logo
справочник воспитателя 1

Примерная служебная характеристика

на военного водителя 2-го взвода рмо

воинской части 00000

рядового Иванова Александра Феофановича

За период прохождения военной службы в должности военного водителя с января 2003 по июнь 2003 года рядовой Иванов А.Ф. зарекомендовал себя как дисциплинированный и исполнительный военнослужащий. К выполнению должностных обязанностей военного водителя относится ответственно, вверенную технику содержит в исправном состоянии, стремится к повышению своих военно-профессиональных знаний, навыков и умений.

По предметам боевой подготовки имеет хорошие и удовлетворительные оценки. Строго выполняет требования безопасности при обращении с оружием, работе на технике и в других случаях, а также требования пожарной безопасности.

Внутреннюю службу несет без замечаний. Проявляет бдительность и строгое следование инструкциям при несении службы дневальным по роте и дневальным по автопарку.

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации знает и руководствуется ими в повседневной жизни. В совершении грубых дисциплинарных проступков и преступлений не замечен. За указанный период имеет 5 поощрений от командиров, в том числе 2 поощрения от командира батальона, и 1 взыскание за нарушение правил ношения военной формы одежды.

По отношению к командирам проявляет уважение и такт, соблюдает правила воинской вежливости. Исполнителен в выполнении приказов и распоряжений командиров и начальников, проявляет при этом разумную инициативу.

Во взаимоотношениях с сослуживцами зарекомендовал себя выдержанным военнослужащим. Имеет ровные отношения с сослуживцами, к молодым военнослужащим относится с вниманием, оказывает им помощь и поддержку. В проявлении неуставных взаимоотношений, глумлениях и издевательствах не замечен. В коллективе пользуется уважением.

При нахождении вне расположения полка ведет себя достойно, не допускает нарушений общественного порядка.

Активен в общественной жизни подразделения. Является редактором сатирической газеты. Общественную работу выполняет с большим энтузиазмом, проявляя при этом инициативу и сообразительность.

Физически развит хорошо. Выполняет нормативы 2-го ВСКи 3-го спортивного разряда по гирям.

Требователен к себе. Критику понимает правильно, старается исправить имеющиеся недостатки.

Командир автомобильного взвода

Старший прапорщик С. Шаповалов

С выводами служебной характеристики на рядового Петрова А.В. согласен.

Командир роты старший лейтенант А. Панкратов

В соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации «О порядке выдачи военнослужащим, увольняемым с военной службы, и гражданам, уволенным с военной службы, рекомендаций на внеконкурсное зачисление в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования» 1999 г. № 20 фиксирование данных о результатах прохождения службы является необходимым основанием для выдачи отличившимся военнослужащим рекомендаций на внеконкурсное зачисление в ВУЗы страны.

Для офицеров и прапорщиков порядок написания служебных характеристик определяется положениями следующих руководящих документов:

приказ министра обороны Российской Федерации «О порядке организации и проведения аттестации офицеров и прапорщиков (мичманов) Вооруженных Сил Российской Федерации» 2002 г. № 100;

приказ министра обороны Российской Федерации «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации» 1995 г № 315 (с изменениями от 22 января 1999 г.).

В служебной характеристике на офицера (прапорщика) должно быть отражено следующее:

— уровень профессиональной подготовки, знание общевоинских уставов, наставлений, своих обязанностей по занимаемой воинской должности и их выполнение, готовность к выполнению обязанностей при переводе с мирного на военное и в военное время, совершенствование профессиональных знаний в системе командирской (профессионально-должностной) подготовки и самостоятельно, ученая степень и ученое звание, умение применять полученные знания на практике, область деятельности, в которой офицер (прапорщик) проявил наибольшие способности и достиг высоких результатов, наличие боевого опыта;

личная дисциплинированность и исполнительность, требовательность к себе и подчиненным;

организованность в работе, умение определить главное направление в обеспечении высокого уровня боевой и мобилизационной готовности, способность качественно выполнять поставленные задачи, проявлять инициативу, быстро ориентироваться и умело действовать в сложной обстановке;

умение руководить, обучать и воспитывать подчиненный личный состав и сочетать высокую требовательность с заботой о нем;

