Алгоритм деятельности командира но организации мпо боевых действий
1. Уясняет боевую задачу, распоряжение старшего начальника по МПО
2. Оценивает морально-психологического состояние противника,
своих войск и выявляет факторы, влияющие на морально-психологическое состояние личного состава
3. Определяет меры и отдает указания по организации МПО деятельности частей и подразделений,
4. Утверждает план МПО боевых действий..
5. Осуществляет руководство МПО через заместителя командира
по воспитательной работе,
6. Лично участвует в мероприятиях по МПО,
7. Осуществляет контроль и оказывает необходимую помощь
исполнителям.
8. Обучает и инструктирует должностные лица по методике
МПО;
9. Изучает, обобщает и внедряет передовой опыт организации
МПО
10. Докладывает старшему начальнику о морально-психологическом состоянии личного состава и проводимой
работе.
316
317
Методы выявления лиц с нервно-психической неустойчивостью
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
Наблюдение | Анализ |
| Анализ независимых характеристик | ||
| документов |
Тестирование
Анализ результатов деятельности
М едицинское обследование |
| Эксперимент |
| Переписка с родителями |
Методы профилактики нервно-психической неустойчивости
|
|
|
|
|
|
С обеседование |
|
| Эмоциональная разрядка |
| Психо лог ическая релаксация |
|
|
|
|
|
|
Психотренинг |
|
| Психодрама |
| Психореабилитация |
|
|
|
|
|
|
Аутотренинг |
|
| Профориентация и рац. распределение |
| Периодическое тестирование |
|
|
|
|
|
|
Отдых |
|
| Режим труда |
| Медицинская помощь |
|
|
|
|
|
|
Социальная реабилитация | — |
| Административные меры |
| Поддержка, подбадривание |
|
|
|
|
|
|
Постоянный контроль |
|
| Требовательность, равная ко всем |
| Индивидуальный подход |
318
Приложение
СХЕМА Изучения и отработки в ходе учебного сбора в войсках темы 12
"Морально-психологическое обеспечение боевой деятельности войск"
Занятие 1. Лекция.
Занятие 2. Практическая работа
Точка № 1. Палатка "окуривания"
Проверку качества подбора лицевой части и исправности противогаза производят в палатке (помещении) с парами хлорпикрина,.
Проверку прави явности подбора и подгонки лицевой части и исправности противогаза проводят под непосредственным руководством командира подразделения (не ниже командира взвода) по особому указанию командира части. При проверке обязательно присутствие врача (фельдшера) со средствами первой медицинской помощи,. Организация проверки противогазов и обеспечение безопасности возлагаются на начальника химической службы части и командира подразделения.
К проверке противогазов по парам хлорпикрина допускают военнослужащих, изучивших свойства указанных веществ, устройство и правила пользования противогазом, а также порядок его проверки..
Для проверки противогазов по парам хлорпикрина используют специальную палатку или приспособленное помещение. Помещение должно быть герметизировано, иметь искусственное или естественное освещение; расположение дверей должно обеспечивать быстрый выход военнослужащих.
Палатку (помещение) для проверки противогазов развертывают (оборудуют) на расстоянии не менее 100 м от жилых помещений..
Исправность противогаза определяют при концентрации паров хлорпикрина 8,5 грамм на кубометр помещения, которую первоначально создают, испаряя 5-6 мл жидкого хлорпикрина в кубометре помещения при температуре 15°С и выше и 9-10 мл - при температуре от 10 до 15°С
319
Необходимые концентрации паров хлорпикрина в палатке (помеще: нии) создают с помощью специального распылителя, входящего в комплект палатки для проверки противогазов. Концентрацию паров хлорпикрина также можно создавать испарением его с полотнищ, для чего необходимое количество хлорпикрина наносят на ткань и развешивают ее в палатке
Категорически запрещается подогревать хлорпикрин для его испарения, необходимо исключать его попадание на средства подогрева воздуха, так как при сильном нагревании он разлагается с образованием фосгена..
Первоначально необходимую концентрацию аэрозоля раздражающего вещества в камере создают путем приведения в действие четырех дымовых патронов,
Перед проверкой фильтрующих противогазов по раздражающим веществам каждый военнослужащий производит осмотр и проверку герметичности противогаза простейшим способом..
Проверку противогазов по парам хлорпикрина осуществляют следующим образом,
Перед входом группы в палатку там создают необходимую концентрацию паров хлорпикрина.. Командир подразделения (сержант) вводит в палатку личный состав группами по 15-20 человек с противогазами в "боевом" положении, Длительность пребывания группы в палатке с хлорпикрином не должна превышать 3 мин., Во время пребывания в палатке каждый военнослужащий должен проделать несколько раз наклоны и резкие повороты головы, а также 8-10 приседаний.. Снимать противогазы во время проверки запрещается.
