Групповая психодиагностика
Этапы изучения | Решаемые задачи | Субъекты | Место | Периодичность и время |
1. Первичное | Оценка психологической совместимости и удовлетворенности военнослужащих | Психолог | Подразделение | Через 4—6 недель после комплектования |
2. Последующее | Оценка психологической совместимости и сплоченности военнослужащих, характера межличностных отношений Оценка уровня психологической готовности подразделения к выполнению учебно-боевых и служебных задач Прогнозирование социально- психологических процессов и выработка предложений по управлению ими | Психолог совместно с командирами и их заместителями по воспитательной работе | Подразделение | 2 — 3 раза в период обучения, а также по указанию командира воинской части и запросам командиров подразделений и их заместителей |
Рис. 7. Этапы социально-психологического изучения воинских коллективов и их содержание
Изучение социально-психологических процессов во вновь сформированных подразделениях проводится не ранее чем через 4—6 недель после их комплектования. Динамика социально-психологических процессов оценивается по результатам двух-, трехкратного обследования в период обучения психологом, а также на основе постоянного изучения, осуществляемого офицерами подразделений.
Полученные данные представляются командиру воинской части и его заместителю по воспитательной работе в виде справки-доклада, где указываются: наименование подразделения, основные вопросы изучения, описание выявленных проблем, выводы и предложения. До командиров подразделений, в которых проводилось социально-психологическое обследование, результаты доводятся в устной форме.
Психологическое изучение воинского коллектива в процессе повседневной деятельности наряду с общим параметрическим описанием подразделения (функциональное предназначение, композиция, социально-демографические характеристики личного состава, уровень профессиональной подготовленности и опыт боевой деятельности), включает:
оценку групповых социально-психологических процессов деятельности (процессы группового целеполагания, совместные действия, срабатывание, руководство деятельностью), общения (межличностное восприятие, информирование и взаимодействие, группообразование, ролевая дифференциация, сплочение, конфликты, реализация групповых санкций) и внутриколлективного поведения отдельных членов коллектива (конформность, лидерство, отклоняющееся поведение, социально-психологическая адаптация, групповое самоопределение и самоутверждение);
оценку динамической структуры коллектива (структура коммуникаций, функционально-ролевых взаимосвязей, эмоциональных межличностных предпочтений);
оценку групповых социально-психологических образований (групповые потребности, интересы, цели, нормы и ценности, внутригрупповые роли и ролевые ожидания, микрогруппы, традиции, групповые санкции, морально-психологический климат коллектива, включающий межличностные отношения, групповое мнение и настроение).
Конкретное соотношение названных компонентов зависит от решаемых задач, условий деятельности, а наиболее общим, комплексным показателем выступает морально-психологическое состояние личного состава подразделения, определяемое его психологической готовностью и военно-профессиональной подготовленностью (способностью) решать задачи учебно-боевой и служебной деятельности, а также объективными результатами выполнения воинской деятельности.
средства психологического изучения военнослужащих и воинского коллектива
Для выполнения задачи психологического изучения личного состава психолог должен владеть разнообразными методами психодиагностики, разумное сочетание и применение которых обеспечивает получение объективной информации о военнослужащих. Основными методами, используемыми психологом, являются: анализ документов (биографический метод), опрос (беседа, анкетирование), наблюдение и тестирование.
Анализ документов — это важная, ответственная и достаточно трудоемкая часть деятельности психолога, в процессе которой вырабатывается предварительное представление о военнослужащем. К документам относятся автобиографии, заявления, анкеты, характеристики, карты профессионального психологического отбора и учетно-послужные карточки, различные справки, отзывы о военнослужащих, дневники, письма, фотографии. Их изучение и анализ позволяют:
выявить социальные предпосылки к преимущественному формированию и закреплению у военнослужащего тех или иных индивидуально-психологических качеств, способствующих нормальной адаптации к военной службе или тормозящих последующее профессиональное становление;
выделить в учебной и производственной деятельности юноши до призыва в армию конкретные проявления, свидетельствующие о степени зрелости, активности различных психических процессов, об устойчивости определенных интересов, ценностных ориентации, черт характера.
Предметом изучения при анализе документов являются:
социальное происхождение, принадлежность к определенной этнической группе, территориальной общности (село, небольшой, крупный или средний город), профессиональной категории;
особенности непосредственного социального окружения — в семье, школе, производственном коллективе, среди сверстников и друзей;
содержание наиболее предпочитаемой, интересующей военнослужащего и доступной ему информации;
основные события его биографии.
Важные сведения о познавательных способностях, уровне нервно-психической устойчивости, военно-профессиональной направленности и отдельных профессионально важных качествах военнослужащего можно получить из карты профессионального психологического отбора призывника, в которую заносятся результаты социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования в период приписки и призыва.
Опрос — метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к опрашиваемым (респондентам). Источником информации в опросе являются письменные или устные суждения-ответы респондента. С помощью опроса можно получить информацию о фактах и событиях, сведения о мнениях, оценках и предпочтениях опрашиваемых, их потребностях, интересах, ценностных ориентациях, жизненных планах и т. д. Причем эту информацию можно получить довольно быстро и от большого количества людей.
Различают несколько вариантов опроса: устные и письменные опросы, свободные и стандартизированные, экспертные, выборочные и сплошные и т. д. Одной из наиболее распространенных форм опроса является анкетирование. Анкета — это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Известно несколько типов анкет:
анкеты, основанные на самооценке теми, кого опрашивают, своих свойств и качеств;
анкеты, вопросы которых направлены на оценку опрашиваемыми своих действий в конкретных жизненных ситуациях;
анкеты, в которых предлагается дать оценку, высказать свое отношение к другим людям или каким-либо событиям
Полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны.
Индивидуальная беседа — метод получения информации об индивидуально-психологических качествах военнослужащего на основе прямого словесного контакта с ним. В зависимости от целей использования данного метода беседа может быть ознакомительной, диагностической, экспериментальной, профилактической и т. д.
В ходе индивидуальной беседы необходимо выяснить следующее:
биографические данные;
состав, условия жизни членов семьи;
ориентированность в событиях, происходящих в стране и за рубежом;
время, место и характер учебы или работы по специальностям, родственным конкретной воинской должности, навыки организаторской работы;
увлечения в настоящем и прошлом, особые привычки, отношения со сверстниками;
нарушения поведения в прошлом (прогулы, мелкое хулиганство, выпивки, побеги из дома, приводы в милицию и т. п );
перенесенные заболевания и травмы, наличие жалоб на состояние здоровья, нарушение сна, аппетита и т. п.;
наиболее неприятные события в прошлой жизни и реакция на них (мысли о самоубийстве), преобладающие настроения в связи с отрывом от семьи, отношение к трудностям армейской жизни;
отношение к военной службе, обоснованность желания овладеть конкретной воинской специальностью;
успешность освоения программы общевойсковой подготовки;
участие в общественной жизни подразделения;
— взаимоотношения с сослуживцами, отношение к коллективу и др.
