Тема 3. Военные реформы в истории Российского государства: опыт и уроки
Направления военной реформы Ивана IV Грозного в середине XVI века. Военные преобразования Петра I Военные реформы 1862-1874 годов в России Военные преобразования российского правительства в 1905-1912 годах, Основное содержание военной реформы в 1924-1925 годах. Исторический опыт и уроки военных реформ в России, их значение для военного строительства и реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе
Рефераты:
Военные реформы Ивана IV Грозного середины XVI в.
Военные реформы Петра 1 (Великого).
Военные реформы 1860-1870 гг.
4. Военные реформы 1905-1912 гг. 5. Военные реформы 1924-192.5 гг.
Литература:
1. Авдеев В.А.. После Мукдена и Цусимы / В.А. Авдеев // Воен. - ист., журн. -
1992.-№ 8.- С. 2-9.
2. Артамонов В..А. Петр I и регулярная армия/В.А. Артамонов//Воен. - ис.
журн. - 1992.-№ 9.-С. 2-9.
Буганов В.И. Петр Великий и его время/В.И. Буганов. - М., 1989. - 188 с.
Военные реформы России: история и современность. - М., 1992.
Военный энциклопедический словарь. -2-е изд. - М., 1986.-С. 633-634..
Иванов Л.Г. Опыт военной реформы 1924-1925 гг. / Л.Г.. Иванов, А.С. Емельянов // Военная мысль. - 1993. - № 4.
Леонов М. Военные реформы в истории Российского государства (XIX - начало XX вв.): опыт и уроки: Методические материалы к занятиям по общественно-государственной подготовке офицеров / М. Леонов, И. Харичкин. - М., 1994-Вып. 3.
Лобов В.Н. Очерки истории отечественных военных реформ / В.Н Лобов. - М., 1995.
9. Осипова М.Н. После Крымской войны/М.Н, Осипова//Воен. - ист. журн. -1992.-№ 2.-С. 4-13..
10. Плотников Н. Военные реформы Милютина / Н. Плотников // Военный вестник -1991.-№ 1.
61
Военные реформы в истории государства Российского: опыт и уроки
Военная реформа Ивана IV (Грозного): середина ХVIв.
2. Организация централизованного управления армией.
3. Выделение наряда (артиллерии) в самостоятельный род войск 4. Централизация системы снабжения.
5. Создание постоянной сторожевой службы на южной границе.
Поместное войско
1. Создано по уложению о службе 1556 года.
2. Состояло из дворянской конницы и носило характер ополчения.
3. Все годные к службе владельцы поместий и вотчин являлись в поход со своими лошадьми, припасами и оружием.
4. Выставляли по 1 вооруженному ратнику с 5 десятин, принадлежащей им земли.
5. В 1701 году реорганизованы Петром 1 во временные полки драгун.
Стрелецкое войско
1. Первое постоянное войско в Русском государстве: середина XVI - начало XVIII века.
2. До 1698 года формировалось Стрелецким приказом.
3. Комплектовалось из свободного городского и сельского нетяглового (не облагаемого налогом) населения.
4. Управлялось воеводами.
5. Имело на вооружении пищали (огнестрельное оружие) и бердыши (рубящее холодное оружие).
62
Военные реформы Петра I (Великого): I четверть XVIII века
1. Создание русской (национальной) регулярной армии и флота, основанной на рекрутской системе комплектования (Указ Петра I от 8 ноября 1699 т).
2. Упразднение разнородных воинских формирований
3. Введение однотипной организации и вооружения.
4. Введение единой системы обучения и воспитания войск, регламентированных уставами.
5. Централизация военного управления. Петр I (Великий)
6. Учреждение должности главнокомандующего.
Открытие воинских школ для подготовки офицерских кадров
Проведение военно-судебной реформы.
Срок службы — пожизненный.
10 Разработка и введение с 1707 года суточного рациона.
Состав дневного рациона армии в начале XVIII века
Вид рациона | Солдат | Прапорщик* | Капитан* | Полковник* |
Хлеб | 820х | 4100 г | 12300 г | 41000 г |
Мясо | 410х | 2050 г | 6150 г | 20500г |
Вино | 250 г | 1250 г | 3750 г | 12500 I |
Пиво | 3,3 л | 16,5 л | 49,5 л | 165 я |
* Включая порционы, рационы денщицкие и довольствие семейств, лиц офицерского звания Рационы также предназначались для проведения приемов и балов с приглашением артистов и гостей Неизрасходованные деньги разрешалось направлять на комплектование библиотеки офицерского состава
63
Военная реформа 1860-1870 гг.
1. Замена рекрутской повинности всесословной; служили в зависимости от вида войск и уровня образования
в пехоте - 1.5 лет - 6 лет служба + 9 лет в запасе
на флоте - 10 лет = 7 лет служба + 3 года в запасе
с высшим образованием - 14,5 лет -0,5 года служба + 14 лет в запасе
с начальным образованием - 15 лет = 4 года служба +11 пет в запасе.
