Частные критерии и показатели
Соответствие процессуальной стороны и результатов деятельности субъектов психологической работы нормативным требованиям к данному виду деятельности
Рис. 4. Система оценки эффективности психологической работы в воинской части
Субъективные критерии характеризуют степень соответствия профессии требованиям специалиста (удовлетворенность специалиста избранной специальностью, условиями деятельности и достигнутыми результатами, адекватность его профессионального самоопределения).
Объективные критерии характеризуют соответствие специалиста требованиям профессии. Выделяются две группы объективных критериев:
а) объективные показатели успешности осуществления деятельности (производительность, качество, надежность);
б) уровень профессиональной компетентности и соответствие процесса деятельности социально приемлемым способам ее осуществления (точность, скорость, полнота выполнения операций, отсутствие ошибок, мера обобщения и освоения, степень уверенности специалиста, самостоятельность, наличие творчества).
Профессиональная компетентность психолога — это определенный уровень знаний, навыков и умений, позволяющий психологу самостоятельно и в полном объеме выполнять профессиональные обязанности, обеспечивая соответствие процессуальной и результативной сторон деятельности нормативным требованиям. К числу основных показателей профессиональной компетентности могу быть отнесены следующие:
психологические знания об объекте деятельности и практических способах его изучения и управления им;
знание требований, определяющих порядок организации и проведения психологической работы в воинской части;
знание и соблюдение этических норм деятельности;
самостоятельность в применении различных методов и средств деятельности (опора на собственный профессиональный опыт, наличие/отсутствие затруднений, ошибок и т. п.);
владение навыками эффективной профессиональной коммуникации;
умение планировать работу, оптимально распределять трудозатраты служебного времени;
полнота отражения признаков профессиональной деятельности и др.
Показателями эффективности психологической работы могут выступать следующие:
удовлетворенность военнослужащих условиями жизнедеятельности в воинской части, обеспечивающими нормальное функционирование психики;
способность командиров и должностных лиц опираться в своей работе на психологические знания;
учет информации психолога должностными лицами при принятии ими управленческих решений и практической работе с людьми;
удовлетворенность военнослужащих, обращавшихся за психологической помощью к психологу, результатами проведенной с ними работы;
объективность и точность психологической информации, своевременность и конкретность рекомендаций и предложений должностным лицам;
систематичность проведения и действенность мероприятий психологического обеспечения задач служебной и учебно-боевой деятельности.
Ниже представлены показатели, лежащие в основе оценки профессиональной деятельности психолога по различным направлениям, которые позволяют* выделить несколько уровней ее эффективности.
Психологическое обеспечение задач боевого дежурства, караульной службы
Высокий уровень (3) балла) | Средний уровень (2) балла) | Низкий уровень (1) балл) |
Обеспечена объективная Диагностика психологической готовности военнослужащих к выполнению учебно-боевых задач, исключены случаи заступления в караул (на дежурство) лиц с низким уровнем нервно-психической устойчивости; должностные лица владеют навыками и методиками оценки функционального состояния военнослужащих в процессе несения службы (выполнения задачи); военнослужащие обучены навыкам психической саморегуляции и владеют ими; проводятся мероприятия по восстановлению психических и физических сил военнослужащих после караула. | Мероприятия, связанные с психологической подготовкой военнослужащих к выполнению задачи, не в полной мере обеспечивают изучение и моделирование ее условий, носят эпизодический характер; при оценке морально- психологического состояния личного состава используется ограниченный круг методик, не всегда учитываются социально- психологические факторы (взаимоотношения, совместимость, конфликтность), влияющие на совместную деятельность; военнослужащие и должностные лица слабо владеют навыками психической саморегуляции и диагностики психических состояний. | Отсутствует система в планировании и проведении мероприятий психологического обеспечения задач караульной службы (боевого дежурства); допуск к несению службы и комплектование смей (боевого расчета) производятся без учета данных об оценке психологических свойств и состояний военнослужащих; наблюдение за психологическими состояниями военнослужащих в процессе несения службы не ведется; должностные лица не обучены навыкам выявления и оценки негативных психических явлений, особенностей реакций и состояний военнослужащих; у личного состава отсутствуют навыки и умения психической саморегуляции. |
Психологическое обеспечение боевой подготовки военнослужащих
Высокий уровень (3) )балла) | Средний уровень (2) )балла) | Низкий уровень (1 балл) |
Мероприятия психологического обеспечения включены в методический замысел занятий по боевой подготовке, изучаются и прогнозируются уровни психической напряженности личного состава в ходе применения определенных методических приемов и средств; должностные лица и военнослужащие обучены навыкам контроля и регуляции психических состояний; качество проводимых мероприятий обеспечивает высокую психологическую готовность и психологическую устойчивость военнослужащих | Мероприятия психологической подготовки носят эпизодический характер, действия должностных лиц не согласованны; проводимые мероприятия не в полной мере обеспечивают формирование необходимых качеств военнослужащих; отсутствует банк трудных ситуаций в учебно-боевой деятельности; предложения психолога по использованию приемов и средств психологической подготовки не всегда учитывают прогнозируемый уровень психологической напряженности и объем необходимой психологической помощи | Мероприятия психологической подготовки не находят отражения в методических замыслах занятий по боевой подготовке, мероприятия по обучению должностных лиц и военнослужащих приемам психической саморегуляции, управлению психическими состояниями, выявлению признаков боевых психических травм и оказанию психологической помощи не проводятся; психологическая готовность и психологическая устойчивость личного состава не обеспечивают эффективного выполнения учебно-боевых задач |
Готовность и способность должностных лиц опираться в своей работе с личным составом на положения психологической теории и результаты военно-психологических исследований
Высокий уровень (3 балла) | Средний уровень (2 балла) | Низкий уровень (1 балл) |
Офицеры постоянно интересуются вопросами психологии, владеют навыками психологической диагностики личности военнослужащего и коллектива. Практическую работу с военнослужащими провопят с опорой на собственные психологические знания, добиваясь высоких и устойчивых результатов в работе с подчиненными | Офицеры иногда интересуются вопросами психологии обучения и воспитания, знают отдельные теоретические положения психологии, методики, но не могут достаточно эффективно применить их на практике. Опора на психологическую науку носит ограниченный и эпизодический характер | У офицеров имеются лишь отрывочные сведения из психологической области знания, отсутствуют четкие представления о путях и способах их практического применения, в своей работе они не стремятся и не могут их применить |
Качество профессионального психологического отбора и распределения военнослужащих определяется степенью соответствия используемых в ходе проведения отбора методик и процедур выявляемым психологическим особенностям личности кандидата, а также степенью взаимосоответствия требований конкретной воинской специальности и военнослужащего. В роли эмпирических признаков данного взаимосоответствия выступают объективные показатели военнослужащих в учебно-боевой и служебной деятельности, а также степень их удовлетворенности воинским коллективом и воинской специальностью.
