выполнении Военной присяги, оказывающих существенную помощь командирам в поддержании уставного порядка, товарищам в службе, овладении военными специальностями, непримиримо относящихся к недостаткам, недостойному поведению сослуживцев.

Довести до всего личного состава фамилии военнослужащих, которые никак себя не показали — ни хорошо, ни плохо. Педагогически правильно и тактично убедить их повысить свою активность, объяснить им, как выбрать правильную жизненную позицию.

Назвать подразделения (взводы, отделения, экипажи, расчеты), в которых воинская дисциплина, правопорядок и служба войск не в полной мере отвечают уставным требованиям. Особо указать на подразделения, в которых длительное время (указать какое) эти требования выполняются плохо. Отметить характерные недостатки каждого из этих подразделений:

в выполнении боевого дежурства;

в отношении личного состава к технике и оружию, их изучению, освоению и сбережению;

в несении службы в карауле, суточном наряде;

во внутреннем порядке, выполнении распорядка дня;

в соблюдении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;

в выполнении расписания занятий;

по другим параметрам.

Провести глубокий анализ происшествий и преступлений, если они имели место, грубых дисциплинарных проступков. Назвать фамилии военнослужащих, которые их совершили (каждый военнослужащий, услышав свою фамилию, должен встать и принять строевую стойку), доложить всему личному составу как и почему его поступок сказался отрицательно на боевой готовности. Объявить, что дисциплина названных военнослужащих оценивается «неудовлетворительно». Особо раскрыть имевшие место случаи употребления нецензурных слов, кличек, прозвищ, искажения воинских званий, грубости и фамильярности.

В заключение подведения итогов следует поощрить отличившихся, отметить в худшую сторону провинившихся.

По окончании подведения итогов командир определяет конкретные задачи каждому взводу, отделению, экипажу, расчету, отдельным солдатам (дисциплина которых оценена «неудовлетворительно») по устранению недостатков и мероприятия, которые должны провести подчиненные командиры в интересах укрепления воинской дисциплины и правопорядка.

Привлечение военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации к дисциплинарной ответственности

Дисциплинарная ответственность — юридическая ответственность, наступающая за совершение военнослужащими дисциплинарного правонарушения и реализуемая властью командира (начальника) в служебном порядке по правилам Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации.

Военнослужащие несут дисциплинарную ответственность за:

— проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка (Федеральный закон «О статусе военнослужащих»);

— проступки, связанные с нарушением норм морали и воинской чести (ст. 23 УВС ВС РФ).

Стадии привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности.

обнаружение и пресечение дисциплинарного правонарушения;

назначение разбирательства;

проведение разбирательства по факту дисциплинарного правонарушения;

рассмотрение собранных доказательств и принятие решения о наложении дисциплинарного взыскания;

наложение дисциплинарного взыскания.

Прежде чем привлечь военнослужащего к дисциплинарной ответственности, необходимо убедиться, что его проступок содержит состав дисциплинарного правонарушения, который характеризуется совокупностью предусмотренных законодательством элементов (признаков), указывающих на объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону данного вида правонарушения.

Объектом дисциплинарного правонарушения являются те общественные отношения, которые регулируются правилами воинской дисциплины, или отношения в сфере общественного порядка.

Объективная сторона дисциплинарного правонарушения выражается в определенных действиях, бездействии, являющихся общественно опасными и противоправными.

Субъективная сторона выражается в психическом отношении правонарушителя к своему противоправному деянию и его последствиям. Это вина военнослужащего, являющаяся необходимым условием дисциплинарной ответственности.

Военнослужащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности только при наличии всех элементов состава дисциплинарного правонарушения в их совокупности.

Средством принуждения при привлечении к дисциплинарной ответственности является дисциплинарное взыскание.

Дисциплинарное взыскание — это закрепленные в ДУ ВС РФ меры воздействия, применяемые командирами к военнослужащему в процессе привлечения к дисциплинарной ответственности. Налагать дисциплинарное взыскание могут только прямые начальники и начальники, указанные в разделе «Наложение дисциплинарных взысканий в особых случаях» ДУ ВС РФ. Дисциплинарная власть, предоставленная младшим начальникам, всегда принадлежит и старшим начальникам. Если командир (начальник) ввиду тяжести совершенного подчиненным проступка считает предоставленную ему дисциплинарную властью недостаточной, он возбуждает ходатайство о наложении взыскания на виновного, власть старшего командира (начальника). Командир (начальник), превысивший предоставленную ему дисциплинарную власть, несет за это ответственность. Старший командир не имеет права отменить или уменьшить дисциплинарное взыскание, наложенное младшим командиром, по причине строгости взыскания, если последний не превысил предоставленной ему власти. Старший командир имеет право отменить дисциплинарное взыскание, наложенное младшим командиром, если найдет, что это взыскание не соответствует тяжести совершенного проступка, и наложить более строгое взыскание.

