Раздел 4. Психологическая работа в части (подразделении)
Общая характеристика психологической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации
определение психологической работы и психологической службы
Психологическая работа в Вооруженных Силах — это деятельность, проводимая в мирное и военное время командирами, офицерами органов воспитательных структур, психологами и специально создаваемыми структурами (подразделениями), направленная на формирование и развитие у военнослужащих психологических качеств и состояний, необходимых для успешного ведения боевых действий, выполнение служебных и учебно-боевых задач, а также на сохранение их психического здоровья.
Психологическая работа является важнейшим элементом системы морально-психологического обеспечения различных аспектов жизнедеятельности военнослужащих. Необходимость психологической работы и психологической службы в условиях Вооруженных Сил возникает с формированием социального заказа на обоснованное воздействие на личный состав, особенно в условиях боя.
Организационное оформление психологической работы происходило постепенно, отражая достигнутый уровень развития психологической науки и значительные изменения в практике военного дела. Логика развития отечественной системы психологического обеспечения воинской деятельности отражает движение науки и практики от первых попыток (начиная с конца XIX в.) исследовать боевую деятельность и определить психологические факторы ее эффективности, от выявления и формирования требований относительно боевых качеств воинов различных видов и родов войск до организационного оформления психологической службы, имеющей штатные подразделения и структуры.
Психологическая служба — один из существенных компонентов системы морально-психологического обеспечения жизнедеятельности войск, представляющий собой сеть специализированных органов, подразделений и должностных лиц, объединенных в единую организационную структуру, содержание деятельности которых определяется понятием «психологическая работа».
Современный этап становления психологической службы характеризуется введением в войсках штатных должностей психологов (от батальона и выше), а также созданием центров и пунктов психологической помощи и реабилитации (штатных и нештатных), подразделений профессионального психологического отбора, научно-исследовательских подразделений и центров, разрабатывающих проблемы наиболее эффективного применения психологии в Вооруженных Силах Российской Федерации, ведущих поиск наиболее оптимальных форм участия должностных лиц психологической службы в решении задач психологического обеспечения боевых действий, определяющих права и обязанности психологов, основные формы и направления их деятельности, содержание и характер взаимодействия с другими должностными лицами.
Понятия «психологическое обеспечение» и «психологическая работа» введены в нормативные документы. Вместе с тем одновременное введение в оборот в начале 90-х гг. XX в. близких по содержанию понятий требует уточнения их соотношения между собой.
Понятие «психологическая работа» как более широкое применяется к деятельности соответствующих специалистов как в мирное, так и в военное время, фиксируя направленность на деятельность, задачу (психологическое обеспечение) и на человека, его психическое здоровье (психологическая помощь). На рис. 1 представлено соотношение психологического обеспечения и психологической помощи по ряду параметров, характеризующих отдельные аспекты психологической работы.
Критерий для Психологическое Психологическая
сравнения обеспечение помощь
С убъект деятельности
Д олжностные лица воинской части и подразделений
Психологи
О бъект деятельности
Человек действующий (деятель)
Человек нуждающийся (клиент)
О сновная цель
Обеспечение выполнения боевой
( учебно-боевой, служебной) задачи, вида деятельности
Решение психологической проблемы клиента
Х арактер деятельности
Проводимые мероприятия включены в контекст боевой (учебно- боевой, служебной)
д еятельности и учитывают ее логику
Профессиональные
действия психолога
обусловлены
характером
психологической
проблемы клиента
Рис. 1. Соотношение психологического обеспечения и психологической
помощи в рамках проводимой в Вооруженных Силах
Российской Федерации психологической работы
Научно-теоретической основой организации и проведения психологической работы в условиях Вооруженных Сил Российской Федерации является военная психология, обобщающая и конкретизирующая данные других отраслей психологии применительно к условиям воинской деятельности.
Значительный вклад в разработку теоретических основ создания и последующего внедрения в войска системы психологического обеспечения на протяжении последних десятилетий внесли отечественные военные психологи Г.Д. Луков, К.К. Платонов, М.И. Дьяченко, Н.Ф. Феденко, А.В. Барабанщиков, Л.Ф. Железняк, В.А. Пономаренко, С.И. Съедин, П.А. Корчемный, Б.Ц. Бадмаев, А.М. Столяренко, Д.В. Гандер, В.Т. Юсов, М.П. Коробейников, В.В. Сысоев, А.Г. Караяни, Э.П. Утлик, В.Н. Селезнев, В.Ф. Перевалов, О.И. Жданов и др. С середины 90-х гг. XX в. проведен ряд военно-психологических исследований, направленных на изучение содержания и условий эффективности профессиональной деятельности военных психологов (В.С. Николин, И.В. Сыромятников, А.Н. Харитонов).
Основные направления, задачи и принципы организации психологической работы в войсках
Как и любой обслуживающий вид деятельности, психологическая работа возникает в связи с необходимостью решения конкретных проблем, оказывающих негативное влияние на уровень боевой готовности Вооруженных Сил.
Отрицательно влияя на общий уровень боевой готовности и морально-психологическое состояние войск, они во многом определяют реальное содержание психологической работы. Психологическая работа направлена на разрешение различных психологических проблем.
Личностные проблемы — это проблемы, ухудшающие личностное развитие военнослужащих, их нравственное и психическое здоровье, самочувствие и потенциальные боевые возможности. В структурно-психологическом плане данные проблемы можно разделить на следующие группы:
мотивационные — отсутствие соответствующих современным задачам Вооруженных Сил побудителей к образцовому выполнению обязанностей по службе, стремления к военно-профессиональному совершенствованию;
профессионально-квалификационные — непригодность либо неподготовленность определенной части военнослужащих к выполнению функциональных обязанностей;
функционально-психологические — негативные психофизиологические состояния военнослужащих, возникающие непосредственно в процессе деятельности.