Генерал-фельдмаршал ДА Малютин
2. Единственный сын не служил, иноверцы не служили.
Создание обученного резерва запаса.
Образование военно-окружной системы управления (15 округов).
Введение нового "Положения о полевом управлении войсками".
Перевооружение армии нарезным стрелковым оружием и артиллерией.
Реорганизация боевой подготовки войск.
Замена кадетских корпусов военными гимназиями, учреждение.
военных и юнкерских училищ.
9. Военно-судебная реформа.
Начатые реформы остались недоконченными, они даже были парализованы, искажены последующими правительственными мерами.
Дневник Д.А. Милютина
64
Военные реформы 1905-1912 гг.
В.Л. Сухомилов
2. Упразднен СГО.
3. Генерал-инспектора поступают в подчинение военного министерства.
4. 20.02.1910 г. утверждается план реорганизации армии.
5. Усиливаются полевые войска.
6. Создаются "скрытые" кадры. 7. Ликвидируются слабые в боевом отношении резервные части.
8. Обновляется старший командный состав армии.
9. Улучшается организация других родов войск.
10. Изменяется дислокация войск.
11. Улучшается техническое оснащение армии.
12. Начинаются формироваться авиационные части.
13. Вводятся новые уставы.
14. Реорганизованы системы военного обучения.
15. Снижается призывной возраст новобранцев с 21 до 20 лет.
В 1912 году принимается новый пенсионный устав.
Изменились сроки службы (уменьшились: в пехоте и артиллерии до 3-х лет, на флоте - до 5 лет).
65
Военная реформа 1924-1925 гг.
М.Ф. Фрунзе
1. К сентябрю 1923 г численность Вооруженных сил сокращена с 5,5 млн. до 516 тыс. человек.
2. Переход к смешанной системе комплектования войск.
3. Создание национальных формирований.
4. Обеспечение широкого военного обучения трудящихся из числа военнообязанных.
5. Упорядочение организационно-штатной структуры ВС.
Регламентация системы комплектования.
Качественное обновление командного состава.
Плановая система боевой подготовки.
Введение единоначалия.
Перестройка подготовки кадров (краткосрочные курсы заменены 3-4-х годичными училищами, создано 6 военных академий).
11. Совершенствование органов военного управления.
- Предисловие
- Тема 1. Военные, политические, военно-технические и экономические основы военной доктрины Российской Федерации
- Основные виды безопасности государства
- Главные причины возможности угроз безопасности России
- Возможные угрозы безопасности России
- Факторы, обусловливающие внешние угрозы
- Основные внешние угрозы: (Военная доктрина Российской Федерации, ст. 5)
- Угрозы безопасности Российской Федерации на Севере
- Угрозы безопасности Российской Федерации на Востоке
- Основные внутренние угрозы: (Военная доктрина Российской Федерации, ст. 6)
- Внутренние угрозы безопасности России
- Главные цепи обеспечения военной безопасности - предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз Российской Федерации
- Основное содержание обеспечения военной безопасности (Военная доктрина Российской Федерации, ст. 10)
- Основное содержание обеспечения военной безопасности (Военная доктрина Российской Федерации, ст. 10)
- Военная организация государства (Военная доктрина Российской Федерации, ст. 11)
- Основные направления развития военной организации государства (Военная доктрина Российской Федерации, ст. 16)
- Военно-экономическое обеспечение военной безопасности
- Международное военное (военно-политическое) и военно-техническое сотрудничество
- Об обороне:
- Основные термины и понятия, применяемые в законе "Об обороне"
- Организация обороны включает:
- Статья 4. Полномочия Президента Российской Федерации в области обороны
- Статья 5. Полномочия Федерального Собрания в области обороны
- 1. Совет Федерации:
- 2. Государственная Дума:
- Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации в области обороны
- Утверждает Положение о военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
- Статья 8, Функции организаций и обязанности их должностных лиц в области обороны
- Тема 2. Вооруженные Силы России в структуре государственных институтов
- Вооруженные Силы рф, другие войска и воинские формирования, привлекаемые к обороне
- Общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации
- Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации
- Функции Генерального штаба. Положение о Генеральном штабе Вооруженных сил Российской Федерации (утв. Указом Президента рф от 11 ноября 1998г. №1357)
- Основные структурные преобразования в Российских Вооруженных Силах
- Реализация целевой программы обеспечения перехода к комплектованию должностей ряда соединений и воинских частей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту
- Совершенствование системы воспитания и морально-психологического обеспечения военнослужащих, патриотическое воспитание граждан Российской Федерации
- Тема 3. Военные реформы в истории Российского государства: опыт и уроки
- В состав Вооруженных сил входили:
- Федерации
- Тема 4. Дни воинской славы - летопись героической доблести российского воинства
- Дни воинской славы России
- Финансовое обеспечение проведения дней воинской славы России
- Тема 5. Правовой статус военнослужащих
- Ведении боевых действий
- Тема 6. Порядок прохождения военной службы офицерским составом
- Система комплектования вс рф военнослужащими
- Военной службе
- Воинские должности
- Статья 47. Присвоение воинских званий
- Пребывающим в запасе
- 9.. Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и дополнительные протоколы кним.-м, 1994.-320 с.
