logo
справочник воспитателя 1

3. Этап организации исполнения!

Основные методы работы:

—психологическое обучение и просвещение военнослужащих и членов их семей;

— психотерапия и психокоррекция;

— психогигиена и психопрофилактика

4. ЭТАП ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТА

— оценка соответствия полученного результата поставленным целям и нормативным требованиям — оценка деятельности подчиненных

— оценка действенности мероприятий психологического обеспечения и участия различных должностных лиц в их проведении

Рис. 2. Специфика взаимодействия военного руководителя и психолога

Представляя данную информацию, психолог по отношению к командиру:

— в первом случае выполняет информационную функцию (сообщение, ориентировка в обстановке, существе вопроса);

Очень важным в данной связи является вопрос использования информации, полученной от психолога. Необходимо помнить, что это информация особого рода, ибо она имеет исключительно важное личное значение для того человека, которого касается. Поэтому неумелое ее применение может принести больше вреда, чем пользы. Данное обстоятельство ориентирует все субъекты психологической работы на неукоснительное соблюдение этических норм деятельности.

Консультироваться с психологом о возможных психологических последствиях своих решений, затрагивающих интересы личного состава подразделения.

Опираться в осуществлении кадровой работы на результаты профессионально-психологического отбора военнослужащих.

Использовать при организации боевой учебы разработанные и апробированные формы и методы психологической подготовки военнослужащих.

Систематически повышать уровень своих психологических знаний

Что обязан делать командир в качестве субъекта

психологической работы

Знать основные психологические показатели и критерии деятельности личного состава и подразделений

Предусматривать при организации повседневной деятельности специальное время на укрепление психического здоровья военнослужащих.

Контролировать деятельность своих подчиненных по реализации ими психологической работы на вверенных участках работы.

Предусматривать при планировании по каждому направлению деятельности (поставленной задаче) меры психологического обеспечения.

Командир имеет право

Знакомиться с основными результатами исследовательской и психотерапевтической работы, проводимой психологом воинской части

Запрашивать необходимую психологическую информацию у вышестоящих психологических служб

Получать психологическую помощь лично в виде психологической диагностики, консультирования и психотерапевтического воздействия

Рис. 3. Права командира как субъекта психологической работы

Выше говорилось о том, что взаимодействие командира и психолога имеет свою содержательную сторону, предметную направленность. В связи с этим встает вопрос о сфере ответственности командира как субъекта психологической работы. Изучение и анализ нормативных документов и войсковой практики позволяют сформулировать наиболее общие положения, раскрывающие в этом плане обязанности и права командира (рис. 3).

Как видим, психологическая работа в воинской части и подразделении направлена на оптимизацию психологических характеристик, способных повысить эффективность функционирования психики военнослужащих в процессе выполнения ими задач воинской деятельности. Важное место в этой работе занимают вопросы взаимодействия командира с психологом, являющимся основным специалистом в данной области, владеющим специальными методами психологического изучения и управления. Информация, получаемая должностными лицами от психолога, при ее правильной оценке и использовании позволяет предупреждать многие негативные явления и способствует повышению эффективности воинской деятельности.

профессионально-этические нормы в психологической работе

Психологическая работа — это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей (например, когда ставится медицинский или судебно-психологический диагноз). Психологическая работа связана с познанием сугубо индивидуальных личностных особенностей людей, их глубоких внутренних переживаний и состояний. В процессе работы психолог оперирует информацией, небрежное использование которой может нанести непоправимый вред отдельным военнослужащим, семьям, воинским коллективам, авторитету военной психологии. В то же время психолог должен вырабатывать предложения и рекомендации командирам (начальникам), предоставлять им необходимые Данные о военнослужащих в интересах обеспечения воспитательной работы с ними, самостоятельно осуществлять целенаправленное вмешательство в их мысли, чувства, мировоззрение, поведение.

В данной связи к психологам, как основным специалистам психологической работы, предъявляется ряд социально-этических и профессиональных требований, соблюдение которых позволяет специалисту сохранять доверие людей, выбирать верную линию поведения при конфликте между нормами субординации и нравственности.

Профессионально-этические нормы — это требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации психолога, реализации им в своей деятельности специфических нравственных норм поведения во взаимоотношениях как с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми (клиентами).

Требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации психолога, сформулированы в ряде принципов.

Принцип соблюдения тайны. Этот принцип означает, что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, должностным или частным лицам, в том числе родственникам, друзьям и т. д. Оговаривается не только сам факт возможности или невозможности передачи информации, но также и объем этой информации, круг лиц, которым она может быть передана, цели и порядок использования информации этими людьми. Из указанного правила есть исключения, о которых клиент всегда должен быть предупрежден заранее. Примером может служить ситуация, когда психолог узнает во время приема о чем-то таком, что является серьезной угрозой для чьей-либо жизни или здоровья.

Принцип ненанесения ущерба. Он предполагает, что психолог не должен распространять информацию и специальные психологические знания, которые могут быть использованы для манипулирования людьми, ухудшения отношений между ними. Психолог обязан:

Результаты психологического обследования предоставляются испытуемому лицом, проводившим обследование, в доступной для правильного понимания форме.

