logo
337019_ED9C6_programma_podgotovki_razvedgrupp_o

Изучение следов техники

Вид гусеничной боевой техники по следу можно установить довольно лег-

ко, зная ее основные характеристики, в первую очередь ширину колеи и

особенности рисунка отпечатков гусениц, оставленных на почве. Эти данные

для некоторых образцов вооружения и техники НАТО приведены в таблице.

Разведчик-следопыт для измерения этих параметров должен постоянно иметь

с собой рулетку или измерительную ленту.

Труднее определить вид колесной техники по отпечатку следа, так как

одинаковая техника может иметь различные отпечатки шин и наоборот. Вид

колесной техники лучше определять на поворотах, так как именно здесь

видны следы всех ее колес.

При изучении следов необходимо уметь определять вид и количество бое-

вой техники (транспорта), направление движения и давность следа.

Направление движения боевой техники и транспортных средств определя-

ется в основном по характерным признакам оставляемых следов:

- вершины углов в следе протектора шины повышенной проходимости, как

правило, обращены в сторону, противоположную движению;

- грунт под выступом протектора или гусеницы уплотняется несколько

больше в сторону, противоположную направлению движения;

- капли жидкости (масла), упавшие по ходу движения, вытянутыми тонки-

ми концам указывают в сторону движения;

- частицы грунта отбрасываются колесом или гусеницей в сторону, про-

тивоположную направлению движения;

- трава и кустарники приминаются в сторону движения;

- грязь и вода при переезде через лужи, канавы, болота обычно разб-

рызгиваются в стороны и вперед, а в направлении движения остается влаж-

ный след;

- колесная техника на поворотах образует колесами угол расхождения

колеи и угол схождения, причем угол схождения всегда будет направлен в

сторону движения;

- гусеничная техника на повороте образует более широкий след, при

этом уширение следа и выброс грунта идет в сторону, противоположную по-

вороту, а при повороте на месте поперечные борозды, образованные зажатой

(остановленной) гусеницей, вогнутой стороной обращены в сторону движе-

ния;

- если на дне следа колес образовались уступы, то их пологая часть

обращена в сторону движения;

- след тормозного пути нарастает постепенно и резко обрывается в той

стороне, куда шла машина;

- при выезде с грунтовой дороги на шоссе, особенно при влажном грун-

те, на асфальте остаются частицы почвы, указывающие направление движе-

ния.

Очень трудно, а иногда и невозможно установить вид и количество тех-

ники, если по дороге прошла смешанная колонна, так как следы одних видов

транспорта затираются следами других. В этом случае следует для изучения

следов найти такое место, где колонна останавливалась или совершался

объезд застрявшей (остановившейся) машины.