logo search
справочник воспитателя 1

Организация воспитательной работы с молодым пополнением в воинской части

Работа с молодым пополнением после прибытия его в часть включает в себя три основных этапа:

А. Подготовка и прием молодого пополнения в части.

Б. Проведение начальной военной подготовки молодого пополнения.

В. Мероприятия по адаптации молодых воинов в подразделении воинской части на начальном этапе службы.

А. Подготовка к приему молодого пополнения начинается заблаговременно. За один-два месяца до поступления низовать и провести:

с солдатами (матросами) старших периодов военной службы — разъяснительную работу о сущности и значении войскового товарищества и дружбы, об оказании помощи молодому пополнению в адаптации к службе;

с сержантами (старшинами) — занятия по изучению методики работы с молодым пополнением;

с офицерами — занятия по методике изучения молодого пополнения и недопущению в подразделениях случаев неуставных взаимоотношений.

Одновременно с этим необходимо приступить к отбору офицеров, прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин), которые поедут в военкоматы для получения молодого пополнения.

Все направляемые в командировку военнослужащие должны отличаться высокой дисциплинированностью, профессионализмом, требовательностью к подчиненным в сочетании с педагогическим тактом. Перед убытием за молодым пополнением они в обязательном порядке инструктируются командиром части (корабля) и должностными лицами штаба.

В системе воспитательных мер в данный период предусматривается:

подготовка информационного материала о виде Вооруженных Сил, военном округе, объединении, соединении и воинской части, в которых предстоит проходить службу молодому пополнению;

разработка памяток и рекомендаций призывникам по вопросам соблюдения требований и правил поведения в пути следования в воинскую часть, а также практических советов по активному вхождению в ритм армейской жизни и службы;

получение через соответствующих должностных лиц военкоматов наиболее полной информации о морально-психологических и деловых качествах отобранных в воинскую часть призывников; ознакомление с учетными картами, личными делами, объективными листами изучения и другими документами;

проведение индивидуальных бесед с призывниками, формирование общего мнения о личных качествах призванного молодого пополнения; выявление лиц, от которых можно ожидать отклонений в поведении, совершения различного рода проступков; отработка вариантов профилактических и иных действий на случаи возникновения каких-либо конфликтных ситуаций;

доклад командованию части о выполнении служебного задания по отбору и сопровождению в часть молодого пополнения.

В первые дни пребывания в воинской части молодых солдат целесообразно провести следующие мероприятия:

выделить наиболее подготовленных и способных для работы с молодым пополнением офицеров, прапорщиков, сержантов, имеющих практический опыт обучения и воспитания подчиненных;

провести комплекс подготовительных мероприятий с должностными лицами, привлекаемыми к приему и изучению пополнения: учебно-методические сборы, семинары, показательные занятия, инструктажи, зачеты. В обязательном порядке учесть положительный опыт работы с молодым пополнением в предыдущие периоды;

составить расписание занятий и план проведения воспитательной работы с молодым пополнением;

на совещаниях руководящего состава обсудить задачи, связанные с прибытием в часть молодого пополнения;

оформить помещение, где будет размещаться молодое пополнение, в строгом соответствии с требованиями УВС ВС РФ. Размещение молодого пополнения должно быть строго отдельно от военнослужащих более ранних сроков призыва, желательно в отдельной казарме. В комнату досуга личного состава следует выделить необходимое количество газет и журналов, настольных игр, специальную библиотечку. Проверить исправность телевизоров, радиоточек, наличие и качество вещевого имущества.

Прибывшее молодое пополнение обычно встречают лично командир части (корабля) и его заместители. Для придания мероприятию большей торжественности привлекается военный оркестр. Красочно оформляются клуб части и территория военного городка. Вывешиваются транспаранты с приветствиями, обращенными к молодому пополнению.

Молодое пополнение выстраивается на плацу. Начальник команды рапортует командиру части.

Приняв рапорт, командир части (корабля) следует вдоль строя. Оркестр исполняет «Встречный марш». Обойдя строй, командир части выходит на середину и приветствует молодое пополнение.

После этого командир воинской части (корабля) и сопровождающие его лица поднимаются на трибуну. Начинается митинг. Митинг открывает командир части или его заместитель по воспитательной работе. В краткой речи командование поздравляет военнослужащих с прибытием в воинскую часть (на корабль) и выражает уверенность в том, что они с честью и достоинством будут выполнять свой воинский долг.

Желательно, чтобы в митинге приняли участие представители местной власти, родительской общественности, религиозных объединений, офицеры и ветераны воинской части (корабля), один-два военнослужащих третьего-четвертого периодов службы.

