Содержание системы воспитания военнослужащих вооруженных Сил Российской федерации
Цели и задачи воспитания определяют основные направления воспитательной работы с военнослужащими. Совокупность различных направлений воспитательной работы составляет содержание воспитания. Анализ современных научно-педагогических источников, изучение практики воспитательной работы в частях и подразделениях свидетельствуют о том, что содержание воспитания личного состава включает в себя:
государственно-патриотическое воспитание;
воинское воспитание;
нравственное воспитание;
правовое воспитание;
экономическое воспитание;
эстетическое воспитание;
физическое воспитание;
экологическое воспитание;
половое воспитание и т. д.
Государственно-патриотическое воспитание
Государственно-патриотическое воспитание воинов — направление воспитания, ориентированное на практическое выполнение двух взаимосвязанных задач:
— формирование и развитие личности, обладающей важнейшими качествами гражданина — патриота России, способной активно участвовать в созидательном процессе, в укреплении и совершенствовании основ нашего общества;
— формирование готовности граждан к успешному выполнению определенных обязанностей, связанных с обеспечением всесторонней защищенности и безопасности общества в основных сферах социально значимой деятельности, особенно воинской, правоохранительной, экологической и др.
Основные направления государственно-патриотического воспитания:
1-е направление — разрешение противоречий процесса формирования патриотизма с учетом условий современного периода российской государственности. Исходя из этого, можно определить некоторые условия решения данной проблемы. К их числу можно отнести:
поиск и эффективное решение материальных, финансовых, организационных проблем реформирования Вооруженных Сил;
активную деятельность командиров всех степеней, воспитательных структур по формированию государственно-патриотического сознания воинов армии и флота;
поиск наиболее эффективных способов, форм и методов работы по формированию патриотизма. Одним из важных средств, формирующих высокие патриотические качества вооруженных защитников Родины, являются воинские ритуалы и воинская символика;
2-е направление — военно-патриотическое воспитание военнослужащих. Оно должно увязываться с конкретной военно-политической обстановкой в мире и отдельных регионах, наиболее близких к России, с целевыми установками проводимой военной реформы, решаемыми войсками задачами. Необходимо занятия, тренировки, учения, подготовку к миротворческим акциям рассматривать через призму патриотизма, добиваться, чтобы все воины понимали важность каждого мероприятия для укрепления могущества Родины, сохранения ее величия и влияния;
3-е направление — интернациональное воспитание воинов в духе дружбы народов Российской Федерации;
4-е направление — воспитание воинов на героических традициях народа и Вооруженных Сил. Важное значение здесь имеет использование в воспитательной работе Закона «О днях воинской славы (победных днях) России».
Воинское воспитание военнослужащих
Воинское воспитание — одно из основных направлений воспитания в Вооруженных Силах, представляющее собой процесс систематического и целеустремленного воздействия ла духовное и физическое развитие военнослужащих в целях подготовки их как вооруженных защитников Отечества.
Цель воинского воспитания — сформировать у военнослужащих морально-боевые качества, которые необходимы для ведения современного боя, обслуживания и применения сложной военной техники и оружия, выполнения многообразных задач повседневной и служебно-боевой деятельности.
Содержание воинского воспитания определено Конституцией Российской Федерации, военной присягой и воинскими уставами. Конституция Российской Федерации определяет, что «защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации», который несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Военная присяга обязывает каждого военнослужащего «достойно выполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество». Воинские уставы в значительной степени регламентируют воинскую деятельность, определяют права, обязанности и ответственность каждого военнослужащего.
Задачи воинского воспитания:
изучение и уяснение военнослужащими требований военной присяги, воинских уставов и наставлений;
разъяснение требований военной присяги и уставов о необходимости соблюдения сознательной воинской дисциплины;
развитие у военнослужащих высокой ответственности за защиту Отечества, своей Родины, сознательного отношения к овладению современной боевой техникой и оружием;
формирование у военнослужащих таких морально-боевых качеств, как стойкость, отвага, мужество, презрение к смерти, способность преодолевать любые трудности для достижения победы. Эта задача решается в едином процессе воинского воспитания и морально-психологической подготовки;
формирование и развитие у военнослужащих таких важных качеств, как инициатива, самостоятельность и творческий подход к выполнению учебно-боевых задач.