При рассмотрении критериев эффективности психологической помощи, оказываемой психологом военнослужащим и членам их семей, необходимо учитывать по меньшей мере три аспекта:
а) существование так называемой психической нормы, характеризующей основные тенденции половозрастного развития человека, его поведения в социуме, особенности и динамику психических процессов, состояний. Это совокупность потенциалов личности, позволяющих ей успешно регулировать свое поведение, осуществлять деятельность, другие социальные функции;
б) наличие и характер субъективно ощущаемых и переживаемых клиентом изменений в результате психологического воздействия;
в) объективно регистрируемые и наблюдаемые изменения показателей функционирования (поведения, деятельности) индивида в обществе, а также проявлений его внутреннего мира.
Исходя из степени взаимосоответствия каждого из отмеченных выше аспектов, а также таких характеристик изменений, как быстрота их наступления, устойчивость после окончания воздействия и т. п., можно судить о степени эффективности психологической помощи.
материальное обеспечение психологической работы в воинской части
Материально-техническое обеспечение психологической работы проводится в целях удовлетворения потребностей субъектов и должностных лиц психологической работы в объектах и средствах, необходимых для психологического изучения военнослужащих, формирования и развития у них необходимых профессиональных качеств, организации и проведения работы по сохранению их психического здоровья, для повышения психолого-педагогической компетентности.
Все объекты и средства, составляющие в своей совокупности основные элементы рабочего места психолога, можно разделить на несколько групп:
а) помещения:
рабочий кабинет психолога с сейфом для хранения материалов с результатами психодиагностической работы и другой документации;
кабинет психологического консультирования и индивидуальной психотерапевтической работы с военнослужащими, служащими, гражданским персоналом воинской части и членами их семей;
комната психологической помощи для проведения мероприятий групповой психотерапии, группового консультирования и социально-психологического обучения;
б) аппаратура и расходный материал:
аудиокассеты; проекционная аппаратура; канцелярские принадлежности; калькулятор;
учебно-методические материалы; наглядные пособия;
диктофон; секундомер;
аудио-, видеотехника; ЭВМ;
в) психодиагностические средства.
средства измерения и оценки, а также изменения состояния элементов объекта психодиагностики: бланки (либо другие носители: аудио, видео, ЭВМ) со стимульным материалом, аппаратура и приборы для измерения психофизиологического состояния и реакций военнослужащих;
средства психодиагностического описания объекта практической деятельности психолога (профессиограммы и психограммы, интерпретационные схемы и таблицы);
средства обработки данных (ЭВМ, бланки с ключами, шифрами, таблицы для перевода «сырых» баллов в стандартизированные);
средства описания психодиагностического процесса и построения психодиагностического заключения. К ним относятся: психодиагностограммы, диагностические алгоритмы, а также логические методы постановки психологического диагноза;
г) материальное обеспечение процесса психологической подготовки включает:
средства имитации внешних признаков боя (холостые патроны, взрывпакеты, учебные рецептуры отравляющих веществ, дымовые шашки, учебные гранаты и т. п.);
учебное вооружение, боеприпасы, технику;
здания и сооружения, используемые в целях психологической подготовки (психологические полосы препятствий, учебные городки психологической подготовки);
тренажеры и имитаторы;
макеты, муляжи, чучела и другие изготовляемые объекты с использованием подручных средств;
схемы и наглядные пособия;
фото- и киноматериалы.
Кроме того, в качестве средств моделирования психологических факторов боя применяются боевое вооружение, боеприпасы, боевая техника для решения задач психологической подготовки.
Расход средств имитации зависит от характера проводимого занятия, количества приемов моделирования психологических факторов боя, используемых на конкретном занятии, а также возможностей, вытекающих из лимита их выделения;
д) материально-техническое обеспечение профессионального психологического отбора организуется и проводится в целях удовлетворения потребностей воинских и учебных частей, военно-учебных заведений и военных комиссариатов в учебных и методических пособиях, аппаратуре, бланках и других материальных средствах, необходимых для проведения социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования граждан и военнослужащих. Обеспечение воинских частей и воинских коллективов учебными и методическими пособиями и унифицированными техническими средствами профотбора организуется Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации (через Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба).
Штатные подразделения профотбора обеспечиваются материально-техническими средствами в соответствии с нормами оснащения подразделений профессионального психологического отбора, включенными в табели к штатам соответствующих учреждений и частей Министерства обороны Российской Федерации.
Нештатные подразделения профессионального психологического отбора используют материально-технические средства, имеющиеся в воинских частях и военкоматах, на базе которых они организуются.