По окончании митинга молодое пополнение проходит торжественным маршем перед трибуной и направляется в отведенную для него казарму (помещение) для обустройства.

В последующие дни командир воинской части (корабля) лично или через своих заместителей, офицеров штаба и воспитательных структур контролирует проведение санитарной обработки, медицинского обследования и социально-психологического изучения молодого пополнения, выдачу и подгонку обмундирования и обуви, организацию и проведение занятий по совершенствованию военной подготовки, полученной до призыва на военную службу.

Б. В период проведения начальной военной подготовки молодого пополнения основная задача — обеспечение эффективной адаптации молодых воинов к армейским условиям жизни и деятельности. В этот период в воспитательной работе с молодыми солдатами предусматривается:

— формирование у них первичных установок и навыков военной службы, осознанного выполнения воинского долга, уставных требований, организованности, исполнительности, дисциплинированности, уважительного отношения к командирам и начальникам;

изучение в системе общественно-государственной подготовки учебных тем, доведение до них общих положений о военной службе, воинских законах и уставах, о нормах и правилах взаимоотношений в воинском коллективе, о роли и значении дружбы и войскового товарищества;

разъяснение молодым воинам требований Военной присяги и уставов, сути и содержания героизма и мужества, верности Боевому Знамени части;

обеспечение молодых воинов всеми положенными видами довольствия, проявление постоянной заботы о молодых солдатах, обеспечение обстановки доброжелательности и внимания к ним, четкой организации работы всех довольствующих служб воинской части;

постоянное изучение морально-психологических и деловых качеств молодых солдат, проведение индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими, отличающимися замкнутостью, имеющими отклонения в психике и поведении, ставшими объектом шуток и насмешек, испытывающими тоску по дому;

организация изучения и разъяснения положений общевоинских уставов, проведение бесед и информации на темы патриотического, воинского, правового, нравственного воспитания, доведение до молодых воинов мер ответственности за дисциплинарные проступки и воинские преступления, разъяснение порядка поведения в случаях посягательств со стороны недисциплинированных воинов;

решительное пресечение любых попыток солдат и сержантов старшего призыва оказать психологическое воздействие на молодых солдат оскорблением их достоинства, грубостью, сквернословием, материальным ущемлением и т. д.;

подготовка и проведение торжественного принятия молодыми солдатами Военной присяги, приглашение на это мероприятие их родных и близких.

В. При проведении мероприятий по адаптации молодых воинов в подразделении воинской части следует учитывать, что начальный этап службы оказывает на них большое влияние. Первые дни пребывания в подразделении, первые впечатления, первые встречи с командованием и личным составом во многом определяют отношение молодых воинов в целом к военной службе.

Воспитательная работа в данный период должна быть направлена на развитие у молодых воинов положительной мотивации к овладению воинской специальностью и добросовестному выполнению гражданского долга по защите Отечества. Ее особенности заключаются в следующем:

С прибытием в подразделение молодых солдат в воспитательной работе основные усилия направляются на активный их ввод в строй согласно штатно-должностному предназначению. Молодые воины назначаются на воинские должности, до них доводятся ближайшие и перспективные задачи подразделения и части. Особое внимание следует уделить исключению неуставных взаимоотношений со стороны военнослужащих старших сроков призыва.

Вручение оружия производится в торжественной обстановке (в форме воинского ритуала), чтобы у молодого солдата надолго запечатлелся в памяти этот день. Необходимо как можно чаще поощрять военнослужащих за усердие и служебное рвение для формирования положительной мотивации к военной службе.

Необходим постоянный и всесторонний контроль за вхождением молодых солдат в коллектив подразделения. Следует учесть межличностные взаимоотношения, избежать обстановки конфликтности. Должна своевременно оказываться помощь в процессе учебы, службы, организации быта и досуга. Должностными лицами проводятся мероприятия, способствующие сплочению воинского коллектива, укреплению воинской дисциплины, формированию здорового общественного мнения.

При организации боевой подготовки, несения службы в карауле, наряде необходимо учитывать особенности молодых солдат, складывающиеся межличностные связи, их положительные стороны характера и недостатки,

В воспитательных мероприятиях, общественно-государственной подготовке особое внимание уделяется военно-профессиональной и историко-патриотической тематике, связанной с традициями Вооруженных Сил, своего соединения и воинской части.

Молодые солдаты включаются в общественную работу, выполняют раз личные общественные поручения и обязанности.

Период активного освоения воинами служебных обязанностей и упрочения внутриколлективных связей характеризуется динамизмом учебно-боевой деятельности, укреплением прочных связей между военнослужащими различных сроков службы.