оценка состояния подразделения (воинской части, соединения, объединения), которым командует, или участка работы, за который отвечает офицер (прапорщик): дисциплина, уровень укомплектованности, боевая и мобилизационная готовность, боевая подготовка, освоение военной техники и оружия, состояние вооружения, военной техники и материально-технических средств, состояние командирской (профессионально-должностной) подготовки, наличие резерва кандидатов для выдвижения на высшие должности, направления на учебу и работа с ними, качество работы с младшими офицерами и т. п.;

способность критически оценивать свою деятельность, творчески подходить к делу, настойчивость в выполнении должностных обязанностей, авторитет в воинском коллективе, умение организовать обеспечение защиты государственных секретов, моральные и психологические качества;

состояние здоровья в соответствии с медицинскими заключениями, работоспособность и физическая подготовка.

Служебная карточка является документом, в котором ведется учет поощрений и взысканий данного военнослужащего (ст. 106 ДУ ВС РФ). Служебные карточки ведутся:

в роте — на солдат и сержантов;

в штабе воинской части — на прапорщиков и офицеров;

на кораблях 1 и 2 ранга: на матросов и старшин — в боевых частях, службах и отдельных командах; на мичманов и офицеров — помощником командира корабля;

на кораблях 3 ранга — помощником командира корабля на весь личный состав корабля;

— на кораблях 4 ранга — в управлении дивизиона на весь личный состав. При присвоении военнослужащему воинского звания прапорщика, мичмана,

первого офицерского звания, а также первого звания старшего офицера или высшего офицера на него заводится новая служебная карточка. В новую служебную карточку ранее наложенные на военнослужащего дисциплинарные взыскания не заносятся, а заносятся только поощрения, кроме поощрений о снятии взысканий. Прежняя служебная карточка уничтожается.

Каждый военнослужащий имеет право на ознакомление со своей служебной карточкой. С этой целью к служебной карточке заводится лист ознакомления со служебной карточкой, в котором военнослужащий расписывается и ставит дату ознакомления. Периодичность ознакомления со служебными карточками:

для солдат и сержантов — не менее одного раза за период службы;

для офицеров и прапорщиков — не менее одного раза в год.

Медицинская книжка заводится на основании результатов работы медицинской комиссии при военкоматах. Эти результаты отражаются в карте медицинского осмотра, с которой призывник прибывает в часть. В части на основании этой карты на данного призывника заводится медицинская книжка, в которую переносятся данные из карты медицинского осмотра и впоследствии фиксируются все случаи обращения к врачу, результаты болезней и т д.

Журнал (лист) индивидуальных бесед (карточка учета индивидуальной работы с военнослужащим) является одним из самых важных документов, так как, во-первых, именно в нем содержится наиболее полная информация о личности военнослужащего, а во-вторых, журнал аккумулирует всю индивидуальную воспитательную работу на протяжении всей службы данного военнослужащего.

Порядок оформления карточки учета индивидуальной работы в масштабах Вооруженных Сил не установлен. Чаще всего он имеет единую форму в рамках соединения (части) и представляет собой несколько скрепленных между собой листов бумаги (общую тетрадь, в которой для каждого военнослужащего отводятся соответствующие страницы). В содержательном плане карточка учета индивидуальной работы состоит, как правило, из трех частей: в первой части содержатся автобиографические сведения о военнослужащем; во второй — текущие наблюдения за военнослужащим; в третьей — результаты индивидуальных бесед с ним.

В первой части необходимо подробно зафиксировать следующие данные на военнослужащего:

фамилия, имя, отчество (полностью) военнослужащего, место и дата рождения. Состав семьи, фамилия, имя, отчество (полностью) родителей, братьев и сестер. Подробные адреса проживания и телефоны родителей, братьев и сестер, если они живут раздельно. Где работают родители (братья, сестры). Отношение родителей к детям и между собой. Кто из родителей оказывал большее влияние на военнослужащего и почему;

семейное положение. Если женат, то фамилия, имя, отчество жены, ее родителей; место их проживания, где и кем работают. Кто из друзей служит в армии и кто нет, по возможности их адреса. Интересы друзей (подруг). Переписку с кем ведет в первую очередь;

в какой школе учился. Успехи в учебе. Какие предметы любил и почему. Чем увлекался в свободное время. С кем дружил. Какую выполнял общественную работу. Какую читал литературу, что привлекало в ней. О какой профессии мечтал. Занимался ли бизнесом. Исповедует ли религию. Если да, то какую и отношение к ней. Влияние религии на поведение, службу;