Дополнительными по отношению к содержательным компонентам и очень важными признаками, характеризующими личность военнослужащего, являются его поза, внешний вид во время беседы, речь, оценка себя, настроение, воспитанность, такт, откровенность, сообразительность, уверенность, взволнованность, агрессивность, чувствительность и пр.
Результаты беседы помогут составить психологический «диагноз», на основе которого строится индивидуальная работа с военнослужащим и вырабатываются рекомендации командирам и начальникам. .Обобщение содержания индивидуальных бесед, проведенных по единому замыслу, позволяет получить пофамильные списки состава микрогрупп, информацию о лидерах, данные об их направленности, влиятельности, взаимосвязях.
Любая индивидуальная беседа не должна сводиться к беспредметному разговору. Она является целенаправленной формой изучения военнослужащих и требует соблюдения определенных условий проведения. Ими являются:
— четкое определение основной цели, последовательности вопросов;
непринужденность, доверительность обстановки, простота и понятность вопросов;
исключение каких-либо записей во время беседы;
позитивное (оптимистическое), конструктивное завершение беседы.
В повседневной деятельности не всегда есть возможность для тщательного сопоставления данных, полученных в ходе проведения многочисленных отдельных бесед. Поэтому психологами для получения интересующей информации о взаимоотношениях в коллективе довольно часто применяется метод социометрии Как метод психологического изучения социометрия представляет собой совокупность методических приемов для количественной оценки и графического представления межличностных отношений типа «симпатии — антипатии» в группах и коллективах. Достоинством этого метода является возможность за относительно короткое время охватить изучением всех членов группы и получить объемную и разностороннюю информацию.
Метод социометрии позволяет:
выявить структуру межличностных отношений путем определения взаимных чувств, симпатий, неприязни, безразличия среди военнослужащих, членов данной группы;
определить уровень авторитетности лидера, а также место (статус) каждого члена группы в структуре межличностных отношений;
определить наличие и состав микрогрупп, взаимоотношения между ними;
дать оценку групповой сплоченности.
Суть метода социометрии состоит в выборе каждым членом группы из ее состава партнера для совместных действий и общения в различных предполагаемых ситуациях. С этой целью с помощью социометрической карточки, в которой по алфавиту перечислены все члены группы, проводится опрос военнослужащих. Для оценки предлагается конкретная ситуация, позволяющая выявить индивидуальное отношение военнослужащего к другим членам коллектива по определенному критерию (деловому, нравственному, коммуникативному, эмоциональному, ролевому). Вопросы позитивной и негативной направленности могут звучать примерно так:
С кем из членов группы вы хотели бы выполнять ответственные боевые задачи? Кто бы мог возглавить группу для выполнения ответственной задачи, поставленной командиром? (деловой критерий).
С кем бы вы хотели вместе отдыхать (пойти в увольнение, на вечеринку и т. п.)? (эмоциональный критерий).
У кого попросили бы совета? С поведением и взглядами каких военнослужащих вы бы не согласились? (нравственный критерий).
С кем бы вам хотелось поговорить, пообщаться в свободное от службы время? (коммуникативный критерий).
Все результаты индивидуальных выборов заносятся в социоматрицу — обобщающую сводную таблицу, в которой напротив фамилии каждого военнослужащего проставляется положительный и негативный выбор других членов коллектива. На основе анализа односторонних и взаимных выборов определяются главные социометрические показатели: социометрический статус, взаимные предпочтения, микрогруппы и их состав, эмоциональная экспансивность, коэффициент сплоченности коллектива, степень совместимости членов коллектива, уровень конфликтности, в том числе лиц, находящихся в психологически напряженном (конфликтном) состоянии.
положительные;
положительные
взаимные;
негативные;
негативные
взаимные.
Рис. 8. Вариант социограммы
Социометрический статус военнослужащего характеризуется суммой выборов, полученных данным членом группы от других военнослужащих. С учетом положительных и отрицательных выборов и их общей суммы различаются соответственно положительный, отрицательный и общий (популярность) социометрический статус военнослужащего.
Индекс сплоченности коллектива определяется по специальной формуле с учетом суммы взаимных положительных выборов в группе. Аналогично, с учетом суммы отрицательных выборов, определяется индекс конфликтности группы. Наглядно данная информация отображается с помощью социограммы (рис. 8).
Располагая достоверной картиной неофициальной структуры воинского коллектива, офицер получает возможность рассмотреть действительные причины каждого отдельного случая нарушения воинской дисциплины, увидеть истоки его зарождения в тех или иных взаимоотношениях воинов в коллективе, принять меры в целях ликвидации его негативных последствий, возможности повторения или усугубления.
Метод наблюдения — один из наиболее объективных и надежных методов психологии. Он представляет собой целенаправленное и систематическое изучение действий, поступков, поведения в целом, отношения к службе и различным явлениям окружающей действительности в целях обнаружения, регистрации и анализа тех фактов, которые могут характеризовать направленность, характер, способности и другие личностные качества военнослужащих, социально-психологические особенности воинского коллектива. Нередко для повышения эффективности наблюдения создаются ситуации, в которых военнослужащий мог бы в максимальной степени и в короткий срок проявить те качества, которые необходимо у него оценить.
При индивидуальном наблюдении предметом изучения являются практические действия (поступки) отдельного человека. Про их характеру судят об отношении человека к военной службе, сформированности у него моральных, индивидуально-психологических и других качеств, имеющих важное значение для успешного прохождения военной службы.
Предметом группового наблюдения могут выступать межличностные контакты членов воинского коллектива, подразделения, боевого расчета: их количество, длительность, характер, активность, приспособление, инициатива, доминирование и другие показатели внутригруппового взаимодействия. Кроме этого, наблюдение помогает решить и ряд вопросов изучения индивидуальных особенностей военнослужащих: направленности личности, организаторских, педагогических, коммуникативных, эмоциональных, волевых и других качеств.
Объективное наблюдение направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание. Здесь внешняя сторона деятельности и поведения лишь исходный материал наблюдения, который должен получить свою психологическую интерпретацию и быть осмыслен в рамках определенной теории.
Систематизация данных наблюдения
Ситуации наблюдения | Выявляемые признаки |
Учебные занятия | Уровень общей подготовки, знаний, умений, навыков, степень старания и усердия воинов, сплоченность коллектива, его направленность на овладение воинским мастерством |
Перерывы между занятиями, часы отдыха | Тематика разговоров, лидеры и их мнения, их влияние на окружающих, точки зрения военнослужащих |
Выполнение хозяйственных работ | Отношение к труду, фактические лидеры, взаимоотношения между военнослужащими в процессе деятельности, дисциплинированность, товарищеская взаимовыручка, сплоченность коллектива |
Развод и смена караула, несение службы во внутреннем наряде | Степень подготовленности воинов, уровень их знаний, умений, настрой на выполнение служебных обязанностей |
Вечерняя поверка | Дисциплина строя, реакция военнослужащих на служебные нагрузки и их распределение с последующей проверкой их справедливости |
Конфликтные ситуации | Зачинщики и причины конфликта, его динамика и развязка, роли и манера поведения его участников |
Помывка в бане, медицинское обследование | Особенности строения тела, внешнего вида, наличие ушибов, ссадин, следов от инъекций, татуировок |
Для регистрации единиц наблюдения используются соответствующие методические документы: карточки, протоколы, дневники наблюдения. Все данные наблюдения должны записываться, систематизироваться, обрабатываться с учетом информации, полученной с помощью других методов.
