logo
337019_ED9C6_programma_podgotovki_razvedgrupp_o

Диверсионная работа и отрыв от преследования

Основным методом нанесения ударов для РДГ были диверсии на коммуника-

циях врага, на военных и промышленных объектах.

При осуществлении этих операций использовались толовые заряды и самые

разнообразные минные устройства - от миниатюрных магнитных мин, мин за-

медленного действия МЗД и неизвлекаемых мин НМ до мощных фугасов.

На протяжении четырех лет войны менялись условия проведения операций

диверсионного характера, особенно на железнодорожных магистралях и авто-

дорогах.

Наиболее тщательно охранялись железнодорожные мосты. Каждый из круп-

ных мостов представлял собой настоящий оборонительный рубеж с колючей

проволокой, минными заграждениям, системами вышек с пулеметами, дотами,

прожекторными установками, ракетной сигнализацией. Через определенные

промежутки времени по магистралям проходили бронепоезда, обстреливавшие

лесные подходы к дорогам. Широко использовались хорошо обученные сторо-

жевые собаки. Стремясь отвести взрывы от паровозов и вагонов, немцы пус-

кали впереди эшелонов пустые платформы. На особо опасных участках пути

замедлялось движение транспорта, а на некоторых оно разрешалось только

днем и только после тщательного осмотра соответствующего участка дороги

в целях поиска мин.

Серьезнейшей опасностью для диверсантов являлись вражеские засады,

поджидавшие их на подступах к магистралям и на путях отхода. Их можно

было ожидать и на любом участке маршрута. А ведь подрывникам-разведчикам

каждый раз приходилось проделывать огромный путь от базового лагеря до

места диверсии. Преодолевая чащобы и буреломы, болота и открытые прост-

ранства по 30-40 км, а в отдельных случаях и до 100 км, (когда ставилась

целевая задача на проведение диверсии в особо отдаленном участке магист-

рали), несмотря ни на какие преграды диверсанты все же выполняли свои

задачи.

Тактика действий диверсантов на железной дороге обычно была следую-

щей. Группа подрывников почти всегда действовала под прикрытием подгруп-

пы охраны. Подойдя к дороге, группа, залегала в пределах видимости же-

лезнодорожного полотна, изучала обстановку, вела наблюдение, выбирала

место подхода к полотну. Иногда это длилось несколько суток. Установка

каждой мины требовала подлинного мастерства, предельного напряжения и

внимания. Особую опасность представляла установка неизвлекаемых мин,

способных сработать от любого колебания почвы. Большого умения требовала

и маскировка мин. На месте их установки не должно было оставаться ника-

ких следов. Нельзя было перемешивать сухие верхние слои с сырыми нижними

- это сразу бы вызвало подозрение охраны. Лишнюю землю уносили с собой

на плащ-палатке. Установив мину, сверху укладывали поселенные камешки -

так, как они лежали вдоль полотна до минирования. Отходя убирали свои

следы. А ведь все это делалось ночью, в абсолютной темноте, с соблюдени-

ем тишины: при малейшем звуке в небо взмывали ракеты и мгновенно откры-

вался огонь...

Теоретически, для того, чтобы перебить железнодорожный рельс требует-

ся 200 грамм тротила или 400 грамм аммонита или аммонала, но на самом

деле взрыв должен быть настолько сильным, чтобы выхватить в настиле по-

лотна воронку, через которую не перескочить колесным парам паровоза и

вагона. А для этого надо не менее 3-4-х килограммов тротила. Под большой

эшелон ставили 3-4 заряда в разных местах полотна. Удобно было взрывать

полотно на повороте, там заряд ставился в стык рельса тогда эффект был

больше.

Разведчиками-диверсантами для диверсий на автомобильных дорогах была

разработана оригинальная тактика под названием "поле смерти". Сущность

этого способа сводится к тому, что на дороге устанавливаются две-три ми-

ны нажимного действия, причем задние срабатывают от взрыва передней мины

по ходу движения. Таким образом, если взрывается передняя машина, она

взрывает еще 1-2 машины, следующие за ней. Одновременно с этим вдоль

движения колонны, по кюветам, устанавливали мины.

Эта противопехотная мина подпрыгивает при взрыве

вверх. При взрыве машин уцелевшие кидались в кювет и попадали там

на прыгающие мины.

Как уже отмечалось, разведгруппы в тылу часто сами попадали в засады

врага, уходили от преследования. Уходя от преследования, разведчики

обычно минировали противопехотными минами свой след. Отрывались от прес-

ледователей также с помощью гранат. "Лимонку" закрепляли в развилке

куста, рядом с тропой. Чеку гранаты почти вытаскивали, оставляя самый

кончик, сдерживающий боек. Бечевку от чеки протягивали через тропу, за-

маскировав ее.

Затем через каждые 100 м оставляли протянутые веревки, но без гранат.

Расчет был такой. Подорвавшись, преследователи станут более внимательны,

бечевка их будет останавливать, когда же их бдительность притупится,

когда они устанут от пустых поисков, тогда-то и сработает еще один за-

ряд.

Если противник брал группу в кольцо, окружали, тогда применялся способ

прорыва "таран". Прежде всего находили в цепи немцев наиболее растянутую

линию, где были бреши между преследователями, чтобы огневая мощь группы

была сильнее чем у врага в том месте, где намечен порыв. Расположение

РДГ - клином, уступом. В минуту прорыва все решают быстрота, натиск и

неожиданность. Бойцы клином таранили цепь, стреляя из всего что у них

имелось, и исчезали, оставляя позади себя расстрелянных в упор преследо-

вателей.

Были случаи, когда окружали разведчиков в землянке, блиндаже

или бункере. Но и из этой ловушки они бывало выходили живыми, если ко-

нечно сразу же не уничтожали убежище. В таких случаях применялось

"гранатометание с выдержкой", когда выдергивается из гранаты чека и ве-

дется отсчет до "двух, на счет "три" - бросается, а на "четыре" граната

уже взрывается. Такое метание гранаты не дает ей откатиться, она взрыва-

ется в воздухе.

Когда кричат: "Сдавайся!" - то еще есть надежда вырваться. Пяток гра-

нат, брошенных с упреждением, расчистят круг, позволят хотя бы выбраться

на поверхность, и если уж умирать, то не просто так, а в хорошем бою.