имел ли приводы в милицию, если имел, то сколько и за что; с кем из друзей, побывавших в милиции или в местах лишения свободы в настоящее время поддерживает отношения, переписывается;

занимался ли спортом, если занимался, то каким, какие спортивные достижения имеет;

имеет ли какую-то основную специальность, что он умеет делать в рамках данной специальности; умеет ли он писать красивым подчерком, рисовать, мастерить что-либо;

имел ли за период, предшествующий службе в Вооруженных Силах, различные травмы, особенно травмы головы, сотрясения мозга; как эти сведения согласуются с данными медицинской карты из военкомата или медицинской книжкой;

отличительные внешние особенности — дефекты лица, крупные родимые пятна, бородавки, шрамы на лице и теле, татуировки, особенности мимики, говора и т. п.

Указанные данные от военнослужащего можно получить, как правило, лишь при первой, ознакомительной, беседе, в дальнейшем получить эти сведения будет сложнее, поэтому важность первой беседы очевидна. О правилах проведения ознакомительной беседы будет сказано ниже.

Во второй части карточки учета индивидуальной работы — в дневнике наблюдений необходимо фиксировать основные поведенческие реакции военнослужащего в повседневной деятельности. Можно вести дневник наблюдений за военнослужащим, опираясь при анализе на следующие положения:

общие и частные цели военной службы; политические и нравственные взгляды, убеждения, идеалы, жизненные установки; политический и общий кругозор; мотивы поведения, учебы, службы, действий и поступков; целеустремленность в достижении личных и общественно значимых целей;

дисциплинированность, которая характеризуется отношением военнослужащего к уставным требованиям, а также уровень его воспитанности, его способность управлять своим поведением в соответствии с требованиями законов и общевоинских уставов. Дисциплинированным военнослужащим следует считать того, кто сознательно выполняет эти требования, искренне болеет за выполнение задач, стоящих перед коллективом, и не ожидает дополнительных указаний, если видит, что необходимо действовать самостоятельно в интересах службы, воинского коллектива. Показатели дисциплинированности военнослужащего: знание общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации; качество выполнения их требований; наличие и характер взысканий и поощрений; организованность, аккуратность, пунктуальность, исполнительность, честность, правдивость, искренность;

особенности характера, которые проявляются в его отношении к коллективу, командиру, себе, товарищам, ратному труду, воинской деятельности, к материальным и моральным стимулам; в целеустремленности; устойчивости и работоспособности; в принципиальности и ответственности в вопросах учебы, воинской службы, общественной работы; а также в мнительности, болезненном самолюбии, ранимости, не критичности к себе и товарищам, неустойчивости, упрямстве и др.;

интеллектуальные и познавательные качества личности, которые в значительной степени характеризуют уровень подготовки военнослужащего и определяют его возможности в успешном овладении воинской специальностью. Показателями этих качеств являются: уровень знаний, успеваемость в школе по физико-математическим и гуманитарным дисциплинам; успеваемость по предметам боевой подготовки; способность к анализу, обобщению, сравнению; склонность к командирской, технической, общественной или хозяйственной деятельности; интересы и их направленность (что читает, чем увлекается); методические навыки в самостоятельной работе по самосовершенствованию; внимание и наблюдательность; качества памяти и др.;

эмоциональные качества личности, которые характеризуют направленность и интенсивность переживаний, чувство воинского долга, ответственности, способность военнослужащего управлять своими чувствами;

волевые качества — целеустремленность, самообладание, решительность, самостоятельность, настойчивость, способность принимать самостоятельные решения и добиваться их выполнения, инициативность, исполнительность;

особенности темперамента, которые проявляются в подвижности, общительности, усидчивости, эмоциональности;

общественная активность — проявляется в выполнении общественных поручений, участии в культурно-просветительной и спортивно-массовой работе подразделения, в мотивах общественной активности (сложившаяся установка активности, потребность в общении с людьми, желание устранить недостатки, присущие воинскому коллективу подразделения, работе армейской общественности; возможна показная активность и т. д.); в критичности и конструктивности выступлений на собраниях; в оценке своей деятельности и деятельности товарищей;