Проявление личностных проблем находит свое выражение в трудностях социально-психологической адаптации военнослужащего к условиям военной службы, в форме конфликтов с окружающими, различных формах отклоняющегося поведения, а в содержательном отношении все отрицательные моменты переживаются военнослужащими как чувство тревоги, растерянности, безысходности и т. п.
Коллективно-групповые проблемы — проблемы, ухудшающие морально-психологический климат воинского коллектива. К их числу относятся различные виды нарушений и деформаций внутриколлективных связей (моральных, деловых, личных), распад позитивных ценностей коллектива, разобщенность военнослужащих, выражающаяся в бытовых конфликтах, различные формы психологической несовместимости, существование микрогрупп, характеризующихся негативным устойчивым стремлением к выбору ложных, асоциальных и антиармейских целей и ориентиров.
Деятельностные проблемы — проблемы, возникающие в служебной и учебно-боевой деятельности военнослужащих вследствие несоответствия психологических качеств воинов объективным требованиям военной службы и воинской специальности. Данные проблемы проявляются в снижении эффективности деятельности, ошибках и авариях, проступках и преступлениях при выполнении служебных и учебно-боевых задач.
Психологическая работа в Вооруженных Силах ведется в двух основных направлениях:
совершенствование психологических условий, влияющих на психику военнослужащих;
формирование и развитие индивидуальных и групповых психических образований, являющихся важнейшим фактором повышения эффективности функционирования человека в различных видах воинской деятельности.
Особенностью психологической работы в Вооруженных Силах является учетного факта, что функционирование человека в конечном итоге рассматривается как деятельность, направленная на выполнение боевой задачи. Интересы самого человека здесь зачастую не совпадают с целями и характером осуществляемой деятельности, а иногда и противоречат им. Поэтому в отличие от условий работы гражданских психологов, где психика клиента рассматривается как самодостаточная в профессионально-этическом плане ценность, в условиях армии и флота психологическая работа должна быть ориентирована и деятельность, и на человека.
В пределах выделенных направлений основными задачами психологической работы являются:
изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах и прогнозирование их развития;
психологическая экспертиза профессиональной пригодности военнослужащих и поступающего пополнения в целях их рационального размещения по военным специальностям и должностям;
психологический анализ процесса боевой подготовки, учебно-воспитательного процесса, выработка предложений и осуществление мер по повышению их эффективности;
психологическое обеспечение требуемого уровня боевой и мобилизационной готовности, выполнения боевых и учебно-боевых задач, боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней служб;
формирование здорового морально-психологического климата в воинских коллективах;
оказание психологической помощи военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу, а также организация психологического просвещения военнослужащих;
противодействие информационно-психологическому воздействию на военнослужащих.
Основополагающим условием эффективности психологической работы являются исходные базовые установки — принципы, система которых включает довольно широкий набор требований к ее организации и проведению.
Принцип профессиональной компетентности, правовой и этической правомочности. Требования данного принципа ориентируют всех должностных лиц психологической работы на четкое представление и учет возможностей психологии как науки и формы практической деятельности, на постоянное повышение собственного уровня психолого-педагогической компетентности. Осуществление специальных мер психологического воздействия предполагает наличие у лиц, осуществляющих данное воздействие, специального психологического образования и опыта деятельности.
Принцип комплексного подхода и профессиональной кооперации. Данный принцип предполагает необходимость координации усилий различных должностных лиц. Это обусловлено тем, что эффективное функционирование психики военнослужащих и воинских коллективов в значительной степени зависит от целого комплекса условий материально-технического, организационного, бытового, медицинского характера. Их реализация может быть обеспечена лишь совместными усилиями командиров и специалистов различных областей. Кроме этого, задачи, решаемые организацией и проведением психологической работы, должны обеспечиваться единством применения всех ее методов и форм.
Принцип деятельностного подхода. Психологическая работа подчинена решению задач служебной и боевой деятельности, в рамках которой возникают многие психологические явления. Она должна учитывать то воздействие, которое оказывают факторы воинской деятельности на психику военнослужащих. Это воздействие на психику может быть как положительным, развивающим, так и негативным. Последнее ведет к возникновению различного рода психологических затруднений и проблем.
Принцип своевременности и постоянства. Психологическая работа должна проводиться на всех этапах социализации военнослужащего в условиях военной системы — от призыва либо поступления на военную службу до увольнения. С учетом конкретного этапа социализации, аспекта жизнедеятельности военнослужащего применяются соответствующие методы и формы психологической работы. Кадровые изменения и перемещения должностных лиц психологической работы должны сопровождаться преемственностью общей линии и возможностей по оказанию конкретной психологической помощи военнослужащим, являющимся объектом психологического сопровождения.
Принцип материально-технической обеспеченности психологической работы. Современные эмпирические исследования, проводимые в воинских частях и подразделениях, ввиду большого объема и динамичности психологической информации предполагают довольно серьезное математико-статистическое обеспечение и соответствующие данным требованиям технические средства реализации этого процесса. Кроме того, задачи психологической подготовки, оказания психологической помощи могут быть успешно решены при наличии необходимых для этого тренажеров, имитирующих средств, площадей для организации индивидуальной и групповой работы с военнослужащими.
ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Нормативными документами, составляющими правовую основу психологической работы, являются: законодательство Российской Федерации; указы и распоряжения Президента Российской Федерации; постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; приказы и директивы министра обороны Российской Федерации; директивы Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации; директивы и организационно-методические указания Главного управления воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации, Руководство по психологической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации, Руководство по психологической службе Вооруженных Сил Российской Федерации. В них изложены общие требования к организации и проведению мероприятий психологической работы, определены обязанности и права ее субъектов, изложены основные задачи и содержание, а также требования к организации научно-методического, материально-технического, финансового обеспечения и подготовки кадров психологической работы.
Ниже представлен перечень руководящих документов, определяющих порядок организации психологической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации:
приказ министра обороны Российской Федерации «Об органах воспитательной работы» 1995 г. № 226;
приказ министра обороны Российской Федерации «О совершенствовании системы воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» 1995 г. № 235;
приказ министра обороны Российской Федерации «О введении в действие Руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации» 2000 г. № 50;
приказ министра обороны Российской Федерации «О системе работы должностных лиц и органов управления по сохранению и укреплению психического здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» 1998 г. № 440;
Руководство по психологической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
директива министра обороны Российской Федерации «О мерах по предотвращению самоубийств в Вооруженных Силах Российской Федерации» 1996 г. № Д-18;
директива начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации «Об организации работы центров (пунктов) психологической помощи и реабилитации, комнат психологической разгрузки в Вооруженных Силах Российской Федерации» 1998 г. № 1;
директива начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации «О введении в действие в Вооруженных Силах Российской Федерации сборника формализованных документов по психологической работе (полк — дивизия)» 1998 г. № 2;
директива начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации «Об информации по психологической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 1 октября 1998 г. № 3;
директива начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации и начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации «Об улучшении социально-психологического изучения и психологического обследования военнослужащих, проходящих военную службу по призыву на воинских должностях солдат, матросов, сержантов и старшин»' 1999 г. №4/1;
Методические рекомендации отдела психологической работы Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации «Организация и содержание деятельности должностных лиц полка (бригады) по изучению индивидуально-психологических особенностей молодого пополнения»;
методические указания «Система работы организаторов психологической работы и войсковых психологов по предупреждению самоубийств военнослужащих»;
Инструкция 178-го научно-практического центра Генерального штаба по проведению мероприятий профессионального психологического отбора нештатными подразделениями профотбора соединений и воинских частей.
Общее организационно-методическое руководство психологической работой в Вооруженных Силах осуществляет Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации (ГУВР). В его обязанности входят планирование, организация и обобщение результатов психологической работы в войсках, организация ее научно-методического обеспечения, участие в подготовке и расстановке кадров психологов.
Научно-методическое обеспечение психологической работы организуется и осуществляется в соответствии с приказами и директивами министра обороны Российской Федерации и его заместителей соответствующими органами воспитательной работы Вооруженных Сил. Задачами научно-методического обеспечения психологической работы являются:
разработка методологических и теоретических основ организации и проведения психологической работы, программ, рекомендаций, организационно-методических указаний, форм, методов и средств психологической работы, их экспертная оценка;
проведение военно-психологических исследований по широкому кругу проблем современной войны и боя в интересах совершенствования боевой подготовки и управления войсками (силами);
подготовка учебных и методических пособий, информационно-справочных материалов по военной психологии;
— обоснование перспектив развития психологической работы. Основным учреждением по разработке методологических, теоретических и
методических проблем психологической работы является Военный университет Министерства обороны Российской Федерации. Прикладные исследования проводятся военно-учебными заведениями, научно-исследовательскими институтами и лабораториями видов Вооруженных Сил, родов войск и специальных войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Материально-техническое обеспечение психологической работы организуется и проводится в целях удовлетворения потребностей в учебных и методических пособиях, компьютерной, аудио-, видеотехнике, психодиагностической
аппаратуре, бланках и других материальных средствах, необходимых для проведения психологической работы.
Обеспечение техническими средствами осуществляется в соответствии с Руководством по обеспечению воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации техническими средствами воспитания, полиграфическим оборудованием и культурно-досуговым имуществом (приказ министра обороны Российской Федерации 1996 г. № 2). Снабжение штатных психологов – бланками, методическими и учебными пособиями для проведения мероприятий профессионального психологического отбора производится через подразделения профессионального психологического отбора видов Вооруженных Сил, военных округов (группы войск) и флотов.
Финансовое обеспечение психологической работы осуществляется за счет денежных средств, выделяемых по соответствующим статьям сметы Министерства обороны Российской Федерации.
Кадры для замещения должностей психологов готовятся в Военном университете и на психологических факультетах ряда гражданских вузов; Профессиональная подготовка психологов ведется в системе профессиональной подготовки офицерского состава. Сборы (занятия) с психологами проводятся согласно Перечню основных мероприятий по повышению квалификации офицеров органов воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации по месту службы большинства участников сборов с выездом должностных лиц управлений округов (флотов), объединений, соединений в места их проведения. Повышение квалификации психологов осуществляется на факультетах переподготовки и повышения квалификации, центральных и высших курсах (классах).
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ВОИНСКОЙ ЧАСТИ
Психологическая работа в части и подразделении — это прежде всего система регулирования процессов особого типа — психологических и социально-психологических. Основным содержанием психологической работы являются психологическое изучение и психологическое управление объектом. В качестве объекта психологической работы выступают военнослужащие и гражданский персонал воинской части, члены их семей, а также основные виды воинской деятельности. В зависимости от объекта выделяются следующие организационные уровни психологической работы:
уровень отдельного военнослужащего;
уровень воинского коллектива (подразделения);
уровень воинской части.