К изучению военнослужащего методом наблюдения привлекаются самые различные категории лиц, имеющих с ним прямой контакт. Так, в ходе медицинского осмотра, при помывке в бане необходимо обращать внимание на признаки, указывающие на вероятность девиантного поведения военнослужащего. К примеру, татуировки на теле могут отражать символику приобщения к криминальной среде, к «свободной жизни», примитивное стремление к самоутверждению, к неподчинению или же инфантильную влюбленность. Следы порезов (чаще на левом предплечье) могут быть следами суицидальных попыток, следами «разрядок» внутреннего напряжения («чтобы успокоиться, увидев собственную кровь») или следами «обряда братания» в полукриминальной подростковой среде.
Следы инъекций на предплечьях, между пальцами, в подмышечных впадинах, на бедрах, особенно по ходу вен, часто указывают на использование внутривенных вливаний наркотических веществ. Признаком злоупотребления наркотиками могут быть также бледность или желтушность кожных покровов, покраснение лица, характерные алые губы на бледном лице («маска клоуна»), широкие или узкие зрачки, дрожание кистей, потливость, слюнотечение, коричневый налет на языке, шаткость походки. Следы повреждений (кровоподтеки, ссадины) должны привлечь внимание к фактам нарушения правил уставных взаимоотношений между военнослужащими в подразделении.
При выявлении в подразделении военнослужащих с подозрением на употребление алкоголя или наркотиков такие лица направляются установленным порядком в медицинский пункт части для подтверждения факта наличия алкоголя и наркотических веществ в биологических жидкостях военнослужащего.
Тест (от английского — задача, проба) — это метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью. Результат выполнения теста оценивается в количественных показателях. Тесты имеют различного рода нормы-шкалы значений: социальные, возрастные и т. п. Индивидуальный показатель теста соотносится с его нормой. Тесты классифицируются по нескольким основаниям, среди которых наиболее значимыми являются: форма, содержание и цель психологического тестирования.
По содержанию тесты могут быть выделены в несколько групп:
тесты интеллекта — предназначены для выявления и характеристики интеллекта человека (мышление, память, внимание);
тесты достижений — используются для оценки того, в какой степени испытуемый военнослужащий владеет конкретными знаниями, навыками умственных действий и умениями, необходимыми для решения разнообразных задач воинской деятельности;
тесты способностей — направлены на выявление определенных групп качеств, которые как профессионально важные определяют успешность выполнения конкретного вида деятельности. В этой связи различают тесты способностей по видам психических функций (сенсорные, моторные) и по видам деятельности (технические и профессионализированные — математические, художественные и другие способности);
групповые тесты — применяются при диагностике групповых психических процессов — уровня сплоченности групп и коллективов, особенностей группового психологического климата, межличностных взаимоотношений, силы «давления» группы на ее членов и др.;
личностные тесты — предназначены для изучения различных аспектов личности: мотивации, интересов, ценностных ориентации, эмоционального склада и др.;
проективные техники — служат для исследования тех глубинных индивидуальных особенностей личности, которые менее всего доступны непосредственному наблюдению или опросу. Проекция основана на том, что восприятие и интерпретация действительности, предъявляемых стимулов в определенной степени зависят от потребностей, мотивов, установок, психического состояния личности. Методический прием проективных методов заключается в предъявлении испытуемому недостаточно структурированного, неопределенного, незавершенного стимула. Это порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики личности военнослужащего. Применение проективных методик (тест свободной словесной ассоциации, методика незаконченных предложений, тест Розенцвейга, тематический апперцептивный тест, методика Роршаха и др.) требует высокой профессиональной подготовки и развитой интуиции психолога, проводящего обследование.
Тестирование получило достаточно широкое применение в практике работы войскового психолога. Выбор конкретной методики зависит от цели, объекта и условий исследования, профессиональной подготовленности психолога, материально-технического оснащения.
Кроме перечисленных методов изучения военнослужащих, психологом воинской части могут применяться также и другие методы.
Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих
понятие о психическом здоровье и его критерии
Психическое здоровье — комплексное многоуровневое качество жизнедеятельности, выражающее соответствие психофизического состояния и самочувствия, ориентирования и поведения уровню развития, психофизиологическим усилиям и затратам организма, потребностям и целям личностного развития, а также наличным адаптивно-компенсаторным возможностям психики человека.
Исследование индивидуальных и групповых психологических особенностей военнослужащих — важный, но в определенном смысле предварительный этап в деятельности психолога, позволяющий получить объективную информацию для последующего ее учета при принятии управленческого решения. Исследование индивидуальных психологических особенностей военнослужащих позволяет выявить лиц с теми или иными психологическими трудностями, следовательно, нуждающихся в оказании психологической помощи.
Психологическая помощь оказывается в целях сохранения психического здоровья военнослужащих и членов их семей, служащих и гражданского персонала воинской части. Это связано с тем, что в условиях военно-профессиональной деятельности человек неминуемо сталкивается с многочисленными проблемными ситуациями, требующими определенного уровня психического ресурса человека для их успешного преодоления. Чем больше энергетических усилий требует ситуация определенного класса, тем больше вероятность снижения психического ресурса соответствующего уровня и разбалансированности психического здоровья человека.
Таким образом, объектом психологической помощи являются военнослужащие, испытывающие проблемы и трудности личностного роста, преодоления трудных ситуаций и расстройства психического здоровья.
Для определения необходимости оказания психологической помощи очень важны как субъективное ощущение психологического неблагополучия самим военнослужащим, так и обобщенные представления о норме психического здоровья, позволяющие с определенной долей вероятности определить наличие отклонений от нее у конкретного человека.
Норма в психологии — это принятые в данном обществе на конкретном этапе его исторического развития определенные правила и требования к различным параметрам проявлений психической активности человека.
Укажем наиболее общие критерии, характеризующие норму психического здоровья:
соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности, а также соразмерность и соответствие характера реакций внешним раздражителям, значению жизненных событий;
адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности;
способность к адаптации в микросоциальных отношениях;
способность к самоуправлению собственным поведением, его изменению в зависимости от смены ситуаций, разумному планированию жизненных целей и поддержанию активности в их достижении;
критический подход к обстоятельствам жизни, чувство ответственности за потомство и близких членов семьи.