физическое развитие, которое характеризуется общим физическим развитием; выполнением норм спортивных разрядов и военно-спортивного комплекса; отношением к физической зарядке, занятиям по физической подготовке (культуре) и спорту; систематическим закаливанием своего организма; склонностью к заболеваниям;

— привычки военнослужащего — бывают положительными и отрицательными. Их оценка определяется внешним окружением, в котором находится человек (социальной средой, коллективом, обществом). Причем оценки микросреды (то небольшое окружение, в котором находится военнослужащий) и макросреды (общество) могут не совпадать. К положительным привычкам можно отнести: аккуратность, исполнительность, ответственность за решение различных вопросов учебы, воинской службы, общественной работы; непримиримость к недостаткам и др. К отрицательным — невыдержанность, грубость, сквернословие, неряшливость, несобранность, а также курение, склонность к алкоголю, наркотикам и др.

Все положения и выводы целесообразно фиксировать в дневнике наблюдений по следующей форме: Дневник наблюдений

| Дата наблюдения | Содержание наблюдения | Выводы

Наконец, третья часть карточки учета индивидуальной работы — дневник индивидуальных бесед, в котором отражаются основные результаты индивидуальных бесед с военнослужащим. Йта часть карточки может быть оформлена по следующей форме:

Дневник бесед

| Дата беседы | Содержание беседы | Принятое решение

Данная карточка и все материалы личного дела военнослужащего должны храниться в месте, исключающем возможность доступа к нему посторонних лиц, особенно солдат и сержантов данного подразделения.

Наличие заключений по медико-психологическому исследованию и профотбору, если они проводились, определяется приказом министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации» 2000 г. № 50; Инструкцией по проведению мероприятий профессионального психологического отбора нештатными подразделениями профессионального отбора соединений и воинских частей (директива Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации 1998 г. № 315К/2/750), а также приказом министра обороны Российской Федерации «О системе работы должностных лиц и органов управления по сохранению и укреплению психического здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» 1998 г. № 440.

Согласно указанным документам обязательна процедура профессионального психологического отбора и медицинского освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или добровольном поступлении на военную службу. В воинскую часть призывник должен прибывать с заключением, в котором должен содержаться вывод о его психологическом состоянии и готовности к выполнению обязанностей военной службы. В документах подчеркивается необходимость исключения фактов формального заполнения карт профессионального психологического отбора, приводящих к тому, что личностные и характерологические качества призванных на военную службу граждан изучаются практически заново по прибытии их в воинские части (на корабли) войсковыми (флотскими) психологами.

Во исполнение вышеназванных приказов была издана директива начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации и начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации «Об улучшении социально-психологического изучения и психологического обследования военнослужащих, проходящих военную службу по призыву на воинских должностях солдат, матросов, сержантов и старшин» 1999 г. № Д-4/1.

В соответствии с этим документом командирам (начальникам), штабам, начальникам органов воспитательной работы, заместителям (помощникам) командиров (начальников) по воспитательной работе при организации командирской и профессиональной подготовки предписывается предусматривать не реже 2 раз в год изучение с офицерским составом вопросов организации и содержания мероприятий по профотбору; методики работы с картами профессионального психологического отбора военнослужащих.

На практике заместитель командира по воспитательной работе должен уметь работать с картами профессионального психологического отбора и использовать полученные знания в индивидуальной воспитательной работе с подчиненными. Более подробная информация о картах профессионального психологического отбора и процедуре профессионального психологического отбора находится в разделе «Психологическая работа» данного издания.

Ознакомительная беседа

Ознакомительная, т. е. первая, беседа с военнослужащим, прибывшим в подразделение, является важнейшим шагом в индивидуальной воспитательной работе, от которого во многом зависит успешность дальнейших педагогических усилий. Ознакомительную беседу с военнослужащим следует проводить в первые дни прибытия военнослужащего, так как в последующем будет сложнее получить от него полную и объективную информацию. Это обусловлено объективными особенностями первичной адаптации человека к новым условиям существования, когда он «закрывается» для посторонних и не идет на откровенность. Важно, чтобы ознакомительная беседа была проведена до начала этого процесса; при успешном ее проведении появляется максимум возможной информации о вновь прибывшем; в результате беседы молодой солдат чаще всего видит в офицере союзника, человека, который может помочь, подсказать и т. д.

