Тема 11. Методика организации и проведения общественно-государственной подготовки в частях и подразделениях
Назначение и основные задачи общественно-государственной подготовки. Планирование и порядок формирования групп. Формы подготовки руководителей групп. План-конспект руководителя группы общественно-государственной подготовки. Организация работы библиотеки, клуба, телецентра, радиоузла в интересах ОГП.
Методика проведения занятий. Основные формы проведения занятий, Вспомогательные формы и методы проведения занятий, Использование технических средств обучения и воспитания.
Контроль состояния ОГП, Методика оценки обучаемых Система работы должностных лиц в части и подразделении по организации и проведению общественно-государственной подготовки. Анализ состояния ОГП при подведении итогов результативности воспитательной работы в части.
Рефераты:
1. Российская Федерация в системе международных военно-политических и экономических отношений.
2. Государственные символы России.
3. Выдающиеся российские полководцы, флотоводцы и военноначальники.
4. Терроризм: сущность, цели, основные формы и методы действий.
5. Выдающиеся военные ученые и конструкторы России.
6. Место подвига - Афганистан
7. Страницы воинской доблести (о мужестве и верности воинскому долгу российских солдат в контртеррорестических и миротворческих операциях).
Литература:
1.А педагогом быль обязан, - М..,1990„
2. Барабанщиков А,В, Основы военной психологии и педагогики / А..В. Барабанщиков, - М,, 1986.,
3., Воспитательной работе - профессиональный подход: Методическое пособие в помощь заместителям командиров по воспитательной работе, организаторам общественно-государственной подготовки и информирования личного состава -Ростов-н/Д, 1996,
4. Давыдов В.П. Офицер и солдаты: заметки о педагогическом мастерстве / В.П. Давыдов.-М.,1989
6. Данилов В.А. Совершенствование общественно-государственной подготовки личного состава части / В А. Данилов // Сборник научных статей адъюнктов -№6 -42. -М, 1995.
7. Калашников И.А. Воинское воспитание и обучение в истории российской армии: Методические материалы к занятиям по общественно-государственной под-
255
готовке офицеров/И А. Калашников-М, ГУВР ВС РФ, 1994 - Вып. 3
8. Коротков Э.Н. Технология проблемно-деятельного обучения в ввузе / Э.Н Коротков -М, 1990
9. Лямзин М.А. Военно-педагогическая подготовка курсантов (слушателей) вузов: история, теория, практика/М,А. Лямзин..-М., 1997,
10. Мерзляк ЛЬ. Командир и подчиненные / Мерзляк Л..Е. -М ,1988..
11. Методика организации и проведения общественно-государственной подготовки в полку (на корабле) /Под общ. ред.. НИ. Резника. - М., 2003.
12. Указания Начальника ГУВР ВС РФ по ОГП на 2004 год № 172/2/3188 от 26 июля 2003 г.
Начиная с 1993 года общественно-государственная подготовка является предметом боевой (командирской) подготовки войск (сил) во всех видах учебно-боевой деятельности, средством поддержания высокого морально-психологического состояния личного состава, важнейшей формой воспитания военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Цель общественно-государственной подготовки:
разъяснение в войсках (силах) государственной политики в обеспечении военной безопасности страны, формирование у личного состава осознанной готовности к защите Отечества, верности воинскому долгу, дисциплинированности, гордости и ответственности за принадлежность к Вооруженным Силам, своему виду (роду) войск, соединению, части (кораблю), а также совершенствование психолого-педагогических и правовых знаний военных кадров.
256
Назначение и основные задачи ОГП
Основные задачи общественно-государственной подготовки:
а) В области обучения личного состава
- вооружать военнослужащих знаниями об истории Отечества, о традициях его вооруженной защиты, актуальных проблемах государственного и военного строительства, о правовых нормах и морально-психологических основах военно-служебных отношений;
- формировать у военнослужащих умения и навыки анализа и оценки событий военной истории, международной жизни и российской действительности, причин и характера войн и вооруженных конфликтов, умение аргументированно защищать и отстаивать позиции и интересы Российского государства, его Вооруженных Сил;
- совершенствовать психолого-педагогические и правовые знания, навыки и умения командиров (начальников), необходимые в практической деятельности по руководству воинскими коллективами
б) В области воспитания военнослужащих:
- формировать у личного состава государственно-патриотическое сознание, чувство любви и верности своему Отечеству, его национальным, кулыур-ным и духовным ценностям на основе лучших образцов героической истории России, боевых традиций ее вооруженных защитников;
- воспитывать у военнослужащих уважение к Конституции и законам Российской Федерации, сознательное отношение к исполнению воинского долга, выполнению требований военной присяги и общевоинских уставов, приказов командиров и начальников, личную ответственность за поддержание высокой боевой готовности и крепкой воинской дисциплины, добиваться выполнения поставленных задач;
- развивать у воинов стремление к добросовестному освоению воинских специальностей, качественному выполнению учебно-боевых задач, повыше-нию профессионального мастерства, формировать морально-психологическую готовность к решительным действиям в боевой обстановке;
- формировать у командиров (начальников) осознанную потребность в совершенствовании знаний, навыков, умений организации и проведения воспитательной работы с подчиненными.