Военнослужащих, которые при проверке противогазов почувствовали раздражение глаз, немедленно удалить из палатки, отвести в наветренную сторону и, после уточнения и устранения неисправности или замены лицевой части (противогаза), произвести проверку противогаза вновь,
Лицевую часть считать подобранной, а противогаз исправным, если при проверке не ощущается раздражение глаз и верхних дыхательных путей.
Точка № 2. Огневая полоса
После изучения свойств зажигательных веществ и средств их применения основное внимание необходимо уделять усвоению личным составом способов защиты и тушения горящих смесей с помощью различных материалов и предметов - грунта, накидки, брезента, огнетушителя и т.п.. Эти способы следует показывать вначале на железных листах, затем на манекенах и макетах штатной техники (списанных образцах вооружения и боевой техники) После того как обучаемые убедятся в надежности способов тушения, они должны отрабатывать тушение горящих смесей на себе и на различных образцах боевой техники под наблюдением руководителя занятий Этот прием лучше всего способствует ликвидации "огнебоязни", воспитанию смелости при обращении с огнем и уверенности в действиях. Практические тренировки в отработке способов и приемов защиты от зажигательных веществ следует проводить с учетом характера бое-
320
вой деятельности различных родов войск и специальных войск при соблюдении мер безопасности
Личный состав должен быть обучен защите при действиях пешим порядком, на машинах, а также в обороне
В целом тренировки должны включить отработку следующих приемов:
- тушение горящих смесей на манекенах и макетах штатной техники (списанных образцах вооружения и боевой техники);
- тушение горящих смесей на личном составе;
- тушение очагов огня на поверхности различных предметов и инженерных сооружений с помощью табельных и подручных средств;
- оказание первой помощи пострадавшим;
- оборудование боевых позиций, инженерных сооружений в противопожарном отношении и умелое использование местности, подручных средств для защиты от возгорания боевой техники, вооружения и имущества.
Для закрепления и совершенствования навыков, приобретенных на занятиях, а также повышения психологической стойкости к огню целесообразно практиковать тренировки личного состава в действиях в условиях применения зажигательных средств на специально оборудованных огневых полосах,
Эти полосы могут иметь различное по содержанию оборудование (траншеи и окопы с одеждой крутостей, барьеры и заборы, макеты жилых схроений) и учебные объекты (танки, бронетранспортеры, автомашины), позволяющие не только преодолевать горящие препятствия, но и тушить очаги пожаров на манекенах и макетах боевой техники Преодоление огневых полос следует также осуществлять в ходе тактико-строевых занятий, проводимых в порядке подготовки к тактическим учениям.
Точка № 3. Обкатка танками
На занятиях по обучению борьбе с ганками, бронемашинами противника и защите от них основное значение имеет твердое уяснение обучаемыми уязвимых мест, секторов наблюдения и непоражаемых пространств при стрельбе из пушки и пулемета, установленных на боевой технике противника, формирование уверенности в возможности успешной борьбы с ней всеми имеющимися на вооружении средствами и в конечном итоге преодоление "танкобоязни".
Преодолению "танкобоязни" способствует не только четкое представление о сильных и слабых сторонах танков и бронемашин противника, знание способов защиты от них, но главным образом (достигаемая тренировками) активная деятельность личного состава по умелому уничтожению этой техники и неоднократная обкатка его танками в различных условиях
В целях получения личным составом четкого представления о сильных и слабых сторонах бронетехники противника на учебных местах кроме стендов со схемами и рисунками устанавливаются в натуральных размерах макеты его танков и бронетранспортеров. На этих макетах яркой краской обозна-
321
чаются уязвимые места и делаются надписи, поясняющие, из какого оружия по этим местам эффективнее вести огонь,
Следует также на местности обозначать видимыми ориентирами реальные границы непоражаемого пространства и секторов наблюдения, предоставляя личному составу возможность для точного их пространственного восприятия и лучшего запоминания..
Для формирования у личного состава уверенности в эффективности средств борьбы с танками и бронемашинами противника очень важно в ходе занятий показывать эти средства в натуральном виде, включая и противотанковые заграждения, препятствия (минно-взрывные заграждения, ежи, надолбы, барьеры, рвы, эскарпы, ловушки и т.п.), и наглядно демонстрировать их возможности.
