Социальная работа с увольняемыми военнослужащими
Специфическим объектом военно-социальной работы являются военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы. Актуальность проблемы социальной адаптации указанных военнослужащих обусловлена начавшимся с 1992 г. и продолжающимся сегодня активным процессом широкомасштабного сокращения численности Вооруженных Сил, других воинских формирований. Этот процесс затрагивает судьбы многих военнослужащих, вынужденных расставаться с военной службой и искать применение своим знаниям и опыту в новых социальных условиях. В 1992—2000 гг. было уволено с военной службы более 900 тыс. офицеров, прапорщиков и мичманов. Из их числа за этот же период смогли пройти переподготовку по гражданским специальностям в учебных центрах Министерства обороны Российской Федерации только около 60 тыс. человек, или порядка 7% от общего числа уволенных. По-прежнему сложной остается проблема трудоустройства уволенных военнослужащих, особенно старших возрастов.
В сложившихся условиях решение проблемы потребовало разработки и реализации комплекса мер по профессиональной ориентации, переподготовке, трудоустройству и социально-психологической поддержке, сведенных в единую систему социальной адаптации военнослужащих, под которой понимается деятельность органов государственной власти, военного управления, местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и самих военнослужащих по подготовке и приспособлению к новым условиям жизни и деятельности после увольнения с военной службы
При организации социальной работы с военнослужащими, подлежащими увольнению с военной службы, следует исходить из того, что переход от военной службы к гражданской деятельности — это не отдельный акт в жизни военнослужащего, а длительный процесс, имеющий в своей структуре ряд этапов:
Этап подготовки к увольнению с военной службы.
Этап трудоустройства.
Этап профессионального обучения по гражданской специальности.
Этап освоения новой деятельности.
Первый этап — этап подготовки к увольнению с военной службы — приходится на тот период, когда военнослужащий еще продолжает служить. Поэтому именно на этом этапе военный социальный работник должен самым непосредственным образом оказывать помощь данной категории военнослужащих.
Ориентировочно данный этап начинается за три года до предполагаемого увольнения. Целесообразно рекомендовать увольняемым военнослужащим выполнить в этот период следующие действия:
изучить всю доступную нормативно-правовую, справочную, рекламную учебно-методическую литературу по вопросам занятости населения в Российской Федерации и особенностям переподготовки, трудоустройства, социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы;
посетить местные центры занятости или биржи труда, отделы кадров государственных предприятии и частных фирм, справочно-консультационные пункты, связаться с бывшими сослуживцами, уже имеющими опыт адаптации к гражданской жизни;
активно участвовать в работе семинаров по этим вопросам, организуемых службой занятости, общественными объединениями, посещать соответствующие лекции, консультации, встречи с представителями местных органов власти, руководителями предприятии и т. д.;
провести тщательный анализ рынка труда в регионе, избранном для проживания после увольнения с военной службы, получить информацию об имеющихся вакансиях, стабильности спроса на различных специалистов, об уровне зарплаты и льготах, о жилищном обеспечении и т. п.;
оценить свои профессиональные интересны и возможности: сильные и слабые стороны, в какой специальности можно использовать уже имеющиеся профессиональные навыки;
определить варианты подходящей работы на рынке труда в регионе будущего проживания. При невозможности прямого трудоустройства определить профиль переподготовки по будущей специальности.
Основными направлениями социальной работы с данной категорией военнослужащих являются:
содействие в своевременном предоставлении отпусков по личным обстоятельствам, предусмотренным п. 10 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих»;
оказание консультационной и практический помощи в поиске возможности трудоустройства и переподготовки по гражданским специальностям;
организация работы по выдаче рекомендаций на внеконкурсное зачисление в государственные образовательные учреждения профессионального образования (приказ министра обороны Российской Федерации 1999 г. № 20);
содействие в оформлении документов, необходимых для получения жилья в избранном месте жительства после увольнения с военной службы;
организация заблаговременной связи и обмена информацией между военнослужащим, подлежащим увольнению с военной службы, и соответствующими органами (военкомат, центр занятости) того региона, который выбран им для постоянного проживания.
Заметную роль в организации и проведении данной работы призваны сыграть внештатные справочно-консультационные пункты для проведения профессиональной ориентации военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил, создание которых предусмотрено приказом министра обороны Российской Федерации 2002 г. № 115. Указанные справочно-консультационные пункты создаются во всех воинских частях до отдельного батальона в целях создания условий для адаптации увольняемых военнослужащих к новым условиям жизни, их переподготовки н трудоустройства, снятия социальной напряженности в воинских коллективах, вызванной сокращением Вооруженных Сил.