Проводя беседы с военнослужащим, следует помнить, что только индивидуальный, непринужденный, задушевный разговор в спокойной, располагающей обстановке может способствовать достижению намеченной цели.

Готовясь к индивидуальной работе, необходимо заранее продумывать ее содержание, ход и направленность, определить задачи, этапы достижения конечного результата.

Как правило, ознакомительную беседу с подчиненными должен проводить командир взвода, однако на практике эту задачу выполняет вместе с командиром взвода заместитель командира по воспитательной работе, а иногда и командир роты

В процессе ознакомительной беседы рекомендуется:

показать дружеское расположение к подчиненному;

проявить искренний интерес, беседуя с военнослужащим;

называть подчиненного по имени;

поощрять стремление военнослужащего рассказывать о себе;

давать военнослужащему возможность почувствовать его значимость в коллективе.

проявлять уважение к мнению собеседника, никогда сразу не говорить ему, что он не прав, помочь ему прийти к этому выводу самому;

проявлять понимание мыслей и желаний подчиненного.

В ходе беседы желательно не вести никаких записей, однако допускается записывать адреса и другие данные родственников в присутствии военнослужащего. В процессе беседы важно не только фиксировать сведения, но и наблюдать за реакциями собеседника в целях выявления первичных признаков нервно-психической неустойчивости.

Внешние проявления нервно-психической неустойчивости военнослужащего:

— изменение окраски кожи лица (покраснение, бледность, пятна);

изменение тембра голоса (хриплый, тонкий);

нервный тик мускулов лица;

дрожание рук, губ, век, головы;

беспричинное веселье, смех, болтливость;

остановившийся взгляд, замедленные моторные реакции (движения);

плаксивость;

замкнутость, молчаливость;

«бегающие» руки и взгляд.

Путем непосредственного общения в ходе ознакомительной беседы, а затем и периодических личных встреч с подчиненными целесообразно интересоваться:

а) состоянием здоровья военнослужащего;

б) доведением до него положенных норм довольствия;

в) знанием военнослужащим телефонов доверия, телефонов и адресов должностных лиц;

в) информацией о полученных почтовых отправлениях, состоянии обстановки в семье, у близких и родных;

г) удовлетворенностью службой;

д) полученными замечаниями, поставленными задачами, достигнутыми результатами в боевом дежурстве, боевой подготовке.

Ознакомительная беседа имеет две основные задачи — максимальный сбор данных на военнослужащего; установление с подчиненным индивидуального контакта, ознакомление его с порядком прохождения службы, психологическая поддержка.

В заключительной части ознакомительной беседы с молодыми солдатами важно их поддержать, ободрить, вселить уверенность в успешность процесса адаптации в подразделении и службы в целом.

Организация переписки с родителями и близкими.

Анализ ответов родителей на письма-запросы об особенностях

индивидуальных качеств их сына

Целесообразно в первые дни прибытия военнослужащего отправить ему на родину краткие письмо примерно следующего содержания:

Уважаемые Иван Тимофеевич и Антонина Петровна! Сегодня, 15 октября, Ваш сын Скворцов Сергей Иванович прибыл в воинскую часть 00000 для дальнейшего прохождения службы. Ваш сын попал в подразделение, имеющее хорошие боевые традиции, он окружен вниманием и заботой со стороны командиров и старших товарищей, обеспечен всем необходимым для выполнения обязанностей военной службы. Я, как командир подразделения, надеюсь, что из Вашего сына получится хороший солдат, надежный защитник нашей Родины.

Для того чтобы лучше узнать характер и особенности поведения Вашего сына, чтобы эффективно обучить его воинской специальности и исключить возможные межличностные конфликты в подразделении, прошу Вас, уважаемые Иван Тимофеевич и Антонина Петровна, сообщить мне в письме о том, как рос Ваш сын, как учился и чем увлекался до службы в армии, с кем дружил, и где сейчас находятся его друзья, с каким настроением пошел служить в армию. Ваше письмо поможет нам найти общий язык с Сергеем и будет способствовать тому, чтобы служба у него сложилась успешно. Заранее благодарен за Ваш ответ Командир подразделения старший лейтенант В. Петров