Условия применения дисциплинарной ответственности:

— дисциплинарная ответственность может и должна использоваться только в интересах службы для поддержания воинской дисциплины и уставного порядка;

к дисциплинарной ответственности могут привлекать лишь те командиры (начальники), которые пользуются дисциплинарными правами в отношении нарушителей воинской дисциплины;

дисциплинарная ответственность реализуется в том объеме и в тех пределах, которые определены уставом.

За нарушение воинской дисциплины или общественного порядка военнослужащий лично несет дисциплинарную ответственность.

Для правильного и законного применения дисциплинарной ответственности военным законодательством установлен соответствующий порядок дисциплинарного взыскания. В ДУ ВС РФ, в частности, определены конкретные правила наложения дисциплинарных взысканий, которые сводятся к следующему:

на военнослужащего, совершившего дисциплинарное правонарушение, могут налагаться только те дисциплинарные взыскания, которые определены ДУ ВС РФ, соответствующие воинскому званию виновного и дисциплинарной власти командира;

при наложении взыскания не должно допускаться поспешности. Решение о привлечении к ответственности принимается, как правило, через сутки, но не позднее 10 суток с того дня, когда командиру стало известно о совершенном проступке.

Военнослужащий, считающий себя невиновным, имеет право в течение 10 суток с момента наложения дисциплинарного взыскания подать жалобу. Приведение в исполнение наложенного взыскания при подаче жалобы не приостанавливается, пока не последует приказ старшего командира (начальника) о его отмене. Принятию решения о наложении дисциплинарного взыскания должно предшествовать разбирательство, которое проводится в целях установления виновных лиц, выявления причин и условий, способствующих совершению проступка.

Анализ дисциплинарного проступка

1. Объективная характеристика проступка и обстоятельств его совершения:

время и продолжительность действий, предположительно рассматриваемых как проступок;

место изучаемого действия;

присутствующие во время проступка (свидетели, пострадавшие, участвующие);

существо вероятного проступка: какое правило нарушено, к какой деятельности оно относится, какие технические средства и материальные ценности были использованы, имел ли место материальный или иной ущерб, его вид и величина;

когда и каким образом стало известно о проступке;

кто совершил проступок; что следует предпринять для установления лиц, причастных к проступку.

2. Подготовка к всестороннему изучению проступка:

на какие вопросы следует получить ответ;

какие данные о личности военнослужащего, его состоянии и взаимоотношениях с сослуживцами целесообразно иметь в ходе изучения проступка;

кого привлечь для выяснения обстоятельств и сути проступка;

каким образом, в какое время следует провести диагностическую беседу с предполагаемым нарушителем воинской дисциплины.

3. Морально-психологическая характеристика проступка: а) мотивы и степень вины:

— умышленное, преднамеренное, злостное нарушение воинского порядка;

неосторожность (халатность, небрежность, непредусмотрительность, забывчивость);

сильное душевное волнение (страх, возмущение, обида, оскорбленное чувство чести и личного достоинства, желание избежать неприятных переживаний);

превышение пределов необходимой обороны;

незнание порядка службы при условии, что военнослужащий обязан и мог изучить соответствующие требования;

б) обстоятельства, смягчающие вину:

нечеткое руководство, ошибки при постановке задачи и организации деятельности начальником;

бесконтрольность, попустительство, низкая требовательность, безнаказанность;

наличие недостатков в изучении уставов, в правовой пропаганде;

слабая работа в подразделении, низкая сплоченность коллектива, отсутствие общественного мнения, осуждающего нарушения воинской дисциплины;

наличие в подразделениях негативных традиций, соответствующих содержанию данного проступка, влияние отрицательного примера;

в) обстоятельства, отягчающие вину:

проступок совершен не в первый раз;

нарушение воинской дисциплины имело место во время исполнения служебных обязанностей;

проступок совершен в нетрезвом состоянии;

имело место соучастие в групповом проступке;

имеют место существенные негативные последствия проступка.