Психологическое изучение объекта предполагает научное исследование, описание, объяснение и прогнозирование социально-психологических процессов, явлений и состояний отдельных военнослужащих и воинских коллективов на основе достоверной информации, полученной с помощью надежных методов. Результатом этой деятельности является психологический диагноз, предполагающий описание актуального и перспективного состояний объекта изучения, а также предлагаемые меры управляющего воздействия.
Психологическое управление объектом имеет целью оптимизировать имеющиеся условия жизнедеятельности военнослужащих с учетом ее психологических аспектов, на основе внедрения практических рекомендаций и оказания непосредственной помощи руководителям, воинским коллективам, отдельным военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу. Следует отметить, что психологическое управление может быть прямым, включающим специальные психологические методы воздействия на личность, коллектив, и косвенным, осуществляемым совместными усилиями всех субъектов психологической работы через изменение условий жизнедеятельности, подбор военнослужащих, через изменение технологии и режима деятельности.
Реализация конкретных задач, относящихся к данным направлениям, осуществляется субъектами психологической работы. В воинской части к ним относится довольно широкий круг лиц и органов руководства, в той или иной мере оказывающих психологическое воздействие на военнослужащих. Таковыми, в частности, являются командиры, штабы, органы воспитательной работы, медицинская служба, военнослужащие, воинские коллективы, общественные организации. От согласованности их действий во многом зависит эффективность психологической работы в целом.
Кратко охарактеризуем основные функции указанных категорий. Так, командиры всех уровней отвечают за руководство и организацию психологической работы во вверенных им подразделениях и частях. Осуществляя комплексный, системный подход к решению различных проблем, они ставят задачи подчиненным должностным лицам по организации и проведению психологической работы, сами непосредственно принимают участие в реализации основных мероприятий, контролируют качество их выполнения.
Штабы совместно с органами воспитательной работы обеспечивают единство планирования и согласованность проведения мероприятий психологической работы, вносят предложения по укреплению морально-психологического состояния личного состава и участвуют в их реализации.
Органы воспитательной работы несут ответственность за планирование, методическое обеспечение, организацию, проведение и качество психологической работы.
Медицинская служба во взаимодействии с командирами и должностными лицами воспитательной работы осуществляет мероприятия по психогигиене и психопрофилактике в целях создания оптимальных условий сохранения психического здоровья военнослужащих, предупреждения психических расстройств и раннего выявления военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью и психическими заболеваниями.
В то же время существует специальный институт должностных лиц и органов психологической работы. На уровне воинской части им является психолог Обладая необходимым уровнем профессиональной квалификации, психолог несет персональную ответственность за содержание и научное обеспечение мероприятий психологической работы, а также за качество, обоснованность и достоверность психологических заключений и рекомендаций. В его обязанности входит осуществление мероприятий, предполагающих применение специальных психологических процедур и методов, а также оказание методической помощи психологам батальонов и другим должностным лицам Кроме этого, в части на нештатной основе функционирует центр (пункт) психологической помощи и реабилитации, который подчиняется заместителю командира полка по воспитательной работе. Он объединяет в своем составе психолога части и психологов батальонов, офицеров, имеющих высокий уровень психолого-педагогической компетентности, а также психологический актив из числа сержантов и рядового состава (желательно с психологическим, медицинским или педагогическим образованием).
Под профессиональной деятельностью психолога воинской части понимается система взаимосвязанных методов, способов и средств, применяемых психологом для изучения психологических особенностей военнослужащих и гражданского персонала, воинских коллективов, психологических факторов воинской деятельности и их совершенствования в целях повышения эффективности воинской деятельности и сохранения психического здоровья военнослужащих и членов их семей.
Основные цели профессиональной деятельности психолога воинской части — психологическое изучение и описание объекта исследования, а также психологическое управление объектом. Предметом изучения и управления при этом является психическая реальность военнослужащих.
Характер взаимодействия выделенных целей, образующих два уровня работы психолога — уровень понимания явления и уровень управления им, определяется прежде всего особым характером предметной сферы его практической деятельности. В большинстве случаев задача психолога — не только выявление психологических феноменов в обыденной жизни, но и определение соответствия его состояния известным нормам по основным критериям, поиск и применение адекватных способов и средств психологического воздействия на него Все это предполагает сочетание в деятельности психолога исследовательских и управляющих процедур.
Профессиональная деятельность психолога разнопланова и полифункциональна по своему характеру и содержанию. Выполняя функциональные обязанности, психолог использует разнообразные методы, техники и технологии, объединенные по их характеру в отдельные виды деятельности.
К числу основных видов деятельности военного психолога относятся следующие.
1. Организационно-методическая работа. В рамках данного вида деятельности решаются задачи планирования и подготовки различного рода мероприятий, ведения документации, обработки получаемой в ходе исследований информации, подготовки и совершенствования необходимой для проведения мероприятий психологической работы материально-технической базы, подготовки формализованных документов (справки, обзоры, донесения и т. п.) для представления их должностным лицам, инструктирования и обучения других субъектов психологической работы (командиры, актив) практике использования психологических знаний, а также непосредственным действиям при проведении мероприятий психологической работы.