Одновременно с организацией переписки с родителями важно установить систему отслеживания той корреспонденции, которая приходит в подразделение. Здесь необходимо сделать некоторые пояснения. С одной стороны, в соответствии со ст. 24 Конституции Российской Федерации «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». Вместе с тем командиры и воспитатели не могут не интересоваться своими подчиненными и их внутренним миром. Речь в данном случае идет лишь об установлении тех лиц, с кем ведет переписку военнослужащий, а это никак не является вмешательством в его частную жизнь

В том случае, когда военнослужащий нарушает воинскую дисциплину, а меры дисциплинарного воздействия на него результата не приносят, рекомендуется написать письмо его родителям, в котором рассказать о службе их сына и о допущенных им нарушениях:

Уважаемые Иван Тимофеевич и Антонина Петровна!

Пишет Вам командир подразделения, в котором проходит службу Ваш сын Скворцов Сергей Иванович. Прошел год, как Ваш сын прибыл в подразделение для прохождения военной службы. Он принял присягу, поклялся служить Родине достойно и честно, проявлял инициативу и старание на начальном этапе службы, имел 8 поощрений от командиров и начальников. Однако, к сожалению, уважаемые Иван Тимофеевич и Антонина Петровна, поведение Вашего сына стало вызывать у нас тревогу.

8 марта Ваш сын совершил грубый дисциплинарный проступок вместе со своими сослуживцами он был замечен в употреблении спиртных напитков.

12 апреля Ваш сын вновь совершает нарушение грубит и пререкается со своим командиром, которого должен беспрекословно слушать и выполнять все его приказания, связанные с исполнением служебных обязанностей.

Я, как командир подразделения, встревожен таким отношением к службе Вашего сына и вынужден сообщить Вам, что в целях наведения порядка буду принимать все предоставленные мне законом полномочия по укреплению правопорядка и дисциплины. Прошу Вас в своих письмах к сыну дать ему свой отцовский и материнский наказ на безусловное выполнение Военной присяги и законов нашей страны, чтобы сын не позорил подобным поведением своих родителей. Надеюсь на Вашу поддержку и понимание.

С уважением

Командир подразделения

старший лейтенант В. Петров

Если военнослужащий добросовестно исполняет свои обязанности, рекомендуется написать его родителям благодарственное письмо, например, следующего содержания:

Уважаемые Иван Тимофеевич и Антонина Петровна!

Вам пишет командир подразделения, в котором проходит военную службу Ваш сын Скворцов Сергей Иванович. Прошло 10 месяцев с того момента, как он принял Военную присягу, дав клятву служить Родине честно и достойно. За этот короткий срок Сергей успешно овладел воинской специальностью, став классным специалистом своего дела, настойчиво и целеустремленно продолжает совершенствовать свое воинское мастерство. Показывает хорошие и отличные результаты в выполнении нормативов боевой подготовки, активно занимается спортом, выполняет нормативы II ступени ВСК.

Сергей постоянно проявляет инициативу в выполнении своих служебных обязанностей, имеет 7 поощрений за отличное несение караульной и внутренней службы. При выполнении хозяйственных работ и работ по благоустройству жизни и быта Ваш сын зарекомендовал себя трудолюбивым и старательным военнослужащим.

К командирам, старшим товарищам и сослуживцам проявляет уважение, такт, не теряет личного достоинства и пользуется авторитетом в коллективе.

От лица вышестоящего командования и от себя лично выражаю Вам, уважаемые Иван Тимофеевич и Антонина Петровна, глубокую признательность за хорошее воспитание Вашего сына. Вы вырастили настоящего защитника нашей Родины и можете гордиться им. Выражаю надежду, что Сергей не изменит своего отношения к службе и достойно прослужит установленный законом срок службы

Желаю Вам, уважаемые Иван Тимофеевич и Антонина Петровна, крепкого здоровья, благополучия и надеюсь, что успехи Вашего сына придадут Вам жизненных сил. С уважением Командир подразделения старший лейтенант В. Петров

В соответствии со ст. 21 ДУ ВС РФ сообщать на родину или по месту прежней работы (учебы) об образцовом выполнении военнослужащим воинского долга и о полученных поощрениях имеют право командиры от командира роты (корабля 4 ранга) и выше. Работу по написанию благодарственных писем может также выполнять заместитель командира по воспитательной работе на основании решений, принимаемых командиром роты и вышестоящих командиров (начальников).

