Раздел 7 «Противодействие информационно-психологическому воздействию и зашита войск
Понятие информационно-психологического противоборства и психологических операций
Информационно-психологическое противоборство представляет собой борьбу между государствами и их вооруженными силами за достижение превосходства в области получения, обработки, сохранения и доведения до пользователей необходимой информации, а также в сфере моральных и психологических возможностей нации, ее армии и флота в интересах достижения политических и военных целей (при написании данного раздела использовано учебное пособие А.Г. Караяни «Информационно-психологическое противоборство в современной войне» (М.: Воен. ун-т, 1997).
Информационно-психологическое противоборство включает:
информационно-психологическое воздействие;
защиту войск от информационно-психологического воздействия.
Противодействие информационно-психологическому воздействию противника — комплекс мероприятий, осуществляемый силами и средствами морально-психологического обеспечения в целях нейтрализации пропагандистского и психологического воздействия противника на личный состав и население, достижения морально-психологической устойчивости, готовности к сопротивлению.
Информационно-психологическое противоборство уходит корнями в глубокую древность. В средние века славу известных специалистов по психологическому воздействию на войска противника снискали Чингизхан, киевский князь Святослав, кардинал Ришелье.
В настоящее время в странах НАТО весь комплекс мер информационно-психологического воздействия на войска и население противника обозначается термином «психологические операции».
Психологические операции — это проводимая в мирное или военное время плановая пропагандистская или психологическая деятельность, рассчитанная на иностранные враждебные, дружественные или нейтральные аудитории с тем, чтобы влиять на их отношение и поведение в благоприятном направлении для достижения как политических, так и военных целей. Психологические операции подразделяются на стратегические, оперативные и тактические.
Стратегические психологические операции проводятся в глобальном масштабе для достижения долгосрочных целей, в интересах создания благоприятной психологической обстановки для ведения боевых действий.
Оперативные психологические операции осуществляются в определенных регионах и преследуют среднесрочные цели по поддержке военных кампаний или крупных военных операций.
Тактические психологические операции реализуются с краткосрочными целями и направляются на поддержку боевых действий войск в тактическом звене. Психологические операции всех уровней, при их одновременном осуществлении, составляют единый целостный комплекс взаимосвязанных мероприятий, из которого сложно вычленить тот или иной уровень. Они планируются и проводятся на основе решений главнокомандующих, командующих и командиров различных рангов в мирное и военное время.
Основные задачи психологических операций:
убеждение общественного мнения в правильности, необходимости военного вмешательства; воздействие на военно-политическое руководство противника и его союзников с целью заставить их отказаться или воздержаться от вступления в войну;
поддержка внутри страны противника оппозиции, сил сопротивления, расовых, этнических, религиозных и других противоречий;
— подрыв доверия к руководству страны;
— содействие диссидентским элементам, взаимодействие с силами, ведущими борьбу в подполье;
воздействие на население дружественных стран; содействие развитию доброжелательности населения нейтральных стран;
подрыв морального духа, создание обстановки неуверенности и беспокойства среди личного состава армии противника, снижение его боеспособности;
проведение аналитической работы по вскрытию уязвимых мест противника, подготовка и доведение до командиров тактического звена, а также групп и лиц, выполняющих задачи в районе боевых действий, соответствующей информации;
оказание содействия в захвате населенных пунктов противника путем предъявления ультиматума и передачи призывов к капитуляции;
оказание помощи командованию в осуществлении контроля за враждебно настроенным населением в зоне боевых действий; противодействие психологическим операциям противника и подрывным элементам,
прогнозирование степени психологического воздействия на людей боевых действий.
Решение перечисленных задач должно обеспечить достижение морально-психологического превосходства войск над войсками противника.
В настоящее время во многих странах мира информационно-психологические средства осуществления психологических операций рассматриваются в качестве приоритетных при достижении военных целей. Для их разработки и практического применения привлекаются значительные материально-технические ресурсы, известные ученые, политики, деятели культуры и искусства, высококлассные военные специалисты. К числу основных средств информационно-психологического воздействия в системе психологических операций относятся следующие:
— печатные средства — листовки, плакаты, газеты, информационные бюллетени.