- Справочник офицера-воспитателя Содержание
- Раздел 1. Информационно-воспитательная работа в
- Раздел 2. Воспитательная работа и меры по ее укреплению 78
- Раздел 3. Морально-психологическое обеспечение боевых
- Раздел 4. Психологическая работа в части (подразделении) 199
- Раздел 5. Военно-социальная работа 267
- Раздел 6. Культурно-досуговая работа 302
- Раздел 7. Противодействие информационно-
- Слово к читателю
- Раздел 1. Информационно-воспитательная работа в части (подразделении)
- Заместитель командира войсковой части 00000 по воспитательной работе подполковник с. Петров
- План проведения единого дня правовых знаний с личным составом войсковой части 00000
- Дни воинской славы России
- Памятные дни в Вооруженных Силах
- Республики (21)
- Края (6)
- Области (49)
- Города федерального значения (2)
- Автономные области (1)
- Автономные округа (10)
- Общие вопросы воспитательной работы система воспитательной работы в вооруженных силах российской федерации
- 1. Методы изучения субъектов и объектов воспитания:
- 2. Методы воспитательных воздействий и взаимодействий:
- 3. Методы профилактики и перевоспитания военнослужащих:
- Содержание системы воспитания военнослужащих вооруженных Сил Российской федерации
- Планирование воспитательной работы в части (подразделении)
- 1. По общим вопросам:
- 2. По информационному обеспечению, патриотическому воспитанию:
- 3. По психологической работе:
- 4. По культурно-досуговой работе:
- 5. По анализу и профилактике правонарушений:
- 6. По военно-социальной работе и по правовому обучению и воспитанию:
- План воспитательной работы с личным составом войсковой части 00000 на 2000—2007 год
- План воспитательной работы с личным составом войсковой части 00000 на июль 2001 года
- План воспитательной работы личным составом 1-й мер на январь 2002 года
- Комплексный план по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, обеспечению безопасных условий военной службы войсковой части 00000
- Заместитель командира войсковой части 00000 по воспитательной работе подполковник с. Петров
- Проведения предвыходного и выходного дней 21 и 22 июля 2001 года с личным составом войсковой части 00000
- Организация воспитательной работы с молодым пополнением в воинской части
- Раздел 2. Воспитательная работа и меры по ее укреплению
- Сущность и содержание воинской дисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации
- Система работы по поддержанию в полку правопорядка и воинской дисциплины
- Методика профилактики должностных лиц по профилактике неуставных взаимоотношений
- Диагностика и профилактика нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими
- « » 2007 Года г. Южно-Сахалинск
- Прогноз наиболее вероятных нарушений воинской дисциплины, происшествий и преступлений в подразделениях полка
- Действия должностных лиц при самовольном оставлении части военнослужащим
- Противодействие распространению и употреблению наркотиков в подразделении
- Организация работы с обращениями граждан и приема посетителей Правовые основы работы с обращениями граждан и по приему посетителей
- Контроль за работой с обращениями граждан в министерстве обороны российской федерации
- Планирование индивидуальной воспитательной работы. Изучение и учет индивидуальных особенностей военнослужащих
- Примерная служебная характеристика
- Раздел 3. Морально-психологическое обеспечение боевых действий
- Противодействие информационно-психологическому воздействию противника и защита войск (сил) от него
- Раздел 4. Психологическая работа в части (подразделении)
- Взаимодействие психолога с должностными лицами психологической работы
- 3. Этап организации исполнения!
- Интегральный критерий
- Частные критерии и показатели
- Групповая психодиагностика
- Психологическое обеспечение боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней служб
- Раздел 5. Военно-социальная работа
- Организация военно-социальной работы
- Основные требования к социальным работникам
- Судебная зашита социальных прав и льгот военнослужащих, взаимодействие с органами военной прокуратуры
- Организация социальной работы с семьями военнослужащих, деятельность женсоветов
- Перспективный план работы инструкторов по работе с семьями военнослужащих на год должен включать в себя:
- Социальная работа с лицами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
- Социальная работа с семьями погибших военнослужащих
- Работа с военнослужащими, не имеющими жилья
- Социальная работа с увольняемыми военнослужащими
- В соответствии с Типовым положением, утвержденным приказом министра обороны Российской Федерации 2002 г. № 115, на справочно-консультационные пункты возложено решение следующих задач:
- На справочно-консультационном пункте ведется следующая документация:
- Инструкцией установлен следующий порядок направления военнослужащих на обучение:
- Направление
- Командир войсковой части 00000 _ (инициалы, фамилия)
- Раздел 6. Культурно-досуговая работа
- Тематика стенной газеты 1-й роты «Вымпел» на февраль 2003 года
- Примерный сценарий «вечера-портрета», посвященного офицеру передового подразделения, «Боевым традициям Верны»
- Приказ командира войсковой части 00000
- 15 Ноября 2002 г.
- Приказ командира войсковой части 00000
- Об итогах смотра художественной самодеятельности в части и поощрении участников
- 1 Мер, занявшую 1-е место, — переходным вымпелом «Лучшему коллективу художественной самодеятельности» и дипломом I степени;
- 1 И 3 мсб, занявших 2-е и 3-е места, — соответственно дипломом II и III степени.
- 3. За достигнутые творческие успехи и исполнительское мастерство:
- Отдельные вопросы обеспечения воинских частей техническими средствами воспитания и культурно-досуговым имуществом
- Раздел 7 «Противодействие информационно-психологическому воздействию и зашита войск
- Приложение Система работы должностных лиц по поддержанию дисциплины и правопорядка в подразделении