Здесь также необходимо учитывать определенные положительные в негативные моменты жизни и деятельности воинских коллективов и в соответствии с этим организовывать и проводить воспитательную работу.

1. Характерной чертой данного периода является более глубокое осознание всеми военнослужащими, в том числе и молодыми воинами, значимости военной службы и воинского долга. Они отчетливо осознают задачи повышения боевой готовности и укрепления воинской дисциплины.

Как правило, новое пополнение довольно быстро осваивает свои функциональные обязанности и более серьезно относится к обучению, определяет практическую целесообразность в занятиях, лучше и полнее видит их положительные стороны и недостатки.

2. Одной из особенностей, которая заметно проявляется в это время у воинов первого периода службы, является их активность в своем самоутверждении, в стремлении выделиться в лучшую сторону из общей массы, чем-то отличиться. В то же время в этот период возможны конфликты, борьба за, власть, примыкание к различным группировкам. Особое внимание следует уделить целенаправленному формированию и утверждению здорового морально-психологического климата в воинских коллективах, недопущению изменения общих ценностей в отрицательную сторону.

Практика показывает, что целенаправленная воспитательная работа может в значительной мере повысить служебную и общественную активность молодых воинов и всех военнослужащих подразделения, если предусмотреть:

повышение чувства личной ответственности за боевую готовность подразделения, части;

дальнейшее совершенствование военно-профессионального мастерства;

организацию проверки индивидуальной подготовки в объеме программы по установленным нормативам;

активное использование в учебно-боевой подготовке взаимопомощи военнослужащих, применение поощрений и взысканий. Причем оправданно, когда воины поощряются преимущественно за успехи в службе, непосредственно связанные с решением задач боевой готовности, за успехи в овладении воинской специальностью, в том числе смежной.

При организации воспитательной работы следует обратить внимание на укрепление и развитие интереса у молодых воинов и всего личного состава к военному делу, к непрерывному совершенствованию своего мастерства, на обеспечение в коллективе здоровой морально-психологической обстановки На занятиях по боевой подготовке, в системе ОГП весьма важно, чтобы ставились более сложные учебные задачи, исключались их повторения на одном и том же познавательном уровне. Именно на данном этапе вносятся в учебный процесс более сложные элементы, усложняется и видоизменяется учебная обстановка. Все это обогащает военнослужащих новыми знаниями, навыками и умениями.

Особое внимание необходимо уделить изучению микроклимата в воинских подразделениях. Основные усилия в работе офицеров с личным составом

необходимо сосредоточить непосредственно в подразделениях. Ее целью является изучение положения дел, анализ морально-психологической обстановки в коллективах и взаимоотношений между военнослужащими.

В ходе данной работы выявляются лидеры микрогрупп, определяется их направленность. Офицерами-воспитателями проводятся индивидуальные и групповые беседы с различными категориями военнослужащих, анализируется дисциплинарная практика, эффективность проводимых воспитательных мероприятий. Здесь следует учесть, что в первые дни военнослужащий будет проявлять свои положительные и отрицательные качества постепенно, ожидая реакции на свои действия. При одобрении тех или иных поступков он будет самоутверждаться в положительную или отрицательную сторону. Поэтому желательно нейтрализовать воздействие на молодое пополнение военнослужащих с отрицательной направленностью. С этой целью следует закрепить за пополнением воинов положительной направленности, активно вовлекать молодых воинов в служебную деятельность.

Особое внимание уделяется профилактике неуставных взаимоотношений между военнослужащими. По целому ряду признаков можно определить, насколько благополучно обстоят дела в том или ином подразделении. Например, о неблагополучной обстановке свидетельствуют:

неряшливый внешний вид солдат первого периода службы (грязное обмундирование, сношенная обувь, старое нательное белье, отсутствие отдельных предметов военной одежды);

пассивность общения, замкнутость, уединение молодых солдат в свободное время, в праздничные и выходные дни;

выполнение молодыми воинами наиболее тяжелых и трудоемких работ, в том числе и в свободное от службы время, стирка и глажение чужих предметов формы одежды, когда все заняты в культурно-массовых и спортивных мероприятиях;

«добровольное» размещение на неудобных местах на рабочих объектах, в спальных помещениях, при просмотре кинофильмов и телепередач;

попытки сокрытия различного рода травм, в том числе при медицинских осмотрах;

общественная пассивность, отсутствие желания идти в увольнение или культпоходы.

Указанные признаки должны заставить командование части, подразделения с еще большей тщательностью вникать в проблему формирования взаимоотношений в данном коллективе, принимая меры по нормализации обстановки с учетом их воспитательных последствий.

