Предисловие
Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации В..В.. Путин назвал 2004 год годом реформирования военного образования.
Необходимость кардинального решения проблем военного образования, выведения его на качественно новый уровень потребовало принятия специальной государственной программы, осуществляемой по единому замыслу и позволяющей координировать действия федеральных органов исполнительной власти Программа утверждена постановлением Правительства России от 27мая 2002 г. №352
Главная цель Программы - приведение количественных и качественных параметров существующей системы военного образования в Российской Федерации в соответствие со структурой, численностью и задачами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
В ходе реализации Программы предстоит решить три основные задачи:
создать условия для полного удовлетворения потребностей военной организации государства в офицерах и обеспечить рациональное использование средств, выделяемых на их подготовку;
повысить качество подготовки офицеров, привести уровень их профессиональной подготовленности в соответствие с требованиями военно-профессиональной деятельности и нормативными правовыми актами Российской Федерации в области профессионального образования;
повысить эффективность и качество управления военным образованием,
Важным этапом в реформировании системы подготовки офицеров запаса стал совместный приказ Министерства обороны Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации, устанавливающий объемы подготовки офицеров запаса
В 2003 году, впервые в истории подготовки офицеров запаса, военные кафедры получили Квалификационные требования и Программы подготовки, которые разработаны органами военного управления, являющимися заказчиками, и согласованы с Министерством образования Российской Федерации.
Преподавательский состав военных кафедр отметил, что единым для всех специальностей подготовки офицеров запаса является только один предмет обучения - "Общественно-государственная подготовка". И это не случайно.. Для какой бы должности выпускник военной кафедры ни был бы предназначен, он столкнется с проблемой организации общественно-государственной подготовки во вверенном ему подразделении или станет слушателем учебной группы.
Вы держите в руках книгу, которая разработана по новым программам и полностью им соответствует.. Это не курс лекций, не учебник, а учебное пособие, которое кратко и лаконично отвечает на поставленные в Программе подготовки вопросы Авторы прекрасно понимают, что содержание ОГП - это не застывшая догма.. Ежедневно в нашей стране и в мире происходят различные социально-политические процессы, которые требуют внесения корректив в со-
4
держание дисциплины. Так, например, подготовлены пакет военных нормативных правовых документов; новые общевоинские уставы, боевые уставы и наставления Вооруженных Сил Российской Федерации. Грядут большие изменения и в системе воспитательной работы, в том числе и в ее нормативной правовой базе.
Но вышесказанное не означает, что данная книга - однодневка. Это первое издание, предназначенное для военных кафедр при гражданских вузах Оно призвано быть базовым учебным пособием.,
В последующем планируется продолжить издание литературы по данному курсу в виде сборников нормативных правовых актов по вопросам воспитания и обучения, военного права, безопасности государства, статуса военнослужащего; методических рекомендаций и других материалов, которые будут логическим продолжением данного пособия
Доктор полит. наук, канд. воен. наук, академик АВН, член - корр. АПСН
Зеленков М.Ю
5
ОГП.00. ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА
Учебные цели
изучить основные положения военной доктрины Российской Федерации и показать место Вооруженных Сил в структуре государства;
ознакомить студентов с проблемами прохождения военной службы офицерским составом и социально-правовой защищенностью офицеров и членов их семей;
изучить систему организации воспитательной работы в воинской части, формы и методы воспитания личного состава;
вооружить студентов методикой изучения воинского коллектива и индивидуальных особенностей военнослужащих.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
иметь представление
об истории развития Российского государства, роли армии в становлении независимой и самостоятельной России;
об истории создания Вооруженных Сил РФ;
о месте Вооруженных Сил РФ в структуре государственного управления, путях реформирования армии, военной службе как особом виде государственной службы;
знать
основные направления развития военного дела с древнейших времен до настоящего времени, содержание военных реформ на различных этапах военной истории России;
положения Военной доктрины РФ;
место Вооруженных Сил в структуре государственных институтов России в соответствии с военной доктриной, предназначение, состав и принципы комплектования Вооруженных Сип РФ;
понятие и положения правового статуса военнослужащих, социально-правовую защищенность военнослужащих, дополнительные гарантии и компенсации, военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах;
организацию и задачи воспитательной работ в части (подразделении), основные формы и методы воспитательной работ офицера, сущность и особенности процесса воспитания в Вооруженных Сипах, содержание и составные части воспитания, организацию, принципы, формы и методы воспитания;
психологию личности военнослужащего и воинского коллектива, методику изучения и учета в работе индивидуально-психологических особенностей военнослужащих;
морально-психологическое обеспечение боевых действий войск (сил) в локальных войнах и вооруженных конфликтах;
уметь
методически правильно организовывать и осуществлять воспитательную работу с личным составом в подразделении;
правильно определять морально-психологическое состояние в коллективе и управлять им для достижения воспитательных целей, поддержания боевой готовности, порядка и дисциплины в подразделении;
6
владеть
основными формами и методами воспитательной работы офицера в подразделении;
иметь опыт (навыки).