2. Совершенствование профессиональной компетентности. Данный вид деятельности предполагает как самостоятельное, так и специально организованное в различных формах изучение новейших сведений из различных сфер психологической науки и практики, пополнение и освоение необходимых для выполнения профессиональных обязанностей и дальнейшего профессионального роста знаний, навыков и умений.
3. Психодиагностика представляет собой комплекс мероприятий, проводимых психологом, по выявлению, измерению и оценке индивидуально-психологических особенностей личности военнослужащего, социально-психологических характеристик деятельности воинских коллективов в соответствии с имеющимися нормами и критериями, а также факторов, снижающих эффективность служебно-боевой деятельности. Все мероприятия осуществляются в целях:
прогноза дальнейшего развития объекта обследования;
поиска наиболее эффективных способов работы с ним;
разработки конкретных рекомендаций для обследуемого, а также для должностных лиц по дальнейшей оптимизации существующих форм, методов и средств боевой и психологической подготовки, режима жизнедеятельности военнослужащих.
В зависимости от объекта обследования различают индивидуальную и групповую психодиагностику, которая может рассматриваться и как относительно самостоятельный вид деятельности психолога, и как один из этапов деятельности психолога в решении определенной задачи. В этой связи основными типами психодиагностических ситуаций, как правило, выступают ситуации, связанные:
— с мероприятиями профессионально-психологического отбора и расстановкой военнослужащих по воинским специальностям, когда необходимо оценить степень профессиональной пригодности человека, поступающего на военную службу;
с добровольным обращением военнослужащего (членов семей, служащих) к психологу, когда необходимо выявить причины психологических проблем (затруднений) человека и определить пути их преодоления;
с аттестацией должностных лиц и специалистов, когда выявляются и оцениваются их психологические качества на предмет соответствия определенной должности или возможности обучения в ВВУЗе;
с принудительным обследованием (например, обследование поступающего молодого пополнения либо выявление психологических факторов и причин, способствующих совершению проступков, происшествий, аварий и т. п ), проводимым по решению командования для получения необходимой информации;
с необходимостью изучения существующих форм, средств и методов боевой и морально-психологической подготовки военнослужащих в целях их оптимизации в интересах повышения эффективности воинской деятельности и сохранения психического здоровья личного состава.
Полученные данные могут использоваться:
психологом воинской части для осуществления дальнейшей коррекционной работы;
другими специалистами, например медиками, психологами;
должностными лицами для формирования управленческого решения, учета информации в воспитательной работе, при обучении военнослужащих;
другими людьми (родственниками, представителями воинского коллектива) для воздействия на жизнь обследуемого;
самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции поведения.
В рамках перечисленных ситуаций используются все организационные подходы и эмпирические методы, обеспечивающие получение достоверной информации.
4. Психологическая помощь. Под психологической помощью понимается система мероприятий, проводимых психологом воинской части средствами практической психологии и направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода психологических затруднений у военнослужащих и членов их семей, на решение психологических проблем, возникающих у отдельного человека или группы людей. В зависимости от объекта психологического воздействия выделяются следующие формы оказания психологической помощи: индивидуальная, семейная и групповая.
Основными видами психологической помощи являются психотерапия и психокоррекция, психореабилитация, психологическое консультирование, психологическое обучение и просвещение, а также психопрофилактика и психогигиена.
Психопрофилактика и психогигиена — это система психолого-педагогических и организационных мероприятий, способствующих предупреждению разнообразных психологических проблем и направленных на сохранение психического здоровья военнослужащих, на создание нормальных условий для их жизнедеятельности.
Психопрофилактические мероприятия проводятся психологом в тесной взаимосвязи с другими должностными лицами. В рамках данного вида деятельности осуществляются:
выявление и постановка на учет военнослужащих, склонных к отклоняющемуся (девиантному) поведению, а также лиц с низким уровнем нервнопсихической устойчивости;
организация работы комнаты психологической разгрузки, в которой проводятся циклы бесед на психогигиенические темы по сохранению нервнопсихического здоровья;
обучение приемам саморегуляции эмоционально-волевых состояний, специализированным формам мобилизации на действия в экстремальных ситуациях или процедурам восстановления психофизиологических ресурсов;
подготовка учебно-методических материалов по индивидуальному освоению приемов аутотренинга;
определение психогигиенического минимума для военнослужащих в различных условиях служебно-боевой деятельности;
психогигиеническая оценка комфортности среды, анализ режима труда и отдыха;
прием психологом военнослужащих во время медицинской диспансеризации, а также другие мероприятия.
Психологическое консультирование — это вид психологической помощи, заключающейся в разъяснении человеку его психологических трудностей, снятии психологического напряжения, повышении его социально-психологической компетентности и оказании содействия в решении сложных личностных проблем, профилактике и преодолении кризисных ситуаций, а также коррекции неадаптивных способов поведения.
Консультирование осуществляется, как правило, в форме планомерного приема военнослужащих и гражданского персонала психологом воинской части. Оно может проводиться также путем организации почты или телефонов доверия в рамках воинской части.
Психологическое обучение и просвещение — это комплекс мероприятий по формированию представлений о закономерностях функционирования человеческой психологии, механизмах возникновения негативных психических Состояний, формированию и совершенствованию навыков психолого-педагогической и управленческой деятельности, а также навыков психической саморегуляции, построения оптимальных форм взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми.