Условием успешного решения всей совокупности поставленных целей и задач является их умелая реализация в ходе каждого занятия, продуманное планирование и четкая организация функционирования всех звеньев системы ОГП. При этом важно, чтобы полученные знания становились основой для самооценки каждым военнослужащим своей жизненной позиции, понимания смысла воинской службы, своей личной причастности и готовности к защите Отечества.
257
Основными документами, определяющими организацию и проведение общественно-государственной подготовки в Вооруженных Силах, являются приказ министра обороны РФ 1993 г. № 250 "Об организации общественно-государственной подготовки яичного состава Вооруженных Сип Российской Федерации", указания и методические рекомендации начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ, типовые учебные планы ОГП личного состава Вооруженных Сил РФ на очередной учебный год.
Общее руководство общественно-государственной подготовкой в полку (на корабле) возложено на командира, а ее непосредственная организация - на заместителя командира по воспитательной работе Офицер по общественно-государственной подготовке и информированию полка (корабля) несет ответственность за планирование, методическое обеспечение ОГП, организует и проводит обучение руководителей групп ОГП, обобщает и распространяет передовой опыт, вырабатывает предложения по комплектованию учебных групп ОГП, подбору и расстановке руководителей, разрабатывает методические материалы по ОГП, методику использования технических средств обучения и воспитания в ходе занятий.
Организация общественно-государственной подготовки
- Предисловие
- Тема 1. Военные, политические, военно-технические и экономические основы военной доктрины Российской Федерации
- Основные виды безопасности государства
- Главные причины возможности угроз безопасности России
- Возможные угрозы безопасности России
- Факторы, обусловливающие внешние угрозы
- Основные внешние угрозы: (Военная доктрина Российской Федерации, ст. 5)
- Угрозы безопасности Российской Федерации на Севере
- Угрозы безопасности Российской Федерации на Востоке
- Основные внутренние угрозы: (Военная доктрина Российской Федерации, ст. 6)
- Внутренние угрозы безопасности России
- Главные цепи обеспечения военной безопасности - предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз Российской Федерации
- Основное содержание обеспечения военной безопасности (Военная доктрина Российской Федерации, ст. 10)
- Основное содержание обеспечения военной безопасности (Военная доктрина Российской Федерации, ст. 10)
- Военная организация государства (Военная доктрина Российской Федерации, ст. 11)
- Основные направления развития военной организации государства (Военная доктрина Российской Федерации, ст. 16)
- Военно-экономическое обеспечение военной безопасности
- Международное военное (военно-политическое) и военно-техническое сотрудничество
- Об обороне:
- Основные термины и понятия, применяемые в законе "Об обороне"
- Организация обороны включает:
- Статья 4. Полномочия Президента Российской Федерации в области обороны
- Статья 5. Полномочия Федерального Собрания в области обороны
- 1. Совет Федерации:
- 2. Государственная Дума:
- Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации в области обороны
- Утверждает Положение о военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
- Статья 8, Функции организаций и обязанности их должностных лиц в области обороны
- Тема 2. Вооруженные Силы России в структуре государственных институтов
- Вооруженные Силы рф, другие войска и воинские формирования, привлекаемые к обороне
- Общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации
- Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации
- Функции Генерального штаба. Положение о Генеральном штабе Вооруженных сил Российской Федерации (утв. Указом Президента рф от 11 ноября 1998г. №1357)
- Основные структурные преобразования в Российских Вооруженных Силах
- Реализация целевой программы обеспечения перехода к комплектованию должностей ряда соединений и воинских частей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту
- Совершенствование системы воспитания и морально-психологического обеспечения военнослужащих, патриотическое воспитание граждан Российской Федерации
- Тема 3. Военные реформы в истории Российского государства: опыт и уроки
- В состав Вооруженных сил входили:
- Федерации
- Тема 4. Дни воинской славы - летопись героической доблести российского воинства
- Дни воинской славы России
- Финансовое обеспечение проведения дней воинской славы России
- Тема 5. Правовой статус военнослужащих
- Ведении боевых действий
- Тема 6. Порядок прохождения военной службы офицерским составом
- Система комплектования вс рф военнослужащими
- Военной службе
- Воинские должности
- Статья 47. Присвоение воинских званий
- Пребывающим в запасе
- 9.. Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и дополнительные протоколы кним.-м, 1994.-320 с.
