logo
337019_ED9C6_programma_podgotovki_razvedgrupp_o

Организация передвижения

Марш разведывательной группы организует ее командир. Он принимает ре-

шение на марш на основе детальной и всесторонней оценки местности в по-

лосе предстоящего маршрута, имеющихся сведений о противнике, состояния и

возможностей группы, а также сроков выполнения поставленной задачи.

В решении на марш командир группы предусматривает:

- цель марша;

- маршрут движения;

- сведения о противнике; места возможной встречи с ним;

- походный порядок группы, состав и задачи походного охранения;

- скорость движения, места и ориентировочное время привалов;

- порядок действий при встрече с противником и места сбора в случае

рассредоточенного ухода от преследования противника;

- сигналы управления и взаимодействия;

- время готовности к началу марша;

- вооружение личного состава, его материальное, техническое и меди-

цинское обеспечение.

Цель марша определяется характером выполняемой группой задачи. Это

может быть:

- выход из района сбора (после десантирования) в район базирования;

- переход с базы к объектам действий и возвращение на базу после вы-

полнения задачи;

- смена базы, когда пребывание на ней становится опасным или нецеле-

сообразным;

- перемещение в новый район действий.

Разведывательные группы часто совершают марш на незнакомой и предва-

рительно неразведанной местности, как правило, ночью, поэтому успех мар-

ша будет во многом определяться выбором маршрута движения. Главное тре-

бование к маршруту - безопасность движения группы при максимальном сох-

ранении сил личного состава. Основными факторами, которые должны учиты-

ваться при выборе маршрута, являются: противник, местность, срок выпол-

нения задачи.

Оценивая противника при принятии решения на марш, командир группы

обязан уточнить, какие силы и средства противника находятся в районе

действий разведывательной группы и в полосе предстоящего марша (войско-

вые и полицейские подразделения и гарнизоны, разведывательные и

контрразведывательные органы, контрольно-пропускные пункты и т.д.); вы-

яснить, в каких районах и населенных пунктах жители относятся наиболее

враждебно к нашим войскам или, наоборот, поддерживают их; выявить какие

объекты, участки дорог, переправы, мосты, перевалы охраняются; уточнить,

какие меры по усилению режима предпринимаются противником в полосе мар-

ша. На основе этих сведений командир группы намечает маршрут, наиболее

целесообразный с точки зрения безопасности от возможного нападения, оп-

ределяет районы, где наиболее вероятна встреча с противником, и меры по

снижению этой вероятности.

Выбирая маршрут, нужно стремиться к обходу различных препятствий на

пути движения. Однако в тех случаях, когда есть угроза безопасности

группы, следует предпочесть более длинный путь, пусть даже связанный с

преодолением таких серьезных препятствий, как густые заросли, отвесные

скалы, болота, реки.

Маршрут движения командир группы прокладывает обычно по карте. При

этом он учитывает условия ориентирования, для чего намечает на маршруте

четкие ориентиры, которые могут быть хорошо видны ночью; определяет ази-

муты на ориентиры по пути движения и расстояние между ними (в парах ша-

гов).

При выборе маршрута в лесистой местности не следует без крайней необ-

ходимости намечать путь движения через крупные лесные массивы, так как

ориентирование в густом лесу, особенно ночью, сильно затруднено. Целесо-

образно прокладывать маршрут вблизи четких местных ориентиров (опушка

леса, просека, берег реки, озера), совпадающих с направлением движения.

Нужно стремиться к тому, чтобы маршрут проходил по таким участкам

местности, на которых менее заметны следы разведчиков. Это особенно важ-

но в зимнее время.

Походный порядок разведывательной группы должен строиться и изме-

няться в соответствии с характером местности, другими элементами обста-

новки. Он должен обеспечивать движение в намеченном темпе, безопасность

группы, удобство управления во время движения и при отражении нападения

противника (уходе из-под его удара).

Обычно походный порядок состоит из ядра группы и походного охранения.

В походное охранение выделяется головной дозор из двух-трех разведчиков.

В случае необходимости осмотра отдельных участков местности и угрозы

столкновения с противником на марше могут высылаться боковые дозоры на

один или даже два фланга. Тыловой дозор высылается при обнаружении или

угрозе преследования группы противником. Состав и количество дозоров за-

висит от численности группы. Постоянно охраняйте фланги и тыл. Это очень

важно. Учтите, что когда применяется подкрадывание, и люди, и животные

пытаются неожиданно напасть на добычу сзади или сбоку.

Основная задача походного охранения - разведка маршрута и предупреж-

дение группы об опасности. Дозоры двигаются на расстоянии, обеспечиваю-

щем зрительную и звуковую связь с командиром группы. На открытой мест-

ности дозор может удаляться на расстояние, превышающее связь голосом. Но

в этом случае обязательно должна быть надежная зрительная связь или

связь по радио.

Командир группы обычно следует в голове ядра группы, управляя дозора-

ми и регулируя скорость движения. Во всех случаях обязательно назначают-

ся наблюдатели за дозорами, за флангами, в стороны которых не высланы

дозоры, за воздухом, а также замыкающий, который, находясь в хвосте ко-

лонны, ведет наблюдение за тылом, а при наличии тылового дозора принима-

ет его сигналы. Замыкающий также обязан не допускать растягивания колон-

ны и остановки отдельных разведчиков.

