logo search
справочник воспитателя 1

Взаимодействие психолога с должностными лицами психологической работы

В решении задач психологической работы участвуют различные субъекты. Каждый из них выполняет свои специфические функции. Вместе с тем успех этой работы может быть обеспечен лишь совместными, хорошо скоординированными усилиями всех ее участников. Это предполагает сочетание двух уровней организации и проведения мероприятий психологической работы:

а) уровень применения методов и процедур специального психологического изучения и воздействия, осуществляемых квалифицированным специалистом — психологом воинской части;

б) уровень мероприятий, реализуемых должностными лицами в рамках традиционной организаторской, воспитательной деятельности и обучения военнослужащих на основе учета информации, полученной от психолога воинской части.

Таким образом, особую значимость приобретает вопрос взаимодействия психолога как основного специалиста в воинской части с другими субъектами психологической работы, непосредственно осуществляющими воспитание и обучение подчиненного личного состава. В иерархии этого взаимодействия можно выделить как минимум четыре типа связей: отношения с должностными лицами; отношения с военнослужащими и членами их семей; отношения с другими психологами; отношения с другими специалистами.

Профессиональное пространство взаимодействия для войскового психолога может быть представлено, следовательно, как социотехническая система, объединяющая субъектов, взаимодействующих по поводу решения конкретной проблемы Основанием для выделения типов и форм взаимодействия является понимание психолога как субъекта служебно-профессиональной деятельности, включенного в кооперацию содеятельностей различных субъектов психологической работы, в которой определенному виду «заказа» на обеспечение необходимой продуктивной основы его деятельности соответствуют реализуемые психологом профессиональные позиции (исполнитель, исследователь, управленец, проектировщик).

При этом позиция «исполнитель» отражает служебную составляющую его активности, направленную на выполнение распоряжений командования и обязанностей по службе.

Позиция «исследователь» в качестве продуктивной основы подразумевает психологический диагноз как результат работы по изучению психологических факторов воинской деятельности и психологических характеристик личного состава, включающий психологическую характеристику объекта изучения, прогноз его возможного развития, рекомендации и предложения по его оптимизации.

Позиция «управленец» реализуется посредством применения специальных психологических процедур и средств по разрешению психологических проблем военнослужащих и гражданского персонала, а также путем оказания методической помощи должностным лицам при проведении различных мероприятий по воспитанию и обучению личного состава.

Позиция «проектировщик* предусматривает участие психолога не только в разработке специальных психологических средств (методики, приемы, техники и т. п.), но и в проектировании различного рода нормативных документов, разрабатываемых в части по вопросам психологической работы, а также проектировании условий, обеспечивающих эффективность проводимых мероприятий.

Каждый из субъектов психологической работы, реализуя тот или иной тип присущей (характерной) ему деятельности, является также выразителем определенной профессиональной позиции по отношению к общей для всех решаемой проблеме. Основой для определения «своей» профессиональной позиции выступает нормативно предписанный способ действий с объектом, нуждающимся в переводе его в новое качество функционирования. Таким объектом может, например, являться военнослужащий, нуждающийся в оказании ему психологической помощи. Допустим, в результате проведенной предварительной работы психолог определил те условия, которые могут способствовать разрешению имеющейся у человека проблемы. Но создание этих условий во многом зависит и от других людей (кроме самого психолога и данного военнослужащего).

Таким образом, определение потенциального круга лиц, которые могут помочь в данном вопросе, может быть расширено за счет привлечения других специалистов, представителей воинского коллектива, родственников и знакомых, должностных лиц и т. п. Возникающая в таком случае (по поводу помощи конкретному человеку) профессиональная кооперация заинтересованных участников рассматривается как единый процесс преобразования «исходного материала» в новое качество, в котором один участник кооперации заинтересован в определенном продукте деятельности другого. Например, для более плодотворной работы с военнослужащим (клиентом) необходимо понимание особенностей ситуации должностными лицами подразделения, в котором служит этот воин, и соответствующие шаги с их стороны (неразглашение информации, создание щадящего режима деятельности, перевод на другую специальность, в другое подразделение и т. п.).

