Общие вопросы воспитательной работы система воспитательной работы в вооруженных силах российской федерации
Воспитание в Вооруженных Силах (согласно Концепции воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации) — процесс целеустремлённого и организованного воздействия командиров, штабов, органов воспитательной работы на сознание, чувства, волю военнослужащих и воинские коллективы в целях формирования у них высоких морально-психологических, боевых и профессиональных качеств, обеспечивающих решение поставленных задач в условиях мирного и военного времени.
Главная цель воспитания — развитие качеств личности гражданина, воина, отвечающих государственным интересам Родины, формирование у личного состава моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, дисциплинированности, гордости и ответственности за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации. Оно призвано обеспечить формирование и поддержание высокого уровня морально-психологического состояния воинов, крепкой дисциплины и правопорядка, обеспечивающих постоянную готовность Вооруженных Сил Российской Федерации к отражению агрессии противника.
Основные задачи воспитания:
философско-мировоззренческая подготовка: понимание характера, целей и задач войны, формирование самосознания, ценностного отношения к таким понятиям, как Отчизна, конституционный долг, честь, совесть;
приобщение воинов к системе культурных ценностей, истории и традициям Отечества, народа, Вооружённых Сил, формирование потребности в их изучении и приумножении;
выявление и развитие морально-психологического потенциала каждого военнослужащего, реализация способностей в воинской деятельности; привитие таких качеств, как: любовь к оружию, решительность, смелость, готовность к самопожертвованию ради победы;
формирование общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимовыручки, веры в созидательные возможности человека, терпимости к сослуживцам), культуры общения воинов, уважения к воинам различных национальностей и вероисповедания;
развитие внутренней свободы и осознания необходимости крепкой воинской дисциплины в армии, объективной самооценки и саморегуляции поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения и уважения окружающих;
развитие потребности в здоровом образе жизни, физическом совершенствовании, готовности и способности переносить большие физические и психологические нагрузки;
воспитание уважения к закону, уставным нормам жизни в воинских коллективах, развитие социальной ответственности как важнейшей черты личности воина за выполнение воинского долга, полученной задачи;
—привитие положительного отношения к воинскому труду, развитие потребности в творческом отношении к выполнению полученной задачи, воспитание социально значимой целеустремлённости, честности, мужества и отваги;
—подготовка сознания военнослужащих к быстрому переходу с мирного на военное время.
Принципы воспитания:
гуманизация (человек в центре внимания);
индивидуализация;
воспитание в коллективе и через коллектив;
воспитание в процессе деятельности;
сочетание требовательности с уважением личности и заботой о человеке;
комплексный подход;
единство процесса обучения, воспитания и морально-психологической подготовки;
—учёт исторического опыта воспитания в русской и советской армии.
Содержание воспитания:
государственно-патриотическое (патриотизм, верность Отечеству, Конституции Российской Федерации, Военной присяге);
нравственное (долг, честь, совесть, уважение, доброта);
социально-политическое (межнациональное единство);
военно-профессиональное (мужество, отвага, твёрдость, мастерство);
социально-психологическое (сплочённость, психологическая устойчивость, морально-психологический климат коллектива);
физическое (ловкость, сила, выносливость).
Эффективность воспитания достигается:
организацией воспитательной работы в процессе воинской деятельности;
морально-психологической подготовкой;
социально-правовым обеспечением военной службы;
информационным обеспечением личного состава;
общественно-гуманитарной подготовкой и гуманитарным образованием военных кадров;
культурным обслуживанием личного состава;
рациональным использованием технических средств, обеспечивающих процесс воспитания.
Под системой воспитания личного состава Вооруженных Сил понимается совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, образующих и обеспечивающих единый, целостный и непрерывный процесс формирования и развития военнослужащих, воинских коллективов, качеств и отношений, необходимых для успешного выполнения стоящих перед Вооруженными Силами задач.
Принципы системы воспитания:
характер и направленность воспитания определяются объективными потребностями общества и его вооруженных сил;
единство организации, содержания, методики системы воспитания;
воспитание военнослужащих в процессе включения их в различные виды воинской деятельности;
единство воспитания, перевоспитания, обучения, развития и морально-психологического обеспечения.
Ведущей и перспективной целью воспитания военнослужащих является формирование всесторонне развитой личности. Насколько четко воспитатель представляет цели воспитания, во многом зависит эффективность воспитательной деятельности в частях (на кораблях).
Целевая установка является исходным компонентом воспитательной системы и определяет:
выбор соответствующих содержательных организационных и методических основ воспитания;
оценку уровня воспитанности и учет результатов процесса воспитания.