Другими словами, «нормальный» человек — это человек, соответствующий в главных своих психических проявлениях основным тенденциям половозрастного развития и социальным нормам конкретного общества. Отклонения от этой нормы могут иметь временный или постоянный характер, а также различную степень выраженности — от более «заостренных» отдельных черт характера (акцентуация) до различного рода невротических состояний и деформаций личности. Данные психологические особенности конкретного человека находят выражение в его поведении, отличающемся, как правило, от общепринятого. В сочетании с нарушением социальных (правовых и нравственных) норм такое поведение характеризуется как девиантное (отклоняющееся). Именно военнослужащие с девиантным поведением являются объектом наиболее пристального внимания должностных лиц, и в первую очередь психолога воинской части.
Однако круг лиц, нуждающихся в оказании им психологической помощи, не ограничивается субъектами отклоняющегося поведения. Очень часто человек, попадая в непривычные для него условия, ситуации жизнедеятельности, не может самостоятельно найти выход из сложившейся обстановки, правильно определить для себя наилучшую линию поведения или, проще говоря, не обладает необходимыми навыками принятия решений, взаимодействия с другими людьми и т. п.
Военная служба неизбежно сопровождается значительными психическими и физическими нагрузками. Изменение ритма жизни, уставный порядок дня, регламентированный режим поведения, невозможность уединиться, повышенная ответственность, непривычные природно-географические условия — все это предъявляет повышенные требования к состоянию психического и физического здоровья военнослужащих. Еще более мощные предпосылки для формирования психической патологии у военнослужащих возникают в условиях ведения боевых действий. Необходимость выжить в обстановке смертей и разрушений, отрицательные впечатления, морально-психологическая неподготовленность, боязнь не справиться с обязанностями, чувство вины перед погибшими, нарушение режима сна и отдыха и многое другое являются основными факторами негативного воздействия на психику военнослужащих.
Наиболее типична по уровню субъективной трудности для большинства военнослужащих ситуация адаптации к условиям военной службы. Под термином «адаптация» понимается, с одной стороны, устойчивость личности к условиям среды, а с другой — процесс приспособления биосистемы человека к меняющейся обстановке. Процесс адаптации воина к условиям службы требует огромного нервного труда, связанного с отказом от большинства привычек и склонностей, выработанных в течение многих лет, подчинения своего поведения новым требованиям.
Процесс адаптации протекает сложнее и чаще сопровождается различными нервно-психическими расстройствами у лиц, перенесших поражения центральной нервной системы, имеющих отклонения в домашнем воспитании, а также слабый адаптационный потенциал. Затрудненная адаптация может наблюдаться и у лиц, имеющих какие-либо дефекты строения тела или внешнего вида (избыточная полнота или чрезмерная худоба, большие нос, уши, кривые ноги, небольшой по размеру половой член и т. п.). Чаще всего именно эти люди становятся объектом насмешек и издевательств со стороны других, а названные недостатки — предметом собственных тягостных переживаний этих воинов.
Усугублять негативные психологические проявления могут не только индивидуальные особенности конкретного военнослужащего, но и те условия макро- и микросоциальной среды, в которых осуществляется его жизнедеятельность (отношения в воинском коллективе, разрыв привычных связей, неблагоприятные вести из дома, отсутствие внимания и дефицит уважительного отношения со стороны командиров и т. п.).
Выявлено, что психические ресурсы в ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью, истощаются прямо пропорционально нарастанию усталости, психической травмированности и обратно пропорционально профессиональной подготовленности и готовности к выполнению задач за счет сформированное™ необходимых психофизических качеств, умения произвольно входить в оптимальное психологическое состояние и быстро и полно восстанавливаться.
основные задачи и методы деятельности
ПО ОКАЗАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ
Психологическая помощь имеет комплексный характер, реализуемый по двум основным направлениям:
Осуществление систематической и согласованной работы профилактического плана психолога и других должностных лиц по своевременному выявлению воинов, нуждающихся в оказании психологической помощи и постоянном психологическом сопровождении, созданию благоприятных условий для жизнедеятельности военнослужащих, предупреждающих их психологическую и физическую перегрузки, негативные проявления нервно-психической неустойчивости и последствия кризисных состояний.
Непосредственное применение психологом специальных процедур по оказанию психологической помощи конкретным военнослужащим методами психологического консультирования, психотерапии и психореабилитации.
К первому направлению относятся основные меры по профилактике психических срывов и заболеваний:
внимательное, чуткое отношение к подчиненным, уважение их чувств, мыслей, суждений, предложений и т. д , недопущение в их адрес резких, оскорбительных высказываний, несправедливости и т. п.;
изучение и знание реальной обстановки в семьях военнослужащих, проходящих службу по контракту, оказание им всесторонней помощи в разрешении бытовых, финансовых, психологических и других проблем, а также семейных конфликтов;
рациональное распределение военнослужащих по подразделениям и специальностям с учетом их подготовки и индивидуальных особенностей;
анализ и оптимизация эргономических условий деятельности военнослужащих, исключение необоснованных физических и морально-психологических перегрузок военнослужащих;
равномерное распределение нарядов на службу и работу, учет при назначении нарядов физического состояния и психологического самочувствия воинов;
постоянное изучение социально-психологических процессов в подразделениях, запросов, настроений военнослужащих; создание здорового морально психологического климата в воинских коллективах — атмосферы уважительности, доброжелательности и взаимопомощи;
создание условий для проявления творческих способностей военнослужащих, предоставление возможности отдыха по собственному плану;
обмен письмами с родителями военнослужащих, установка в воинской части междугородного телефона, по которому военнослужащие в трудную для них минуту могли бы связаться с родными и близкими, прием военнослужащих по личным вопросам;
разъяснение военнослужащим типологических черт их характера, возможных негативных проявлений, связанных с ними, и формулирование рекомендаций для самоконтроля и коррекции (проводит лично психолог);
выявление наиболее типичных ситуаций, в которых поведение воинов с признаками нервно-психической неустойчивости чаще всего оказывается неадекватным;
изучение ситуаций военно-профессиональной деятельности, ведущих к повышенным негативным переживаниям и состояниям военнослужащих, способствующих ошибкам, авариям, несчастным случаям, конфликтам между военнослужащими и т. д.
Кроме того, в руководящих документах по организации психологической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации установлена персональная ответственность должностных лиц, наряду с командирами (начальниками) всех степеней, за сохранение и укрепление психического здоровья военнослужащих (приказ министра обороны Российской Федерации 1998 г. № 440):
а) за выявление суицидальных намерений, организацию и осуществление мероприятий по недопущению самоубийств, создание условий для их профилактики ответственны органы воспитательной работы, медицинской службы, службы войск и безопасности военной службы;
б) за противодействие распространению алкоголя и наркотиков — органы службы войск и безопасности военной службы, органы воспитательной работы, медицинской службы;
в) за выявление лиц, предрасположенных к расстройствам личности, алкоголизму, наркомании, — органы воспитательной работы, медицинской службы;
г) за выявление лиц с психическими заболеваниями — органы медицинской службы.
