logo
337019_ED9C6_programma_podgotovki_razvedgrupp_o

Обеспечение скрытности марша

Выбор правильного маршрута движения имеет важное значение при маски-

ровке своих следов, при этом должны учитываться все требования, и прежде

всего обеспечение безопасности группы.

В этом отношении заслуживают внимания следующие особенности следов:

- следы, вообще говоря, не так просто обнаружить, а тем более опреде-

лить их давность;

- следы на тропах, пыльных дорогах и песке при сильном ветре уже че-

рез несколько минут после образования исчезают почти полностью;

- следы плохо различимы на гальке, на участках захламленных хворостом

и валежником, в камышах, если их не ломать, а оставить после прохода в

прежнем положении;

- поверхностные следы на луговой или лесной почве в сухую погоду об-

наруживаются очень трудно, а по истечении 3-4 часов их порой заметить

совершенно невозможно;

- вдавленные следы, оставленные в сырую погоду на поле, или след,

проложенный на росистой траве, сохраняются очень долго и их легко обна-

ружить;

- следы, оставленные на песчаном дне в стоячей воде, покрываются илом

примерно через 3-4 часа после их образования;

- довольно трудно заметить следы и определить направление движения,

если они засыпаны песком или заметены метлой;

- следы на песке у моря, на песчаном берегу озер и рек сохраняются

очень долго и потому легко обнаруживаются.

Учитывая эти особенности, разведчики должны выбирать такой маршрут,

который максимально бы обеспечил безопасность группы.

Каждый разведчик при передвижении должен стремиться скрыть свои следы

различными способами. Для этого необходимо прежде всего знать те призна-

ки, по которым противник может найти следы и не оставлять их на местнос-

ти.

Нужно ступать так, чтобы не ломать стебли) особенно высокой травы.

Переходя дороги, следует выбирать участок с твердым покрытием, где следы

менее заметны, а иногда вообще не поддаются обнаружению. В отдельных

случаях, когда нельзя скрыть признаки перехода дороги, можно применить

шесты, засыпать песком место, где разведчики перешли, или замести остав-

ленные на дороге следы.

Необходимо дезориентировать противника относительно действительного

направления движения, маскируя с этой целью те признаки, по которым оно

определяется.

С дороги следует сходить там, где нет высокой травы, так как место

перехода трудно скрыть, если трава высокая и густая, к тому же в ненаст-

ную погоду и при сильной росе на траве могут оставаться куски грязи от

обуви, указывающие на место, где это происходило. В сильный ветер

пыльные дороги можно переходить без всякой маскировки следов, поскольку

они очень быстро заносятся песком и их трудно обнаружить.

Разведчики должны твердо знать, каким образом надо маскировать свои

следы, если им придется преодолевать водные преграды. Переправляясь на

другой берег на лодке или на подручных средствах, необходимо высажи-

ваться в воде на некотором удалении от берега: в месте причала всегда

остается хорошо заметное углубление, образуемое килем лодки или передней

частью другого средства переправы. Это углубление быстро исчезает, если

дно песчаное и вода проточная. Но когда вода стоячая, а дно илистое, та-

кое углубление может долго оставаться заметным, а следовательно, и легко

обнаруживаемым.

Для подхода к водной преграде и выхода на берег после ее преодоления

необходимо выбирать такой участок, который максимально затруднял бы об-

наружение места посадки на плавсредства и места высадки. Не следует вы-

бирать участки с песчаным берегом, так как на песке долго сохраняются

следы. Следы могут быть скрыты, если подход к реке (озеру, каналу) или

отход после высадки на другой берег осуществлен на участках, захламлен-

ных хворостом, камышом, листвой, различными водорослями, сухой травой,

либо на участках с сухой твердой землей, галькой. Трудно определить мес-

то подхода к реке или отхода от нее, если движение было совершено по

камням (переступали с одного камня на другой). Однако на поросших мхом

камнях в прозрачной воде хорошо видны следы скольжения.

При преодолении водной преграды вплавь или переходе ее вброд нельзя

срывать растения - всплывая на поверхность воды, они демаскируют место

переправы. Когда переправа осуществляется вброд, необходимо подбирать

такой участок, где дно песчаное, так как при илистом дне вода становится

мутной. Это помутнение долго держится в стоячей воде. Водную преграду

вброд лучше преодолевать в местах зарослей, где следы менее различимы,

если не нарушать общий вид этих зарослей.

Особенно трудно маскировать следы в зимнее время, поскольку следы на

снегу очень заметны. С появлением снежного покрова выходить на задания

следует в ветреные дни и в темные ночи, во время снегопада или метелей.

С целью маскировки следов поверх обуви можно надевать бесформенные баш-

маки) сделанные из травы, прибегать к различным ухищрениям, заметать

следы. Для групповых переходов в тылу противника разведчики должны быть

обучены движению "след в след", что требует длительной тренировки.