Целеполагание представляет собой особый вид воспитательной деятельности по выдвижению и обеспечению конкретных ее целей и задач, а также способов и средств для их решения.
Процесс целеполагания воспитания военнослужащих включает в себя составные элементы:
1) определение целей воспитания, предписанных государством, министром обороны Российской Федерации, командиром части (общие, специфические и частные цели):
общие цели — воспитание военнослужащих как граждан правового и демократического государства;
специфические цели — воспитание военнослужащих как профессионально подготовленных защитников Отечества;
частные цели — воспитание конкретных военнослужащих, подготовка их к конкретной воинской деятельности;
постановка дифференцированных целей воспитания для различных категорий военнослужащих (старшие и молодые офицеры, солдаты и сержанты, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и по призыву, и т. д.);
учет и при необходимости корректировка личностных целей конкретных военнослужащих, как на словах, так и реально осуществляемые во время их учебы и службы.
Основными задачами системы воспитания являются:
1) в отношении офицеров:
формирование готовности беспрекословно выполнить приказ, чувства офицерского долга, чести, гордости за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, профессию офицера;
развитие стремления к повышению профессионального и педагогического мастерства, личной ответственности за обучение и воспитание военнослужащих, заботливое и уважительное отношение к ним;
самосовершенствование, повышение педагогической культуры, соблюдение этики, такта и др.;
2) в отношении прапорщиков (мичманов):
формирование личной ответственности за беспрекословное выполнение приказов, воинского долга, уставов Вооруженных Сил Российской Федерации;
развитие стремления к повышению профессионализма, компетентности и личной примерности в выполнении служебных обязанностей;
воспитание бережного отношения к сохранности государственного и военного имущества, заботливого отношения к подчиненным;
привитие навыков и умений самообучения, самовоспитания и др.;
3) в отношении солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву:
формирование гордости и глубокого понимания необходимости службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, готовности к защите Родины;
воспитание верности Военной присяге;
развитие стремления к преодолению трудностей военной службы, добросовестному освоению воинской специальности;
формирование дисциплинированности;
воспитание уважительного отношения к командирам (начальникам), войскового товарищества и др.;
4) в отношении солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по контракту:
формирование гордости за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, осознанного отношения к военной службе;
воспитание готовности беспрекословно выполнить приказ;
— формирование высокой дисциплинированности и личной ответственности за повышение профессионального мастерства, грамотную эксплуатацию и сбережение техники, вооружения и др.;
5) в отношении военнослужащих-женщин:
формирование чувства гордости за военную службу и избранную специальность;
воспитание ответственности за исполнение служебных обязанностей, повышение профессионального мастерства и др.
Субъекты воспитания:
общество, государственные институты и учреждения;
органы местного самоуправления;
средства массовой информации;
различные общественные и религиозные объединения;
семьи и близкие родственники военнослужащих;
командиры и начальники всех степеней;
штабы, службы, другие органы военного управления;
органы воспитательной работы;
воинские и трудовые коллективы;
воинские учреждения культуры;
общественные организации в воинских частях и др.
Объекты воспитания:
генералы и адмиралы;
офицеры, прапорщики и мичманы;
солдаты (матросы) и сержанты (старшины), проходящие службу по призыву;
солдаты (матросы) и сержанты (старшины), проходящие службу по контракту;
женщины-военнослужащие;
гражданский персонал;
воинские и трудовые коллективы;
члены семей военнослужащих и др.