Бланки карт профессионального психологического отбора изготавливаются через Центральное вещевое управление Министерства обороны Российской Федерации по заявкам 178-го научно-практического центра Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Обеспечение другими бланками, методическими и учебными пособиями для проведения профессионального психологического отбора осуществляют органы тыла видов Вооруженных Сил, военных округов.
Финансовое обеспечение мероприятий профессионального психологического отбора осуществляется за счет денежных средств, выделяемых по соответствующим статьям сметы Министерства обороны Российской Федерации.
Для проведения профессионального психологического отбора необходимы помещения:
класс группового обследования;
кабинет для индивидуального обследования;
кабинет для индивидуального собеседования.
Класс группового обследования, кабинеты оборудуются в отдельных, отапливаемых помещениях с естественным освещением и хорошей звукоизоляцией. Пол, стены, потолок должны быть покрашены в спокойные тона. Снижение уровня шума должно обеспечиваться до 45—30 дБ. Освещение — не менее 500 лк. Класс и кабинеты оборудуются достаточным количеством электророзеток (220 В, 50 Гц) на общую сумму нагрузки в 5 кВт и системами защиты от перегрузок.
Класс для группового обследования должен располагаться в помещении общей площадью не менее 50 квадратных метров и высотой 2,5 метра. Столы и стулья — из расчета на 25—30 человек. Рабочие места нумеруются. В классе должны быть стенды следующего содержания:
система профессионального психологического отбора;
структура квалификационного экзамена;
требования воинских специальностей, по которым проходит обучение;
профориентационный стенд.
Кабинеты для индивидуального обследования и индивидуального собеседования должны располагаться в помещениях общей площадью не менее 10 квадратных метров, с высотой 2,5 метра.
Кроме того, кабинет индивидуального обследования оборудуется приборами ДПФИ, «Физиолог-М», необходимой мебелью. Необходимо также иметь звукоизолирующий сектор для экспериментатора.
Перечень необходимой документации и материально-технического оснащения подразделения профессионального психологического отбора воинской части, ВВУЗа определяется требованиями следующих нормативных документов:
— приказ министра обороны Российской Федерации «О введении в действие Руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации» 2000 г. № 50.
— Методические рекомендации начальника Главного военно-медицинского -управления о проведении профессионального психологического отбора кандидатов в военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации 1994 г.;
— Методические рекомендации по профессиональному психологическому отбору кандидатов в вузы Министерства обороны Российской Федерации.
Основным документом, в котором фиксируются данные социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования, заключения о профессиональной пригодности и результаты военно-профессиональной деятельности граждан, поступающих на военную службу, и военнослужащих, является журнал учета работы подразделения профессионального психологического отбора (приложение № 7 к Руководству по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации). Журнал ведется подразделениями профессионального психологического отбора военных комиссариатов, соединений и воинских частей, в том числе учебных. Записи в журнал производятся в порядке прохождения мероприятий профессионального психологического отбора.
Карта профессионального психологического отбора (приложение № 6 к Руководству по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации) является документом, отражающим основные сведения о профессиональной пригодности гражданина к службе на воинских должностях, а также о результатах служебной деятельности военнослужащего.
Карта составляется в районном военном комиссариате на каждого гражданина при первоначальной постановке на воинский учет и хранится в его личном деле в не подшитом виде. Кроме того, она заводится на гражданина, пребывающего в запасе и изъявившего желание поступить на военную службу по контракту, карта которого после увольнения в запас была уничтожена по истечении установленного срока хранения.
В период прохождения солдатами, матросами, сержантами и старшинами военной службы карты хранятся в штабах частей вместе с их учетно-послужными карточками. При увольнении гражданина с военной службы после явки его в районный военный комиссариат для постановки на воинский учет карта передается в подразделение профотбора, где хранится в течение одного года, после чего уничтожается.
Ответственность за обоснованность и достоверность содержащихся в картах сведений о профессиональной пригодности лиц к службе на воинских должностях несут начальники подразделений профотбора, а о служебной деятельности военнослужащих — командиры подразделений, в которых эти военнослужащие проходили военную службу.
Карта психологического изучения курсанта (приложение № 9 к Руководству по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации) является документом, отражающим основные сведения о профессиональной пригодности курсанта к военной службе и военно-профессиональной деятельности, а также о результатах социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования во время обучения в ВВУЗе.
Карта заводится на каждого курсанта ВВУЗа сразу после принятия приемной комиссией решения о его зачислении в ВВУЗ. В ней регистрируются результаты психологического сопровождения в целях дальнейшего использования для составления итоговых заключений о профессиональной пригодности курсантов выпускного курса и разработки предложений по служебному предназначению выпускников в войсках.
Психологическое изучение личного состава воинской части и подразделений
основные этапы психологического изучения военнослужащих и их содержание
Психологическое изучение военнослужащих представляет собой важное направление профессиональной деятельности психолога. Необходимость такой работы объясняется потребностью должностных лиц в получении достоверной и полной информации о психологических особенностях военнослужащих и воинских коллективов. Результаты психологического изучения во многом определяют как специфику последующей работы психолога с конкретными военнослужащими, так и содержание управленческих решений должностных лиц.
В зависимости от объекта психологического изучения выделяют две его формы — индивидуальную и групповую. Соответственно предметом индивидуального психологического изучения являются психологические особенности личности военнослужащего, а предметом группового изучения — социально-психологические особенности воинского коллектива.
Выделяется ряд самостоятельных этапов в деятельности по психологическому изучению военнослужащих (рис. 5):
проведение профессионального психологического отбора военнослужащих;
психологическое изучение пополнения в воинской части;
углубленное изучение военнослужащих;
последующее изучение военнослужащих.
