logo
справочник воспитателя 1

Организация военно-социальной работы

Эффективность военно-социальной работы во многом зависит от правильной ее организации.

Организация военно-социальной работы включает:

— планирование военно-социальной работы как составной части общей системы морально-психологического обеспечения деятельности войск, определение приемов и способов, содержания этой работы и последовательности проведения мероприятий;

Социальный работник сможет эффективно выполнять возложенные на него обязанности только в том случае, если он владеет широким кругом соответствующих знаний и умений. Требования, предъявляемые к знаниям и умениям специалиста в области социальной работы, изложены в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, утвержденном Госкомвузом России в 1994 г- и обновленном в 1998 г.

Сложные условия современности, острота социальных проблем, существующих в Вооруженных Силах Российской Федерации, требуют глубокого теоретического обоснования путей преодоления кризисной ситуации, вооружения командиров, других должностных лиц научно обоснованной методикой осуществления социальной защиты военнослужащих. Важное значение при этом имеет разработка и реализация теоретической модели деятельности органов военного управления по организации военно-социальной работы. Представляется целесообразным рассматривать е.е в виде четырех взаимосвязанных компонентов, имеющих следующее содержание.

1. Уяснение целей, задач военно-социальной работы, ее содержания, места и роли в системе обеспечения высокой боевой готовности войск, поддержании устойчивого морально-психологического состояния военнослужащих.

Данная деятельность органов военного управления начинается с тщательного изучения руководящих документов по организации военно-социальной работы, а также нормативных правовых актов о социальной защите военнослужащих. Полученные знания конкретизируются к актуализируются с учетом реального положения дел в части, имеющегося уровня социальной защищенности военнослужащих и членов их семей. Далее органы военного управления объективно оценивают реальное состояние военно-социальной работы в части, определяют пути повышения ее эффективности. На этом этапе тщательно изучается социальная ситуация в районе дислокации части, оцениваются возможности органов местного самоуправления, организаций и учреждений в решении социально-правовых проблем военнослужащих и их семей, оказании им социальной помощи. В процессе этой работы, имеющей подготовительный характер, готовится необходимая база для практической деятельности по осуществлению социальной защиты военнослужащих.

2. Организация и качественная подготовка всех категорий должностных лиц к деятельности по осуществлению социальной защиты военнослужащих.

На данном этапе осуществляются такие мероприятия, как проведение инструкторско-методической работы; обобщение и изучение передового опыта военно-социальной работы; создание учебно-материальной базы; обеспечение организаторов военно-социальной работы необходимой справочной и методической литературой, нормативными актами.

3. Планирование и непосредственное осуществление мероприятий военно-социальной работы.

На основе детального изучения социальной ситуации, определения первоочередных и долгосрочных задач военно-социальной работы органы военного управления осуществляют планирование этой деятельности. На уровне вида Вооруженных Сил, округа и армии мероприятия военно-социальной работы планируются в виде отдельного раздела в месячных и перспективных планах. В дивизии, полку, батальоне военно-социальная работа планируется в виде отдельных мероприятий в месячных и перспективных планах. В роте мероприятия военно-социальной работы отражаются в расписаниях занятий.

Данный этап включает в себя также подбор и расстановку непосредственных исполнителей тех или иных мероприятий. Исходя из специфики решаемых вопросов, их сложности и условий выполнения старший командир (начальник) определяет конкретных должностных лиц, ответственных за их реализацию, дает им конкретные установки, поручения, устанавливает оптимальные сроки исполнения. Неотъемлемой частью этого этапа является также обеспечение действенного контроля за результатами работы. Результативность военно-социальной работы оценивается в ходе инспектирования войск (сил), рассматривается и оценивается в ходе подведения итогов воспитательной работы и состояния воинской дисциплины.

4. Обеспечение постоянной целеустремленности всех категорий должностных лиц в обеспечении социальной защиты военнослужащих.

Органы военного управления, воинские должностные лица в процессе повседневной деятельности по руководству войсками должны руководствоваться правилом: какие бы задачи они ни решали, они должны сознательно ставить перед собой и решать проблему обеспечения социальной защиты подчиненных. В интересах этого целевые установки военно-социальной работы включаются в организационно-методические и планирующие документы; регулярно обсуждаются на совещаниях, собраниях, инструктажах и т. п. Способность должностных лиц обеспечивать реализацию и защищать социальные права подчиненных оценивается при их аттестовании.

В заключение важно подчеркнуть, что все четыре компонента необходимо рассматривать в неразрывном единстве, они взаимосвязанны и взаимообусловленны.