Судебная зашита социальных прав и льгот военнослужащих, взаимодействие с органами военной прокуратуры
В числе мер обеспечения и защиты прав и свобод военнослужащих наиболее действенной формой является судебная защита. В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Преимущества судебного порядка рассмотрения жалоб очевидны. Судебному рассмотрению свойственны объективность, гласность, публичность, профессионализм, высокий авторитет принятого решения. В административном порядке жалобы рассматриваются, как правило, в пределах одного ведомства, т. е. заинтересованными органами, непублично, в отсутствие заинтересованных лиц, чаще всего лицами, не имеющими правовой подготовки. В связи с этим зачастую принимаются некомпетентные решения по жалобам, что порождает новые жалобы, недоверие к государственному аппарату, должностным лицам.
В ст. 1 Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» сказано, что каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы.
21 декабря 1993 г. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем постановлении «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан» дал однозначное разъяснение: военнослужащие вправе обжаловать в военные суды действия и решения как органов военного управления, так и воинских должностных лиц.
К действиям органов военного управления и воинских должностных лиц, которые могут быть обжалованы в суде, относятся как коллегиальные, так и единоличные действия (решения), если в результате их совершения наступили следующие последствия:
нарушены права и свободы военнослужащего;
созданы препятствия осуществлению военнослужащим его прав и свобод;
на военнослужащего незаконно возложена какая-либо обязанность либо он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Военный суд рассматривает жалобы на следующие действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, в результате которых:
необоснованно задержано присвоение очередного воинского звания;
военнослужащий незаконно понижен в воинском звании или лишен воинского звания в дисциплинарном порядке;
применены другие дисциплинарные взыскания;
отказано в переводе по службе в другую местность по состоянию здоровья военнослужащего и членов его семьи, по семейным обстоятельствам, по выслуге установленных сроков службы в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями;
военнослужащий необоснованно понижен в должности или необоснованно либо незаконно уволен с военной службы;
отказано в увольнении с военной службы при наличии оснований, предусмотренных законом и иными нормативными актами;
возложены обязанности, не предусмотренные законодательством, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными актами;
незаконно возложена материальная ответственность;
военнослужащий не обеспечен положенными видами довольствия либо не обеспечена реализация иных установленных законом прав и преимуществ военнослужащих;
нуждающимся в улучшении жилищных условий отказано в постановке на учет, либо они необоснованно сняты с учета, либо очередь на получение жилого помещения необоснованно перенесена;
военнослужащим отказано в выдаче или свидетельствовании органами военного управления и воинскими должностными лицами копий документов, касающихся их прав и законных интересов.
Военный суд также может рассматривать жалобы и на другие действия органов военного управления и должностных лиц, ущемляющих права военнослужащих, членов их семей.
Директива министра обороны Российской Федерации «О работе органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации при рассмотрении судами жалоб на их действия и решения» 1995 г. № Д. 14 требует от командиров (начальников):
принять действенные меры по укреплению законности в деятельности подчиненных органов военного управления, воинских частей и должностных лиц. Исключить представление на подпись и подписание проектов приказов и директив (в том числе по личному составу и строевой части), затрагивающих права и законные интересы военнослужащих и гражданского персонала, без предварительного осуществления их правовой экспертизы;
своевременно разрабатывать документы, создающие механизмы реализации прав, льгот и преимуществ, установленных законодательством, другими нормативными правовыми актами для личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации;
обеспечивать безусловное и своевременное исполнение вступивших в законную силу соответствующих судебных решений. Информировать суды о принятых мерах в установленные законодательством сроки.
Вышеназванной директивой министра обороны Российской Федерации введена в действие Инструкция о порядке подготовки должностных лиц (их представителей) и представителей органов военного управления к участию в рассмотрении судами жалоб на действия и решения, нарушающие права и свободы военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Инструкция определяет порядок оформления полномочий представителей органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил на ведение дел в судах, учета результатов рассмотрения судами таких жалоб, подготовки представителей к участию в судебных разбирательствах.