Листовки, исходя из своего предназначения, издаются разных размеров и на различном материале. Для их распространения используются артиллерия (снаряды, мины, агитационный реактивный снаряд), авиация (вразброс через двери и люки вертолетов и самолетов, свертки или коробки с вытяжными тросами, специальные пластиковые бомбы; беспилотная управляемая ракета, доставляющая на цель до 500 килограммов груза; самораскрывающиеся авиационные пакеты, авиаконтейнеры; воздушные баллоны, воздушные шары, плавающие водонепроницаемые контейнеры из дерева, бамбука, пластика, стекла, целлофана для применения на океанах, морях, озерах, реках), агенты, диверсионные группы и др. Листовки также могут оставляться на местности отступающими войсками.
— радио и телевидение — стационарные и подвижные (автомобильные, самолетные, корабельные) радио- и телецентры (как штатные, так и захваченные у противника) с соответствующими программами вещания. Роль этих средств психологических операции особенно возрастает в регионах, насыщенных радио- и телеприемниками, а также при вещании на малограмотное население.
Органами психологических операций широко используются средства вхождения в боевые радиосети противника в целях сбора необходимой информации, передачи дезинформации, распространения панических слухов и настроений;
кино-, видеофильмы, аудиоматериалы и другие носители видео- и аудиоинформации, рассчитанные как на убеждающее, так и на внушающее воздействие;
звуковещание, которое осуществляется с помощью звуковещательных станций и других средств усиления голоса, в том числе переносных, смонтированных на джипах, грузовиках, танках, БТР, вертолетах, самолетах Громкоговорители на грузовиках используют преимущественно в тыловых районах, на танках — для сопровождения наступления, переносные и на малых машинах — для позиционного вещания;
компьютерные средства, в первую очередь глобальная компьютерная информационная сеть Интернет, в качестве средства влияния на людей;
предметы повседневного обихода, продукты питания, игрушки, спортивные принадлежности и т п. с соответствующим информационным сопровождением;
синтезаторы (генераторы) голографических и звуковых эффектов в атмосфере. По данным зарубежных средств массовой информации, в ряде стран разрабатываются проекты установки на действующих спутниках лазерно-световых комплексов, способных проецировать на облака различные изображения. Как известно, облака являются прекрасным естественным экраном, расположенным на высоте 60—80 километров от поверхности земли. Спроецированное на них изображение будет отчетливо видно на удалении 100—150 километров.
В ходе осуществления психологических операций часто используется такое мощное средство подрыва морального духа противника, как вспомогательная деятельность: демонстрация силы; повышение степени готовности войск или их переброска в «кризисные» районы; программы гражданских действий; инициация гражданского неповиновения, митингов, демонстраций в «стане» противника; программы в области образования, сельского, хозяйства, медицины на территории противника; некоторые способы боевых действий.
Таким образом, если традиционные средства войны используются для поражения и физического уничтожения противника, то психологические операции имеют целью посеять в его войсках сомнения, нерешительность, страх, панику, сломить их волю к сопротивлению, достичь абсолютного морально-психологического превосходства над неприятелем. В настоящее время наиболее развитые армии мира обладают значительным потенциалом информационно-психологического воздействия на противника, который является важной составляющей их военной мощи и одним из средств достижения победы в современной войне.
Пути борьбы с информационно-психологическим воздействием противника
Знание целей, задач, методов и средств осуществления психологических операций в современной войне позволяет определить необходимые и эффективные меры по противодействию психологическим мероприятиям противника, направленным на подрыв морально-психологического состояния, дезинформацию и деморализацию личного состава, дезорганизацию боевой деятельности наших войск.
Эффективность работы по противодействию психологическим диверсиям противника будет в решающей степени зависеть от того, насколько удастся на практике реализовать принципы упреждения, доходчивости и эмоциональной насыщенности проводимых мероприятий, т. е. результаты противодействия будут определяться тем, в какой мере командиры, их заместители по воспитательной работе, военные психологи учтут закономерности функционирования психики в боевой обстановке.
Защита войск от психологических операций противника представляет собой систему мероприятий по прогнозированию, профилактике, оценке, срыву информационно-психологического воздействия противника на наши войска и население и ликвидации его негативных последствий.
Прогнозирование психологических операций противника заключается в превентивной оценке командирами, штабами, органами воспитательной работы сил и средств подрывных акций, которыми может располагать реальный или потенциальный противник.