Рассмотрим более подробно этапы индивидуального психологического изучения военнослужащих.
Проведение профессионального психологического отбора военнослужащих Профессионально-психологический отбор является составной частью военно-профессиологической работы, включающей военно-профессиональную ориентацию, военную профессиографию, военно-профессиональный отбор, военно-профессиональную подготовку, расстановку военнослужащих по специальностям и должностям и их продвижение по службе. Каждый из выделенных элементов военно-профессиологической работы имеет свои задачи и содержание.
СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ | ||||
Этапы | Решаемые задачи | Субъекты | Место | Периодичность и время |
Индивидуальная психодиагностика | ||||
1. Профессионально-психологический отбор | Определение уровня профессиональной пригодности человека к прохождению военной службы по определенной специальности и обучению в ВВУЗе | Группа ППО призывной комиссии | Военный комиссариат | При поступлении на военную службу и в ВВУЗ |
2. Первичное изучение | Получение первичной информации о личности военнослужащего (оценка психического здоровья, адаптационного потенциала) Выявление лиц с низким нервнопсихическим уровнем | Должностные лица, психолог | Пункт приема молодого пополнения | По прибытии военнослужащего в воинскую часть в течение первого месяца |
3- Углубленное изучение | Целостное изучение личности военнослужащего и выявление конкретных индивидуально- психологических особенностей, являющихся причиной кризисных состояний | Психолог, медицинский работник | Кабинет для психологического консультирования | - При самостоятельном обращении военнослужащего к психологу. - При выявлении у военнослужащего низкого нервнопсихического уровня. - При направлении военнослужащего должностными лицами к психологу воинской части |
4. Последующее изучение | Определение уровня психологической готовности военнослужащих к учебно-боевой и служебной деятельности Подбор кандидатов на должности младших командиров. Оценка динамики профессионализма и соответствия военнослужащих требованиям профессии и специальности | Командиры, офицеры органов воспитательной работы, психолог | В подразделении, на занятиях, в карауле | В процессе повседневной жизнедеятельности в течение всего периода службы |
Рис. 5. Этапы индивидуального психологического изучения военнослужащих и их содержание
Важнейшей частью военно-профессиологической работы является военная профессиография, включающая:
анализ структуры и содержания военно-профессиональной деятельности;
классификацию и описание военных профессий и специальностей;
научную разработку нормативных показателей воинского труда по каждой военной специальности;
составление профессиограмм, отражающих особенности определенных профессий и специальностей и их требования к психологическим качествам личности, необходимым для успешного выполнения данного вида деятельности.
Наиболее существенной частью профессиограммы, ее своеобразным ядром является психограмма, в которой сконцентрированы психологические требования к личности конкретного специалиста, личностные, в том числе психофизиологические, качества, обеспечивающие успешное овладение данной профессиональной деятельностью, а также перечислены психологические противопоказания для представителя данной специальности.
Результаты, получаемые профессиографией, и разрабатываемые ею конкретные нормативные характеристики профессий в дальнейшем используются специалистами при осуществлении профессионального отбора и профессионального обучения.
Профессиональный отбор представляет собой систему мероприятий и средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии, выбор на этой основе из группы гражданских людей наиболее соответствующих по своим качествам определенной военной специальности и предупреждение поступления человека на контрактную службу, к которой он не способен по возрасту, состоянию здоровья, образованию и психологическим качествам. По решаемым задачам различают медицинский, физиологический, педагогический и психологический виды отбора.
Необходимым условием для проведения психологического отбора является наличие нормативно определенных требований к кандидатам на основе психологического анализа конкретной деятельности и методик, позволяющих оценивать необходимые качества кандидата. Как правило, необходимость проведения отбора возникает тогда, когда условия и особенности предстоящей деятельности требуют довольно высокого уровня развития определенной группы качеств кандидата, которые не представляется возможным компенсировать или развить в отведенные сроки.
Основными задачами профессионального психологического отбора являются:
оценка психологических качеств и свойств личности, необходимых для успешного обучения в ВВУЗе и осуществления конкретного вида воинской деятельности, выявление лиц с нервно-психической неустойчивостью;
вынесение итогового заключения о профессиональной пригодности кандидата, отбор кандидатов для поступления в военно-учебные заведения, подготовки сержантов и старшин, а также рациональное распределение по профилям подготовки, воинским должностям и подразделениям.
Исполнительные органы в системе профессионального психологического отбора создаются в воинских частях и соединениях, ВВУЗах и военкоматах. Это могут быть как штатные группы профессионального психологического отбора призывных и приемных комиссий, так и нештатные группы, формируемые за счет включения в их состав различных должностных лиц. Организационно группа профессионального психологического отбора состоит из подгрупп:
– социально-психологического изучения;
– психологического и психофизиологического обследования;
– изучения специальных способностей.
В состав нештатной группы профессионального психологического отбора воинской части, как правило, входят:
— начальник группы — заместитель командира воинской части по воспитательной работе;
заместитель начальника группы — психолог воинской части;
помощники начальника группы — наиболее подготовленные офицеры органов воспитательной работы, строевого отделения, медицинской службы воинской части;
технические работники (сержанты, солдаты).
Профессионально-психологический отбор
Психологическое обследование
Социально-психологическое изучение
Оценка общих способностей
Оценка специальных способностей
Оценка военно-профессиональной направленности, социальных и нравственных качеств
Адаптационный потенциал личности
Рис. 6. Состав действий по осуществлению профессионального психологического отбора
Проведение профессионального психологического отбора включает оценку:
уровня развития познавательных психических процессов;
адаптационного потенциала личности и нервно-психической устойчивости;
уровня развития специальных (профессионально важных) качеств;
основных мотивов профессиональной деятельности и военно-профессиональной направленности (рис. 6).