организации и проведения занятий по общественно-государственной подготовке; воспитательной работ с личным составом,
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Преподавание дисциплины осуществляется методом проведения лекционных групповых и практических занятий и должно обеспечивать усвоение учебного материала.
Лекции должны раскрывать наиболее важные теоретические вопросы, Предметом особого внимания следует считать достижение взаимосвязи между лекцией и дальнейшей самостоятельной работой. В ходе лекции преподаватель должен дать рекомендации по самостоятельному изучению отдельных проблем, При этом вызывать у студентов стремление вдумываться в отдельные общественные явления, исторические процессы, духовно-психологические отношения в воинских коллективах,
В процессе проведения групповых занятий необходимо творчески формировать у студентов умения и навыки анализа и оценки событий военной истории, международной жизни и российской действительности, причин и характера войн и вооруженных конфликтов, умение аргументировано излагать материал по предложенной тематике, защищать и отстаивать позиции и интересы российского государства, его Вооруженных Сил,
Особое внимание следует уделять вопросам совершенствования психолого-педагогических и правовых знаний, использования офицерами на практике форм и методов воспитательной работы с различными категориями военнослужащих, методики изучения воинского коллектива и индивидуальных особенностей личного состава,
Теоретический материал целесообразно тесно увязывать с практическими вопросами деятельности офицеров при прохождении военной службы. Формировать у студентов осознанную потребность в совершенствовании военных знаний, навыков и умений организации и проведения занятий по общественно-государственной подготовке в частях и подразделениях.
В воспитательных целях, на основе славных боевых традиций российской армии, примерах самоотверженного служения выдающихся государственных и военных деятелей России следует формировать у будущих офицеров государственно-патриотическое сознание, чувство любви и верности своему Отечеству, его национальным, культурным и духовным ценностям, При этом важно, чтобы полученные знания становились основой для самооценки каждым студентом своей жизненной позиции, понимания смысла воинской службы, своей личной причастности и готовности к защите Отечества,
7
ОГП.00. ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА
Распределение учебного времени по темам
(для всех ВУС, кроме юридического профиля)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество аудиторных учебных часов | ||||
Всего | В вузе | На уч. сборе | ||||
Всего | Лекции | Груп. занятия | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Всего | 42 | 36 | 22 | 14 | 6 |
| Раздел I. Вопросы государственного и военного строительства РФ |
|
|
|
|
|
1. | Военные, политические, военно-технические и экономические основы военной доктрины Российской Федерации | 2 | 2 | 2 |
|
|
2. | Вооруженные Силы России в структуре государственных институтов | 2 | 2 | 2 |
|
|
| Раздел П. Военно-историческая подготовка |
|
|
|
|
|
3. | Военные реформы в истории Российского государства: опыт и уроки | 2 | 2 | 2 |
|
|
4. | Дни воинской славы - летопись героической доблести российского воинства | 4 | 4 | 2 | 2. |
|
| Раздел III. Правовая подготовка |
|
|
|
|
|
5. | Правовой статус военнослужащих | 4 | 4 | 2 | 2 |
|
6. | Порядок прохождения военной службы офицерским составом | 2 | 2 | 2 |
|
|
7. | Международное гуманитарное право о законах войны | 2 | 2 | 2 |
|
|
8
1 | 2 | 3 | 4 ■ | 5 | 6 | ■ 7 |
| Раздел IV. Психолого-педагогическая подготовка |
|
|
|
|
|
8. | Военно-педагогическое наследие русских полководцев и его значение для деятельности офицеров в современных условиях | 2 | 2 | 2 |
|
|
9. | Организация воспитательной работы в части, подразделении | 4 | 4 | 2 | 2 |
|
10. | Психология личности военнослужащего и воинского коллектива. Методы изучения индивидуальных особенностей военнослужащих | 2 | 2 | 2 |
|
|
11. | Методика организации и проведения общественно-государственной подготовки в частях и подразделениях | 6 | 6 | 2 | 4 |
|
12. | Морально-психологическое обеспечение боевой деятельности войск | 6 |
|
|
| 6 |
13. | Контрольное занятие: "Российские Вооруженные Силы на страже Отечества" | 4 | 4 |
| 4 |
|
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО ТЕМАМ
(для ВУС юридического профиля)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество аудиторных учебных часов | ||||
Всего | В вузе | На уч. сборе | ||||
Всего | Лекции | Груп. занятия | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 . | 6 | 7 |
| Всего | 42 | 36 | 18 | 18 | 6 |
