logo
справочник воспитателя 1

Общие вопросы воспитательной работы система воспитательной работы в вооруженных силах российской федерации

Воспитание в Вооруженных Силах (согласно Концепции воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации) — процесс целеустремлённого и организованного воздействия командиров, штабов, органов воспитательной работы на сознание, чувства, волю военнослужащих и воинские коллективы в целях формирования у них высоких морально-психологических, боевых и профессиональных качеств, обеспечивающих решение поставленных задач в условиях мирного и военного времени.

Главная цель воспитания развитие качеств личности гражданина, воина, отвечающих государственным интересам Родины, формирование у личного состава моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, дисциплинированности, гордости и ответственности за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации. Оно призвано обеспечить формирование и поддержание высокого уровня морально-психологического состояния воинов, крепкой дисциплины и правопорядка, обеспечивающих постоянную готовность Вооруженных Сил Российской Федерации к отражению агрессии противника.

Основные задачи воспитания:

философско-мировоззренческая подготовка: понимание характера, целей и задач войны, формирование самосознания, ценностного отношения к таким понятиям, как Отчизна, конституционный долг, честь, совесть;

приобщение воинов к системе культурных ценностей, истории и традициям Отечества, народа, Вооружённых Сил, формирование потребности в их изучении и приумножении;

выявление и развитие морально-психологического потенциала каждого военнослужащего, реализация способностей в воинской деятельности; привитие таких качеств, как: любовь к оружию, решительность, смелость, готовность к самопожертвованию ради победы;

формирование общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимовыручки, веры в созидательные возможности человека, терпимости к сослуживцам), культуры общения воинов, уважения к воинам различных национальностей и вероисповедания;

развитие внутренней свободы и осознания необходимости крепкой воинской дисциплины в армии, объективной самооценки и саморегуляции поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения и уважения окружающих;

развитие потребности в здоровом образе жизни, физическом совершенствовании, готовности и способности переносить большие физические и психологические нагрузки;

воспитание уважения к закону, уставным нормам жизни в воинских коллективах, развитие социальной ответственности как важнейшей черты личности воина за выполнение воинского долга, полученной задачи;

—привитие положительного отношения к воинскому труду, развитие потребности в творческом отношении к выполнению полученной задачи, воспитание социально значимой целеустремлённости, честности, мужества и отваги;

—подготовка сознания военнослужащих к быстрому переходу с мирного на военное время.

Принципы воспитания:

гуманизация (человек в центре внимания);

индивидуализация;

воспитание в коллективе и через коллектив;

воспитание в процессе деятельности;

сочетание требовательности с уважением личности и заботой о человеке;

комплексный подход;

единство процесса обучения, воспитания и морально-психологической подготовки;

—учёт исторического опыта воспитания в русской и советской армии.

Содержание воспитания:

государственно-патриотическое (патриотизм, верность Отечеству, Конституции Российской Федерации, Военной присяге);

нравственное (долг, честь, совесть, уважение, доброта);

социально-политическое (межнациональное единство);

военно-профессиональное (мужество, отвага, твёрдость, мастерство);

социально-психологическое (сплочённость, психологическая устойчивость, морально-психологический климат коллектива);

физическое (ловкость, сила, выносливость).

Эффективность воспитания достигается:

организацией воспитательной работы в процессе воинской деятельности;

морально-психологической подготовкой;

социально-правовым обеспечением военной службы;

информационным обеспечением личного состава;

общественно-гуманитарной подготовкой и гуманитарным образованием военных кадров;

культурным обслуживанием личного состава;

рациональным использованием технических средств, обеспечивающих процесс воспитания.

Под системой воспитания личного состава Вооруженных Сил понимается совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, образующих и обеспечивающих единый, целостный и непрерывный процесс формирования и развития военнослужащих, воинских коллективов, качеств и отношений, необходимых для успешного выполнения стоящих перед Вооруженными Силами задач.