Должностные лица, чьи действия и решения обжалуются, могут участвовать в судебных разбирательствах лично или через представителей. При этом полномочия представителя выражаются в надлежаще оформленной доверенности.
Если воинская часть или орган военного управления ликвидированы либо реорганизованы, то к участию в рассмотрении жалоб на их действия и решения привлекаются их правопреемники, к компетенции которых относится восстановление нарушенных прав и свобод заявителя.
Представителями в судах могут быть военнослужащие или лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Должностные лица, получив судебную повестку с извещением о времени и месте судебного заседания по жалобе на их действия и решения, обязаны явиться к установленному сроку в суд лично или направить туда своего представителя.
Для участия в судебном разбирательстве должностные лица или их представители должны изучить и проанализировать обжалуемые действия и решения, требования законодательных и иных правовых актов по вопросам, подлежащим исследованию в суде, нормы гражданского процессуального законодательства, а также проверить, собраны ли необходимые доказательства.
Важное место в защите социальных прав военнослужащих занимает взаимодействие с органами прокуратуры. В указаниях Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации «О мерах по улучшению взаимодействия органов воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации с органами прокуратуры в интересах защиты прав и льгот военнослужащих и членов их семей» 1999 г. № 172/3/4938 отмечается, что командирами, органами воспитательной работы не в полной мере используются возможности органов прокуратуры, которая наделена правом опротестования актов и решений, противоречащих закону. Прокурорскому протесту свойственны объективность, высокий авторитет принятого решения, которые способствуют эффективной защите прав военнослужащих, реальности их восстановления.
Директивные указания Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации предписывают:
организовать встречи командования воинских частей с работниками территориальных прокуратур, на которых обсудить вопросы соблюдения законодательства о социальной защите военнослужащих на поднадзорных прокурорам территориях;.
немедленно уведомлять органы прокуратуры по месту дислокации соединений и воинских частей обо всех фактах издания органами местного самоуправления, руководителями предприятий и организаций решений, ущемляющих права военнослужащих и членов их семей;
о проблемах, требующих решения на федеральном уровне, направлять информацию в Главное управление воспитательной работы Российской Федерации для обобщения и последующего направления в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, другие государственные органы.
- Справочник офицера-воспитателя Содержание
- Раздел 1. Информационно-воспитательная работа в
- Раздел 2. Воспитательная работа и меры по ее укреплению 78
- Раздел 3. Морально-психологическое обеспечение боевых
- Раздел 4. Психологическая работа в части (подразделении) 199
- Раздел 5. Военно-социальная работа 267
- Раздел 6. Культурно-досуговая работа 302
- Раздел 7. Противодействие информационно-
- Слово к читателю
- Раздел 1. Информационно-воспитательная работа в части (подразделении)
- Заместитель командира войсковой части 00000 по воспитательной работе подполковник с. Петров
- План проведения единого дня правовых знаний с личным составом войсковой части 00000
- Дни воинской славы России
- Памятные дни в Вооруженных Силах
- Республики (21)
- Края (6)
- Области (49)
- Города федерального значения (2)
- Автономные области (1)
- Автономные округа (10)
- Общие вопросы воспитательной работы система воспитательной работы в вооруженных силах российской федерации
- 1. Методы изучения субъектов и объектов воспитания:
- 2. Методы воспитательных воздействий и взаимодействий:
- 3. Методы профилактики и перевоспитания военнослужащих:
- Содержание системы воспитания военнослужащих вооруженных Сил Российской федерации
- Планирование воспитательной работы в части (подразделении)
- 1. По общим вопросам:
- 2. По информационному обеспечению, патриотическому воспитанию:
- 3. По психологической работе:
- 4. По культурно-досуговой работе:
- 5. По анализу и профилактике правонарушений:
- 6. По военно-социальной работе и по правовому обучению и воспитанию:
- План воспитательной работы с личным составом войсковой части 00000 на 2000—2007 год
- План воспитательной работы с личным составом войсковой части 00000 на июль 2001 года
- План воспитательной работы личным составом 1-й мер на январь 2002 года
- Комплексный план по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, обеспечению безопасных условий военной службы войсковой части 00000
- Заместитель командира войсковой части 00000 по воспитательной работе подполковник с. Петров
- Проведения предвыходного и выходного дней 21 и 22 июля 2001 года с личным составом войсковой части 00000
- Организация воспитательной работы с молодым пополнением в воинской части
- Раздел 2. Воспитательная работа и меры по ее укреплению
- Сущность и содержание воинской дисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации
- Система работы по поддержанию в полку правопорядка и воинской дисциплины
- Методика профилактики должностных лиц по профилактике неуставных взаимоотношений
- Диагностика и профилактика нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими
- « » 2007 Года г. Южно-Сахалинск
- Прогноз наиболее вероятных нарушений воинской дисциплины, происшествий и преступлений в подразделениях полка
- Действия должностных лиц при самовольном оставлении части военнослужащим
- Противодействие распространению и употреблению наркотиков в подразделении
- Организация работы с обращениями граждан и приема посетителей Правовые основы работы с обращениями граждан и по приему посетителей
- Контроль за работой с обращениями граждан в министерстве обороны российской федерации
- Планирование индивидуальной воспитательной работы. Изучение и учет индивидуальных особенностей военнослужащих
- Примерная служебная характеристика
- Раздел 3. Морально-психологическое обеспечение боевых действий
- Противодействие информационно-психологическому воздействию противника и защита войск (сил) от него
- Раздел 4. Психологическая работа в части (подразделении)
- Взаимодействие психолога с должностными лицами психологической работы
- 3. Этап организации исполнения!
- Интегральный критерий
- Частные критерии и показатели
- Групповая психодиагностика
- Психологическое обеспечение боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней служб
- Раздел 5. Военно-социальная работа
- Организация военно-социальной работы
- Основные требования к социальным работникам
- Судебная зашита социальных прав и льгот военнослужащих, взаимодействие с органами военной прокуратуры
- Организация социальной работы с семьями военнослужащих, деятельность женсоветов
- Перспективный план работы инструкторов по работе с семьями военнослужащих на год должен включать в себя:
- Социальная работа с лицами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
- Социальная работа с семьями погибших военнослужащих
- Работа с военнослужащими, не имеющими жилья
- Социальная работа с увольняемыми военнослужащими
- В соответствии с Типовым положением, утвержденным приказом министра обороны Российской Федерации 2002 г. № 115, на справочно-консультационные пункты возложено решение следующих задач:
- На справочно-консультационном пункте ведется следующая документация:
- Инструкцией установлен следующий порядок направления военнослужащих на обучение:
- Направление
- Командир войсковой части 00000 _ (инициалы, фамилия)
- Раздел 6. Культурно-досуговая работа
- Тематика стенной газеты 1-й роты «Вымпел» на февраль 2003 года
- Примерный сценарий «вечера-портрета», посвященного офицеру передового подразделения, «Боевым традициям Верны»
- Приказ командира войсковой части 00000
- 15 Ноября 2002 г.
- Приказ командира войсковой части 00000
- Об итогах смотра художественной самодеятельности в части и поощрении участников
- 1 Мер, занявшую 1-е место, — переходным вымпелом «Лучшему коллективу художественной самодеятельности» и дипломом I степени;
- 1 И 3 мсб, занявших 2-е и 3-е места, — соответственно дипломом II и III степени.
- 3. За достигнутые творческие успехи и исполнительское мастерство:
- Отдельные вопросы обеспечения воинских частей техническими средствами воспитания и культурно-досуговым имуществом
- Раздел 7 «Противодействие информационно-психологическому воздействию и зашита войск
- Приложение Система работы должностных лиц по поддержанию дисциплины и правопорядка в подразделении