| Раздел I. Вопросы государственного и военного строительства РФ |
|
|
|
|
|
1. | Военные, политические, военно-технические и экономические основы военной доктрины Российской Федерации | ' 4 | 4 | 2 | 2 |
|
9
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2. | Вооруженные Силы России в структуре государственных институтов | 2. | 2 | 2 |
|
|
| Раздел II, Военно-историческая подготовка |
|
|
|
|
|
3. | Военные реформы в истории Российского государства: опыт и уроки | 2. | 2 | 2 |
|
|
4. | Дни воинской славы - летопись героической доблести российского воинства | 4 | 4 | 2 | 2 |
|
| Раздел IV. Психолого-педагогическая подготовка |
|
|
|
|
|
8. | Военно-педагогическое наследие русских полководцев и его значение для деятельности офицеров в современных условиях | 2. | 2 | 2' |
|
|
9. | Организация воспитательной работы в части, подразделении | 6 | 6 | 4 | 2 |
|
10. | Психология личности военнослужащего и воинского коллектива. Методы изучения индивидуальных особенностей военнослужащих | 6 | 6 | 2 | 4 |
|
11. | Методика организации и проведения общественно-государственной подготовки в частях и подразделениях | 6 | 6 | 2 | 4 |
|
12. | Морально-психологическое обеспечение боевой деятельности войск | 6 |
|
|
| 6 |
13. | Контрольное занятие: "Российские Вооруженные Силы на страже Отечества" | 4 | 4 |
| 4 |
|
10
- Предисловие
- Тема 1. Военные, политические, военно-технические и экономические основы военной доктрины Российской Федерации
- Основные виды безопасности государства
- Главные причины возможности угроз безопасности России
- Возможные угрозы безопасности России
- Факторы, обусловливающие внешние угрозы
- Основные внешние угрозы: (Военная доктрина Российской Федерации, ст. 5)
- Угрозы безопасности Российской Федерации на Севере
- Угрозы безопасности Российской Федерации на Востоке
- Основные внутренние угрозы: (Военная доктрина Российской Федерации, ст. 6)
- Внутренние угрозы безопасности России
- Главные цепи обеспечения военной безопасности - предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз Российской Федерации
- Основное содержание обеспечения военной безопасности (Военная доктрина Российской Федерации, ст. 10)
- Основное содержание обеспечения военной безопасности (Военная доктрина Российской Федерации, ст. 10)
- Военная организация государства (Военная доктрина Российской Федерации, ст. 11)
- Основные направления развития военной организации государства (Военная доктрина Российской Федерации, ст. 16)
- Военно-экономическое обеспечение военной безопасности
- Международное военное (военно-политическое) и военно-техническое сотрудничество
- Об обороне:
- Основные термины и понятия, применяемые в законе "Об обороне"
- Организация обороны включает:
- Статья 4. Полномочия Президента Российской Федерации в области обороны
- Статья 5. Полномочия Федерального Собрания в области обороны
- 1. Совет Федерации:
- 2. Государственная Дума:
- Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации в области обороны
- Утверждает Положение о военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
- Статья 8, Функции организаций и обязанности их должностных лиц в области обороны
- Тема 2. Вооруженные Силы России в структуре государственных институтов
- Вооруженные Силы рф, другие войска и воинские формирования, привлекаемые к обороне
- Общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации
- Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации
- Функции Генерального штаба. Положение о Генеральном штабе Вооруженных сил Российской Федерации (утв. Указом Президента рф от 11 ноября 1998г. №1357)
- Основные структурные преобразования в Российских Вооруженных Силах
- Реализация целевой программы обеспечения перехода к комплектованию должностей ряда соединений и воинских частей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту
- Совершенствование системы воспитания и морально-психологического обеспечения военнослужащих, патриотическое воспитание граждан Российской Федерации
- Тема 3. Военные реформы в истории Российского государства: опыт и уроки
- В состав Вооруженных сил входили:
- Федерации
- Тема 4. Дни воинской славы - летопись героической доблести российского воинства
- Дни воинской славы России
- Финансовое обеспечение проведения дней воинской славы России
- Тема 5. Правовой статус военнослужащих
- Ведении боевых действий
- Тема 6. Порядок прохождения военной службы офицерским составом
- Система комплектования вс рф военнослужащими
- Военной службе
- Воинские должности
- Статья 47. Присвоение воинских званий
- Пребывающим в запасе
- 9.. Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и дополнительные протоколы кним.-м, 1994.-320 с.