В заключение следует отметить, что написание писем — это опосредованная форма воздействия, поэтому в данной работе необходимы чувство меры и проявление уважения к военнослужащему.

Сбор первичной информации о военнослужащем от сослуживцев и сравнение полученных из разных источников данных

Получить информацию о подчиненном можно двумя путями: специальное изучение личного состава, целенаправленный сбор и анализ различных данных о службе и поведении воинов; повседневное общение командира с подчиненными, внимательное отношение ко всем сторонам их деятельности. Изучение воина в динамике повседневной жизни позволяет сделать выводы о его характере, моральных и деловых качествах, душевном состоянии и внутреннем настрое.

В зависимости от того, каким образом получена та или иная информация о воине, различают методы непосредственного и опосредованного изучения личности.

Методы непосредственного изучения воинов: беседа, наблюдение. Методы опосредованного изучения воинов: анализ документов, результатов его деятельности (заданий, поручений, которые выполняет военнослужащий), обобщение мнений сослуживцев о данном военнослужащем.

Важнейшим источником информации о военнослужащем являются мнения о нем других солдат, младших командиров, офицеров и прапорщиков. Эти данные необходимо фиксировать в журнале индивидуальной работы, подвергать их проверке..

Наиболее распространенным методом изучения мнений других людей о данном военнослужащем является метод социометрии. Он позволяет:

выявить структуру межличностных отношений путем определения взаимных чувств, симпатий, неприязни, безразличия среди военнослужащих — членов данной группы;

определить уровень авторитетности лидера, а также место (статус) каждого члена группы в структуре межличностных отношений;

определить наличие и состав микрогрупп, взаимоотношения между ними;

дать оценку групповой сплоченности.

ВЫБОР ОПТИМАЛЬНЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. ОБУЧЕНИЕ ПРАКТИКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, КОНТРОЛЬ И КОРРЕКЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

Офицер должен постоянно стремиться к овладению разнообразными методами, формами, приемами и средствами психолого-педагогического воздействия на военнослужащих. Это важнейшее условие эффективности воспитательной работы.

Среди методов воспитания воинов можно выделить: метод убеждения, метод положительного примера со стороны начальника, методы упражнения, поощрения, принуждения и др.

Нельзя допускать по отношению к подчиненным грубость, бестактность. Необходимо предъявлять одинаковые требования ко всем военнослужащим.

В полной мере следует использовать поощрения и различные формы морального стимулирования (чествование передовиков, занесение на Доску передовиков, вручение переходящих вымпелов, награждение грамотами, ценными подарками, нагрудными знаками, фотографирование воинов с командованием части, в составе подразделения и др.).

Если в окружной газете опубликованы статьи, очерки, заметки о воинах подразделения, целесообразно послать эти материалы родителям.

В соответствии с планами воспитательной работы, которые составляются в полку (батальоне), заместители командиров по воспитательной работе систематически проводят различные формы занятий по обучению практике индивидуальной воспитательной работы с прапорщиками и офицерами:

занятия в ходе сборов перед началом периода обучения;

занятия по командирской подготовке;

инструкторско-методические занятия с командирами подразделений;

индивидуальная работа заместителей командиров по воспитательной работе с нижестоящими командирами подразделений.

Активно используется в целях обучения практике индивидуальной воспитательной работы время информирования, занятий по ОГП, служебных совещаний и т. п.

Контроль за выполнением указаний по организации индивидуальной воспитательной работы в подразделении также носит обучающую функцию, дисциплинирует командиров в плане придания индивидуальной воспитательной работе характера систематичности и эффективности. Использованная литература

Амбаров КМ. Методика индивидуальной воспитательной работы. — М.: Воениздат, 1991.

Давыдов В.П. Индивидуальная воспитательная работа в пограничных войсках —М.: Воениздат, 1991.

Информационно-методический сборник № 1. — М.: Центр военно-социологических, психологических и правовых исследований Вооруженных Сил Российской Федерации, 1993.

Памятка об индивидуально-воспитательной работе. — М.: Воениздат, 1986.

Памятка офицеру-пограничнику об индивидуально-воспитательной работе с подчиненными /Сост. Н.Н. Миньков. — М., 1994