Таким образом, эффективность всех форм воспитательной работы с молодыми воинами зависит от содержания, качества подготовки воспитательных мероприятий, от того, как при этом учитываются социально-психологические особенности данной категории военнослужащих, а также различные этапы первоначального периода их службы в Вооруженных Силах.

Заключительным этапом приема молодого пополнения должен стать День молодого солдата.

Цель проведения Дня молодого солдата (матроса) — подвести итоги начального периода службы молодых воинов и осуществить это таким образом, чтобы вызвать у них желание служить добросовестно. День молодого солдата (матроса) организуется и проводится 2 раза в году (в зимнем и летнем периодах обучения. Мероприятие проводится в виде торжества, праздника, как правило, в один из выходных дней второго-третьего месяца зимнего (летнего) периода обучения, когда уже есть возможность оценить и сопоставить успехи молодого пополнения в боевой подготовке.

Проведению Дня молодого солдата должна предшествовать определенная подготовительная работа. Суть ее состоит в том, чтобы объективно оценить успехи молодого пополнения в учебе и службе. Необходимо выявить у подчиненных то, что им удается лучше всего. Это могут быть занятия на технике, огневая, строевая, физическая, общественно-государственная подготовка, несение внутренней, гарнизонной и караульной службы, суточного наряда, личная дисциплинированность, участие в общественной работе и т. п.

Начиная со взвода (группы, экипажа, расчета) подготовительная работа организуется и осуществляется затем на всех последующих уровнях, включая воинскую часть (корабль). Важно, чтобы при этом было оценено и отмечено поощрениями как можно большее количество солдат (матросов) в зависимости от их личного вклада в решение задач, стоящих перед подразделением и воинской частью (кораблем). Проведение мероприятии, посвященных Дню молодого солдата (матроса), следует организовывать с учетом того, что, помимо молодых воинов, в воинской части (на корабле) есть и даже превалируют воины второго-четвертого периодов службы, поэтому, планируя и организуя День молодого солдата (матроса), следует предусмотреть воспитательные мероприятия и с военнослужащими старших периодов службы.

К подведению итогов учебы и службы молодых воинов рекомендуется приурочить: в подразделениях — выпуск боевых листков, листков-молний, стенных газет, специальных стендов, а в части (на корабле) — выпуск фотогазет, специальных радиопередач, посвященных лучшим молодым солдатам (матросам) и показу их достижений.

День и место чествования молодых солдат (матросов) определяет командир части (корабля). Наиболее удобным для этого днем является воскресенье, а местом проведения — клуб воинской части.

В назначенные день и время молодые воины собираются в клубе. На чествовании солдат (матросов) присутствуют командование воинской части (корабля), командиры подразделении, специально приглашенные на данное мероприятие представители администрации города, района, поселка, ветераны войны и боевых действий, ветераны части, представители военкомата, религиозных объединений, члены женсовета воинской части (корабля), родители солдат (матросов). Для придания мероприятию большей торжественности привлекается оркестр воинской части.

Чествование молодых солдат (матросов) кратким вступительным словом открывает командир воинской части (корабля). С докладом о становлении молодого пополнения выступает один из его заместителей. В докладе (15— 20 минут) целесообразно осветить вопросы адаптации молодого пополнения, сообщить, какие результаты достигнуты в решении задач боевой и морально-психологической подготовки, укреплении воинской дисциплины, кто имеет наиболее высокие показатели в боевой учебе и за счет чего они достигнуты, какие задачи предстоит решать в ближайшее время. Желательно во время доклада ссылаться на схемы, таблицы, диаграммы, представленные в клубе.

Со словами приветствия и напутствия к молодым воинам обращаются присутствующие гости. Лучшие молодые воины награждаются денежными премиями, ценными подарками.

Зачитывается приказ по воинской части о поощрении молодых солдат (матросов) властью командира части (корабля). В качестве поощрения в данном случае можно объявить благодарности, а наиболее достойным сообщить на родину или по месту прежней работы (учебы) об образцовом выполнении ими своего воинского долга.

В заключение можно организовать групповое фотографирование молодых солдат (матросов) с командованием воинской части (корабля) и гостями.

В этот день специально для молодых воинов рекомендуется провести показательные соревнования в масштабе части по выполнению нормативов на боевой технике и с оружием, организовать экскурсии в музеи, по местам боевой славы, шефские концерты и спектакли.

Этап приема молодого пополнения может оказать огромное влияние на всё дальнейшее прохождение службы молодыми солдатами.