4. Морально-психологические последствия проступка и реакция на него:

а) кому и какой морально-психологический урон был нанесен данным проступком, какое влияние оказал проступок на внутриколлективный статус военнослужащего и его отношения с сослуживцами, какие имеются или возможны в связи с проступком изменения в системе дисциплинирования личного состава подразделения, в климате воинского коллектива;

б) внутренняя реакция военнослужащего на совершенный им проступок: удовлетворенность достижением поставленной цели и полученным результатом, раскаяние, угрызения совести, чувство стыда, вины и сожаления, чрезмерно эмоциональная реакция (страдание, переживание необратимости содеянного, страх перед наказанием);

в) коллективно-групповая реакция на проступок:

осуждение проступка личным составом;

к проступку в подразделении отнеслись равнодушно, на него не обратили внимания;

наблюдаются признаки сочувствия, жалости, повышения внутриколлективного статуса военнослужащего;

проступок может стать примером для других, провоцировать аналогичные или другие нарушения дисциплины.

5. Выводы и данные для принятия решения:

тяжесть данного нарушения порядка (незначительное, грубое, близкое к правонарушению);

причины проступка, в том числе психологические: недисциплинированность, социально-психологическая неустойчивость, отрицательное эмоциональное состояние;

при каких условиях проступок можно было предотвратить; по чьей вине он не был предупрежден;

какие недостатки в системе дисциплинирования, в работе с данным военнослужащим выявил проступок; какое воздействие и с какими конкретными целями следует оказать на этого военнослужащего; что необходимо предпринять для ликвидации негативных последствий проступка.

Если в ходе разбирательства выяснится, что проступок военнослужащего содержит признаки состава преступления, командир части уведомляет военного прокурора, при необходимости возбуждает уголовное дело и начинает дознание.

В соответствии с требованиями ст. 49 ДУ ВС РФ в целях общественного осуждения нарушений воинской дисциплины или общественного порядка проступки военнослужащих по решению командира (начальника) могут рассматриваться и обсуждаться:

а) солдат и матросов — на собраниях личного состава;

б) сержантов и старшин — на собраниях сержантов и старшин;

в) прапорщиков и мичманов — на собраниях прапорщиков и мичманов;

г) военнослужащих-женщин — на собраниях военнослужащих-женщин в воинских званиях (должностях) не ниже воинского звания (должности) военнослужащей-женщины, проступок которой обсуждается;

д) офицеров — на офицерских собраниях.

Привлечение к дисциплинарной ответственности военнослужащего, стоящего в наряде. Согласно ст. 89 ДУ ВС РФ наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, входящего в состав суточного наряда (несущего боевое дежурство), за проступки, совершенные им во время несения службы, производится после смены с наряда или после замены его другим военнослужащим, но не ранее чем через сутки.

Привлечение к дисциплинарной ответственности военнослужащего, находящегося в состоянии опьянения. В соответствии со ст. 90 ДУ ВС РФ наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, находящегося в состоянии опьянения, а также получение от него каких-либо объяснений откладывается до его вытрезвления,

Согласно ст. 91 ДУ ВС РФ запрещается за один и тот же проступок налагать несколько дисциплинарных взысканий или соединять одно взыскание с другим, налагать взыскание на весь личный состав подразделения вместо наказания непосредственных виновников, а также подвергать дисциплинарному взысканию — аресту без определения его срока. При наложении дисциплинарного взыскания командир не должен унижать личное достоинство подчиненного и допускать грубость.

О наложении дисциплинарного взыскания объявляется:

солдатам и матросам — лично перед строем;

сержантам — лично, на совещании или перед строем сержантов;

прапорщикам — лично на совещании прапорщиков, а также на совещании прапорщиков и офицеров;

офицерам — лично или на совещании.

Кроме того, дисциплинарные взыскания могут объявляться в приказе. Объявлять дисциплинарное взыскание командирам в присутствии их подчиненных запрещается.

При объявлении дисциплинарного взыскания указывается:

причина, повлекшая наказание;

в чем состоит нарушение воинской дисциплины или общественного порядка.

Наложенное на военнослужащего дисциплинарное взыскания приводится в исполнение, как правило, немедленно и лишь в исключительных случаях не позднее месяца со дня его наложения. По истечении одного месяца взыскание в исполнение не приводится, но запись о нем в служебной карточке сохраняется. В последнем случае лицо, по вине которого не было приведено в исполнение наложенное взыскание, несет ответственность.