Большую часть времени на занятиях необходимо отводить на изучение приемов борьбы с бронетехникой противника, тренировку в выполнении этих приемов из различных положений и обкатку личного состава танками, добиваясь в действиях обучаемых находчивости, быстроты реакции, самообладания и смелости,
С этой целью учебное поле должно быть оборудовано трассами для движения танков, бронемашин и различными укрытиями (траншеями, окопами разного профиля, щелями, воронками, канавами, стенками и т.п.), расположенными по ходу трасс.
Во время тренировок целесообразно через усилители имитировать стрельбу, разрывы снарядов и мин, создавать помехи обучаемым в виде световых и дымовых эффектов.
Обкатка танками - прием, весьма эффективно действующий на психику личного состава, формирующий у него самообладание, решительность, мужество и храбрость., Обкатка должна проводиться с использованием танков, двигающихся по замкнутой трассе, оборудованной окопами разного профиля, участками траншей, щелями и макетами местных предметов,
При обкатке очень важно, чтобы у каждого обучаемого воспитывалось постоянное стремление к активным действиям по уничтожению танков противника.. С этой целью ему должна ставиться задача по уничтожению танка как при подходе его, так и после прохождения. При расположении в окопе, через который должен пройти танк, обучаемому следует ставить задачу вести по смотровым приборам огонь из автомата (пулемета), после чего с подходом танка на расстояние 10-15 м бросить под гусеницу противотанковую гранату, а после прохождения повторно поразить танк гранатой и немедленно изготовиться для ведения огня по пехоте противника.
Для преодоления у отдельных обучаемых робости перед танком целесообразно требовать, чтобы вначале они подползали под днище машины при заглушённом моторе, а затем при работающем, после чего обкатывать их, располагая в окопе вместе с более опытным воином или командиром подразделения.
322
- Предисловие
- Тема 1. Военные, политические, военно-технические и экономические основы военной доктрины Российской Федерации
- Основные виды безопасности государства
- Главные причины возможности угроз безопасности России
- Возможные угрозы безопасности России
- Факторы, обусловливающие внешние угрозы
- Основные внешние угрозы: (Военная доктрина Российской Федерации, ст. 5)
- Угрозы безопасности Российской Федерации на Севере
- Угрозы безопасности Российской Федерации на Востоке
- Основные внутренние угрозы: (Военная доктрина Российской Федерации, ст. 6)
- Внутренние угрозы безопасности России
- Главные цепи обеспечения военной безопасности - предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз Российской Федерации
- Основное содержание обеспечения военной безопасности (Военная доктрина Российской Федерации, ст. 10)
- Основное содержание обеспечения военной безопасности (Военная доктрина Российской Федерации, ст. 10)
- Военная организация государства (Военная доктрина Российской Федерации, ст. 11)
- Основные направления развития военной организации государства (Военная доктрина Российской Федерации, ст. 16)
- Военно-экономическое обеспечение военной безопасности
- Международное военное (военно-политическое) и военно-техническое сотрудничество
- Об обороне:
- Основные термины и понятия, применяемые в законе "Об обороне"
- Организация обороны включает:
- Статья 4. Полномочия Президента Российской Федерации в области обороны
- Статья 5. Полномочия Федерального Собрания в области обороны
- 1. Совет Федерации:
- 2. Государственная Дума:
- Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации в области обороны
- Утверждает Положение о военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
- Статья 8, Функции организаций и обязанности их должностных лиц в области обороны
- Тема 2. Вооруженные Силы России в структуре государственных институтов
- Вооруженные Силы рф, другие войска и воинские формирования, привлекаемые к обороне
- Общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации
- Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации
- Функции Генерального штаба. Положение о Генеральном штабе Вооруженных сил Российской Федерации (утв. Указом Президента рф от 11 ноября 1998г. №1357)
- Основные структурные преобразования в Российских Вооруженных Силах
- Реализация целевой программы обеспечения перехода к комплектованию должностей ряда соединений и воинских частей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту
- Совершенствование системы воспитания и морально-психологического обеспечения военнослужащих, патриотическое воспитание граждан Российской Федерации
- Тема 3. Военные реформы в истории Российского государства: опыт и уроки
- В состав Вооруженных сил входили:
- Федерации
- Тема 4. Дни воинской славы - летопись героической доблести российского воинства
- Дни воинской славы России
- Финансовое обеспечение проведения дней воинской славы России
- Тема 5. Правовой статус военнослужащих
- Ведении боевых действий
- Тема 6. Порядок прохождения военной службы офицерским составом
- Система комплектования вс рф военнослужащими
- Военной службе
- Воинские должности
- Статья 47. Присвоение воинских званий
- Пребывающим в запасе
- 9.. Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и дополнительные протоколы кним.-м, 1994.-320 с.