- Ст 17 Наставления по мгп в вс рф
- Сравнительная таблица деяний, считающихся преступлениями наемничества, содержащихся в нормах международного права и в нормах национального права россии
- Общие обязанности командиров (начальников) по соблюдению норм международного гуманитарного права
- Обязанности помощника командира соединения (части) по правовой работе по обеспечению соблюдения норм международного гуманитарного права
- Тема 8. Военно-педагогическое наследие русских полководцев и его значение для деятельности офицеров в современных условиях
- Тема 9, Организация воспитательной работы в части, подразделении. Основные формы и методы воспитательной работы офицера
- Командир (начальник) на основе задач, решаемых в государстве и Вооруженных Силах, обязан постоянно воспитывать подчиненных:
- Офицер по общественно-государственной подготовке и информированию полка:
- Офицер по социальной работе и профилактике правонарушений полка:
- Офицер по организации досуга - начальник клуба полка:
- Обязан:
- 5. Основные задачи культурно-досуговой работы:
- Еженедельно проводимые воспитательные мероприятия (вариант)
- Система
- Видами информирования также являются:
- Подготовка к информированию
- Проведение информирования
- Информирование - 2 раза в неделю по 30 минут по следующей схеме:
- Огп: Назначение и основные задачи
- Основные задачи огп:
- Ежемесячно проводимые воспитательные мероприятия:
- Ежеквартально:
- Каждый период:
- Ежегодно:
- При планировании мероприятий воспитательной работы основной акцент делается на:
- Воспитательная работа с военнослужащими, прибывшими из учебных подразделений
- Воспитательная работа с военнослужащими с отклоняющимся поведением
- Воспитательная работа по предупреждению суицидальных явлений среди военнослужащих
- Воспитательная работа с военнослужащими, проходящими службу по контракту
- Организация воспитательной работы с сержантским составом
- Организация воспитательной работы с прапорщиками
- Система организации воспитательной работы с офицерским составом Работа по сохранению офицерских кадров
- Организация воспитательной работы с молодыми офицерами:
- Перечень
- В батальонах (дивизионах) и им равных:
- В ротах (батареях) и им равных:
- Тема 10. Психопогия личности военнослужащего и воинского коллектива. Методы изучения индивидуальных особенностей военнослужащих
- Изучение психологических особенностей военнослужащего Изучение подчиненных достигается, как правило, двумя взаимосвязанными путями:
- Индивидуальная беседа
- Наблюдение
- Негативного общественного мнения:
- Методы изучения общественного мнения:
- Формы вопросов
- 1. Почему Вы решили обучаться на военной кафедре?
- 1. Почему Вы решили обучаться на военной кафедре?
- Тема 11. Методика организации и проведения общественно-государственной подготовки в частях и подразделениях
- Организация общественно-государственной подготовки в полку (на корабле) включает:
- Планирование общественно-государственной подготовки в полку (на корабле)
- Организация проведения занятий
- Основные требования к учебно-материальной базе занятий по огп в подразделении, учебной группе
- Порядок формирования учебных групп
- Обучение помощника руководителя группы
- Подготовка руководителей групп Требования к руководителю группы, его функциональные Обязанности
- Руководитель группы огп должен отвечать следующим требованиям: знать:
- Формы подготовки руководителей групп общественно-государственной подготовки
- Основные этапы работы руководителя группы при подготовке
- Порядок подготовки руководителя группы к проведению самостоятельной работы слушателей:
- 3. Заключение:
- Методика проведения занятий
- Семинар, беседа
- Использование технических средств обучения и воспитания
- Контроль и оценка состояния огп
- Методика оценки общественно-государственной подготовки
- Перечень вопросов, отражаемых в анализе состояния общественно-государственной подготовки в полку (на корабле) при подведении итогов результативности воспитательной работы
- Система работы командира роты и его заместителей по организации и проведению общественно-государственной подготовки
- Тема 12. Морально-психологическое обеспечение боевой деятельности войск
- О роли морального фактора
- Примеры:
- Задачи мпо:
- Задачи ивр:
- Информационно-воспитательная работа включает:
- Ликвидация последствий информационно-психологического воздействия противника предполагает:
- Обеспечение войск (сил) техническими средствами воспитания (тсв)
- Психогенные факторы современного боя
- Основные компоненты психологического обеспечения
- Компонешы подюювки личного состава до боя или в мирное время
- Алгоритм деятельности командира но организации мпо боевых действий
- Заключение
- 394000, Г: Воронеж, ул. Пушкинская, 3