Организация социальной работы с семьями военнослужащих, деятельность женсоветов
Противоречия современного общества, все его проблемы и сложности отражаются на семье военнослужащего. И в то же время все здоровые предпосылки, гарантирующие выход из кризиса, в значительной мере зарождаются в семье как важнейшей ячейке общества. Кто и как будет служить в армии XXI века, во многом зависит от того, каково социальное самочувствие семьи современного военнослужащего, каких детей она производит на свет и как растит их духовно и физически.
Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимными обязанностями и эмоциональной близостью. Семья является одним из устоев общества. Она — важнейший компонент общества, связывающий его с государством. Семья всегда была и остается одним из главных факторов совершенствования общества, полноценного воспитания новых поколений граждан. Повышение социального потенциала семьи, ее активности во всех сферах жизни общества, укрепление брачно-семейных отношений — все это имеет непосредственное отношение к социальному развитию страны, к укреплению морально-психологического состояния военнослужащих.
Поэтому семья военнослужащего закономерно находится в центре внимания военного социального работника, а ее проблемы составляют одну из важнейших сфер его деятельности.
Основные направления социальной работы с семьями военнослужащих изложены в директиве министра обороны Российской Федерации «Об организации работы с семьями военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» 1998 г. № Д-16.
Директива требует от командиров (начальников) всех степеней уделять постоянное внимание работе в семьях, оказывать всестороннее содействие женской общественности в решении широкого круга вопросов социальной и духовной жизни войск. В этих целях рекомендовано:
вопросы практической работы с семьями военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, условия их жизни рассматривать на заседаниях военных советов, на семинарах и совещаниях командного состава, руководителей органов воспитательной работы;
ввести в практику непосредственное общение командиров (начальников) с членами семей военнослужащих и женским активом. Проявлять постоянное внимание к жизни офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих контрактной службы, состоянию нравственной атмосферы в их семьях, утверждению в них трезвого образа жизни;
при рассмотрении вопросов предоставления жилья, финансового обеспечения, оказания материальной помощи учитывать нужды и потребности молодых и многодетных семей, семей военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
на встречах с членами семей военнослужащих, сборах специалистов по работе с семьями военнослужащих, проводимых в военных гарнизонах, воинских частях и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, разъяснять положения указов Президента, решений Правительства Российской Федерации, приказов и директив министра обороны по улучшению социально-экономического положения, о льготах, предоставляемых военнослужащим, гражданскому персоналу Вооруженных Сил и членам их семей;
проявлять заботу об организации досуга и семейного отдыха, оздоровлении детей военнослужащих и гражданского персонала. В интересах удовлетворения духовных запросов, формирования здорового образа жизни, развития творческих способностей и физической закалки членов семей активно использовать возможности культурно-просветительных учреждений и спортивных сооружений Вооруженных Сил Российской Федерации;
включать в состав жилищных, аттестационных и других комиссий, затрагивающих интересы военнослужащих и членов их семей, специалистов по работе с семьями военнослужащих.
Главному управлению воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации, органам воспитательной работы предписано обеспечить разъяснение членам семей военнослужащих задач, вытекающих из особенностей жизни армейских и флотских коллективов, направить их усилия на повышение престижа прочного семейного союза, материнства и отцовства, ответственности супругов за сохранение семьи, создание в ней обстановки высокой нравственности и взаимного уважения, способствующей успешному выполнению военными кадрами их служебного долга, оказание помощи многодетным и моло- дым семьям, семьям погибших военнослужащих; трудоустройство женщин, развитие форм надомной работы; вовлечение членов семей военнослужащих в благоустройство военных городков, улиц, домов; установление тесных контактов с представителями женской общественности района, области, города, края, республики по месту дислокации войск (сил).
Для непосредственной организации социальной работы с семьями военнослужащих в штаты управлений (отделов) воспитательной работы от дивизии и выше введены должности инструкторов (специалистов) по работе с семьями, замещаемые лицами гражданского персонала Вооруженных Сил.
Специалист по работе с семьями военнослужащих организует и направляет работу среди семей военнослужащих, акцентируя внимание на вопросах социальной защиты, воспитания, формирования здорового общественного мнения и настроения. Оказывает содействие и помощь командирам, органам воспитательной работы и женским советам в совершенствовании, активизации этой работы.