Психологическое обследование предполагает оценку общих и специальных способностей человека. Требования к общим и специальным способностям определяются спецификой профессиональной деятельности (специальности) и/или профилем ВВУЗа.
Адаптационный потенциал отражает адаптационные способности человека и является одним из интегральных показателей личности военнослужащего. Его основные составляющие: нервно-психическая устойчивость, коммуникативные способности, поведенческая регуляция и моральная нормативность (методика «Адаптивность» и экспресс-анкета «Прогноз»).
Уровень общего интеллектуального развития определяется с учетом характеристик психических познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, свойств внимания (методики «Подбор слов», «Числовые ряды», «Фигуры», «Узоры», «Арифметический счет», «Слухоречевая память»).
Социально-психологическое изучение предполагает анализ условий воспитания и развития личности, основных мотивов, изучение общей военно-профессиональной направленности, оценку социальных, нравственных качеств личности, организаторских способностей и особенностей общения и поведения в коллективе, а также образовательной и профессиональной подготовленности.
По результатам профессионально-психологического отбора выносится одно из следующих заключений:
а) рекомендуется в первую очередь (1-я категория);
б) рекомендуется (2-я категория);
в) рекомендуется условно (3-я категория);
г) не рекомендуется (4-я категория).
С учетом заключения группы профессионального психологического отбора, результатов оценки военно-профессиональной подготовленности и оценки физических качеств комиссии принимают решение:
приемная комиссия — о возможности обучения кандидата в ВВУЗе;
призывная комиссия — об общем уровне профессиональной пригодности и возможности прохождения службы по соответствующей специальности.
Содержание и результаты работы по психологическому изучению граждан, принимаемых на военную службу, отражаются в документах, направляемых в воинские части.
— личное дело (содержит учетные карты призывника, справку об образовании, справку о семейном положении, справку с места учебы, работы и территориальных органов профориентации, характеристику с места учебы или работы, лист изучения призывника, сообщения органов внутренних дел о привлечении к уголовной ответственности, регистрационные листы с результатами выполнения методик универсального набора психодиагностических тестов);
— карта профессионального психологического отбора (содержит сведения о профессиональной пригодности к подготовке и службе на воинских должностях и решение о предназначении, вынесенное призывной комиссией).
Психологическое изучение пополнения в воинской части После проведения профессионального психологического отбора работа по психологическому изучению военнослужащих и воинских коллективов проводится непосредственно в воинской части. В полку работу по изучению пополнения организует командир воинской части. С этой целью он издает приказ «Об организации приема и изучения пополнения». В приказе определяются:
состав администрации пункта приема и распределения пополнения;
состав нештатного подразделения, группы профессионального психологического отбора;
сроки проведения инструктивно-методических занятий и инструктажей по психолого-педагогической подготовке с должностными лицами, привлекаемыми к изучению пополнения;
время, место и порядок проведения психологического изучения (тестирования) личного состава;
система сбора, анализа, доклада и хранения психологической информации о прибывшем пополнении;
порядок контроля за соблюдением требований профессиональной этики, конфиденциальности при проведении изучения индивидуально-психологических особенностей военнослужащих.
Кроме того, командир лично организует работу должностных лиц полка (бригады) по подготовке материальной базы для приема пополнения, а также инструктирует должностных лиц администрации пункта приема и распределения пополнения о порядке работы с прибывшим пополнением, форме и сроках доклада о результатах изучения пополнения.
Перед прибытием в часть пополнения психолог полка совместно с заместителем командира полка (бригады) по воспитательной работе проводит инструктивно-методическое занятие с должностными лицами по методике изучения личного состава. В ходе занятия раскрываются сущность и признаки проявления нервно-психической неустойчивости в общении, поведении, деятельности, внешнем виде военнослужащих. Психолог согласует с начальником штаба порядок тестирования пополнения (уточняет очередность, время, место и ответственных за представление личного состава), утверждает график тестирования пополнения, а также согласует с начальником медицинской службы полка (бригады) порядок взаимодействия при изучении пополнения.
Первичное изучение личного состава проводится на пункте приема пополнения всеми должностными лицами в целях получения первичной информации о военнослужащих, оценки адаптационных возможностей и выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости, склонностью к различным формам девиантного поведения. Такое изучение должно учитывать результаты профессионального психологического отбора, полученные из военных комиссариатов и в процессе следования пополнения к месту дислокации воинской части.
Особая роль в изучении пополнения принадлежит нештатной группе профессионального психологического отбора, в которую обязательно входит психолог. Состав нештатной группы профессионального психологического отбора определяется приказом командира полка на год и зависит от ожидаемой численности пополнения, особенностей и объема задач по изучению прибывающей молодежи. На период приема, изучения и распределения пополнения личный состав нештатной группы профессионального психологического отбора освобождается от исполнения обязанностей по штатным должностям.
По итогам изучения прибывшего пополнения начальник нештатной группы профессионального психологического отбора представляет командиру.
заключение о профессиональной пригодности и рациональном распределении прибывшего пополнения (при этом может быть определено понижение или повышение профессиональной пригодности на одну ступень);
список военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью и рекомендации командирам подразделений и их заместителям по воспитательной работе относительно проведения с ними индивидуальной работы.
Под нервно-психической неустойчивостью понимают склонность к срывам нервной системы при значительных физических и психических нагрузках. Это довольно широкое понятие включает в себя различные предпатологические состояния (крайние варианты психической нормы) со скрытой, не выраженной либо умеренно выраженной, но компенсированной формой течения, обусловленные дефектами функционирования нервной системы и снижающие приспособительные возможности организма.