Принципиальным в представленной модели взаимодействия (рис. 2) является выделение такого важного элемента, как «психологическое сообщество». Осуществляемые в его рамках основные формы сотрудничества реализуют функции не только обмена опытом и повышения квалификации, но и квалифицированной оценки профессиональной компетентности психолога.

Возможности реализации профессиональных связей у психологов достаточно многообразны. Профессиональное взаимодействие психологов может быть реализовано, например, в форме их непосредственного участия в работе различных специализированных практических семинаров, курсов, на которых обсуждаются конкретные вопросы теории и практики организации психологической работы, оказания психологической помощи и т. п. Важной формой взаимодействия является участие психологов в реализации различного рода экспериментальных исследований. Приобретение опыта и обмен им происходят также в ходе взаимного посещения сеансов консультирования и психотерапии, наблюдения за работой более опытных психологов.

Взаимодействие психолога с командиром воинской части, а также с командирами подразделений занимает важное место в общей системе психологической работы. Являясь субъектом военного управления, командир сталкивается на практике со значительным объемом информации, объективная оценка которой есть необходимое условие успешного выполнения профессиональных задач. Осуществляя комплексный, системный подход к управлению воинской частью (подразделением), он должен правильно оценивать разнообразные характеристики данного объекта управления — организационные, технические, профессионально-демографические и социально-психологические параметры. Поэтому особую значимость приобретает взаимодействие командира с психологом, который способен квалифицированно решать вопросы, связанные с психологическим изучением и управлением военнослужащими.

Изучение войсковой практики показывает, что основными ситуациями, обусловливающими обращение командира к психологу, являются:

получение офицером необходимой информации для принятия управленческого решения;

обращение за советом, предложением и информацией, которые касаются построения наиболее оптимальной модели взаимодействия (общения) с другими должностными лицами и военнослужащими;

привлечение в качестве эксперта, консультанта по оценке условий жизнедеятельности личного состава и факторов, влияющих на уровень морально-психологического состояния личного состава;

получение психологической помощи лично (включая методическую помощь и обучение проведению мероприятий психологической работы).

основное содержание и специфика взаимодействия офицера (командира) и психолога, отражающие наиболее общие структурные элементы управленческого цикла командирской деятельности, представлены на рис. 2. как видим, взаимодействие командира и психолога во многом опосредовано «движением» между ними информации психологического содержания. Успех психологической работы будет определяться умением и желанием командира использовать в интересах дела эту информацию. По форме она может быть представлена в виде:

аналитической справки (например, оценка морально-психологического состояния личного состава части, подразделений, наиболее острых проблем, материал об изучении молодого пополнения, о проведенных мероприятиях психологической работы и т. п.);

консультации по интересующему вопросу;

рекомендации и предложения (они должны иметь адресата, быть конкретными, взвешенными и корректными, документированы)

в оенный руководитель психолог

1. АНАЛИТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

— уяснение полученной задачи проблемной ситуации)

— сбор объективной информации о структуре и характеристиках

управляемой системы и внешних факторах

— формирование концептуальной модели

решения проблемы

— выявление имеющихся способов и средств воздействия на ситуацию

— всестороннее рассмотрение альтернатив с

учетом определенных критериев требуемой

эффективности

< — >

— представление необходимой

информации:

— о психологических

факторах, влияющих на

выполнение поставленной

задачи и обусловливающих

специфику ситуации;

— о психологических

характеристиках личного

состава, определяющих

профессионально-

психологическую готовность к

выполнению задачи;

— о состоянии, особенностях

и возможностях

психологического обеспечения

различных аспектов

деятельности военнослужащих

2. ЭТАП ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ

— определение основного

направления действий

— выбор перспективных и

текущих целей

— определение программ-

планов деятельности

подчиненных, а также

условий, средств и способов

их реализации

— определение форм

взаимодействия

исполнителей между собой

— нормирование

трудозатрат и определение

сроков выполнения задачи

< — >

— представляет рекомендации

и предложения:

— по рациональной

расстановке и обучению

военнослужащих с учетом их

психологических

особенностей;

— о возможности и

специфике применения

военным руководителем

социально-психологических

методов управления;

— по созданию необходимых

условий, способствующих

сохранению психического

здоровья военнослужащих