Особое внимание обращается на выполнение командирами и начальниками рекомендаций психологов и врачей в отношении военнослужащих с низким уровнем психического здоровья, на организацию каждодневной профилактической работы с ними. Основаниями для госпитализации в психиатрический стационар являются наличие у военнослужащего психического расстройства и заключение врача-психиатра о необходимости обследования или лечения в стационарных условиях либо постановление прокурора или определение суда. Недопустимо угрожать военнослужащим отправкой в психиатрический стационар за какой-либо дисциплинарный проступок.
В случае отсутствия у военнослужащего психического заболевания, но при предрасположенности к личностным расстройствам дальнейшую работу с ним осуществляет психолог или психоневролог совместно с врачом воинской части.
Важное место в комплексном решении проблемы сохранения психического здоровья военнослужащих занимает деятельность психолога и других должностных лиц по проектированию и оптимизации профессиональной среды.
Решение данной задачи связано с созданием в воинской части таких условий, которые бы обеспечивали эффективную и безаварийную работу военнослужащих и рабочего персонала — служащих, гражданских лиц, а также предупреждение различного рода профессионально-психологических расстройств и деформаций личности работающих специалистов.
Под профессиональной средой понимается совокупность предметных условий труда (структура организации, предмет, средства, орудия труда, эргономические, технологические, информационные и другие особенности выполнения профессиональных задач) и социальных условий (межличностные отношения, климат в коллективе, удовлетворенность работой и т. п.). Профессиональная среда по характеру воздействующих на человека факторов может быть относительно комфортной и стрессогенной (или экстремальной).
Взаимодействие внешних и внутренних факторов может вызывать самые различные неблагоприятные последствия как для самого человека, так и для окружающих его людей. Различаясь по степени потенциального ущерба для человека и организации в целом (воинской части), данные факторы делятся на опасные, воздействие которых приводит к травмам, гибели человека, нарушениям в его психике, авариям, и вредные, воздействие которых ведет к негативным психическим состояниям и профессиональным заболеваниям.
Неблагоприятное сочетание факторов профессиональной среды приводит к значительному возрастанию психологической нагрузки на человека, вызывая состояние психической напряженности. Напряженность — это состояние психической активности, не адаптивности человека, вызванное воздействием экстремальных для него факторов и предвосхищением связанных с ними последствий. Такое состояние возникает тогда, когда военнослужащему необходимы дополнительные психологические возможности для преодоления появляющихся трудностей и перестройки психики при переходе ее к новому уровню функционирования.
Напряженность, сохраняющаяся у человека в течение длительного времени, может, в свою очередь, вызывать различные негативные состояния. Вероятность негативной динамики психических состояний возрастает тогда, когда у человека не сформированы навыки адекватной оценки критических ситуаций, а в личном опыте отсутствуют варианты их преодоления. Кроме этого, более подвержены таким состояниям люди с повышенным уровнем тревожности, невротичности, ригидности.
Возникаемые вследствие психической напряженности негативные состояния являются, с одной стороны, «древней» реакцией человека на ситуации угрозы его биологическому и социальному существованию (тревога, испуг и т. п.), а с другой стороны, психофизиологическим ответом организма на завышенные требования среды к расходованию его энергетических ресурсов. Функционально данные состояния предполагают комплекс ответных реакций защитного характера.
Действие на человека различных негативных факторов профессиональной среды зачастую вызывает состояние стресса. Под стрессом понимается неспецифическая форма реакций организма на нагрузку. Реакции, имеющие целью повышение сопротивляемости организма, называются общим адаптационным синдромом. В преодолении стресса большое значение имеют оценка события самим человеком и наличие у него адекватных путей и способов преодоления создавшейся ситуации. Таким образом, каждое затруднение, с которым сталкивается военнослужащий, является стрессовым в том случае, если оно оценивается негативно или если нет адекватной стратегии его преодоления, т. е. требования ситуации превышают возможности человека. Негативные последствия могут возникнуть и тогда, когда такая ситуация становится хронической.
Для преодоления стресса важно знать, в чем состоит причина хронического дисбаланса — во внешних требованиях, которые слишком высоки, или в возможностях человека, которые слишком ограниченны. В связи с этим работа по преодолению стрессовых состояний должна вестись по двум направлениям: по пути изменения ситуации (через уменьшение числа стрессоров и их интенсивности) и изменения человека — изменение когнитивных оценок ситуации или личностных стратегий поведения.
Негативным явлением в профессиональной жизни военнослужащего могут быть профессиональные кризисы. Кризис — это состояние длительного личностного дисбаланса, которое является результатом сильного по степени воздействия или неожиданного события. Длительные и интенсивные эмоциональные реакции приводят к тому, что человек не способен справиться с ситуацией. У него наблюдаются неуверенность в себе, притупленность чувств, потеря стабильности в эмоциональных реакциях и т. п. Профессиональные кризисы могут происходить на фоне возрастных кризисов, имеющих объективный характер, и социализационных кризисов, связанных с переходом человека из одной социальной среды в другую и освоением новых социальных ролей. Взаимообусловленность этих кризисов и их проявлений создает достаточно сложную для человека проблему, когда для поиска ее решения зачастую не хватает собственных сил и опыта. Поэтому в целях восстановления нарушенного баланса требуется профессиональное вмешательство психолога.
При неблагоприятном развитии событий профессиональные кризисы могут приводить к различного рода профессиональным заболеваниям. Имеющие острую или хроническую форму профессиональные болезни вызывают временную или полную утрату трудоспособности человека. На вероятность их возникновения и характер влияют не только особенности личности военнослужащего, но и особенности его военно-профессиональной деятельности. Например, у людей, занятых в социальной сфере (а к ним относятся практически все командные и воспитательные должности), предполагающей высокую интенсивность общения с окружающими, высокую эмоциональную отдачу, зачастую развивается «синдром сгорания», выражающийся в стремлении ограничить круг и число контактов, притупленности чувств, повышенной конфликтности и т. п. Вследствие «вживания» в образ других людей, преимущественного восприятия их с профессиональных позиций может развиваться односторонняя социальная перцепция.
Системный и комплексный подход в организации психологического обеспечения безопасности труда и планировании оптимальной профессиональной среды выражается в сосредоточении работы войскового психолога и должностных лиц воинской части на решении следующих задач:
а) осуществление специальных мероприятий, проводимых психологом по формированию и развитию у военнослужащих психологических качеств, необходимых для продуктивного труда и способствующих преодолению трудных ситуаций, предупреждению негативных состояний и срывов в деятельности. Здесь решаются задачи, связанные с совершенствованием самого человека: повышение эмоциональной устойчивости и способности к самоуправлению, саморегуляции своего эмоционального состояния и поведения, тренировка психофизиологических функций и т. п.;
б) проведение профилактических мероприятий по целенаправленному изучению и оптимизации внешних факторов профессиональной среды, направленных на предупреждение психологической и физической перегрузок военнослужащих, профилактику профессиональных деформаций личности и различного рода заболеваний (рис. 9).