Решение всех перечисленных задач подчинено одной общей цели: на основе высокой сознательности, глубокого понимания военной политики государства, твердого знания законов, уставов и приказов сформировать у военнослужащих морально-боевые качества, еще выше поднять уровень их готовности к выполнению воинского долга перед Родиной.
Нравственное воспитание военнослужащих
Нравственное воспитание — процесс педагогического воздействия на воспитуемых в целях формирования у них соответствующих нравственных черт и качеств. В процессе нравственного воспитания выделяются две тесно связанные
стороны:
утверждение в сознании военнослужащих требований морали, ее норм и принципов и на этой основе превращение знаний в глубокие нравственные убеждения;
выработка практических привычек и норм осознанного поведения в соответствии с приобретенными знаниями.
Сущность нравственного воспитания заключается в организации целенаправленного, беспрерывного, прямого и опосредованного, связанного в одну систему педагогического воздействия на сознание, чувства и волю военнослужащих, которая обеспечивает перевод объективных общественных и моральных требований в требования военнослужащего к самому себе.
Направления нравственного воспитания:
1) вооружение военнослужащих теорией морали, ее нормами и правилами поведения, обусловленными спецификой военно-профессиональной деятельности;
использование специальных педагогических приемов, способствующих перерастанию знаний в убеждения;
привитие военнослужащим навыков и умений поведения, соответствующих этим требованиям и принципам морали, превращение их в устойчивые привычки;
накопление практического опыта высоконравственного поведения в различных условиях и обстановке учебы, службы, жизни.
Основными структурными компонентами, отражающими сущность и результативность нравственного воспитания, выступают: система моральных знаний, взглядов, убеждений, навыков, привычек, определяющих практические поступки, поведение, деятельность воинов в различных условиях и обстановке.
Содержание нравственного воспитания военнослужащих наряду с воспитанием в духе соблюдения законов, верности Конституции, требований присяги и уставов предполагает формирование дополнительных военно-профессиональных нравственных качеств, главными из которых являются:
понимание социально-экономического и военно-политического значения задач, выполняемых Вооруженными Силами России, глубокого нравственного смысла служения Отечеству, выполнения воинского долга;
уважение и неукоснительное соблюдение законов;
ответственность за последствия принимаемых решений, уверенность в их нравственной справедливости;
внимательность, доброжелательность и предупредительность к гражданам России в процессе выполнения служебно-боевых задач;
принципиальность, критичность в оценке результатов службы, боевой учебы, честность и неподкупность.
Правовое воспитание военнослужащих
Правовое воспитание военнослужащих — это целеустремленное систематическое воздействие на сознание, психологию военнослужащих в целях формирования у них глубоких и устойчивых правовых взглядов и представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правового поведения, обеспечивающего правильное понимание и исполнение законодательной политики, готовность защищать Отечество.
Сущность правового воспитания заключается в обеспечении превращения правовых знаний в убеждение.
Содержанием правового воспитания военнослужащих является формирование у военнослужащих глубокой убежденности в справедливости, разумности и целесообразности воинского порядка, основанного на строжайшем исполнении законов и воинских уставов, понимания того, что нормы права выражают интересы всего народа, а их соблюдение есть необходимое условие поддержания высокого уровня бдительности и боевой готовности армии и флота.
Задачи правового воспитания военнослужащих:
формирование у них высокого правосознания, стимулирование правомерной активной деятельности в составе Вооруженных Сил Российской Федерации;
обеспечение твердой воинской дисциплины и правопорядка в части;
обеспечение сознательного исполнения военнослужащими обязанностей воинской службы;
сплочение воинских коллективов и воспитание чувства личной ответственности за выполнение воинского долга.