В происхождении нервно-психической неустойчивости определяющая роль принадлежит биологической неполноценности нервной системы (врожденной или приобретенной) в сочетании с неблагоприятными психологическими и социальными факторами. Такими факторами и соответственно косвенными признаками нервно-психической неустойчивости являются
психические заболевания у родителей и близких родственников;
перенесенные травмы и инфекционные заболевания головного мозга;
наблюдение в психоневрологическом диспансере;
ночное недержание мочи;
воспитание в неблагополучной семье, отсутствие одного из родителей;
чрезмерно строгое или «тепличное» воспитание;
наличие отсрочки от призыва по состоянию здоровья;
приводы в милицию, побеги из семьи, вовлечение в антисоциальные группы;
раннее пристрастие к алкоголю, курению, употреблению наркосодержащих препаратов и др.
Формы проявления нервно-психической неустойчивости многообразны и связаны с нарушениями регуляторных механизмов на различных уровнях. Признаки нервно-психической неустойчивости обнаруживаются в отдельных биохимических, нейрофизиологических сдвигах, особенностях вегетативных реакций, специфических чертах познавательно-мыслительной деятельности, отклонениях в эмоционально-волевой сфере, своеобразии системы отношений, установок, направленности личности.
Основные формы проявления и характерные признаки нервно-психической неустойчивости
Характерные признаки нервно-психической неустойчивости
Основные сферы проявления нервнопсихической неустойчивости
Психомоторика:
Плохая координация движений Повышенный тремор, тик Неловкость, угловатость движений Напряженность, вычурность движений и поздняя реакция.
Познавательно-мыслительная деятельность:
Низкий уровень общего развития (плохая успеваемость в школе, малый словарный запас, примитивность суждений). Низкая интеллектуальная активность (неспособность самостоятельно ставить жизненные цели, вязкость, поверхностность мышления). Эгоцентричность мышления, нечувствительность к логическим противоречиям. Повышенная эмоциональность (сензитивность). Высокая тревожность (в трудной ситуации), робость, пугливость
Темперамент:
Импульсивность (беззаботность, легкомыслие, вспыльчивость, ранимость). Низкая или чрезмерная активность (суетливость, несобранность, вялость, апатичность, замкнутость). Ригидность (упрямство, прямолинейность, грубость, мстительность). Резистентность (быстрая утомляемость, истощаемость, легкая отвлекаемость). Внушаемость, склонность к подражательству. Эгоистическая направленность интересов, иждивенчество
Мотивация:
Низкий самоконтроль;
Импульсивность влечений;
Чрезмерное стремление к доминированию;
Агрессивность;
Неустойчивость интересов, привязанностей
Нарушения в процессе деятельности:
Низкая эффективность деятельности;
Аварийность, травматизм по вине военнослужащего;
Быстрая утомляемость, рассеяние внимания, растерянность;
Заторможенность либо суетливость, беспорядочность, импульсивность действий.
Нарушения дисциплинарных и социальных норм:
Склонность к пререканиям и невыполнению распоряжений;
Нарушение должностных требований, неверное исполнение приказов и поручений;
Сексуальные отклонения, беспорядочные половые связи;
Случаи суицидальных действий;
Склонность к нечестности, воровству;
Уклонения от воинской службы;
Неряшливость.
Нарушения межличностных отношений:
Агрессивное поведение ко отношению к сослуживцам;
Конфликтность, озлобленность, грубость;
Изолированность в группе;
Пренебрежительное отношение к значимым для группы, коллектива целям;
Подозрительность, мнительность, недоверчивость;
Неспособность противостоять влиянию окружающих;
Излишняя застенчивость, робость, повышенная чувствительность;
Обидчивость;
Претензии на исключительность, потребность во всеобщем внимании, восхищении
Преднатологические и патологические нарушения:
Общая вялость;
Повышенная утомляемость;
Нарушения сна, снохождение;
Частые головные боли, головокружения, обмороки, потеря сознания;
Судорожные припадки;
Энурез;
Сердцебиения при отсутствии заболеваний сердца;
Чрезмерная робость, необоснованный пессимизм, неверие в свои силы, страхи;
Фиксированность на состоянии здоровья;
Резкое обледнение или покраснение кожных покровов;
Нарушения ритма дыхания при волнении;
Склонность к запорам или частому стулу и мочеиспусканию;
Замедленный темп действий;
Демонстративные суицидальные попытки, членовредительство;
Снижение памяти, ограниченность внимания, неадекватность, нелогичность.
Вязкость мышления.
Организация работы по выявлению военнослужащих с признаками нервно-психической неустойчивости должна предусматривать плановые мероприятия в период прибытия молодого пополнения в часть, в период адаптации к военной службе (первые 3—5 месяцев), а также в период последующего прохождения военной службы.
С прибытием молодого пополнения в часть психолог проводит инструктивно-методическое занятие с должностными лицами пункта приема молодого пополнения и офицерами подразделений. На этом занятии он в доступной форме рассказывает о сущности и признаках проявления нервно-психической неустойчивости в общении, поведении, деятельности, внешнем виде военнослужащих, а также указывает, на что следует обратить внимание при изучении документов, наблюдении и в процессе беседы с прибывшим пополнением.
В результате изучения документов могут быть получены косвенные признаки нервно-психической неустойчивости: психические заболевания у родителей и близких родственников; перенесенные травмы и инфекционные заболевания головного мозга; наблюдение в психоневрологическом диспансере; ночное недержание мочи; воспитание в неблагополучной семье; отсутствие одного из родителей; наличие отсрочки от призыва по состоянию здоровья; приводы в милицию; трудности в обучении и освоении профессии; вовлечение в антисоциальные группы; сложные отношения с товарищами; низкая общественная активность; узость и несоответствие возрасту интересов и увлечений; вспыльчивость; раздражительность; неустойчивость настроения; обидчивость; замкнутость; безынициативность; излишняя принципиальность; слабоволие; раннее пристрастие к алкоголю, курению, употреблению наркосодержащих препаратов.