Психологическое просвещение и обучение реализуются в системе общественно-государственной, командирской и боевой подготовки, а также в процессе повседневной жизнедеятельности: в ходе бесед, лекций, проведения демонстрационных психологических практикумов, тренингов, группового психологического консультирования лиц, обратившихся по поводу тех или иных проблем
Психотерапия и психокоррекция — деятельность, направленная на ослабление действия психотравмирующих факторов, воссоздание гармоничных отношений человека с окружающей средой, его личностный рост, формирование у него качеств, необходимых для профессиональной деятельности, а также на оптимизацию социально-психологического климата в коллективе.
В психотерапии как форме психологической помощи различают ее медицинское направление, охватывающее лечение психологическими средствами нервно-психических, психосоматических болезней и расстройств человека, и немедицинское, ориентированное на здорового человека и занимающееся преодолением его психологических трудностей, оказанием помощи в его личностном развитии.
При этом психокоррекционные мероприятия проводятся тогда, когда психологом выявлены негативные отклонения от нормы в развитии и функционировании психики конкретного человека.
Психореабилитация — деятельность, направленная на восстановление психических функций и личностного статуса человека, нарушенных вследствие действия психотравмирующих факторов, с использованием методов и процедуры психотерапии. Психореабилитационные мероприятия проводятся, как правило, в системе комплексной реадаптационной программы, предполагающей не только специализированную медицинскую и психологическую помощь, но и создание необходимых социальных условий.
Примерные нормы продолжительности различных видов профессиональной деятельности психолога
(приложение 5 к директиве №Д-3
начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации от 1 октября 1998 г.)
№ п/п | Вид профессиональной деятельности | Среднее время (в часах) | Примечания |
I | Индивидуальная психологическая диагностика, обработка результатов, оформление заключения и рекомендаций | 4.0 | из расчета на одного военнослужащего |
2 | Групповая психодиагностика, обработка результатов, оформление психологического заключения | до 80 | группа 20 — 25 человек |
3 | Индивидуальное консультирование: — первичное — последующее | 2.0 1.0 | на одну беседу |
4 | Групповое консультирование: — первичное — последующее | 2.0 1.0 | на одну беседу |
5 | Индивидуальная коррекционная работа с военнослужащим | 30.0 | включая работу с командирами |
6 | Групповая коррекционная работа (группа — 20 — 25 человек) | 20—25 | включая работу с командирами |
7 | Подготовка к проведению мероприятия по психологической работе с военнослужащими | до 3.0 | на одно мероприятие |
8 | Ежедневный анализ оперативной психологической информации | 0.5 |
|
9 | Ежедневное итоговое оформление документации | 0.5 |
|
10 | Получение профессиональных консультаций в научных и учебных учреждениях | ДО 3.0 | раз в две недели |
11 | Обобщение результатов работы, написание отчета | до 5.0 | раз в полугодие |
Перечисленные виды деятельности военного психолога образуют целостную систему, обеспечивающую вследствие комплексного применения процедур исследовательского и управляющего характера реализацию задач оптимизации условий жизнедеятельности военнослужащих в интересах эффективного выполнения ими социальных функций, задач воинской деятельности и сохранения их психического здоровья. При этом каждый из выделенных видов профессиональной деятельности (если за критерий их сравнения брать отношение к норме, рассматриваемой как оптимальное состояние объекта) выполняет свою специфическую функцию:
— психодиагностика — как деятельность по определению актуального состояния объекта изучения с точки зрения нормы и прогнозированию его будущего состояния;
психологическое консультирование и просвещение — как деятельность, направленная на осознание военнослужащими (членами их семей) феноменологических проявлений нормы в жизнедеятельности людей и собственном поведении;
психотерапия, психокоррекция и психореабилитация — как психологическое воздействие на объект, находящийся в состоянии отклонения от нормы, в целях возвращения его в нормальное состояние;
психопрофилактика и психогигиена — как воздействие на объект, находящийся в нормальном состоянии, с целью предупредить возможные последующие отклонения.
Планирование психологической работы в воинской части Основным элементом технологического цикла психологической работы в воинской части является определение ее целей и задач, т. е. формулирование конечного итога, результата, к достижению которого стремятся субъекты психологической работы. Цель направляет деятельность, заставляет в процессе работы соизмерять полученные результаты с поставленными задачами и вносить необходимые коррективы. Целеполагание зависит от многих факторов:
от профессиональной компетентности и согласованности действий должностных лиц психологической работы, ее материально-технического обеспечения, специфики задач, стоящих перед личным составом подразделений, исходного уровня психологической готовности и устойчивости военнослужащих, соответствия их психологических качеств требованиям воинской деятельности и профессии и т. п.
Цели и задачи психологической работы могут быть: конечными и промежуточными; ближайшими и перспективными; краткосрочными и долгосрочными; временными и постоянными; частными и общими и др.
Цели и задачи могут определяться на различный период: на учебный год; на период обучения (зимний, летний); на время выполнения определенной учебной или служебной задачи (стрельбы, пуски ракет, вождение боевых машин, парашютные прыжки, учения, полеты, морские походы, прием молодого пополнения и пр.).
Формулируются цели и задачи психологической работы применительно к различным категориям военнослужащих: офицеры, прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, военнослужащие, проходящие службу по контракту и по призыву, служащие, гражданский персонал, члены семей. Важно определять цели и задачи таким образом, чтобы они были реально достижимыми, учитывали уровень и результаты психологической работы предыдущего этапа.
Неотъемлемой составной частью технологии психологической работы является планирование. Конкретное, целеустремленное планирование позволяет определить главные направления в работе, обеспечить последовательность и преемственность действий всех субъектов и должностных лиц психологической работу.