Внешние факторы профессиональной среды
| Оптимизация внешних факторов профессиональной среды | Деятельность психолога и должностных лиц воинской части по предупреждению негативных явлений
| |||||
— физические — условия задачи
— структурные | — технические — социально-ролевые
|
| |||||
Внутренние (психологические) факторы | Оптимизация психических возможностей человека по противодействию стресс-факторам | ||||||
Психологическая Ш готовность |
| ||||||
Психологическая IV устойчивость |
| ||||||
| |||||||
Профессиональная V подготовленность |
| ||||||
Негативные последствия |
| ||||||
— психические (психосоматические) реакции, состояния, расстройства — ошибки и травматизм | — аварии, происшествия, несчастные случаи — снижение продуктивности деятельности |
Рис. 9. Деятельность должностных лиц воинской части по предупреждению негативных последствий влияния стресс-факторов военно-профессиональной среды
Для решения задач указанных осуществляются следующие мероприятия.
Для предупреждения сенсорно-перцептивной напряженности проводится эргономическая оптимизация рабочего места, техники, информационной нагрузки с учетом психологических возможностей военнослужащего по ее принятию и обработке. В этом плане учитываются как объем информационных потоков, их интенсивность, так и эргономические параметры технических средств: органов и пультов управления, средств отображения информации и т. п.
В целях профилактики зрительных и психоэмоциональных перенапряжений большое внимание уделяется освещенности и цветовому оформлению служебных помещений. Исследования показывают, что тон окраски поверхностей, находящихся большую часть служебного времени в поле зрения человека, влияет не только на его самочувствие, но и на производительность труда. Поэтому оптимальным является использование цветов средневолнового участка спектра.
Серьезное внимание должно быть уделено профилактике монотонии как следствию однообразной регулярной повторяемости одних и тех же действий, а также недостаточности раздражителей (депривационная монотония). Эта задача особенно актуальна для специалистов, чья деятельность носит операторский характер. Мероприятиями по устранению монотонии являются, например, прослушивание (где это допускается) музыки во время работы, уста-новление оптимального уровня (частоты, интенсивности) коммуникативного взаимодействия между военнослужащими. Кроме того, предупреждению монотонии способствуют изменения в ритме труда на протяжении рабочего дня, возможность человека индивидуально устанавливать оптимальный для него темп выполнения профессиональных действий и операций, принудительное нарушение регулярности однотипных движений и т. п.
Компенсация двигательной недостаточности может быть преодолена изменением технологии выполнения служебных обязанностей, предполагающей переход военнослужащего от одного места к другому. Большое значение для психоэмоционального переключения имеет наличие «зоны отдыха», по своему интерьеру и цветооформлению отличающейся от «рабочей зоны».
Серьезного внимания и усилий всех субъектов психологической работы заслуживает проблема предупреждения травматизма.
Причины травматизма — определенное поведение и индивидуальные особенности людей. Такими причинами могут быть как негативные функциональные и психические состояния, увеличивающие степень риска, так и общая профессиональная неготовность человека к определенному виду деятельности (незнание источников опасности, своих действий в опасной ситуации, несоответствие психофизиологических качеств характеру выполняемого труда и условиям задачи, отсутствие интереса к процессу труда, привычность к определенным условиям деятельности, пропуск «неважных», с точки зрения работающего, операций и т. д.).
Вероятность травматизма и аварий связана с существованием на территории воинской части зон повышенной опасности вследствие использования «опасных» оборудования, техники и технологий.
Исходя из вышесказанного, деятельность психолога направляется на выявление и оценку факторов опасности, а также на формирование безопасного поведения военнослужащих, в том числе и военных руководителей. Безопасное поведение во многом является антиципирующим поведением, так как знание источников опасности позволяет в большинстве случаев предпринять необходимые компенсирующие действия.
Источники опасности могут быть как непосредственно восприняты и различимы с помощью органов чувств человека, так и замечены только с помощью специальных вспомогательных средств. К основным источникам опасности относятся, например, химическая опасность, радиация, электроопасность, падающие объекты, опасность сдавливания, падения с высоты, движущиеся части и механизмы, движущийся на человека объект и др. Важно, чтобы личный состав не только знал потенциальные источники опасности, но и умел различать признаки, свидетельствующие об их наступлении. У военнослужащих необходимо выработать наиболее эффективные и устойчивые навыки действий в опасной ситуации, научить их оценивать потенциальную опасность своих неправильных (рискованных) действий.
В рамках второго направления психологом воинской части используются разнообразные приемы и процедуры, объединенные в пределах таких методов психологической помощи, как психологическое консультирование, психотерапия, психокоррекция и психореабилитация. В зависимости от объекта психологического воздействия выделяются индивидуальная, семейная и групповая формы оказания психологической помощи.
Любая из форм деятельности психолога (индивидуальная или групповая) состоит из трех блоков-этапов: диагностического (выявление объективного состояния клиента, группы), психологического воздействия и последующего психологического сопровождения (выполнение рекомендаций психолога самим клиентом, другими людьми и должностными лицами).
Психологическое консультирование проводится психологом, как правило, в форме специальной беседы с человеком, обратившимся за помощью. При этом психолог ведет журнал, который содержит сведения, касающиеся проводимой с данным человеком работы и отражающие динамику его состояния за определенный период. Основные отличия консультирования от психотерапии и психокоррекции сводятся к тому, что:
субъектами обращения являются здоровые люди, не имеющие признаков отклонений от социальной или психической нормы и неблагоприятных психологических образований;
основная цель консультирования не преодоление психотравмирущих факторов, а их предупреждение;
главная роль в преодолении сложной ситуации принадлежит самому клиенту, его внутренним резервам, а задача психолога состоит в психологическом просвещении обратившегося за помощью, мобилизации посредством специальных приемов, создающих необходимый эмоциональный и мотивационный настрой усилий клиента на осуществление в дальнейшем определенной линии поведения, выработанной совместно с психологом;
консультирование охватывает более широкий круг проблем: проблемы адаптации, построения наиболее оптимальной системы взаимоотношений с другими людьми, разрешения межличностных конфликтов, проблемы личностного, профессионального роста, воспитания и обучения и т. п.
Групповое консультирование проводится в целях снижения в воинских коллективах общей психологической напряженности, улучшения межличностных отношений, оптимизации морально-психологического климата, повышения групповой сплоченности, улучшения стиля руководства, устранения нежелательных эмоциональных состояний или их последствий, повышения эффективности выполнения профессиональных задач. Задача психолога — найти предмет взаимодействия членов группы с учетом интересов каждого из них. Для решения ее психолог должен располагать предварительными данными о коллективе — о типе отношений между членами группы, существовании микрогрупп, авторитетности лидеров и руководителей коллектива и т. п.