Специалист по работе с семьями решает следующие задачи:
изучает настроения, запросы и нужды членов семей военнослужащих, способствует их разрешению. Систематически информирует командование о назревших задачах воспитательной работы с членами семей военнослужащих, их нуждах, запросах, настроениях;
анализирует и обобщает состояние и передовой опыт женсоветов воинских частей, содействует его популяризации, использует этот опыт в работе с женским активом;
принимает участие в организации и проведении социологических исследований по насущным проблемам семей военнослужащих;
изучает и систематизирует материалы и справочные данные по работе среди семей военнослужащих, создает банк данных по многодетным, малообеспеченным, молодым семьям, по семьям погибших и семьям, имеющим детей-инвалидов;
раз в два года (после отчетов и выборов женских советов) представляет в вышестоящий орган воспитательной работы информацию об итогах отчетов и выборов женских советов, критические замечания и предложения, обобщенную социальную характеристику семей офицеров, прапорщиков, качественно-количественный анализ актива;
осуществляет контроль за исполнением принятых постановлений, директив и приказов, решений и рекомендаций, касающихся вопросов работы с семьями военнослужащих;
готовит предложения по вопросам организации работы с семьями в план работы отдела, отделения;
занимается теоретической, методической и правовой подготовкой женского актива, оказывает ему помощь в работе;
способствует формированию мировоззренческой культуры семей военнослужащих, уважительного и бережного отношения к истории и нравственным ценностям государства и Вооруженных Сил Российской Федерации, используя для этой цели воспитательные, информационные, развлекательные и другие формы работы;
организует работу по пропаганде житейского опыта семей, здоровых супружеских отношений, образцового выполнения родительского долга;
принимает участие в подготовке и проведении мероприятий Домов офицеров, Домов культуры и офицерских клубов;
разрабатывает и внедряет в практику работы с членами семей военнослужащих новые обряды и традиции, утверждающие авторитет военной службы, здоровую нравственную атмосферу в семье;
принимает участие в работе с письмами, обращениями, заявлениями членов семей военнослужащих, женской общественности;
оказывает помощь и поддержку в реализации прав жен военнослужащих на труд в условиях рыночной экономики, в развитии предпринимательской и коммерческой деятельности, профессиональной подготовке и переподготовке, повышении квалификации;
тесно взаимодействует в решении вопросов социальной защищенности и воспитания членов семей военнослужащих с управлениями и отделами по вопросам семьи, женщин и детей, созданными в городах и поселках по месту дислокации частей;
поддерживает контакты и взаимодействие с местными женскими советами, другими общественными и благотворительными организациями и движениями, в том числе комитетами солдатских матерей;
разрабатывает документы, определяющие содержание работы с семьями военнослужащих в особый период, доводит их до исполнителей.
Для успешного выполнения возложенных на него задач у инструктора по работе с семьями военнослужащих должны быть следующие документы:
перспективный план работы на год;
ежемесячные планы;
списки льготных категорий граждан: многодетных, малоимущих семей, вдов военнослужащих, семей погибших при выполнении интернационального долга, имеющих детей-инвалидов, детей с хроническими заболеваниями, участников боевых действий в Афганистане, Чеченской Республике и других «горячих точках», ветеранов Вооруженных Сил и Великой Отечественной войны,
списочный состав женского актива;
протоколы собраний, заседаний, материалы сборов и др.;
графики проведения отчетно-выборных собраний и итоги их проведения (план устранения замечаний, реализации жалоб и предложений), а также график встреч командования частей с женской общественностью.