Планирование психологической работы осуществляется на основе указаний и распоряжений командира воинской части, вышестоящих органов воспитательной работы, исходя из конкретной обстановки. Мероприятия психологической работы разрабатываются психологом и являются составной частью (разделом) общего плана воспитательной работы (морально-психологического обеспечения). План подписывается заместителем командира полка (бригады) по воспитательной работе и утверждается командиром воинской части
В планах обязательно должны отражаться цели и задачи психологической работы, порядок их реализации должностными лицами, основные мероприятия психологической работы и ответственные за них, а также сроки и отметка об их выполнении. При планировании необходимо учитывать наиболее ответственные периоды в жизнедеятельности воинских коллективов:
прибытие в полк молодого пополнения;
увольнение в запас;
прибытие в полк выпускников окружных учебных центров;
плановые учения и марши;
заступление на боевое дежурство, в караул;
получение и освоение новой боевой техники и вооружения;
передислокацию полка, организационно-штатные изменения и т. д.
Кроме планирующих документов, психолог в целях упорядочения своей деятельности должен вести соответствующую документацию, в которой отражаются разнообразные аспекты его деятельности с различными категориями военнослужащих и членами их семей. Основные документы по психологической работе, разрабатываемые в воинской части:
№ п/п | Название документа | Периодичность оформления | Кому направляется, кто утверждает, с кем согласовывается, у кого хранится |
1. Документы планирования | |||
I | Раздел «Психологическая работа» в планах воспитательной работы | На год, месяц, по конкретным задачам | Командиру полка Утверждает командир полка |
2 | План работы центра (пункта) психологической помощи и реабилитации | Ежемесячно | Утверждает ЗКВР |
3 | Личный план работы психолога (рекомендуется) | Ежемесячно | Утверждает ЗКВР |
4 | План профессиональной подготовки психолога (рекомендуется) | На год | Утверждает ЗКВР |
2. Отчетные документы | |||
5 | Донесение об итогах психологической работы | 1 раз в период обучения и за год | Командиру воинской части и начальнику вышестоящего органа воспитательной работы |
6 | Донесение о результатах изучения социально-психологической обстановки в воинских коллективах | По итогам изучения в сроки, определенные вышестоящими начальниками | Командиру воинской части |
7 | Донесение о результатах социально- психологического изучения и психологического обследования пополнения | По итогам зимнего периода обучения и за год | Командиру воинской части и начальнику вышестоящего органа воспитательной работы |
8 | Данные о результатах работы пункта психологический помощи и реабилитации | 1 раз в период обучения | Хранится у психолога |
9 | Донесение о суицидальном происшествии | По факту суицида | Командиру воинской части и начальнику вышестоящего органа воспитательной работы |
3. Материалы, направляемые должностным лицам воинской части | |||
10 | Рапорт с выводами, предложениями и рекомендациями по работе с военнослужащими и воинскими коллективами | По итогам проведенной работы | Командиру воинской части (через строевую часть, 2 экз. — у психолога) |
11 | Рапорт с рекомендациями об ограничении допуска военнослужащих с низкой нервно-психической устойчивостью (3-я и 4-я группы) к несению боевого дежурства, караульной службы, управлению автотранспортом | Перед началом периода обучения | Командиру воинской части (через строевую часть, 2 экз. — у психолога) |
12 | Оперативная информация о состоянии дел, рекомендации и предложения для принятия управленческих решений по формированию здорового морально-психологического климата, укреплению организованности и воинской дисциплины, предупреждению суицидальных действий, рациональному распределению военнослужащих и индивидуализации воспитательного процесса (рекомендуется) | Периодически | Должностным лицам воинской части и подразделений |
4. Материалы по изучению личного состава и оказанию психологической помощи | |||
13 | Журнал динамического наблюдения | Постоянно | Хранится у психолога |
14 | Журнал учета лиц, обратившихся за психологической помощью | По факту обращения | Хранится у психолога |
15 | Материалы психодиагностических исследований | После проведения обследования | Хранится у психолога |
16 | Материалы проведения инструктивно- методических занятий, практических занятий с различными категориями военнослужащих по психолого-педагогическим проблемам | При подготовке к проведению занятий | Хранится у психолога |
17 | Заключение об индивидуально- психологических качествах военнослужащего | При переводе к новому месту службы | Утверждает командир воинской част, согласовывается с психологом, начальником медицинского пункта, начальником Группы ППО |
18 | Статистические данные социально- психологических характеристик пополнения | По итогам зимнего периода обучения и за год | Хранится у психолога |
19 | Сведения о военнослужащих с низкой нервно-психической устойчивостью, повышенным суицидальным риском | По итогам зимнего периода обучения и за год | Хранится у психолога |
5. Другие документы | |||
20 | Учебно-методические материалы и материалы психологического просвещения (рекомендуется) | Постоянно | Хранится у психолога |
21 | Список психологического актива | По мере обновления | Хранится у психолога |
22 | Список и адреса ведущих психологических подразделений и изданий РФ, МО, вида ВС, округа (рекомендуется) | Постоянно | Хранится у психолога |
23 | Аналитические обзоры о проблемах и состоянии психологической работы в войсках, результатах научно-исследовательской деятельности войсковых психологов (рекомендуется) | Постоянно | Хранится у психолога |
Материалы изучения личного состава, воинских коллективов, сформированные в дела (папки, журналы) по категориям и подразделениям, хранятся в соответствии с требованиями, предъявляемыми к хранению служебной документации. Ответственность за соблюдение требований к ведению документов по психологической работе несет психолог воинской части.