В ходе консультирования решаются и задачи психологического просвещения (например, разъяснение военнослужащим типологических черт их характера, возможных негативных проявлений, связанных с ними), и даются рекомендации для самоконтроля и коррекции.
Психотерапия и психокоррекция предполагают организованное психологическое воздействие на военнослужащих, имеющих отклонения от социальной или психической нормы, в целях устранения неблагоприятных психических образований и формирования у них качеств, необходимых для успешной жизнедеятельности. Программа психокоррекции включает собственно психологическую часть (проводит психолог) и организационно-педагогическую (осуществляют руководители, члены коллектива, родственники). Эта программа проводится в жизнь с применением индивидуальных и групповых форм работы. Групповая форма направлена, прежде всего, на выработку у человека рефлексивных навыков оценки себя и окружающих, развитие способностей к эффективному взаимодействию.
К числу основных методов психотерапии относятся:
рациональная терапия — направляется на коррекцию мышления военнослужащего путем показа ему логических ошибок в его рассуждениях;
логотерапия — направлена на преобразование внутреннего мира клиента за счет особого эмоционального климата в общении, признания ценности личности клиента;
гештальттерапия — проводится в целях более четкого осознания клиентом своих потребностей;
поведенческая терапия — это отработка в моделируемых ситуациях групповой работы в сочетании с релаксационными процедурами необходимого компонента поведения;
нейролингвистическое программирование — система методических приемов, позволяющих человеку посредством слова программировать себя и затем изменять эти программы;
психоанализ — метод разрешения невротического конфликта посредством осознания психотравмирующего фактора через анализ сопротивления и ассоциаций клиента.
Кроме названных методов, психологом части могут применяться и другие. Например, музыкотерапия (воздействие на психику клиента с помощью специально подобранной музыки), арттерапия (воздействие произведениями искусства и самостоятельного творчества), спортивная терапия и т. п. В процессе работы психолог активно использует методы психической саморегуляции, рассмотренные выше.
Эффективным методом групповой работы является групповой социально-психологический тренинг. Проводимые в ходе социально-психологического тренинга ролевые и ситуационные игры, групповые дискуссии позволяют вследствие быстрого перехода из игрового плана в реальный, высокой интенсивности общения и участия в этом каждого члена группы существенно повышать социально-психологическую компетентность военнослужащих: формировать и развивать умения и навыки в сфере общения, развивать способность адекватного и полного восприятия и понимания себя и окружающих, способность к правильной ориентировке в сложных межличностных ситуациях и т. п.
Порядок психотерапевтической работы психолога в части определяется командиром воинской части, т. е. устанавливаются дни, часы и место приема. Как правило, местом для проведения индивидуальной работы является кабинет для психологического консультирования или рабочий кабинет психолога. Мероприятия, связанные с групповыми формами работы, проводятся в специально оборудованном помещении (комната психологической разгрузки, комната для проведения социально-психологических, психофизических тренингов).
Пристального внимания психолога и других должностных лиц требуют военнослужащие с признаками нервно-психической неустойчивости. Нервнопсихическая неустойчивость не равнозначна психическому заболеванию, это временное, обратимое явление.
Наиболее важными факторами, способствующими развитию нервно-психической неустойчивости, являются:
слабая подготовка к военной службе и негативное отношение к ней;
психотравмирующие конфликты между молодыми воинами и военнослужащими более ранних сроков призыва;
грубость и педагогические ошибки командиров;
особенности черт характера самого военнослужащего (чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, мнительность, неуверенность, упрямство и др.), в том числе и физиологические особенности организма, предопределяющие ненадежность адаптационных и компенсаторных механизмов;
психологический климат до призыва (в семье, в кругу ровесников) и в воинском подразделении;
факт разлуки с семьей, близкими людьми, неблагоприятные известия из дома и др.
Предметом особого внимания должностных лиц являются военнослужащие, находящиеся в депрессивном (подавленном) состоянии. Опыт изучения происшествий, связанных с суицидальным поведением военнослужащих, показывает, что накануне самоубийства или попытки к этому большинство из них находились в психическом состоянии, которое может быть охарактеризовано как депрессивное. Причинами такого состояния могут стать высокозначимые для человека психотравмирующие события, создающие конфликтную ситуацию, единственно возможным преодолением которой или выходом из нее представляются суицидальные действия.
В качестве наиболее вероятных причин для принятия решения о самоубийстве выступают: затрудненная адаптация военнослужащего; глумления и издевательства со стороны сослуживцев; потеря социального статуса в воинском коллективе; боязнь ответственности за совершенное преступление, проступок; смерть или измена близкого человека; длительное соматическое или психическое заболевание; слабое физическое развитие. Вероятность возникновения суицида значительно выше в начальном периоде службы, во время несения службы в карауле, а также если в подразделении сложилась тяжелая морально-психологическая обстановка.
Должностным лицам, отвечающим за жизнь и здоровье подчиненных, необходимо знать, что суицидальное поведение, как правило, имеет определенную продолжительность и характеризуется следующей динамикой. Вначале (под влиянием конфликтной ситуации) у военнослужащего возникают суицидальные мысли, характеризующиеся размышлениями об отсутствии смысла жизни, фантазиями на тему своей смерти. Затем рождаются суицидальные замыслы (разработка плана самоубийства) и намерения (принятие решения о самоубийстве). И лишь после этого осуществляются суицидальные действия.
Время от возникновения первых суицидальных мыслей до намерения совершить самоубийство есть наиболее вероятный период, когда окружающим удается остановить потенциального суицидента от реализации задуманного. В этот временной отрезок у самого военнослужащего наблюдается острая потребность в теплых дружеских отношениях, в сопереживании и эмоциональной поддержке.
Офицерам и военнослужащим подразделения необходимо обращать внимание на такие признаки, которые могут свидетельствовать о возможности суицида:
открытые высказывания о желании покончить с собой;
косвенные намеки на возможность суицидальных действий, демонстрация материальных атрибутов готовящегося самоубийства;
утайка патронов, накапливание лекарственных препаратов, поиск отравляющих жидкостей, укрепление веревки и т. п.;
частые разговоры о самоубийствах;
стремление к уединению, разрыв привычных связей, изменившийся стереотип поведения;
чрезвычайно настойчивые просьбы о переводе в другое подразделение, воинскую часть, о госпитализации, о предоставлении отпуска по семейным обстоятельствам;
внезапное появление щедрости (раздача личных вещей), что сопровождается символическим прощанием;
утрата интереса к окружающему и т. д.