Принципы системы воспитания:

характер и направленность воспитания определяются объективными потребностями общества и его вооруженных сил;

единство организации, содержания, методики системы воспитания;

воспитание военнослужащих в процессе включения их в различные виды воинской деятельности;

единство воспитания, перевоспитания, обучения, развития и морально-психологического обеспечения.

Ведущей и перспективной целью воспитания военнослужащих является формирование всесторонне развитой личности. Насколько четко воспитатель представляет цели воспитания, во многом зависит эффективность воспитательной деятельности в частях (на кораблях).

Целевая установка является исходным компонентом воспитательной системы и определяет:

выбор соответствующих содержательных организационных и методических основ воспитания;

оценку уровня воспитанности и учет результатов процесса воспитания.

Целеполагание представляет собой особый вид воспитательной деятельности по выдвижению и обеспечению конкретных ее целей и задач, а также способов и средств для их решения.

Процесс целеполагания воспитания военнослужащих включает в себя составные элементы:

1) определение целей воспитания, предписанных государством, министром обороны Российской Федерации, командиром части (общие, специфические и частные цели):

общие цели — воспитание военнослужащих как граждан правового и демократического государства;

специфические цели — воспитание военнослужащих как профессионально подготовленных защитников Отечества;

частные цели — воспитание конкретных военнослужащих, подготовка их к конкретной воинской деятельности;

постановка дифференцированных целей воспитания для различных категорий военнослужащих (старшие и молодые офицеры, солдаты и сержанты, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и по призыву, и т. д.);

учет и при необходимости корректировка личностных целей конкретных военнослужащих, как на словах, так и реально осуществляемые во время их учебы и службы.

Основными задачами системы воспитания являются:

1) в отношении офицеров:

формирование готовности беспрекословно выполнить приказ, чувства офицерского долга, чести, гордости за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, профессию офицера;

развитие стремления к повышению профессионального и педагогического мастерства, личной ответственности за обучение и воспитание военнослужащих, заботливое и уважительное отношение к ним;

самосовершенствование, повышение педагогической культуры, соблюдение этики, такта и др.;

2) в отношении прапорщиков (мичманов):

формирование личной ответственности за беспрекословное выполнение приказов, воинского долга, уставов Вооруженных Сил Российской Федерации;

развитие стремления к повышению профессионализма, компетентности и личной примерности в выполнении служебных обязанностей;

воспитание бережного отношения к сохранности государственного и военного имущества, заботливого отношения к подчиненным;

привитие навыков и умений самообучения, самовоспитания и др.;

3) в отношении солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву:

формирование гордости и глубокого понимания необходимости службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, готовности к защите Родины;

воспитание верности Военной присяге;

развитие стремления к преодолению трудностей военной службы, добросовестному освоению воинской специальности;

формирование дисциплинированности;

воспитание уважительного отношения к командирам (начальникам), войскового товарищества и др.;

4) в отношении солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по контракту:

формирование гордости за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, осознанного отношения к военной службе;

воспитание готовности беспрекословно выполнить приказ;

— формирование высокой дисциплинированности и личной ответственности за повышение профессионального мастерства, грамотную эксплуатацию и сбережение техники, вооружения и др.;

5) в отношении военнослужащих-женщин:

формирование чувства гордости за военную службу и избранную специальность;

воспитание ответственности за исполнение служебных обязанностей, повышение профессионального мастерства и др.

Субъекты воспитания:

общество, государственные институты и учреждения;

органы местного самоуправления;

средства массовой информации;

различные общественные и религиозные объединения;

семьи и близкие родственники военнослужащих;

командиры и начальники всех степеней;

штабы, службы, другие органы военного управления;

органы воспитательной работы;

воинские и трудовые коллективы;

воинские учреждения культуры;

общественные организации в воинских частях и др.

Объекты воспитания:

генералы и адмиралы;

офицеры, прапорщики и мичманы;

солдаты (матросы) и сержанты (старшины), проходящие службу по призыву;

солдаты (матросы) и сержанты (старшины), проходящие службу по контракту;

женщины-военнослужащие;

гражданский персонал;

воинские и трудовые коллективы;

члены семей военнослужащих и др.

методы воспитания