Армии США для непосредственной поддержки боевых действий выделяется, батальон, а дивизии (бригаде) — рота психологических операций. В роте психологических операций, кроме редакционного взвода, осуществляющего разработку информационных материалов тактического уровня, имеются типографский взвод и взвод звуковещательных станций. Такая структура позволяет роте ежесуточно производить порядка 500 тыс. листовок и вести одновременную работу на звуковещательных станциях. Исходя из этого можно предположить, что наши части и подразделения, решающие главные задачи, обязательно подвергнутся массированному информационно-психологическому воздействию противника. Районы сосредоточения, пути выдвижения, боевые позиции будут плотно залистовываться, подвергаться радиовоздействию, а войска, находящиеся в обороне, попадут в зону активного звуковещания. Кроме того, как показывает опыт, в населенных пунктах, на маршрутах движения войск возможно разбрасывание мини-радиоприемников в противоударной упаковке, настроенных на частоту станций органов психологических операций, авторучек, зажигалок с соответствующей информацией, а нередко и взрывными устройствами. Важным моментом прогнозирования является определение каналов информационно-психологического воздействия на личный состав наших частей и подразделений. Войска, находящиеся в пунктах постоянной дислокации, могут быть подвергнуты воздействию всех известных информационно-психологических средств, Наступающие части и подразделения, видимо, в большей степени испытают радиовоздействие посредством вхождения противника в сети боевого управления наших войск. Кроме того, противник может оставить на покидаемых им позициях листовки, применить оружие «несмертельного» действия (в частности, психотропное). В ходе совершения марша наиболее эффективными каналами подрывного воздействия на войска могут стать: вхождение противника в боевые радиосети наших войск в целях их дезинформации и распространения панических слухов; залистовывание районов привалов, мест расположения комендантских служб, населенных пунктов, районов сосредоточения.
Специалисты подрывных акций подходят дифференцированно к аудиториям, на которые осуществляется их влияние.
Специалистами психологических операций в войсках противника, как правило, выделяются следующие объекты воздействия: солдаты и сержанты; военнослужащие-женщины; офицеры; генералы; представители конфликтующих этнических, политических и конфессиональных групп; военнослужащие из пополнения; те, кто длительное время бессменно участвует в боевых событиях; лица, работающие на средствах связи и др.
Важным моментом прогнозирования является определение возможной тематики и символики психологических операций противника в целях упреждения, снижения их эффективности или нейтрализации. Наибольший ущерб моральному духу войск наносят такие факторы, как опасность, дискомфорт, недостаток пищи, отсутствие боевого опыта, негативное отношение к целям и действиям руководителей, недовольство командованием и др. Следовательно, именно эти явления будут эксплуатироваться в процессе информационно-психологического воздействия на наших военнослужащих. Специалисты психологических операций не упустят возможности идеологически и психологически обыграть такие события и факты, как: возможные поражения и большие потери наших войск; недостатки в их материально-техническом обеспечении; неблагоприятные события в стране; низкий уровень подготовки личного состава, просчеты в информировании военнослужащих; факты дезертирства, предательства и др. Необходимо предусмотреть возможную степень уязвимости наших войск перед пропагандой и психологическими действиями противника, выявить группы и отдельных воинов, которые в наибольшей степени могут быть подвержены деморализации.
Оценка осуществляющейся противником информационно-психологической акции заключается в выявлении ее истинных целей и объектов. Планируя такие акции, специалисты психологических операций будут нацеливать их на дезинформацию, запугивание, изменение настроений, системы отношений, желаний, активности, схем поведения наших военнослужащих. Как показывает опыт, важнейшая задача психологических операций — дезинформация противника.
В интересах профилактики эффективного психологического воздействия противника следует особое внимание уделять разъяснению военнослужащим истинных целей, задач, тематики, форм, методов, технических средств осуществления психологических операций. Хороший профилактический эффект дает ознакомление военнослужащих с конкретными фактами, свидетельствующими об изощренных приемах, методах и последствиях подрывных акций противника. Так, например, развития негативных реакций и поведения военнослужащих можно избежать, заранее предупредив их о возможности применения противником так называемых зараженных, радиоактивных листовок, психотропных средств и т. п.
Предупреждение эффективного «срабатывания» психологических операций предполагает надежное перекрытие каналов психологического воздействия на личный состав. Здесь важно держать под постоянным контролем людей, чья деятельность связана с приемом и передачей информации (связистов, посыльных и др.). Они могут стать сначала объектами, а затем и передаточным звеном дезинформации. Практика показывает, что в боевых условиях нецелесообразно разрешать военнослужащим иметь личные радиоприемники. Опыт Великой Отечественной войны, боевых действий в Афганистане подтвердил необходимость назначения в каждом подразделении ответственных лиц, а в частях — специальных команд по сбору и уничтожению листовок противника. Особое внимание командиры, военные психологи должны уделять военнослужащим, потенциально наиболее подверженным психологическому воздействию. К ним можно отнести людей с заметной нервно-психической неустойчивостью, высокой «психосоматической проводимостью» («мнительных») и тревожностью, которые в сложных ситуациях нередко становятся индукторами паники. Эффективными способами предупреждения негативных последствий в этом случае являются: назначение наставников из числа опытных психологически устойчивых воинов к военнослужащим, потенциально подверженным психологическому воздействию противника; включение последних в «тройки» и «пятерки» воинов, нацеленные для решения конкретных задач, проведение с ними индивидуальной работы и обучение приемам психической саморегуляции и др.