- Ст 17 Наставления по мгп в вс рф
- Сравнительная таблица деяний, считающихся преступлениями наемничества, содержащихся в нормах международного права и в нормах национального права россии
- Общие обязанности командиров (начальников) по соблюдению норм международного гуманитарного права
- Обязанности помощника командира соединения (части) по правовой работе по обеспечению соблюдения норм международного гуманитарного права
- Тема 8. Военно-педагогическое наследие русских полководцев и его значение для деятельности офицеров в современных условиях
- Тема 9, Организация воспитательной работы в части, подразделении. Основные формы и методы воспитательной работы офицера
- Командир (начальник) на основе задач, решаемых в государстве и Вооруженных Силах, обязан постоянно воспитывать подчиненных:
- Офицер по общественно-государственной подготовке и информированию полка:
- Офицер по социальной работе и профилактике правонарушений полка:
- Офицер по организации досуга - начальник клуба полка:
- Обязан:
- 5. Основные задачи культурно-досуговой работы:
- Еженедельно проводимые воспитательные мероприятия (вариант)
- Система
- Видами информирования также являются:
- Подготовка к информированию
- Проведение информирования
- Информирование - 2 раза в неделю по 30 минут по следующей схеме:
- Огп: Назначение и основные задачи
- Основные задачи огп:
- Ежемесячно проводимые воспитательные мероприятия:
- Ежеквартально:
- Каждый период:
- Ежегодно:
- При планировании мероприятий воспитательной работы основной акцент делается на:
- Воспитательная работа с военнослужащими, прибывшими из учебных подразделений
- Воспитательная работа с военнослужащими с отклоняющимся поведением
- Воспитательная работа по предупреждению суицидальных явлений среди военнослужащих
- Воспитательная работа с военнослужащими, проходящими службу по контракту
- Организация воспитательной работы с сержантским составом
- Организация воспитательной работы с прапорщиками
- Система организации воспитательной работы с офицерским составом Работа по сохранению офицерских кадров
- Организация воспитательной работы с молодыми офицерами:
- Перечень
- В батальонах (дивизионах) и им равных:
- В ротах (батареях) и им равных:
- Тема 10. Психопогия личности военнослужащего и воинского коллектива. Методы изучения индивидуальных особенностей военнослужащих
- Изучение психологических особенностей военнослужащего Изучение подчиненных достигается, как правило, двумя взаимосвязанными путями:
- Индивидуальная беседа
- Наблюдение
- Негативного общественного мнения:
- Методы изучения общественного мнения:
- Формы вопросов
- 1. Почему Вы решили обучаться на военной кафедре?
- 1. Почему Вы решили обучаться на военной кафедре?
- Тема 11. Методика организации и проведения общественно-государственной подготовки в частях и подразделениях
- Организация общественно-государственной подготовки в полку (на корабле) включает:
- Планирование общественно-государственной подготовки в полку (на корабле)
- Организация проведения занятий
- Основные требования к учебно-материальной базе занятий по огп в подразделении, учебной группе
- Порядок формирования учебных групп
- Обучение помощника руководителя группы
- Подготовка руководителей групп Требования к руководителю группы, его функциональные Обязанности
- Руководитель группы огп должен отвечать следующим требованиям: знать:
- Формы подготовки руководителей групп общественно-государственной подготовки
- Основные этапы работы руководителя группы при подготовке
- Порядок подготовки руководителя группы к проведению самостоятельной работы слушателей:
- 3. Заключение:
- Методика проведения занятий
- Семинар, беседа
- Использование технических средств обучения и воспитания
- Контроль и оценка состояния огп
- Методика оценки общественно-государственной подготовки
- Перечень вопросов, отражаемых в анализе состояния общественно-государственной подготовки в полку (на корабле) при подведении итогов результативности воспитательной работы
- Система работы командира роты и его заместителей по организации и проведению общественно-государственной подготовки
- Тема 12. Морально-психологическое обеспечение боевой деятельности войск
- О роли морального фактора
- Примеры:
- Задачи мпо:
- Задачи ивр:
- Информационно-воспитательная работа включает:
- Ликвидация последствий информационно-психологического воздействия противника предполагает:
- Обеспечение войск (сил) техническими средствами воспитания (тсв)
- Психогенные факторы современного боя
- Основные компоненты психологического обеспечения
- Компонешы подюювки личного состава до боя или в мирное время
- Алгоритм деятельности командира но организации мпо боевых действий
- Заключение
- 394000, Г: Воронеж, ул. Пушкинская, 3