- Справочник офицера-воспитателя Содержание
- Раздел 1. Информационно-воспитательная работа в
- Раздел 2. Воспитательная работа и меры по ее укреплению 78
- Раздел 3. Морально-психологическое обеспечение боевых
- Раздел 4. Психологическая работа в части (подразделении) 199
- Раздел 5. Военно-социальная работа 267
- Раздел 6. Культурно-досуговая работа 302
- Раздел 7. Противодействие информационно-
- Слово к читателю
- Раздел 1. Информационно-воспитательная работа в части (подразделении)
- Заместитель командира войсковой части 00000 по воспитательной работе подполковник с. Петров
- План проведения единого дня правовых знаний с личным составом войсковой части 00000
- Дни воинской славы России
- Памятные дни в Вооруженных Силах
- Республики (21)
- Края (6)
- Области (49)
- Города федерального значения (2)
- Автономные области (1)
- Автономные округа (10)
- Общие вопросы воспитательной работы система воспитательной работы в вооруженных силах российской федерации
- 1. Методы изучения субъектов и объектов воспитания:
- 2. Методы воспитательных воздействий и взаимодействий:
- 3. Методы профилактики и перевоспитания военнослужащих:
- Содержание системы воспитания военнослужащих вооруженных Сил Российской федерации
- Планирование воспитательной работы в части (подразделении)
- 1. По общим вопросам:
- 2. По информационному обеспечению, патриотическому воспитанию:
- 3. По психологической работе:
- 4. По культурно-досуговой работе:
- 5. По анализу и профилактике правонарушений:
- 6. По военно-социальной работе и по правовому обучению и воспитанию:
- План воспитательной работы с личным составом войсковой части 00000 на 2000—2007 год
- План воспитательной работы с личным составом войсковой части 00000 на июль 2001 года
- План воспитательной работы личным составом 1-й мер на январь 2002 года
- Комплексный план по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, обеспечению безопасных условий военной службы войсковой части 00000
- Заместитель командира войсковой части 00000 по воспитательной работе подполковник с. Петров
- Проведения предвыходного и выходного дней 21 и 22 июля 2001 года с личным составом войсковой части 00000
- Организация воспитательной работы с молодым пополнением в воинской части
- Раздел 2. Воспитательная работа и меры по ее укреплению
- Сущность и содержание воинской дисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации
- Система работы по поддержанию в полку правопорядка и воинской дисциплины
- Методика профилактики должностных лиц по профилактике неуставных взаимоотношений
- Диагностика и профилактика нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими
- « » 2007 Года г. Южно-Сахалинск
- Прогноз наиболее вероятных нарушений воинской дисциплины, происшествий и преступлений в подразделениях полка
- Действия должностных лиц при самовольном оставлении части военнослужащим
- Противодействие распространению и употреблению наркотиков в подразделении
- Организация работы с обращениями граждан и приема посетителей Правовые основы работы с обращениями граждан и по приему посетителей
- Контроль за работой с обращениями граждан в министерстве обороны российской федерации
- Планирование индивидуальной воспитательной работы. Изучение и учет индивидуальных особенностей военнослужащих
- Примерная служебная характеристика
- Раздел 3. Морально-психологическое обеспечение боевых действий
- Противодействие информационно-психологическому воздействию противника и защита войск (сил) от него
- Раздел 4. Психологическая работа в части (подразделении)
- Взаимодействие психолога с должностными лицами психологической работы
- 3. Этап организации исполнения!
- Интегральный критерий
- Частные критерии и показатели
- Групповая психодиагностика
- Психологическое обеспечение боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней служб
- Раздел 5. Военно-социальная работа
- Организация военно-социальной работы
- Основные требования к социальным работникам
- Судебная зашита социальных прав и льгот военнослужащих, взаимодействие с органами военной прокуратуры
- Организация социальной работы с семьями военнослужащих, деятельность женсоветов
- Перспективный план работы инструкторов по работе с семьями военнослужащих на год должен включать в себя:
- Социальная работа с лицами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
- Социальная работа с семьями погибших военнослужащих
- Работа с военнослужащими, не имеющими жилья
- Социальная работа с увольняемыми военнослужащими
- В соответствии с Типовым положением, утвержденным приказом министра обороны Российской Федерации 2002 г. № 115, на справочно-консультационные пункты возложено решение следующих задач:
- На справочно-консультационном пункте ведется следующая документация:
- Инструкцией установлен следующий порядок направления военнослужащих на обучение:
- Направление
- Командир войсковой части 00000 _ (инициалы, фамилия)
- Раздел 6. Культурно-досуговая работа
- Тематика стенной газеты 1-й роты «Вымпел» на февраль 2003 года
- Примерный сценарий «вечера-портрета», посвященного офицеру передового подразделения, «Боевым традициям Верны»
- Приказ командира войсковой части 00000
- 15 Ноября 2002 г.
- Приказ командира войсковой части 00000
- Об итогах смотра художественной самодеятельности в части и поощрении участников
- 1 Мер, занявшую 1-е место, — переходным вымпелом «Лучшему коллективу художественной самодеятельности» и дипломом I степени;
- 1 И 3 мсб, занявших 2-е и 3-е места, — соответственно дипломом II и III степени.
- 3. За достигнутые творческие успехи и исполнительское мастерство:
- Отдельные вопросы обеспечения воинских частей техническими средствами воспитания и культурно-досуговым имуществом
- Раздел 7 «Противодействие информационно-психологическому воздействию и зашита войск
- Приложение Система работы должностных лиц по поддержанию дисциплины и правопорядка в подразделении