Снижению эффективности психологических акций противника способствует непрерывное, объективное, психологически целесообразно структурированное боевое и политическое информирование военнослужащих. Помня о специфике действия психологических механизмов восприятия человеком информации (эффектах первичности, ореола, авторитета, возложения ответственности и др.), командирам необходимо упреждать противника в информировании своих подчиненных о военных, политических и боевых событиях, изменениях обстановки; активнее привлекать для этого специалистов (психологов, пропагандистов и др.), свидетелей событий (беженцев, бывших военнопленных, воинов, уже принимавших участие в боях с противником), своевременно разъяснять причины неудач и просчетов.
Командирам, должностным лицам штабов, органов воспитательной работы следует предусмотреть вполне конкретные меры на случай применения противником психотропного и других видов оружия «несмертельного» действия. С этой целью у каждого военнослужащего должны быть проверены наличие и исправность средств индивидуальной защиты, защитные очки, средства оказания первой помощи при ослеплении и отравлении и др. Подчиненных необходимо тренировать действиям в случае неожиданного выхода из строя боевой техники, средств связи, лишения возможности к передвижению на местности.
Срыв психологического воздействия противника на личный состав наших частей и подразделений достигается различными способами. Радикально решают эту задачу разведка, подавление и физическое уничтожение сил и средств психологических операций противника. Однако это не всегда возможно. Поэтому необходимо активно включать военнослужащих в различную деятельность, не допускать потери бдительности; расслабленности, безделья, бесконтрольных контактов с гражданскими лицами. Все агитационно-пропагандистские материалы противника должны немедленно собираться, изыматься у личного состава и после изучения уничтожаться. Данные акции следует сопровождать индивидуальной и групповой разъяснительной работой с военнослужащими. Такая работа призвана сформировать у воинов негативное отношение ко всему тому, что предпринимается противником. При этом нельзя забывать, что не всякое действие противника требует опровержения, разоблачения. Часть его пропагандистско-агитационных материалов может быть активно использована в контрпропагандистских целях, часть — просто проигнорирована. Следует помнить и о том, что сегодня уже эмоционально и содержательно малонасыщенными являются заявления о «зверином облике», «кровожадности», «тупости» противника. Каждая формулировка должна обязательно подкрепляться конкретными аргументами и фактами. Поэтому командирам и их заместителям по воспитательной работе необходимо предусмотреть комплекс мероприятий по организации оптимального взаимодействия со СМИ (порядок предоставления им информации, организация контактов с военнослужащими, распространение среди военнослужащих печатных изданий и др.). Весьма ценным может оказаться опыт взаимодействия руководителей американских частей в зоне Персидского залива с представителями СМИ. Им удалось соединить жесткую цензуру военного времени (война названа «самой закрытой» в нынешнем столетии) с беспрецедентным размахом организованного посещения журналистами мест дислокации войск. Этому способствовало создание пресс-центров, в которых журналисты могли получить большой объем свежей, яркой и одновременно тщательно «просеянной», «отшлифованной» информации. Гибкой и эффективной формой этой работы стали 40 «журналистских пулов», формировавшихся в составе 4—5 представителей СМИ и офицера по связям с общественностью. Последний служил своеобразным цензором всей информации, поступающей в пул. Из 1600 журналистов, аккредитованных в Саудовской Аравии, лишь 160 (преимущественно американских) получили право посещать зону боевых действий и интервьюировать военнослужащих Однако даже им представлялись для беседы лишь тщательно отобранные и специально подготовленные офицеры и солдаты. Все это обеспечило такое отражение боевых событий в СМИ, которое способствовало формированию благоприятного общественного мнения в США и других странах, а также высокого боевого духа войск.
Противник может распространять в целях деморализации личного состава различные слухи.
Слухи-желания распространяются в целях возбуждения у противника в последующем сильного разочарования по поводу несбывшихся надежд, утраты веры в собственные силы и возможность благополучного исхода событий.