Очень важна постоянная связь дозоров с ядром группы, для чего уста-

навливаются простые, легко запоминающиеся зрительные и звуковые сигналы,

а также радиосигналы. Зрительные сигналы поддаются руками, изменением

положения оружия, головным убором, фонарем со светофильтром зеленого или

синего цвета. Звуковые сигналы должны имитировать звуки леса или голоса

животных, птиц (характерные для данной местности, времени года и суток).

По радио сигналы подаются зуммером или постукиванием по микрофону.

Для выдерживания направления движения в группе необходимо выделять

так называемых ориентировщиков, которые должны постоянно контролировать

по компасу, небесным светилам и местным ориентирам правильность направ-

ления движения. Кроме того, командир группы назначает счетчиков пар ша-

гов и периодически сверяет данные ориентировщиков со своими данными и

маршрутом, намеченным по карте или схеме.

Скорость движения устанавливается с учетом сложности и протяженности

маршрута, времени года, погоды, состояния грунта, других условий обста-

новки.

В зависимости от этих условий скорость движения может быть различной.

Опыт подсказывает, что средней скоростью пешехода по равнине с твердым

грунтом считается: без груза - 4-5 км/ч, с грузом - 34 км/ч. При расчете

скорости марша по пересеченной местности следует вводить поправки на

подъемы и спуски и в зависимости от углов наклона принимать следующие

скорости движения (см. табл.):

Угол наклона, Скорость, км/час

градус на подъемах на спусках

5-10 3 4

10-15 2,5 3

15-20 2 2.5

20-25 1,5 2

25-30 1 1,5

В зимних условиях скорость движения пешехода резко снижается из-за

снежного покрова. Так, при глубине снега 30-50 см она составляет не бо-

лее 2 км/ч, при 50-75 см - 1 км/ч, выше 75 см - не более 0,5 км/ч. Ис-

пользование при передвижении лыж и снегоступов позволяет значительно по-

высить скорость. Рассчитывая скорость марша, надо ориентироваться на

возможности самых медлительных разведчиков группы и тех, кто несет наи-

более тяжелый груз.

Важное значение для поддержания высокой скорости передвижения и сох-

ранения сил личного состава имеет правильное сочетание интенсивного дви-

жения и отдыха.

Для кратковременного отдыха на марше, а также для уточнения местона-

хождения и определения направления дальнейшего движения, для осмотра и

приведения в порядок обуви, одежды, снаряжения назначаются привалы. Пер-

вый привал продолжительностью 5-10 мин целесообразно устроить через

25-30 мин после начала движения. Во время привала устраняются выявившие-

ся недостатки в подгонке снаряжения, одежды и прежде всего обуви. После-

дующие привалы назначаются при движении по среднепересеченной местности

через каждые 1,5-2 ч движения. Продолжительность привалов 10 мин. При

подъемах промежутки между привалами необходимо сокращать по мере увели-

чения крутизны подъема. Так, при крутизне подъема 15-25% привалы следует

делать примерно через 50 мин, а при более крутых подъемах чаще.

Если намечается пройти около 30 км и более в условиях темноты, то

привал объявляется при преодолении половины пути на 1-2 часа для отдыха

и приема пищи. В тех случаях, когда выбранный маршрут не может быть

пройден за одну ночь, перед наступлением светлого времени разведыва-

тельная группа останавливается на дневку. Районы дневок определяются ко-

мандиром группы заранее, при разработке маршрута по карте, а в последую-

щем уточняются по прибытии в намеченный район.

Во время привалов организуется круговое охранение (наблюдение) и про-

изводится расчет личного состава группы для действий в случае внезапного

нападения противника.

Для успешного достижения целей марша важное значение имеет заблагов-

ременная и целеустремленная подготовка к нему.

Командир группы должен определить: вооружение личного состава, боевые

средства и груз для каждого разведчика группы; нормы обеспечения боепри-

пасами и продовольствием, порядок их расходования; места и порядок укры-

тия лишнего имущества (если оно оставляется в исходном районе); экипи-

ровку личного состава и меры по повышению скорости движения (одежда,

специальная обувь, лыжи, горное снаряжение, переправочные средства), ис-

ходя из характера местности в районе предстоящего марша, климатических и

погодных условий; порядок медицинского обеспечения на марше.

Очень важно правильно уложить все имущество, предназначенное для пе-

реноски, подогнать снаряжение, чтобы оно не стесняло движений и не изда-

вало каких-либо звуков при движении. Особенно хорошо нужно подготовить

обувь (просушить, смазать), правильно подобрать носки или портянки.

В некоторых случаях разведчики группы должны своими силами подгото-

вить простейшие средства для повышения проходимости (снегоступы, волоку-

ши), а также средства для преодоления препятствий.

Перечень и количество боевых и материальных средств, которые берутся

группой, должны строго соответствовать характеру предстоящих действий.

Не следует брать ничего лишнего. Оставшиеся запасы материальных средств

необходимо надежно укрыть в тайниках.