Пригласив такого военнослужащего на беседу (обязательно лично), должностные лица психологической работы должны стремиться установить с ним тесный эмоциональный контакт, проявить истинную заинтересованность, терпеливо, без сомнения и критики выслушать его. После восстановления последовательности событий, приведших к кризису, необходимо объяснить (не умаляя значимости происходящего для военнослужащего), что подобные ситуации возникают и у других людей, что это временное явление, что его жизнь нужна его близким, другим людям. Главное внимание требуется сосредоточить на способе и совместном планировании преодоления создавшейся ситуации. В заключение беседы высказывается поддержка, чтобы придать уверенность человеку в его силах и возможностях.
Любая информация, сообщенная воином во время беседы, не может быть передана кому бы то ни было без его согласия. После беседы такого военнослужащего нельзя оставлять без внимания, необходимо создать для него на какой-то период щадящие режим и условия деятельности (не ставить в наряд, особенно с оружием, не посылать в рейс и т. п.). При необходимости следует продумать вопрос о направлении военнослужащего в лечебное учреждение.
В целом условием эффективности оказания психологической помощи военнослужащим является сочетание методов и процедур специального психологического воздействия с повседневной организаторской и воспитательной деятельностью всех субъектов военного управления. Объективными признаками позитивного эффекта являются многочисленные проявления поведенческого и эмоционального характера, свидетельствующие о качественно ином уровне восприятия военнослужащим ситуаций жизнедеятельности; высокие результаты в учебно-боевой и служебной деятельности; хорошие отношения с сослуживцами, позитивный настрой на службу, оптимизм, удовлетворенность условиями воинской деятельности и т. п.
- Справочник офицера-воспитателя Содержание
- Раздел 1. Информационно-воспитательная работа в
- Раздел 2. Воспитательная работа и меры по ее укреплению 78
- Раздел 3. Морально-психологическое обеспечение боевых
- Раздел 4. Психологическая работа в части (подразделении) 199
- Раздел 5. Военно-социальная работа 267
- Раздел 6. Культурно-досуговая работа 302
- Раздел 7. Противодействие информационно-
- Слово к читателю
- Раздел 1. Информационно-воспитательная работа в части (подразделении)
- Заместитель командира войсковой части 00000 по воспитательной работе подполковник с. Петров
- План проведения единого дня правовых знаний с личным составом войсковой части 00000
- Дни воинской славы России
- Памятные дни в Вооруженных Силах
- Республики (21)
- Края (6)
- Области (49)
- Города федерального значения (2)
- Автономные области (1)
- Автономные округа (10)
- Общие вопросы воспитательной работы система воспитательной работы в вооруженных силах российской федерации
- 1. Методы изучения субъектов и объектов воспитания:
- 2. Методы воспитательных воздействий и взаимодействий:
- 3. Методы профилактики и перевоспитания военнослужащих:
- Содержание системы воспитания военнослужащих вооруженных Сил Российской федерации
- Планирование воспитательной работы в части (подразделении)
- 1. По общим вопросам:
- 2. По информационному обеспечению, патриотическому воспитанию:
- 3. По психологической работе:
- 4. По культурно-досуговой работе:
- 5. По анализу и профилактике правонарушений:
- 6. По военно-социальной работе и по правовому обучению и воспитанию:
- План воспитательной работы с личным составом войсковой части 00000 на 2000—2007 год
- План воспитательной работы с личным составом войсковой части 00000 на июль 2001 года
- План воспитательной работы личным составом 1-й мер на январь 2002 года
- Комплексный план по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, обеспечению безопасных условий военной службы войсковой части 00000
- Заместитель командира войсковой части 00000 по воспитательной работе подполковник с. Петров
- Проведения предвыходного и выходного дней 21 и 22 июля 2001 года с личным составом войсковой части 00000
- Организация воспитательной работы с молодым пополнением в воинской части
- Раздел 2. Воспитательная работа и меры по ее укреплению
- Сущность и содержание воинской дисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации
- Система работы по поддержанию в полку правопорядка и воинской дисциплины
- Методика профилактики должностных лиц по профилактике неуставных взаимоотношений
- Диагностика и профилактика нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими
- « » 2007 Года г. Южно-Сахалинск
- Прогноз наиболее вероятных нарушений воинской дисциплины, происшествий и преступлений в подразделениях полка
- Действия должностных лиц при самовольном оставлении части военнослужащим
- Противодействие распространению и употреблению наркотиков в подразделении
- Организация работы с обращениями граждан и приема посетителей Правовые основы работы с обращениями граждан и по приему посетителей
- Контроль за работой с обращениями граждан в министерстве обороны российской федерации
- Планирование индивидуальной воспитательной работы. Изучение и учет индивидуальных особенностей военнослужащих
- Примерная служебная характеристика
- Раздел 3. Морально-психологическое обеспечение боевых действий
- Противодействие информационно-психологическому воздействию противника и защита войск (сил) от него
- Раздел 4. Психологическая работа в части (подразделении)
- Взаимодействие психолога с должностными лицами психологической работы
- 3. Этап организации исполнения!
- Интегральный критерий
- Частные критерии и показатели
- Групповая психодиагностика
- Психологическое обеспечение боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней служб
- Раздел 5. Военно-социальная работа
- Организация военно-социальной работы
- Основные требования к социальным работникам
- Судебная зашита социальных прав и льгот военнослужащих, взаимодействие с органами военной прокуратуры
- Организация социальной работы с семьями военнослужащих, деятельность женсоветов
- Перспективный план работы инструкторов по работе с семьями военнослужащих на год должен включать в себя:
- Социальная работа с лицами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
- Социальная работа с семьями погибших военнослужащих
- Работа с военнослужащими, не имеющими жилья
- Социальная работа с увольняемыми военнослужащими
- В соответствии с Типовым положением, утвержденным приказом министра обороны Российской Федерации 2002 г. № 115, на справочно-консультационные пункты возложено решение следующих задач:
- На справочно-консультационном пункте ведется следующая документация:
- Инструкцией установлен следующий порядок направления военнослужащих на обучение:
- Направление
- Командир войсковой части 00000 _ (инициалы, фамилия)
- Раздел 6. Культурно-досуговая работа
- Тематика стенной газеты 1-й роты «Вымпел» на февраль 2003 года
- Примерный сценарий «вечера-портрета», посвященного офицеру передового подразделения, «Боевым традициям Верны»
- Приказ командира войсковой части 00000
- 15 Ноября 2002 г.
- Приказ командира войсковой части 00000
- Об итогах смотра художественной самодеятельности в части и поощрении участников
- 1 Мер, занявшую 1-е место, — переходным вымпелом «Лучшему коллективу художественной самодеятельности» и дипломом I степени;
- 1 И 3 мсб, занявших 2-е и 3-е места, — соответственно дипломом II и III степени.
- 3. За достигнутые творческие успехи и исполнительское мастерство:
- Отдельные вопросы обеспечения воинских частей техническими средствами воспитания и культурно-досуговым имуществом
- Раздел 7 «Противодействие информационно-психологическому воздействию и зашита войск
- Приложение Система работы должностных лиц по поддержанию дисциплины и правопорядка в подразделении