Слухи-пугала нацеливаются на стимулирование в рядах противника тревоги, беспокойства, страха и даже паники.
Агрессивные слухи преследуют цель породить в «стане» врага состояние всеобщей подозрительности и взаимного недоверия среди людей, враждебности к тем или иным социальным группам и тем самым нарушить его единство.
С учетом огромного психологического эффекта слухов должны приниматься своевременные меры по их пресечению, выявлению источников распространения, разъяснению личному составу их целей.
Срыву психологического воздействия на противника служит также решительная изоляция военнослужащих, подразделений, а иногда и частей, подвергшихся деморализации, являющихся источником неуверенности, разлагающих слухов, паники, т. е. локализация негативных психологических явлений. А это в свою очередь, требует осуществления непрерывного контроля индивидуальных и групповых мнений и настроений военнослужащих в связи с психологическими действиями противника и оказания целенаправленного поддерживающе-мобилизующего влияния на них.
Ликвидация последствий психологических операций противника предполагает:
анализ и оценку ее результатов, причин эффективности, наиболее слабых мест в системе информационно-психологической защиты войск;
проведение психореабилитационных мероприятий с пострадавшими воинами; восстановление организованности и боеспособности дезорганизованных воинских подразделений;
применение соответствующих санкций к виновникам, паникерам, предателям;
определение мер по оптимизации всей системы противодействия психологическим операциям противника и др.
Противодействие психологическим операциям и защита войск от них являются важной составной частью морально-психологического обеспечения их боевых действий. Оно осуществляется командирами, штабами, органами воспитательной работы на этапах подготовки и решения боевых задач. Эффективность информационно-психологического противодействия будет выше тогда, когда оно планируется и осуществляется с учетом особенностей психологических операций противника, реального морально-психологического состояния своих войск и складывающейся обстановки, ведется непрерывно и комплексно, учитывает психологические закономерности восприятия человеком информации и т. д.
Таким образом, психологические операции в современной войне рассматриваются в качестве важного и эффективного средства достижения тактических, оперативных и стратегических целей. Они могут осуществляться как самостоятельно, так и в комплексе со средствами боевого поражения. Противодействие психологическим операциям предполагает осуществление прогнозирования, профилактики, срыва и ликвидации последствий информационно-психологического воздействия противника на личный состав частей и подразделений.
В мире появился новый вид боевых действий — информационно-психологическое противоборство. Появилось новое «несмертельное», «психологическое» оружие, которое не убивает, не разрушает, но позволяет добиваться победы с минимальными потерями. Оно представляет собой самостоятельный, эффективный и сравнительно дешевый вид оружия современной и будущей воины. Армия, которая будет иметь превосходство в качественно-количественных характеристиках этого оружия, в опыте его боевого применения, окажется более эффективной на поле боя современной войны. Для победы над противником недостаточно физически сохранить своих солдат и не всегда самым эффективным является уничтожение солдат неприятеля. Успех современного боя на три четверти зависит от реального соотношения морально-психологических возможностей противоборствующих сторон. Задача каждого командира — искать и находить средства повышения морального духа своих войск и снижения морально-психологического состояния войск противника, эффективно осуществлять информационно-психологическую защиту подчиненных и вести непрерывное, жесткое, изматывающее психологическое давление на противника.
