logo search
справочник воспитателя 1

Диагностика и профилактика нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими

Основные этапы работы по профилактике неуставных взаимоотношений

I этап — прием молодого пополнения, увольнения военнослужащих, выслуживших установленные сроки службы (апрель — июнь; октябрь — декабрь).

разъясняется, как необходимо вести себя в тех случаях, когда кто-либо из сослуживцев посягает на их честь и личное достоинство;

под контролем осуществляется экипировка положенным имуществом;

организуется отправка гражданской одежды родителям;

активно формируется у молодых воинов уважение к порядку, уверенность в соблюдении принципа социальной справедливости и равной ответственности за нарушение дисциплины и правопорядка;

ежедневно заслушиваются младшие командиры (сержанты) о поведении молодых военнослужащих, их настроении, состоянии здоровья, психики. Особое внимание обращается на воинов, которые вступают в пререкания, болезненно реагируют на замечания в их адрес. Максимум внимания уделяется «объектам» шуток, насмешек и т. д. тем, кто отличается замкнутостью. Также проводятся индивидуальные беседы с молодыми воинами, социально-психологические и социологические исследования;

информация направляется на разъяснение традиций части, воспитание верности присяге, Боевому Знамени. Организуются выступления лучших солдат и сержантов перед молодым пополнением. Проводятся еженедельно вечера вопросов и ответов с молодыми военнослужащими;

от сержантов добиваются равной требовательности (по отношению как к землякам, так и ко всем остальным);

усиливается контроль за сохранностью обмундирования, совместно с командирами осуществляется работа по обеспечению воинов, увольняемых в запас, качественным обмундированием, заслуженными знаками отличия;

накануне увольнения в запас в подразделении проводится собрание, на котором утверждаются характеристики (кому необходимы), готовятся благодарственные грамоты на лучших, статьи в газеты по месту призыва со словами благодарности, осуществляется фотографирование личного состава подразделения;

вручается фотография «Моя родная рота» и текст приказа министра обороны Российской Федерации (указа Президента России);

объявляется приказ командира части о занесении в Книгу почета части лучших солдат и сержантов;

заместитель по воспитательной работе пишет письма родным о прибытии и делах призванного солдата, об истории подразделения, части, соединения, в которых он проходит службу. Желательно поддерживать связи с родителями (родными, близкими) на протяжении всего периода службы.

II этап — начало службы молодых воинов в подразделении (июнь — август; январь — февраль):

особое внимание обращается на размещение воинов строго по отделениям в соответствии со штатным расписанием, контролю очередности нарядов, соблюдения графика уборки помещения и территории;

еженедельно, а если требуется, и чаще, офицерами ротного звена проводятся беседы с молодыми воинами;

обеспечивается немедленное реагирование на каждый факт нарушений;

обеспечивается посещение воинами комнат боевой славы части; проведение тематических вечеров: «Представляюсь коллективу»; организуется цикл бесед: «Воинский долг», «Воинская гордость», «Твой командир». Проводятся беседы по вопросам соблюдения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. Организуется выпуск радиогазет о молодых воинах. Каждый случай нарушения уставных правил взаимоотношений должен рассматриваться в ходе общественно-государственной подготовки;

в июне (январе) проводится общее собрание: «Дружба и войсковое содружество — боевая традиция нашей армии. Умножать эту традицию — долг каждого воина». Перед собранием может быть показан кинофильм, выпущена радиогазета, организовано выступление военнослужащих более ранних призывов;

проводится работа в микрогруппах, определяется их направленность, нейтрализуются микрогруппы отрицательной направленности.

III этап — активное овладение боевой специальностью и упрочение внутриколлективных связей в роте (сентябрь — март):

главные усилия сосредоточиваются на углубленном изучении микроклимата в каждом взводе, составлении социально-психологического портрета роты;

при проведении анализа воинской дисциплины за неделю главное внимание уделяется состоянию взаимоотношений в коллективе, выявляются лидеры микрогрупп и на них оказывается постоянное воздействие;

проводятся тематические вечера, посвященные отличникам боевой подготовки, «вечера-портреты», встречи с ветеранами части;

перед выходом приказа об увольнении в запас проводятся индивидуальные беседы с увольняемыми.

Анализ состояния воинской дисциплины

Анализ состояния воинской дисциплины — метод научного исследования, проводимого путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей воинской дисциплины.

Анализ воинской дисциплины позволяет определить, в какой степени состояние воинской дисциплины в конкретной части обеспечивает поддержание боеготовности, способствует выполнению служебно-боевых задач, и на этой основе спрогнозировать перспективы развития, определить наиболее эффективные методы работы.

Цели анализа состояния воинской дисциплины:

выявление реального положения дел;

вскрытие причин и условий, способствующих нарушениям;

определение мер воздействия на нарушителей;

определение способов поддержания воинской дисциплины.

Принципы анализа состояния воинской дисциплины:

объективность;

всесторонность;

конкретность;

систематичность;

комплексность.

Анализ состояния воинской дисциплины включает три этапа:

1-й — подготовительный период — определение содержания целей, методики анализа, распределение задач и обязанностей по его проведению между исполнителями;

2-й — проведение анализа — сбор фактического материала, его обработка, систематизация, оценка дисциплинарной практики и действенности воспитательной работы;

3-й — оценка результатов анализа — выводы, разработка предложений и рекомендаций.

В систему анализа воинской дисциплины входят:

сроки его проведения;

категория военнослужащих, привлекаемых к анализу;

методика анализа и использование исходных данных для его проведения;

система учета преступлений, происшествий, дисциплинарных проступков. Предметом изучения в процессе сбора данных должны быть:

состояние учета военнослужащих, контроля за личным составом в отрыве;

вопросы поддержания уставного порядка и службы войск;

количество и характер правонарушений, грубых дисциплинарных проступков;

уровень требовательности офицеров, прапорщиков, их участие в дисциплинарной практике;

степень исполнительности должностных лиц и всех категорий военнослужащих.

Информацию о состоянии воинской дисциплины заместитель командира по воспитательной работе может получить:

анализируя результаты проверок;

изучая отношение военнослужащих к выполнению учебно-боевых задач;

с помощью личного наблюдения;

из докладов командиров;

из докладов лиц суточного наряда;

в процессе индивидуальных и групповых бесед;

участвуя в проведении мероприятий;

изучая служебные карточки и другие документы;

анализируя приказы, материалы расследования;

изучая результаты контроля и проверки исполнения законодательства;

анализируя письма, жалобы, заявления и др.

В докладе по состоянию воинской дисциплины отражаются следующие вопросы:

общее состояние воинской дисциплины?

влияние воинской дисциплины на боеготовность части;

состояние воинской дисциплины боевого дежурства, боевой службы;

причины происшествий, преступлений;

грубые дисциплинарные проступки.

На основании анализа состояния воинской дисциплины издается приказ.

Вариант

Приказ командира войсковой части 00000