- Справочник офицера-воспитателя Содержание
- Раздел 1. Информационно-воспитательная работа в
- Раздел 2. Воспитательная работа и меры по ее укреплению 78
- Раздел 3. Морально-психологическое обеспечение боевых
- Раздел 4. Психологическая работа в части (подразделении) 199
- Раздел 5. Военно-социальная работа 267
- Раздел 6. Культурно-досуговая работа 302
- Раздел 7. Противодействие информационно-
- Слово к читателю
- Раздел 1. Информационно-воспитательная работа в части (подразделении)
- Заместитель командира войсковой части 00000 по воспитательной работе подполковник с. Петров
- План проведения единого дня правовых знаний с личным составом войсковой части 00000
- Дни воинской славы России
- Памятные дни в Вооруженных Силах
- Республики (21)
- Края (6)
- Области (49)
- Города федерального значения (2)
- Автономные области (1)
- Автономные округа (10)
- Общие вопросы воспитательной работы система воспитательной работы в вооруженных силах российской федерации
- 1. Методы изучения субъектов и объектов воспитания:
- 2. Методы воспитательных воздействий и взаимодействий:
- 3. Методы профилактики и перевоспитания военнослужащих:
- Содержание системы воспитания военнослужащих вооруженных Сил Российской федерации
- Планирование воспитательной работы в части (подразделении)
- 1. По общим вопросам:
- 2. По информационному обеспечению, патриотическому воспитанию:
- 3. По психологической работе:
- 4. По культурно-досуговой работе:
- 5. По анализу и профилактике правонарушений:
- 6. По военно-социальной работе и по правовому обучению и воспитанию:
- План воспитательной работы с личным составом войсковой части 00000 на 2000—2007 год
- План воспитательной работы с личным составом войсковой части 00000 на июль 2001 года
- План воспитательной работы личным составом 1-й мер на январь 2002 года
- Комплексный план по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, обеспечению безопасных условий военной службы войсковой части 00000
- Заместитель командира войсковой части 00000 по воспитательной работе подполковник с. Петров
- Проведения предвыходного и выходного дней 21 и 22 июля 2001 года с личным составом войсковой части 00000
- Организация воспитательной работы с молодым пополнением в воинской части
- Раздел 2. Воспитательная работа и меры по ее укреплению
- Сущность и содержание воинской дисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации
- Система работы по поддержанию в полку правопорядка и воинской дисциплины
- Методика профилактики должностных лиц по профилактике неуставных взаимоотношений
- Диагностика и профилактика нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими
- « » 2007 Года г. Южно-Сахалинск
- Прогноз наиболее вероятных нарушений воинской дисциплины, происшествий и преступлений в подразделениях полка
- Действия должностных лиц при самовольном оставлении части военнослужащим
- Противодействие распространению и употреблению наркотиков в подразделении
- Организация работы с обращениями граждан и приема посетителей Правовые основы работы с обращениями граждан и по приему посетителей
- Контроль за работой с обращениями граждан в министерстве обороны российской федерации
- Планирование индивидуальной воспитательной работы. Изучение и учет индивидуальных особенностей военнослужащих
- Примерная служебная характеристика
- Раздел 3. Морально-психологическое обеспечение боевых действий
- Противодействие информационно-психологическому воздействию противника и защита войск (сил) от него
- Раздел 4. Психологическая работа в части (подразделении)
- Взаимодействие психолога с должностными лицами психологической работы
- 3. Этап организации исполнения!
- Интегральный критерий
- Частные критерии и показатели
- Групповая психодиагностика
- Психологическое обеспечение боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней служб
- Раздел 5. Военно-социальная работа
- Организация военно-социальной работы
- Основные требования к социальным работникам
- Судебная зашита социальных прав и льгот военнослужащих, взаимодействие с органами военной прокуратуры
- Организация социальной работы с семьями военнослужащих, деятельность женсоветов
- Перспективный план работы инструкторов по работе с семьями военнослужащих на год должен включать в себя:
- Социальная работа с лицами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
- Социальная работа с семьями погибших военнослужащих
- Работа с военнослужащими, не имеющими жилья
- Социальная работа с увольняемыми военнослужащими
- В соответствии с Типовым положением, утвержденным приказом министра обороны Российской Федерации 2002 г. № 115, на справочно-консультационные пункты возложено решение следующих задач:
- На справочно-консультационном пункте ведется следующая документация:
- Инструкцией установлен следующий порядок направления военнослужащих на обучение:
- Направление
- Командир войсковой части 00000 _ (инициалы, фамилия)
- Раздел 6. Культурно-досуговая работа
- Тематика стенной газеты 1-й роты «Вымпел» на февраль 2003 года
- Примерный сценарий «вечера-портрета», посвященного офицеру передового подразделения, «Боевым традициям Верны»
- Приказ командира войсковой части 00000
- 15 Ноября 2002 г.
- Приказ командира войсковой части 00000
- Об итогах смотра художественной самодеятельности в части и поощрении участников
- 1 Мер, занявшую 1-е место, — переходным вымпелом «Лучшему коллективу художественной самодеятельности» и дипломом I степени;
- 1 И 3 мсб, занявших 2-е и 3-е места, — соответственно дипломом II и III степени.
- 3. За достигнутые творческие успехи и исполнительское мастерство:
- Отдельные вопросы обеспечения воинских частей техническими средствами воспитания и культурно-досуговым имуществом
- Раздел 7 «Противодействие информационно-психологическому воздействию и зашита войск
- Приложение Система работы должностных лиц по поддержанию дисциплины и правопорядка в подразделении