методы воспитания
- Справочник офицера-воспитателя Содержание
- Раздел 1. Информационно-воспитательная работа в
- Раздел 2. Воспитательная работа и меры по ее укреплению 78
- Раздел 3. Морально-психологическое обеспечение боевых
- Раздел 4. Психологическая работа в части (подразделении) 199
- Раздел 5. Военно-социальная работа 267
- Раздел 6. Культурно-досуговая работа 302
- Раздел 7. Противодействие информационно-
- Слово к читателю
- Раздел 1. Информационно-воспитательная работа в части (подразделении)
- Заместитель командира войсковой части 00000 по воспитательной работе подполковник с. Петров
- План проведения единого дня правовых знаний с личным составом войсковой части 00000
- Дни воинской славы России
- Памятные дни в Вооруженных Силах
- Республики (21)
- Края (6)
- Области (49)
- Города федерального значения (2)
- Автономные области (1)
- Автономные округа (10)
- Общие вопросы воспитательной работы система воспитательной работы в вооруженных силах российской федерации
- 1. Методы изучения субъектов и объектов воспитания:
- 2. Методы воспитательных воздействий и взаимодействий:
- 3. Методы профилактики и перевоспитания военнослужащих:
- Содержание системы воспитания военнослужащих вооруженных Сил Российской федерации
- Планирование воспитательной работы в части (подразделении)
- 1. По общим вопросам:
- 2. По информационному обеспечению, патриотическому воспитанию:
- 3. По психологической работе:
- 4. По культурно-досуговой работе:
- 5. По анализу и профилактике правонарушений:
- 6. По военно-социальной работе и по правовому обучению и воспитанию:
- План воспитательной работы с личным составом войсковой части 00000 на 2000—2007 год
- План воспитательной работы с личным составом войсковой части 00000 на июль 2001 года
- План воспитательной работы личным составом 1-й мер на январь 2002 года
- Комплексный план по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, обеспечению безопасных условий военной службы войсковой части 00000
- Заместитель командира войсковой части 00000 по воспитательной работе подполковник с. Петров
- Проведения предвыходного и выходного дней 21 и 22 июля 2001 года с личным составом войсковой части 00000
- Организация воспитательной работы с молодым пополнением в воинской части
- Раздел 2. Воспитательная работа и меры по ее укреплению
- Сущность и содержание воинской дисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации
- Система работы по поддержанию в полку правопорядка и воинской дисциплины
- Методика профилактики должностных лиц по профилактике неуставных взаимоотношений
- Диагностика и профилактика нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими
- « » 2007 Года г. Южно-Сахалинск
- Прогноз наиболее вероятных нарушений воинской дисциплины, происшествий и преступлений в подразделениях полка
- Действия должностных лиц при самовольном оставлении части военнослужащим
- Противодействие распространению и употреблению наркотиков в подразделении
- Организация работы с обращениями граждан и приема посетителей Правовые основы работы с обращениями граждан и по приему посетителей
- Контроль за работой с обращениями граждан в министерстве обороны российской федерации
- Планирование индивидуальной воспитательной работы. Изучение и учет индивидуальных особенностей военнослужащих
- Примерная служебная характеристика
- Раздел 3. Морально-психологическое обеспечение боевых действий
- Противодействие информационно-психологическому воздействию противника и защита войск (сил) от него
- Раздел 4. Психологическая работа в части (подразделении)
- Взаимодействие психолога с должностными лицами психологической работы
- 3. Этап организации исполнения!
- Интегральный критерий
- Частные критерии и показатели
- Групповая психодиагностика
- Психологическое обеспечение боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней служб
- Раздел 5. Военно-социальная работа
- Организация военно-социальной работы
- Основные требования к социальным работникам
- Судебная зашита социальных прав и льгот военнослужащих, взаимодействие с органами военной прокуратуры
- Организация социальной работы с семьями военнослужащих, деятельность женсоветов
- Перспективный план работы инструкторов по работе с семьями военнослужащих на год должен включать в себя:
- Социальная работа с лицами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
- Социальная работа с семьями погибших военнослужащих
- Работа с военнослужащими, не имеющими жилья
- Социальная работа с увольняемыми военнослужащими
- В соответствии с Типовым положением, утвержденным приказом министра обороны Российской Федерации 2002 г. № 115, на справочно-консультационные пункты возложено решение следующих задач:
- На справочно-консультационном пункте ведется следующая документация:
- Инструкцией установлен следующий порядок направления военнослужащих на обучение:
- Направление
- Командир войсковой части 00000 _ (инициалы, фамилия)
- Раздел 6. Культурно-досуговая работа
- Тематика стенной газеты 1-й роты «Вымпел» на февраль 2003 года
- Примерный сценарий «вечера-портрета», посвященного офицеру передового подразделения, «Боевым традициям Верны»
- Приказ командира войсковой части 00000
- 15 Ноября 2002 г.
- Приказ командира войсковой части 00000
- Об итогах смотра художественной самодеятельности в части и поощрении участников
- 1 Мер, занявшую 1-е место, — переходным вымпелом «Лучшему коллективу художественной самодеятельности» и дипломом I степени;
- 1 И 3 мсб, занявших 2-е и 3-е места, — соответственно дипломом II и III степени.
- 3. За достигнутые творческие успехи и исполнительское мастерство:
- Отдельные вопросы обеспечения воинских частей техническими средствами воспитания и культурно-досуговым имуществом
- Раздел 7 «Противодействие информационно-психологическому воздействию и зашита войск
- Приложение Система работы должностных лиц по поддержанию дисциплины и правопорядка в подразделении