Направления правового воспитания военнослужащих:
правовое пропаганда;
правовое обучение;
правовое саморазвитие;
правовое практика;
Экономическое воспитание военнослужащих
Сущность экономического воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации заключается:
в формировании системы экономических знаний, необходимых для успешного выполнения ими воинских обязанностей, понимания сущности экономических процессов и явлений, происходящих в мире, народном хозяйстве России, в военно-промышленном комплексе, в Вооруженных Силах, а также своего места и роли в них;
в формировании навыков адекватного поведения в меняющейся экономической ситуации;
в формировании умения правильно оценивать экономическую ситуацию, видеть тенденции развития экономических явлений и прогнозировать поведение тех или иных сил и социальных групп в изменяющейся экономической среде;
— в формировании умения учитывать экономический аспект в воинской деятельности, прогнозировать и уметь оценивать экономические последствия воинской деятельности.
Направления экономического воспитания:
создание в войсковых частях школ экономических знаний для различных категорий военнослужащих в целях проведения экономического всеобуча;
формирование бережного отношения к боевой технике, вооружению и военному имуществу, рационального использования материально-технических и учебно-методических средств;
использование в воспитательной работе с различными категориями военнослужащих разнообразных экономических стимулов;
пропаганда экономических знаний по различным хозяйственным вопросам жизнедеятельности части;
обучение военнослужащих умению предвидеть и оценивать экономические последствия своей деятельности, обеспечивать экономическую безопасность военной службы и др.
Эстетическое воспитание военнослужащих
Эстетическое воспитание — это система общественно-педагогических мероприятий, направленных на разностороннее развитие эмоционально-чувственной сферы духовного мира воина.
В основе эстетического (или в переводе с греческого — чувственного, относящегося к области чувств) отношения к миру лежит потребность человека в переживаниях, связанных с чем-то приятным, красивым. На этом основано стремление привносить элементы красоты в быт, одежду, свой внешний вид, упоминать о ней в суждениях по поводу каких-либо поступков, явлений.
Направления эстетического воспитания:
формирование эстетического отношения к военной службе, к солдатам и офицерам выправке;
формирование эстетического отношения к воинской форме, снаряжению, нравственного отношения к ним солдат и офицеров;
знакомство с художественно-творческой жизнью армии, ее художниками, писателями, композиторами, поэтами;
знакомство с научными и техническими изобретениями в военной области;
обращение к творчеству, посвященному военной теме в современном театре, кино, литературе, живописи и т. д., в том числе и в самой армейской среде;
приобщение к искусству.
Физическое воспитание военнослужащих
Физическое воспитание — это процесс, направленный на физическое совершенствование военнослужащих, организацию активного отдыха, укрепление здоровья и закаливание, воспитание морально-волевых, боевых и психологических качеств, способствующих повышению боеспособности и боеготовности как отдельного военнослужащего, так и воинских коллективов.
Физическое воспитание обеспечивает физическую готовность военнослужащих к боевой деятельности. В процессе физического воспитания у личного состава формируются соответствующие убеждения и потребности, специальные знания и умения, необходимые для рационального физического совершенствования личности. Физическое воспитание способствует пониманию у военнослужащих своего места в военной среде, коллективе, формированию у них внутренней потребности действовать в соответствии со своими убеждениями и идеалами.
Физическое воспитание проводится в часы плановых занятий, утренних физических зарядок, попутных физических тренировок, спортивно-массовой работы, а также соревнований.
В роте могут организовываться и проводиться следующие спортивные мероприятия:
спортивные соревнования по различным видам спорта на личное первенство, а также на первенство отделения и взвода;
тренировка и сдача норм ВСК;
тренировка спортивных команд и сдача норм на спортивные разряды;
подготовка спортивных команд роты к состязаниям на первенство части и участие в них.
В роте могут быть созданы спортивные секции: легкой и тяжелой атлетики, плавания, гимнастики, лыжного спорта, стрелкового спорта, ручного мяча, каратэ, борьбы, бокса и т. д. Работу спортивной команды организует тренер, назначенный из числа военнослужащих, имеющих спортивный разряд и необходимую подготовку по данному виду спорта.
Экологическое воспитание военнослужащих
Экологическое воспитание — целенаправленное формирование у военнослужащих экологического стиля мышления, необходимых экологических, юридических, нравственных и эстетических взглядов на природу и место в ней человека, активной жизненной позиции в осуществлении мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.