Принцип научной обоснованности используемых, психологических, методик и объективности выводов. Данный принцип требует, чтобы методы и средства, применяемые психологом, были валидными и надежными, т. е. давали такие результаты, которым вполне можно доверять. Психолог должен использовать методы и техники, механизм действия которых сам ясно понимает, считает достаточно освоенными и предвидит последствия их применения. Выводы, которые делает психолог, должны вытекать из результатов самого обследования, а не зависеть от субъективных установок тех, кто его проводит или пользуется его итогами.

Принцип комплексной диагностики и психологической помощи. Этот принцип предполагает сочетание различных методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства. В ходе оказания психологической помощи должна быть вскрыта система причин, обусловливающих предложенную психологу-консультанту ситуацию. В определении факторов, которые обусловливают возможность позитивных изменений, должен преобладать комплексный подход, учитывающий возможность реализации данных факторов в системе профессиональных действий как самого психолога, так и других должностных лиц, специалистов и окружения клиента.

Принцип безоценочного отношения к клиенту и уважения его личности Психолог создает такие условия, при которых обратившийся за помощью военнослужащий (клиент) чувствует себя спокойно и комфортно во время приема. Необходимо принимать людей такими, какие они есть. Ради создания атмосферы доверия, способствующей более полному раскрытию личности, психолог стремится избегать каких-либо оценочных суждений.

Принцип эффективности рекомендаций. Этот принцип предполагает, что рекомендации психолога обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются. Они должны быть выполнимыми как для самого человека, так и для должностных лиц, имеющих отношение к решению конкретной задачи. Эффективность рекомендаций предполагает их конкретность, учет компетентности и компетенции тех лиц, которым они адресуются.

Принцип рефлексии профессиональных ограничений. Военный психолог должен отвечать за последствия своей профессиональной деятельности, четко представлять пределы своих возможностей в решении стоящих задач, применять только проверенные и освоенные методы работы, прогнозировать последствия своих действий, сводить к минимуму риск непреднамеренного отрицательного воздействия на людей.

Должностным лицам, получившим психологическую информацию от психолога, необходимо воздерживаться от применения административных мер без тщательного и всестороннего анализа и учета полученных сведений и возможных последствий применяемых воздействий. В интересах клиента психолог должен активно сотрудничать с врачами, юристами, должностными лицами органов воспитательной работы. Он уполномочен лично препятствовать некорректному и неэтичному осуществлению мероприятий психологической работы. Нарушение психологом этических норм и принципов работы несовместимо с исполнением обязанностей им по занимаемой должности

критерии эффективности психологической работы и профессиональной деятельности психолога воинской части

Проблема совершенствования системы критериев оценки профессиональной деятельности психолога воинской части обусловлена недостаточным использованием в повседневной практике адекватных средств, обеспечивающих объективное выявление степени соответствия профессиональной компетентности психолога и результатов его труда требованиям, предъявляемым профессии. Существующие нормативные документы, определяющие основные параметры психологической работы, и практика их оценки зачастую ориентированы на формальные показатели, не учитывающие специфику труда и личный вклад каждого из субъектов психологической работы.

Вместе с тем анализ зарубежного опыта показывает, что объективная оценка уровня квалификации психологов представляет собой важнейший элемент общей системы государственного регулирования их деятельности. Так, во многих развитых странах лицензирование и сертификация психолога являются важным и необходимым условием для начала самостоятельной деятельности и расширения ее сферы. Все это в конечном итоге способствует эффективной работе психологов во многих сферах жизнедеятельности общества.

Эффективность психологической работы определяется как степень соответствия результатов данной деятельности намеченным целям и нормативным требованиям. Говоря о целях психологической работы, необходимо отметить, что главным ее функциональным! предназначением является оптимизация функционирования труда всех субъектов воинской деятельности, что предопределяет выделение главного (интегрального) критерия. На наш взгляд, таким критерием является соответствие функционирования психики военнослужащих основным показателям психической нормы, обеспечивающее эффективное выполнение ими задач учебно-боевой и служебной деятельности и оптимальное психологическое самочувствие.

Данный интегральный критерий находит свою конкретизацию в систем частных показателей. Отражая степень соответствия процессуальной и результативной сторон нормативным требованиям, они позволяют давать объективную оценку качества труда всех субъектов психологической работы. Вместе с тем существуют определенные группы условий, влияющие на возможность достижения высоких результатов в этой работе (рис. 4).

Применительно к профессиональной деятельности военного психолога необходимо отметить основные условия, обеспечивающие объективность и всесторонность ее оценки:

Условия осуществления психологической работы в воинской части

-Материально-техническое обеспечение

-Наличие и состояние необходимых помещений, объектов, аппаратуры, стимульного и расходного материалов и т. п.

Кадровое обеспечение

Наличие учреждении,

Структур профессиональной подготовки и переподготовки,

Качество образовательных

программ, наличие

системы профессионального

сопровождения

Научно-

методическое

обеспечение

Разработанность

теоретических основ

психологической

работы, наличие

учебных и учебно-

методических

пособий, надежных

и адаптированных

методик и т. п.

Организационно-

правовое

обеспечение

Наличие

нормативных

документов,

регламентирующих цели,

содержание и

режим

деятельности

субъектов

психологической

работы и их взаимодействие