- Ст 17 Наставления по мгп в вс рф
- Сравнительная таблица деяний, считающихся преступлениями наемничества, содержащихся в нормах международного права и в нормах национального права россии
- Общие обязанности командиров (начальников) по соблюдению норм международного гуманитарного права
- Обязанности помощника командира соединения (части) по правовой работе по обеспечению соблюдения норм международного гуманитарного права
- Тема 8. Военно-педагогическое наследие русских полководцев и его значение для деятельности офицеров в современных условиях
- Тема 9, Организация воспитательной работы в части, подразделении. Основные формы и методы воспитательной работы офицера
- Командир (начальник) на основе задач, решаемых в государстве и Вооруженных Силах, обязан постоянно воспитывать подчиненных:
- Офицер по общественно-государственной подготовке и информированию полка:
- Офицер по социальной работе и профилактике правонарушений полка:
- Офицер по организации досуга - начальник клуба полка:
- Обязан:
- 5. Основные задачи культурно-досуговой работы:
- Еженедельно проводимые воспитательные мероприятия (вариант)
- Система
- Видами информирования также являются:
- Подготовка к информированию
- Проведение информирования
- Информирование - 2 раза в неделю по 30 минут по следующей схеме:
- Огп: Назначение и основные задачи
- Основные задачи огп:
- Ежемесячно проводимые воспитательные мероприятия:
- Ежеквартально:
- Каждый период:
- Ежегодно:
- При планировании мероприятий воспитательной работы основной акцент делается на:
- Воспитательная работа с военнослужащими, прибывшими из учебных подразделений
- Воспитательная работа с военнослужащими с отклоняющимся поведением
- Воспитательная работа по предупреждению суицидальных явлений среди военнослужащих
- Воспитательная работа с военнослужащими, проходящими службу по контракту
- Организация воспитательной работы с сержантским составом
- Организация воспитательной работы с прапорщиками
- Система организации воспитательной работы с офицерским составом Работа по сохранению офицерских кадров
- Организация воспитательной работы с молодыми офицерами:
- Перечень
- В батальонах (дивизионах) и им равных:
- В ротах (батареях) и им равных:
- Тема 10. Психопогия личности военнослужащего и воинского коллектива. Методы изучения индивидуальных особенностей военнослужащих
- Изучение психологических особенностей военнослужащего Изучение подчиненных достигается, как правило, двумя взаимосвязанными путями:
- Индивидуальная беседа
- Наблюдение
- Негативного общественного мнения:
- Методы изучения общественного мнения:
- Формы вопросов
- 1. Почему Вы решили обучаться на военной кафедре?
- 1. Почему Вы решили обучаться на военной кафедре?
- Тема 11. Методика организации и проведения общественно-государственной подготовки в частях и подразделениях
- Организация общественно-государственной подготовки в полку (на корабле) включает:
- Планирование общественно-государственной подготовки в полку (на корабле)
- Организация проведения занятий
- Основные требования к учебно-материальной базе занятий по огп в подразделении, учебной группе
- Порядок формирования учебных групп
- Обучение помощника руководителя группы
- Подготовка руководителей групп Требования к руководителю группы, его функциональные Обязанности
- Руководитель группы огп должен отвечать следующим требованиям: знать:
- Формы подготовки руководителей групп общественно-государственной подготовки
- Основные этапы работы руководителя группы при подготовке
- Порядок подготовки руководителя группы к проведению самостоятельной работы слушателей:
- 3. Заключение:
- Методика проведения занятий
- Семинар, беседа
- Использование технических средств обучения и воспитания
- Контроль и оценка состояния огп
- Методика оценки общественно-государственной подготовки
- Перечень вопросов, отражаемых в анализе состояния общественно-государственной подготовки в полку (на корабле) при подведении итогов результативности воспитательной работы
- Система работы командира роты и его заместителей по организации и проведению общественно-государственной подготовки
- Тема 12. Морально-психологическое обеспечение боевой деятельности войск
- О роли морального фактора
- Примеры:
- Задачи мпо:
- Задачи ивр:
- Информационно-воспитательная работа включает:
- Ликвидация последствий информационно-психологического воздействия противника предполагает:
- Обеспечение войск (сил) техническими средствами воспитания (тсв)
- Психогенные факторы современного боя
- Основные компоненты психологического обеспечения
- Компонешы подюювки личного состава до боя или в мирное время
- Алгоритм деятельности командира но организации мпо боевых действий
- Заключение
- 394000, Г: Воронеж, ул. Пушкинская, 3