Цель военно-экологического воспитания — формирование таких качеств у военнослужащих, которые бы оптимизировали воздействие деятельности на природу и снимали социальное и политическое напряжение, возникающее в результате этого воздействия.
Направления военно-экологической политики:
учет экологических последствий воинской деятельности и ликвидация негативных последствий этого воздействия;
охрана природы;
экологическое воспитание личного состава Вооруженных Сил;
подготовка кадров специалистов-экологов.
Половое воспитание военнослужащих
Половое воспитание — это процесс воздействия на личность, который помогает ей стать полноценными мужчиной и женщиной, приобщает к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в жизни. В этом плане главное направление деятельности — повышение чести и достоинства офицера, прапорщика, солдата, которые не позволяли бы им недостойно вести себя в быту и на службе, посещать позорящие звание военнослужащего заведения, вступать в сексуальные контакты со случайными знакомыми. Высокая воинская честь и достоинство должны быть определяющими во взаимоотношениях военнослужащих как между собой, так и с гражданским населением
Основа полового воспитания — сексуальное просвещение военнослужащих. Главной целью сексуального просвещения является формирование высокой сексуальной культуры, сохранение сексуального здоровья и достижение гармоничных взаимоотношений между полами. Никто в армии не должен становиться объектом дискриминации по причине своей сексуальной ориентации, если его поведение не противоречит требованиям воинских уставов и не наносит вред моральной обстановке в армейском коллективе. Сексуальное поведение — глубоко интимное и индивидуальное дело каждого военнослужащего: вмешательство командиров и начальников в семейные, интимные вопросы здесь недопустимо.
Рассмотренные направления воспитания военнослужащих имеют свою специфику, однако они тесно связаны друг с другом. Процесс воспитания предполагает комплексный подход, предусматривающий единство всех его составных частей.
Религия и воспитание военнослужащих
Религия играет важную роль в пропаганде и закреплении в поведении людей высоких норм нравственности, в формировании у них духовного идеала, который определяет поведение и деятельность человека в любой жизненной ситуации, в том числе и в условиях воинской службы.
Офицеры в своей работе по воспитанию военнослужащих с опорой на религию должны учитывать следующие факторы:
наличие Соглашения о сотрудничестве между Русской православной церковью и Министерством обороны Российской Федерации (подписано 2 марта 1994 г. Патриархом Московским и Всея Руси и министром обороны России);
слабую подготовку офицерского корпуса к работе с верующими военнослужащими;
обострение межконфессиональной борьбы в условиях современной России;
политизацию отдельных направлений некоторых религиозных конфессий;
активизацию деятельности на территории Российской Федерации так называемых тоталитарных сект.
- Справочник офицера-воспитателя Содержание
- Раздел 1. Информационно-воспитательная работа в
- Раздел 2. Воспитательная работа и меры по ее укреплению 78
- Раздел 3. Морально-психологическое обеспечение боевых
- Раздел 4. Психологическая работа в части (подразделении) 199
- Раздел 5. Военно-социальная работа 267
- Раздел 6. Культурно-досуговая работа 302
- Раздел 7. Противодействие информационно-
- Слово к читателю
- Раздел 1. Информационно-воспитательная работа в части (подразделении)
- Заместитель командира войсковой части 00000 по воспитательной работе подполковник с. Петров
- План проведения единого дня правовых знаний с личным составом войсковой части 00000
- Дни воинской славы России
- Памятные дни в Вооруженных Силах
- Республики (21)
- Края (6)
- Области (49)
- Города федерального значения (2)
- Автономные области (1)
- Автономные округа (10)
- Общие вопросы воспитательной работы система воспитательной работы в вооруженных силах российской федерации
- 1. Методы изучения субъектов и объектов воспитания:
- 2. Методы воспитательных воздействий и взаимодействий:
- 3. Методы профилактики и перевоспитания военнослужащих:
- Содержание системы воспитания военнослужащих вооруженных Сил Российской федерации
- Планирование воспитательной работы в части (подразделении)
- 1. По общим вопросам:
- 2. По информационному обеспечению, патриотическому воспитанию:
- 3. По психологической работе:
- 4. По культурно-досуговой работе:
- 5. По анализу и профилактике правонарушений:
- 6. По военно-социальной работе и по правовому обучению и воспитанию:
- План воспитательной работы с личным составом войсковой части 00000 на 2000—2007 год
- План воспитательной работы с личным составом войсковой части 00000 на июль 2001 года
- План воспитательной работы личным составом 1-й мер на январь 2002 года
- Комплексный план по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, обеспечению безопасных условий военной службы войсковой части 00000
- Заместитель командира войсковой части 00000 по воспитательной работе подполковник с. Петров
- Проведения предвыходного и выходного дней 21 и 22 июля 2001 года с личным составом войсковой части 00000
- Организация воспитательной работы с молодым пополнением в воинской части
- Раздел 2. Воспитательная работа и меры по ее укреплению
- Сущность и содержание воинской дисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации
- Система работы по поддержанию в полку правопорядка и воинской дисциплины
- Методика профилактики должностных лиц по профилактике неуставных взаимоотношений
- Диагностика и профилактика нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими
- « » 2007 Года г. Южно-Сахалинск
- Прогноз наиболее вероятных нарушений воинской дисциплины, происшествий и преступлений в подразделениях полка
- Действия должностных лиц при самовольном оставлении части военнослужащим
- Противодействие распространению и употреблению наркотиков в подразделении
- Организация работы с обращениями граждан и приема посетителей Правовые основы работы с обращениями граждан и по приему посетителей
- Контроль за работой с обращениями граждан в министерстве обороны российской федерации
- Планирование индивидуальной воспитательной работы. Изучение и учет индивидуальных особенностей военнослужащих
- Примерная служебная характеристика
- Раздел 3. Морально-психологическое обеспечение боевых действий
- Противодействие информационно-психологическому воздействию противника и защита войск (сил) от него
- Раздел 4. Психологическая работа в части (подразделении)
- Взаимодействие психолога с должностными лицами психологической работы
- 3. Этап организации исполнения!
- Интегральный критерий
- Частные критерии и показатели
- Групповая психодиагностика
- Психологическое обеспечение боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней служб
- Раздел 5. Военно-социальная работа
- Организация военно-социальной работы
- Основные требования к социальным работникам
- Судебная зашита социальных прав и льгот военнослужащих, взаимодействие с органами военной прокуратуры
- Организация социальной работы с семьями военнослужащих, деятельность женсоветов
- Перспективный план работы инструкторов по работе с семьями военнослужащих на год должен включать в себя:
- Социальная работа с лицами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
- Социальная работа с семьями погибших военнослужащих
- Работа с военнослужащими, не имеющими жилья
- Социальная работа с увольняемыми военнослужащими
- В соответствии с Типовым положением, утвержденным приказом министра обороны Российской Федерации 2002 г. № 115, на справочно-консультационные пункты возложено решение следующих задач:
- На справочно-консультационном пункте ведется следующая документация:
- Инструкцией установлен следующий порядок направления военнослужащих на обучение:
- Направление
- Командир войсковой части 00000 _ (инициалы, фамилия)
- Раздел 6. Культурно-досуговая работа
- Тематика стенной газеты 1-й роты «Вымпел» на февраль 2003 года
- Примерный сценарий «вечера-портрета», посвященного офицеру передового подразделения, «Боевым традициям Верны»
- Приказ командира войсковой части 00000
- 15 Ноября 2002 г.
- Приказ командира войсковой части 00000
- Об итогах смотра художественной самодеятельности в части и поощрении участников
- 1 Мер, занявшую 1-е место, — переходным вымпелом «Лучшему коллективу художественной самодеятельности» и дипломом I степени;
- 1 И 3 мсб, занявших 2-е и 3-е места, — соответственно дипломом II и III степени.
- 3. За достигнутые творческие успехи и исполнительское мастерство:
- Отдельные вопросы обеспечения воинских частей техническими средствами воспитания и культурно-досуговым имуществом
- Раздел 7 «Противодействие информационно-психологическому воздействию и зашита войск
- Приложение Система работы должностных лиц по поддержанию дисциплины и правопорядка в подразделении