- Ст 17 Наставления по мгп в вс рф
- Сравнительная таблица деяний, считающихся преступлениями наемничества, содержащихся в нормах международного права и в нормах национального права россии
- Общие обязанности командиров (начальников) по соблюдению норм международного гуманитарного права
- Обязанности помощника командира соединения (части) по правовой работе по обеспечению соблюдения норм международного гуманитарного права
- Тема 8. Военно-педагогическое наследие русских полководцев и его значение для деятельности офицеров в современных условиях
- Тема 9, Организация воспитательной работы в части, подразделении. Основные формы и методы воспитательной работы офицера
- Командир (начальник) на основе задач, решаемых в государстве и Вооруженных Силах, обязан постоянно воспитывать подчиненных:
- Офицер по общественно-государственной подготовке и информированию полка:
- Офицер по социальной работе и профилактике правонарушений полка:
- Офицер по организации досуга - начальник клуба полка:
- Обязан:
- 5. Основные задачи культурно-досуговой работы:
- Еженедельно проводимые воспитательные мероприятия (вариант)
- Система
- Видами информирования также являются:
- Подготовка к информированию
- Проведение информирования
- Информирование - 2 раза в неделю по 30 минут по следующей схеме:
- Огп: Назначение и основные задачи
- Основные задачи огп:
- Ежемесячно проводимые воспитательные мероприятия:
- Ежеквартально:
- Каждый период:
- Ежегодно:
- При планировании мероприятий воспитательной работы основной акцент делается на:
- Воспитательная работа с военнослужащими, прибывшими из учебных подразделений
- Воспитательная работа с военнослужащими с отклоняющимся поведением
- Воспитательная работа по предупреждению суицидальных явлений среди военнослужащих
- Воспитательная работа с военнослужащими, проходящими службу по контракту
- Организация воспитательной работы с сержантским составом
- Организация воспитательной работы с прапорщиками
- Система организации воспитательной работы с офицерским составом Работа по сохранению офицерских кадров
- Организация воспитательной работы с молодыми офицерами:
- Перечень
- В батальонах (дивизионах) и им равных:
- В ротах (батареях) и им равных:
- Тема 10. Психопогия личности военнослужащего и воинского коллектива. Методы изучения индивидуальных особенностей военнослужащих
- Изучение психологических особенностей военнослужащего Изучение подчиненных достигается, как правило, двумя взаимосвязанными путями:
- Индивидуальная беседа
- Наблюдение
- Негативного общественного мнения:
- Методы изучения общественного мнения:
- Формы вопросов
- 1. Почему Вы решили обучаться на военной кафедре?
- 1. Почему Вы решили обучаться на военной кафедре?
- Тема 11. Методика организации и проведения общественно-государственной подготовки в частях и подразделениях
- Организация общественно-государственной подготовки в полку (на корабле) включает:
- Планирование общественно-государственной подготовки в полку (на корабле)
- Организация проведения занятий
- Основные требования к учебно-материальной базе занятий по огп в подразделении, учебной группе
- Порядок формирования учебных групп
- Обучение помощника руководителя группы
- Подготовка руководителей групп Требования к руководителю группы, его функциональные Обязанности
- Руководитель группы огп должен отвечать следующим требованиям: знать:
- Формы подготовки руководителей групп общественно-государственной подготовки
- Основные этапы работы руководителя группы при подготовке
- Порядок подготовки руководителя группы к проведению самостоятельной работы слушателей:
- 3. Заключение:
- Методика проведения занятий
- Семинар, беседа
- Использование технических средств обучения и воспитания
- Контроль и оценка состояния огп
- Методика оценки общественно-государственной подготовки
- Перечень вопросов, отражаемых в анализе состояния общественно-государственной подготовки в полку (на корабле) при подведении итогов результативности воспитательной работы
- Система работы командира роты и его заместителей по организации и проведению общественно-государственной подготовки
- Тема 12. Морально-психологическое обеспечение боевой деятельности войск
- О роли морального фактора
- Примеры:
- Задачи мпо:
- Задачи ивр:
- Информационно-воспитательная работа включает:
- Ликвидация последствий информационно-психологического воздействия противника предполагает:
- Обеспечение войск (сил) техническими средствами воспитания (тсв)
- Психогенные факторы современного боя
- Основные компоненты психологического обеспечения
- Компонешы подюювки личного состава до боя или в мирное время
- Алгоритм деятельности командира но организации мпо боевых действий
- Заключение
- 394000, Г: Воронеж, ул. Пушкинская, 3