Меры пресечения дисциплинарных проступков:

напоминание военнослужащим об обязанностях и воинском долге (ст.ст. 48, 83 ДУ ВС РФ, ст.ст. 26, 75 УГ и КС ВС РФ);

отстранение от должности (ст. 50 ДУ ВС РФ);

замена военнослужащего, входящего в состав суточного наряда, несущего боевое дежурство (ст. 89 ДУ ВС РФ):

помещение военнослужащего, нарушившего воинскую дисциплину или общественный порядок и находящегося в состоянии опьянения, на гауптвахту Или в камеру временно задержанных (ст. 90 ДУ ВС РФ, ст. 26 УГ и КС);

прекращение отпуска, командировки, увольнения (ст.ст. 26, 79 УГ и КС);

дисциплинарное задержание (ст.ст. 26, 75 УГ и КС ВС РФ);

применение оружия как крайняя мера (ст. 9 ДУ ВС РФ, ст. 79 УГ и КС ВС РФ).

Несмотря на то, что выбор мер пресечения дисциплинарных проступков зависит от многих конкретных обстоятельств, цель их применения общая — прекратить нарушение воинской дисциплины и общественного порядка, не допустить тяжелых последствий и восстановить уставной порядок. Этим они отличаются от дисциплинарных взысканий, которые применяются в качестве наказания за уже совершенный проступок.

Учет в части грубых дисциплинарных проступков

Учет всех дисциплинарных проступков ведет заместитель командира по воспитательной работе. При этом:

дисциплинарные проступки отражаются в анализе состояния правопорядка и воинской дисциплины;

грубые дисциплинарные проступки отражаются в журнале учета грубых дисциплинарных проступков;

преступления и происшествия отражаются в журнале учета преступлений и происшествий в части.

Учет ведется по категориям:

офицеры;

прапорщики (мичманы);

Перечень грубых дисциплинарных проступков:

Самовольные отлучки.

Опоздание из отпусков, командировок, лечебных учреждений.

Опоздание или самовольный уход со службы.

Нарушение правил несения караульной, внутренней служб и боевого Дежурства.

5 Исполнение обязанностей по службе в состоянии алкогольного, наркотического и токсического опьянения 6. Нарушение требований безопасности, приведшие к потере работоспособности.

1. Нарушение уставных правил взаимоотношений.

Промотание и утрата военного имущества.

Проступки, совершенные в общественных местах во внеслужебное время. Особый перечень преступлений и происшествий, который докладывается

министру обороны Российской Федерации: 1 Измена и покушение на измену Российской Федерации.

Нарушение правил несения боевого дежурства, повлекшее тяжкие последствия.

Нарушение летательными аппаратами границ другого государства.

Все случаи гибели и смерти военнослужащих, а также гражданских лиц по вине военнослужащих.

Дезертирство или самовольное оставление части двумя и более военнослужащими или военнослужащим с оружием.

Неповиновение, сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению служебных обязанностей, насильственные действия в отношении начальника, совершенные группой военнослужащих или одним военнослужащим с применением оружия.

Преступления в отношении местного населения.

Хищение или утрата огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, вооружения и военной техники и секретных узлов к ним.

Хищение и утрата секретных, совершенно секретных и особо важных документов.

Хищение личного, государственного имущества, денежных средств в особо крупных размерах.

Катастрофы и аварии ракетных, зенитно-ракетных комплексов, кораблей и судов вспомогательного флота, самолетов, вертолетов и других летательных аппаратов, крушение поездов с воинскими эшелонами, транспортами и командами.

Падение ракет, бомб, снарядов, мин вне полигонов, а также взрывы этих и других боеприпасов, взрывчатых веществ и химических веществ, пожарные и стихийные бедствия, повлекшие последствия.

Массовые эпидемические и инфекционные заболевания, поражения и отравления, связанные с воздействием ионизированных излучений, пищевые отравления, обморожения 3-й и 4-й степени, а также одиночные заболевания холерой, чумой, натуральной оспой, СПИДом.

Доклад о совершении преступлений (происшествий) производится:

устно — в день совершения;

письменно — в течение 3 суток.

Преступления и происшествия отражаются в журнале, который ведется в штабе воинской части.

п/п

Кто

доносит,

дата и

номер

донесения

Дата, время и краткое содержание преступления

(происшествия).