При наличии 1—2 признаков военнослужащий заслуживает более пристального внимания и наблюдения, а при наличии 3—5 признаков заносится в списки для более глубокого обследования психологом части.
Наблюдение в ходе беседы или проведения психологического обследования также дает возможность выделить ряд признаков, говорящих о нервно-психической неустойчивости военнослужащего. К таким признакам следует отнести: развязное поведение; легкую раздражительность; вспыльчивость; нетерпеливость и суетливость; театральность; демонстративность; стеснительность; замкнутость; плаксивость; неловкость; угловатость и резкость движений; скованность позы; неудобную посадку; немотивированные движения руками и ногами; частое моргание; подергивание век и щек; закусывание губ; покраснение кожных покровов лица и шеи; повышенную потливость; недостаточную сообразительность и понятливость (об этом говорят вопросы не по существу); выражение растерянности и испуга; частое обращение к товарищам за разъяснениями; опоздания; задержка с началом работы или ее прекращение при тестировании; примитивность высказываний.
Наблюдение за поведением военнослужащих в повседневной обстановке должно быть направлено на выявление лиц, склонных к замкнутости, уединению, стеснительных, нерешительных, робких, плаксивых или, наоборот, конфликтных, вступающих в пререкания, отказывающихся выполнять приказы, нарушающих распорядок, развязных в поведении. При наличии даже одного такого признака, устойчиво проявляющегося в процессе всего наблюдения, особенно у лиц, уже имевших по результатам изучения документов 1 —2 косвенных признака нервно-психической неустойчивости, военнослужащий заносится в список для углубленного изучения психологом части.
К наблюдению в целях получения конкретных сведений об особенностях поведения представителей молодого пополнения можно привлекать и сержантский состав, предварительно проведя с ним соответствующий инструктаж.
Военнослужащие с признаками нервно-психической неустойчивости, а также отнесенные к четвертой категории профессиональной пригодности по всем классам воинских специальностей, направляются на дополнительное освидетельствование к психиатру (психоневрологу) и с учетом его рекомендаций подлежат динамическому наблюдению у врача и психолога воинской части При этом военнослужащие с резко выраженными признаками нервно-психической неустойчивости нуждаются в медицинском освидетельствовании на предмет годности к военной службе. В отношении военнослужащих с умеренно выраженными признаками нервно-психической неустойчивости принимается решение об ограниченном использовании их по отдельным специальностям либо в определенных ситуациях. Военнослужащие этой группы требуют индивидуальных психопрофилактических, коррекционных, воспитательных и организационных мер (распределение по подразделениям и специальностям).
Лица, в отношении которых по результатам профессионального психологического отбора вынесено заключение «Не рекомендуется к основным воинским должностям», распределяются в подразделения обслуживания.
Заполненные карты профессионального психологического отбора хранятся в штабе (строевом отделении) вместе с учетно-послужными карточками, расставленными в алфавитном порядке и по подразделениям в течение установленных сроков военной службы по призыву. При перемещении военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, карты пересылаются вместе с другими документами к новому месту службы.
Итоги изучения пополнения отражаются психологом в специальном документе, направляемом командиру полка и начальнику вышестоящего органа воспитательной работы — донесении о результатах социально-психологического изучения пополнения.
В содержании донесения отражаются следующие вопросы:
на чем сосредоточивались основные усилия психологической работы в период приема и распределения пополнения;
выводы из итогов работы по изучению пополнения (подтверждаются цифровыми показателями);
социально-психологическая характеристика пополнения (анализ основных социально-демографических и психологических данных, основные выводы, тенденции улучшения (ухудшения) качественного состава пополнения);
количество военнослужащих, отправленных на медицинское обследование и в дальнейшем уволенных с военной службы (причины);
общие выводы и прогноз процесса адаптации пополнения к условиям военной службы;
предложения по совершенствованию работы по социально-психологическому изучению пополнения.
По итогам изучения прибывшего пополнения и на основании представленных психологом данных командир полка (бригады) подводит итоги изучения и издает приказы:
о распределении прибывших военнослужащих по должностям и подразделениям;
о допуске военнослужащих к несению боевого дежурства, караульной службе.
Углубленное изучение
Проводится с учетом данных, полученных на предыдущем этапе изучения. Особое внимание уделяется работе с лицами, у которых обнаружены признаки нервно-психической неустойчивости и затрудненной адаптации к военной службе, а также с военнослужащими, самостоятельно обратившимися к психологу. При этом военнослужащих с низким нервно-психическим уровнем психолог заносит в журнал динамического наблюдения за лицами с признаками нервно-психической неустойчивости и осуществляет их психологическое сопровождение, тесно взаимодействуя с врачом части и офицерами подразделений.
Последующее изучение военнослужащих
Осуществляется офицерами подразделений, психологом в процессе повседневной жизнедеятельности и направлено на изучение отдельных качеств личности военнослужащего в интересах решения стоящих задач. Психолог части по итогам изучения личного состава разрабатывает рекомендации и предложения должностным лицам для принятия управленческих решений по формированию здорового морально-психологического климата, укреплению организованности и воинской дисциплины, рациональному распределению военнослужащих и индивидуализации воспитательного процесса
Изучение социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах организуется и проводится психологом воинской части совместно с офицерами подразделений. Оно включает первичное и последующее изучение (рис. 7). Один раз в период обучения психолог воинской части проводит инструктивно-методическое занятие с должностными лицами по формам и методам изучения социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах. Само изучение осуществляется в плановом порядке или по указанию командира воинской части, его заместителя по воспитательной работе, а также по мере необходимости, например, по запросам командиров подразделений, где наблюдается внутригрупповая напряженность, возникают частые межличностные конфликты и т. п.
