logo
ОГП

Основные этапы работы руководителя группы при подготовке

лекции (рассказа)

Первый этап - уяснение указаний и рекомендаций, полученных на инструктивно-методических занятиях руководителей групп, изучение ме­тодических разработок по теме, помещенных в журнале "Ориентир", дру­гих источниках.

269

Второй этап ~ составление плана лекции (рассказа), который включает:

- определение учебных и воспитательных целей занятия (учебные цели предусматривают приобретение новых знаний, навыков и умений, а воспитательные - формирование качеств личности);

- формулирование основных вопросов;

- предварительное распределение учебного времени между вопро­сами лекции (рассказа).

Составление плана начинается с анализа содержания и структуры ведущего тезиса лекции - названия темы, определения основных поня­тий, выражающих ее главную мысль

При определении целей занятия следует исходить:

во-первых, из его места в учебном плане и взаимосвязи с общими задачами ОГП;

во-вторых, из расчета времени, отводимого на занятие и необхо­димого дяя раскрытия целей;

в-третьих, из анализа качественного состава аудитории., Учет осо­бенностей слушателей определяет подбор теоретического и фактическо­го материала, поиск способов и стиля изложения, примеров и т.д.

Например, готовясь к проведению занятия по теме "Угрозы нацио­нальной безопасности России,, Роль ВС РФ в обеспечении безопасности страны", руководитель группы определяет следующие целевые установки.

Воспитательные цели:

- укреплять уверенность в необходимости ратного труда по защите Отечества;

- формировать у личного состава чувство ответственности за бое­вую готовность подразделения (части)

Учебные цели:

- сформировать у военнослужащих четкое представление об ос­новных угрозах национальной безопасности России и их источниках;

- дать необходимую базу информации для ведения диалога по осо­бенностям современной военно-политической обстановки,

После определения целей лекции (рассказа) разрабатываются ее основные вопросы,, Как правило, в полуторачасовой лекции таких во­просов бывает не больше трех, Они служат руководителю группы ориен­тирами в подборе литературы, фактического материала и помогают обу­чаемым следить за ходом лекции, облегчают ее восприятие и ведение за­писи, Поэтому эти вопросы должны быть предельно четкими и ясными,

По мере отбора материала в каждом основном вопросе появляются подвопросы, пункты (тезисы). Такой план называется сложным (тезис­ным планом выступления) и является основой для работы над текстом (развернутым планом-конспектом) лекции (рассказа).

270

Третий этап - подбор рекомендованной литературы. Для этого необходимо пользоваться каталогами библиотек или библиографически­ми указателями, справочниками..

Четвертый этап - изучение литературы, отбор теоретического и фактического материала.

В период изучения литературы делаются выписки в тетради, на от­дельных листах или карточках. Накапливается материал из периодиче­ской печати и других источников: вырезки из газет и журналов, выписки интересных мыслей, наиболее ярких цифр и фактов, примеров из худо­жественной и мемуарной литературы.

Изучая материал, осуществляя отбор фактов в соответствии с пла­ном лекции, руководитель группы выявляет и намечает в каждом общем вопросе частные пункты (вопросы), которые, будучи сформулированы как тезисы, помогают ему глубже раскрыть содержание, обосновать главные идеи и положения лекции.

Пятый этап - подбор примеров из жизни подразделения, части, соединения, объединения, вида вооруженных сил

Шестой этап - подбор и подготовка аудиовизуальных материалов (слайдов, наглядных пособий, магнитофонных и видеозаписей и др.), определение места и последовательности их использования, Дается зада­ние помощнику, какие наглядные пособия и к какому сроку изготовить..

Седьмой этап - написание развернутого плана-конспекта или пол­ного текста лекции, рассказа.

Прежде чем приступать к написанию лекции (рассказа), надо внима­тельно перечитать все, что записано в конспекте, выписано на отдельные листы и карточки Затем распределить собранный материал по вопросам лекции (рассказа) и уточнить сложившуюся тезисную систему выступле­ния. Только после такой подготовки можно начинать писать черновой ва­риант лекции (рассказа), При этом сначала надо записать тезисы каждого вопроса, подвопроса (пункта), формулируя их названия, излагая основные мысли, факты и выводы по ним. Затем определить способы их группиров­ки и изложения (дедуктивный, индуктивный, концентрический, хроноло­гический и т.д.), наметить логические "мостики" - переходы между от­дельными тезисами, смысловыми блоками и вопросами, предусмотреть средства эмоционального усиления основных положений лекции.

Каждый тезис должен быть пояснен примером. Без этого он - го­лословное утверждение.

Когда написан подробный план-конспект (черновой вариант лек­ции), легче определить, какие разделы оказались перегруженными фак­тическим материалом, какие, напротив, не имеют примеров, какие во­просы следует опустить (включить) и т д Это дает возможность устра­нить недостатки в построении лекции.

271

Восьмой этап - подготовка к выступлению перед аудиторией, прогнозирование общения с группой:

- выделение в тексте лекции (плане-конспекте рассказа) основных смысловых блоков, пунктов, на которых при изложении нужно будет сделать акцент, выделить интонацией или предложить записать;

- выделение основных идей и выводов, которые нужно обязатель­но изложить даже при нехватке времени, опустив остальные;

- распределение времени на изложение каждого вопроса (продумыва­ние темпа изложения, определение места и порядка использования нагляд­ных пособий, ТСО, постановки проблемных вопросов группе и т.д);

- прогнозирование реакции группы (отдельных слушателей) на со­держание, те или иные положения, тезисы, факты и примеры, приводи­мые в лекции (рассказе), заблаговременная подготовка необходимой ар­гументации и ответов на "острые" вопросы и т.д.;

- определение наиболее сложных и трудных для понимания мест в лекции (рассказе), уточнение аргументов, которые не "сработают" в дан­ной аудитории, а потому подлежат замене;

- запоминание основных положений и аргументов лекции, ее те­зисного плана-конспекта;

- проговаривание вслух всего текста лекции, пересказ ее содержа­ния, отработка дикции, темпа, интонаций и смысловых пауз, мимики и жестикуляций

Тренировку на проговаривание и запоминание лучше проводить в течение нескольких дней до занятия Причем для лучшего запоминания, если позволяет обстановка, нужно проводить подобные репетиции с промежутками в 2-3 дня Для проверки запоминания и контроля готов­ности к лекции рекомендуется использовать:

1) краткое воспроизведение по памяти на одном листе бумаги главного содержания лекции;

2) отвлечение от темы в ходе проговаривания лекции с последую­щим продолжением прерванной мысли;

3) мысленное проговаривание в сжатом виде схемы и содержания выступления утром в день занятия,

В группах ОГП солдат (матросов) и сержантов (старшин) в учеб­ные часы за счет резерва учебного времени и во внеучебное время, в ча­сы, предусмотренные распорядком дня для воспитательной и культурно-досуговой работы, по наиболее важным темам может быть организована самостоятельная работа слушателей по подготовке к семинару (беседе).

272