- Справочник офицера-воспитателя Содержание
- Раздел 1. Информационно-воспитательная работа в
- Раздел 2. Воспитательная работа и меры по ее укреплению 78
- Раздел 3. Морально-психологическое обеспечение боевых
- Раздел 4. Психологическая работа в части (подразделении) 199
- Раздел 5. Военно-социальная работа 267
- Раздел 6. Культурно-досуговая работа 302
- Раздел 7. Противодействие информационно-
- Слово к читателю
- Раздел 1. Информационно-воспитательная работа в части (подразделении)
- Заместитель командира войсковой части 00000 по воспитательной работе подполковник с. Петров
- План проведения единого дня правовых знаний с личным составом войсковой части 00000
- Дни воинской славы России
- Памятные дни в Вооруженных Силах
- Республики (21)
- Края (6)
- Области (49)
- Города федерального значения (2)
- Автономные области (1)
- Автономные округа (10)
- Общие вопросы воспитательной работы система воспитательной работы в вооруженных силах российской федерации
- 1. Методы изучения субъектов и объектов воспитания:
- 2. Методы воспитательных воздействий и взаимодействий:
- 3. Методы профилактики и перевоспитания военнослужащих:
- Содержание системы воспитания военнослужащих вооруженных Сил Российской федерации
- Планирование воспитательной работы в части (подразделении)
- 1. По общим вопросам:
- 2. По информационному обеспечению, патриотическому воспитанию:
- 3. По психологической работе:
- 4. По культурно-досуговой работе:
- 5. По анализу и профилактике правонарушений:
- 6. По военно-социальной работе и по правовому обучению и воспитанию:
- План воспитательной работы с личным составом войсковой части 00000 на 2000—2007 год
- План воспитательной работы с личным составом войсковой части 00000 на июль 2001 года
- План воспитательной работы личным составом 1-й мер на январь 2002 года
- Комплексный план по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, обеспечению безопасных условий военной службы войсковой части 00000
- Заместитель командира войсковой части 00000 по воспитательной работе подполковник с. Петров
- Проведения предвыходного и выходного дней 21 и 22 июля 2001 года с личным составом войсковой части 00000
- Организация воспитательной работы с молодым пополнением в воинской части
- Раздел 2. Воспитательная работа и меры по ее укреплению
- Сущность и содержание воинской дисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации
- Система работы по поддержанию в полку правопорядка и воинской дисциплины
- Методика профилактики должностных лиц по профилактике неуставных взаимоотношений
- Диагностика и профилактика нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими
- « » 2007 Года г. Южно-Сахалинск
- Прогноз наиболее вероятных нарушений воинской дисциплины, происшествий и преступлений в подразделениях полка
- Действия должностных лиц при самовольном оставлении части военнослужащим
- Противодействие распространению и употреблению наркотиков в подразделении
- Организация работы с обращениями граждан и приема посетителей Правовые основы работы с обращениями граждан и по приему посетителей
- Контроль за работой с обращениями граждан в министерстве обороны российской федерации
- Планирование индивидуальной воспитательной работы. Изучение и учет индивидуальных особенностей военнослужащих
- Примерная служебная характеристика
- Раздел 3. Морально-психологическое обеспечение боевых действий
- Противодействие информационно-психологическому воздействию противника и защита войск (сил) от него
- Раздел 4. Психологическая работа в части (подразделении)
- Взаимодействие психолога с должностными лицами психологической работы
- 3. Этап организации исполнения!
- Интегральный критерий
- Частные критерии и показатели
- Групповая психодиагностика
- Психологическое обеспечение боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней служб
- Раздел 5. Военно-социальная работа
- Организация военно-социальной работы
- Основные требования к социальным работникам
- Судебная зашита социальных прав и льгот военнослужащих, взаимодействие с органами военной прокуратуры
- Организация социальной работы с семьями военнослужащих, деятельность женсоветов
- Перспективный план работы инструкторов по работе с семьями военнослужащих на год должен включать в себя:
- Социальная работа с лицами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
- Социальная работа с семьями погибших военнослужащих
- Работа с военнослужащими, не имеющими жилья
- Социальная работа с увольняемыми военнослужащими
- В соответствии с Типовым положением, утвержденным приказом министра обороны Российской Федерации 2002 г. № 115, на справочно-консультационные пункты возложено решение следующих задач:
- На справочно-консультационном пункте ведется следующая документация:
- Инструкцией установлен следующий порядок направления военнослужащих на обучение:
- Направление
- Командир войсковой части 00000 _ (инициалы, фамилия)
- Раздел 6. Культурно-досуговая работа
- Тематика стенной газеты 1-й роты «Вымпел» на февраль 2003 года
- Примерный сценарий «вечера-портрета», посвященного офицеру передового подразделения, «Боевым традициям Верны»
- Приказ командира войсковой части 00000
- 15 Ноября 2002 г.
- Приказ командира войсковой части 00000
- Об итогах смотра художественной самодеятельности в части и поощрении участников
- 1 Мер, занявшую 1-е место, — переходным вымпелом «Лучшему коллективу художественной самодеятельности» и дипломом I степени;
- 1 И 3 мсб, занявших 2-е и 3-е места, — соответственно дипломом II и III степени.
- 3. За достигнутые творческие успехи и исполнительское мастерство:
- Отдельные вопросы обеспечения воинских частей техническими средствами воспитания и культурно-досуговым имуществом
- Раздел 7 «Противодействие информационно-психологическому воздействию и зашита войск
- Приложение Система работы должностных лиц по поддержанию дисциплины и правопорядка в подразделении