logo
справочник воспитателя 1

Судебная зашита социальных прав и льгот военнослужащих, взаимодействие с органами военной прокуратуры

В числе мер обеспечения и защиты прав и свобод военнослужащих наиболее действенной формой является судебная защита. В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Преимущества судебного порядка рассмотрения жалоб очевидны. Судебному рассмотрению свойственны объективность, гласность, публичность, профессионализм, высокий авторитет принятого решения. В административном порядке жалобы рассматриваются, как правило, в пределах одного ведомства, т. е. заинтересованными органами, непублично, в отсутствие заинтересованных лиц, чаще всего лицами, не имеющими правовой подготовки. В связи с этим зачастую принимаются некомпетентные решения по жалобам, что порождает новые жалобы, недоверие к государственному аппарату, должностным лицам.

В ст. 1 Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» сказано, что каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы.

21 декабря 1993 г. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем постановлении «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан» дал однозначное разъяснение: военнослужащие вправе обжаловать в военные суды действия и решения как органов военного управления, так и воинских должностных лиц.

К действиям органов военного управления и воинских должностных лиц, которые могут быть обжалованы в суде, относятся как коллегиальные, так и единоличные действия (решения), если в результате их совершения наступили следующие последствия:

Военный суд рассматривает жалобы на следующие действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, в результате которых:

Военный суд также может рассматривать жалобы и на другие действия органов военного управления и должностных лиц, ущемляющих права военнослужащих, членов их семей.

Директива министра обороны Российской Федерации «О работе органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации при рассмотрении судами жалоб на их действия и решения» 1995 г. № Д. 14 требует от командиров (начальников):

Вышеназванной директивой министра обороны Российской Федерации введена в действие Инструкция о порядке подготовки должностных лиц (их представителей) и представителей органов военного управления к участию в рассмотрении судами жалоб на действия и решения, нарушающие права и свободы военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Инструкция определяет порядок оформления полномочий представителей органов военного управления и должностных лиц Вооруженных Сил на ведение дел в судах, учета результатов рассмотрения судами таких жалоб, подготовки представителей к участию в судебных разбирательствах.

Должностные лица, чьи действия и решения обжалуются, могут участвовать в судебных разбирательствах лично или через представителей. При этом полномочия представителя выражаются в надлежаще оформленной доверенности.

Если воинская часть или орган военного управления ликвидированы либо реорганизованы, то к участию в рассмотрении жалоб на их действия и решения привлекаются их правопреемники, к компетенции которых относится восстановление нарушенных прав и свобод заявителя.

Представителями в судах могут быть военнослужащие или лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Должностные лица, получив судебную повестку с извещением о времени и месте судебного заседания по жалобе на их действия и решения, обязаны явиться к установленному сроку в суд лично или направить туда своего представителя.

Для участия в судебном разбирательстве должностные лица или их представители должны изучить и проанализировать обжалуемые действия и решения, требования законодательных и иных правовых актов по вопросам, подлежащим исследованию в суде, нормы гражданского процессуального законодательства, а также проверить, собраны ли необходимые доказательства.

Важное место в защите социальных прав военнослужащих занимает взаимодействие с органами прокуратуры. В указаниях Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации «О мерах по улучшению взаимодействия органов воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации с органами прокуратуры в интересах защиты прав и льгот военнослужащих и членов их семей» 1999 г. № 172/3/4938 отмечается, что командирами, органами воспитательной работы не в полной мере используются возможности органов прокуратуры, которая наделена правом опротестования актов и решений, противоречащих закону. Прокурорскому протесту свойственны объективность, высокий авторитет принятого решения, которые способствуют эффективной защите прав военнослужащих, реальности их восстановления.

Директивные указания Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации предписывают:

организовать встречи командования воинских частей с работниками территориальных прокуратур, на которых обсудить вопросы соблюдения законодательства о социальной защите военнослужащих на поднадзорных прокурорам территориях;.

немедленно уведомлять органы прокуратуры по месту дислокации соединений и воинских частей обо всех фактах издания органами местного самоуправления, руководителями предприятий и организаций решений, ущемляющих права военнослужащих и членов их семей;

о проблемах, требующих решения на федеральном уровне, направлять информацию в Главное управление воспитательной работы Российской Федерации для обобщения и последующего направления в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, другие государственные органы.