- Справочник офицера-воспитателя Содержание
- Раздел 1. Информационно-воспитательная работа в
- Раздел 2. Воспитательная работа и меры по ее укреплению 78
- Раздел 3. Морально-психологическое обеспечение боевых
- Раздел 4. Психологическая работа в части (подразделении) 199
- Раздел 5. Военно-социальная работа 267
- Раздел 6. Культурно-досуговая работа 302
- Раздел 7. Противодействие информационно-
- Слово к читателю
- Раздел 1. Информационно-воспитательная работа в части (подразделении)
- Заместитель командира войсковой части 00000 по воспитательной работе подполковник с. Петров
- План проведения единого дня правовых знаний с личным составом войсковой части 00000
- Дни воинской славы России
- Памятные дни в Вооруженных Силах
- Республики (21)
- Края (6)
- Области (49)
- Города федерального значения (2)
- Автономные области (1)
- Автономные округа (10)
- Общие вопросы воспитательной работы система воспитательной работы в вооруженных силах российской федерации
- 1. Методы изучения субъектов и объектов воспитания:
- 2. Методы воспитательных воздействий и взаимодействий:
- 3. Методы профилактики и перевоспитания военнослужащих:
- Содержание системы воспитания военнослужащих вооруженных Сил Российской федерации
- Планирование воспитательной работы в части (подразделении)
- 1. По общим вопросам:
- 2. По информационному обеспечению, патриотическому воспитанию:
- 3. По психологической работе:
- 4. По культурно-досуговой работе:
- 5. По анализу и профилактике правонарушений:
- 6. По военно-социальной работе и по правовому обучению и воспитанию:
- План воспитательной работы с личным составом войсковой части 00000 на 2000—2007 год
- План воспитательной работы с личным составом войсковой части 00000 на июль 2001 года
- План воспитательной работы личным составом 1-й мер на январь 2002 года
- Комплексный план по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, обеспечению безопасных условий военной службы войсковой части 00000
- Заместитель командира войсковой части 00000 по воспитательной работе подполковник с. Петров
- Проведения предвыходного и выходного дней 21 и 22 июля 2001 года с личным составом войсковой части 00000
- Организация воспитательной работы с молодым пополнением в воинской части
- Раздел 2. Воспитательная работа и меры по ее укреплению
- Сущность и содержание воинской дисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации
- Система работы по поддержанию в полку правопорядка и воинской дисциплины
- Методика профилактики должностных лиц по профилактике неуставных взаимоотношений
- Диагностика и профилактика нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими
- « » 2007 Года г. Южно-Сахалинск
- Прогноз наиболее вероятных нарушений воинской дисциплины, происшествий и преступлений в подразделениях полка
- Действия должностных лиц при самовольном оставлении части военнослужащим
- Противодействие распространению и употреблению наркотиков в подразделении
- Организация работы с обращениями граждан и приема посетителей Правовые основы работы с обращениями граждан и по приему посетителей
- Контроль за работой с обращениями граждан в министерстве обороны российской федерации
- Планирование индивидуальной воспитательной работы. Изучение и учет индивидуальных особенностей военнослужащих
- Примерная служебная характеристика
- Раздел 3. Морально-психологическое обеспечение боевых действий
- Противодействие информационно-психологическому воздействию противника и защита войск (сил) от него
- Раздел 4. Психологическая работа в части (подразделении)
- Взаимодействие психолога с должностными лицами психологической работы
- 3. Этап организации исполнения!
- Интегральный критерий
- Частные критерии и показатели
- Групповая психодиагностика
- Психологическое обеспечение боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней служб
- Раздел 5. Военно-социальная работа
- Организация военно-социальной работы
- Основные требования к социальным работникам
- Судебная зашита социальных прав и льгот военнослужащих, взаимодействие с органами военной прокуратуры
- Организация социальной работы с семьями военнослужащих, деятельность женсоветов
- Перспективный план работы инструкторов по работе с семьями военнослужащих на год должен включать в себя:
- Социальная работа с лицами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
- Социальная работа с семьями погибших военнослужащих
- Работа с военнослужащими, не имеющими жилья
- Социальная работа с увольняемыми военнослужащими
- В соответствии с Типовым положением, утвержденным приказом министра обороны Российской Федерации 2002 г. № 115, на справочно-консультационные пункты возложено решение следующих задач:
- На справочно-консультационном пункте ведется следующая документация:
- Инструкцией установлен следующий порядок направления военнослужащих на обучение:
- Направление
- Командир войсковой части 00000 _ (инициалы, фамилия)
- Раздел 6. Культурно-досуговая работа
- Тематика стенной газеты 1-й роты «Вымпел» на февраль 2003 года
- Примерный сценарий «вечера-портрета», посвященного офицеру передового подразделения, «Боевым традициям Верны»
- Приказ командира войсковой части 00000
- 15 Ноября 2002 г.
- Приказ командира войсковой части 00000
- Об итогах смотра художественной самодеятельности в части и поощрении участников
- 1 Мер, занявшую 1-е место, — переходным вымпелом «Лучшему коллективу художественной самодеятельности» и дипломом I степени;
- 1 И 3 мсб, занявших 2-е и 3-е места, — соответственно дипломом II и III степени.
- 3. За достигнутые творческие успехи и исполнительское мастерство:
- Отдельные вопросы обеспечения воинских частей техническими средствами воспитания и культурно-досуговым имуществом
- Раздел 7 «Противодействие информационно-психологическому воздействию и зашита войск
- Приложение Система работы должностных лиц по поддержанию дисциплины и правопорядка в подразделении