В каком

подразделении, части

произошло, место, обстоятельства, участники, виновники

и причины

Последствия

преступления

или

происшествия

(потери в людях

и военной

технике, размер

материального

ущерба)

Когда и какое принято

решение командиром

стало ударом

по команде,

уведомлен военный

прокурор, назначено

административное

расследование,

возбуждено уголовное

дело

Принятые

команди-

ром меры

Количество

престу

плении

проис

шествии

1

2

3

4

5

6

7

8

Журнал учета преступлений и происшествий войсковой части 00000

В случае нарушения уставных правил взаимоотношений необходимо со- брать следующий комплект документов:

— рапорт командира подразделения по команде о факте нарушения уставных правил взаимоотношений с резолюцией командира части о назначении расследования;

— объяснительные записки виновных лиц и пострадавшего;

служебные характеристики на участников случившегося;

копии служебных карточек;

рапорт лица, проводившего расследование, с подробным изложением обстоятельств проступка;

выписка из приказа по части о наказании виновных;

выписки из протоколов общего собрания о принятых мерах к виновным;

— постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, если по усмо- трению расследовавшего лица и командира части возможно ограничиться применением к виновным мер дисциплинарного и общественного воздействия.

При совершении в части преступления или происшествия проводится административное расследование, при этом устный доклад вышестоящему начальнику производится немедленно, а письменный — через 3 дня. Организуется проведение административного расследования, в ходе которого изучаются:

1) суть происшедшего:

время, дата, место и обстоятельства преступления или происшествия;

воинское звание, фамилия, имя, отчество командира и заместителя по воспитательной работе от подразделения до объединения (где совершено правонарушение);

действительное наименование воинской части, в которой совершено преступление (происшествие);

2) социально-демографические и характеризующие данные на совершившего правонарушение:

должность;

воинское звание;

фамилия, имя, отчество;

число, месяц, год рождения;

национальность и семейное положение;

образование и гражданская специальность, где и кем работал до призыва;

состав семьи и где работают родители, жена;

каким РВК и когда (число, месяц, год) призван в Вооруженные Силы Российской Федерации;

сведения об употреблении наркотиков, склонности к токсикомании и алкоголизму;

наличие опыта антисоциального поведения (приводы в милицию, судимость);

как характеризовался по службе, сколько имел поощрений, кем, когда и за что наказывался;

относился ли к группе риска (нервно-психическая неустойчивость, покушения на самоубийство, черепно-мозговые травмы, дефицит массы тела или пониженное питание, пострадавший в результате неуставных взаимоотношений, низкая коммуникативность и ослабленные адаптационные возможности);

характер по степени выраженности волевых черт (сильный, слабый), темперамент (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик);

уровень физического развития, перенесенные соматические и психические заболевания;

3) причины и условия, способствовавшие совершению правонарушений:

объективные (невыплаты денежного содержания и компенсаций: за ка- кой месяц получал последний раз денежное довольствие, компенсацию за продовольственный паек, поднаем жилья и т. д., необеспеченность жильем — живет в общежитии, снимает жилье; невозможность реализации права на отдых, отсутствие возможности обучать детей и т. д.);

субъективные (личная недисциплинированность, нарушения в сфере организации службы и боевой учебы, серьезные недостатки в организации воспитательной работы, отсутствие заботы о жизни и деятельности военнослужащих, нарушения требований безопасности, слабый контроль за личным составом, неуставные взаимоотношения между военнослужащими, нарушения законности должностными лицами, слабая работа сержантского состава и т. д.);

4) состояние правопорядка и дисциплины в соединении, воинской части, подразделении:

— оценка состояния правопорядка и дисциплины среди офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат, проходящих службу по контракту и по призыву;

общее количество и характер преступлений и происшествий, участников их совершения по категориям личного состава (за текущий и предыдущий годы);

коэффициент происшествий и преступлений в расчете на 1 тыс. военнослужащих (соединение);

общее количество и характер грубых дисциплинарных проступков, участников их совершения;

новые негативные явления и их причинная обусловленность;

планируемые мероприятия по укреплению правопорядка и дисциплины;

5) факторы социально-политического характера, негативно влияющие на морально-психологическое состояние личного состава:

уровень криминогенной обстановки в районе дислокации;

наличие фактов негативного отношения к войскам со стороны местного руководства, СМИ, населения;

националистические проявления в отношении военнослужащих, попытки политических партий и движений негативно воздействовать на личный состав;

религиозная обстановка и ее влияние на военнослужащих;

6) морально-психологическое состояние личного состава соединения, воинской части, подразделения:

оценка морально-психологического состояния различных категорий военнослужащих;

их преобладающие настроения;

наличие конфликтов и других негативных явлений между начальниками и подчиненными, военнослужащими различных сроков службы, национальностей и вероисповеданий;

уровень морально-психологической устойчивости и готовности личного состава к выполнению задач боевой готовности, боевого дежурства и боевой подготовки.