Нельзя надламывать ветки кустов во время движения и на стоянках, ос-

тавлять на земле обрывки бумаги, окурки, бинты, тряпки, остатки пищи,

пустые консервные банки, срывать и бросать на землю свежие листья, сдви-

гать с места камни, сухую листву, сучья. Нельзя оставлять предметы и ве-

щи, которыми пользовались разведчики (метлы, маты, шесты, палки), так

как все это является признаком для обнаружения их следов и местонахожде-

ния.

Нужно всегда помнить, что противник придает большое значение воздуш-

ной разведке районов действий разведывательных групп, используя для этой

цели вертолеты и армейские самолеты, оснащенные разведывательной аппара-

турой и средствами наблюдения. Разведчики должны хорошо знать основные

требования, предъявляемые к маскировке.

В лесу, зарослях кустарника, камыша, высокой травы воздушное наблюде-

ние затруднено, если строго соблюдать основные принципы маскировки сле-

дов. В лесу воздушное наблюдение ведется в первую очередь за выходами из

леса, за лесными полянами, перелесками, развилками дорог и троп, а также

за другими участками, просматриваемыми с воздуха. Во время наблюдения с

воздуха противник обращает главное внимание на следы стоянок, потухшие

костры, дым костров, оставленные шалаши.

На болотисто-озерных участках наиболее подходящим временем для днев-

ных переходов являются утренние и вечерние часы. Дымка от испарений, а

также частые туманы в значительной мере затрудняют наземное и воздушное

наблюдение. Наблюдатели с воздуха в таких районах обращают внимание

прежде всего на межозерные и межболотные дефиле, на проходимые участки

болот, на места, покрытые густой травой, где могут быть хорошо заметны

оставленные разведчиками следы. В светлое время суток движение по боло-

тистой местности опасно, так как создаются условия для хорошей видимости

с воздуха на значительные расстояния. В лунную ночь экипажи вертолетов

(самолетов) лучше видят с вертолета в направлении светлой стороны гори-

зонта, хуже - в обратном направлении. Совершенно не заметны люди, нахо-

дящиеся в тени предметов и в лежачем положении.

Разведчикам, действующим в зимних условиях, следует иметь в виду, что

реки, озера, болота замерзая и переставая быть препятствиями для их пе-

редвижения, не затрудняют поисковых операций, организуемых противником.

Зимой двигаться нужно по теневой стороне предметов - здесь следы на сне-

гу менее всего заметны с воздуха. Маскировочный костюм должен сливаться

с тоном местности. Остановки в пути следует также делать в тени. При

приближении вертолетов противника необходимо залечь в снегу в тени выс-

тупающих предметов. Оружие и другое снаряжение не должно блестеть, по

блеску легко обнаружить его с воздуха. В безветренные дни и сильные мо-

розы поднимающийся столбом дым может точно указать наблюдателю с воздуха

место стоянки.

Лиственный лес и другая растительность, служившие летом хорошим

средством маскировки, в зимнее время не могут укрыть разведчиков от воз-

душного наблюдения. Всякое передвижение по снегу оставляет на нем следы,

хорошо видимые с воздуха и облегчающие организацию преследования развед-

чиков по их следам.

Экипажи вертолетов (самолетов) ведут воздушную разведку, как правило,

определенных, закрепленных за ними участков местности, изучают эти

участки и знают все имеющиеся следы лыжников, охотников. Каждый вновь

появившийся след на разведываемом участке становится предметом изучения

и проверки. Поэтому разведчики должны совершать переходы в основном по

старым следам.

Метели и бураны затрудняют полеты вертолетов и самолетов и быстро за-

носят оставленные на снегу разведчиками следы. Но в Заполярье следы

очень долго сохраняются, и даже после метели они все еще видны на снеж-

ной глади.

При необходимости переходов в светлое время разведчики должны учиты-

вать, что лучшее время с точки зрения маскировки и укрытия от воздушного

наблюдения противника - до10 часов и после 16 часов, когда предметы дают

больше тени, а в ней легче укрыться от наблюдения с воздуха.

В горах наблюдение с воздуха ведется преимущественно за перевалами,

выходами из дефиле, тропами, дорогами, переправами через горные реки,

источниками воды. В некоторых районах горной местности оно затруднено на

низких высотах, а иногда и вообще невозможно из-за сильных восходящих и

нисходящих потоков, опасных для полетов. Восходящие потоки образуются,

как правило, с наветренной стороны гор, а нисходящие - с подветренной.

Вертикальные воздушные потоки достигают высоты, равной примерно 1/2 вы-

соты хребта, и действуют от него на расстоянии, превышающем в 10-15 раз

его высоту. Зная эти особенности, разведчики могут в таких районах укры-

ваться от воздушного наблюдения противника. 6 Подготовка разведчика

Воздушный поиск организуется группами вертолетов методами парал-

лельного курса вертолетов, зигзага и спирали. Внимательное наблюдение за

полетами вертолетов позволяет выявить те участки, которые интересуют

противника, а следовательно, принять своевременное решение об уходе в

другой район.