logo
ОГП

3. Заключение:

- краткие общие выводы по всей теме;

- ответы на вопросы слушателей;

- основные вопросы (план) предстоящего семинара (беседы);

- задания на самоподготовку (слушателям и помощнику руково­дителя группы);

- рекомендуемая дополнительная литература и список наглядных пособий;

- необходимые указания и советы по изучению основной и до­полнительной литературы;

- информация о мероприятиях воспитательной и культурно-досуговой работы, проводимой в части (подразделении) с целью ока­зания помощи в изучении данной темы

276

План самостоятельной подготовки должен предусматривать:

- цель и место занятия;

- материально-техническое обеспечение занятия: список и коли­чество учебной литературы, наглядных пособий, а также технические средства, необходимые для организации самостоятельной работы слу­шателей;

- краткое содержание вступительного слова руководителя с ука­занием вопросов, требующих более глубокой проработки, постановкой конкретных задач слушателям: какую литературу они должны изучить, в каком объеме, что законспектировать, из чего сделать выписки, а также доведением порядка самостоятельной работы;

- перечень наиболее сложных понятий и терминов, встречаю­щихся в учебной литературе по данной теме, требующих разъяснения;

- общие рекомендации слушателям по доработке конспектов лекций и изучению вопросов, выносимых на семинар;

- индивидуальные задания к семинару (по подготовке фиксиро­ванного выступления, подбору примеров, пословиц, поговорок, авто­ритетных высказываний, выставки и обзора дополнительной литера­туры по теме занятия и т.д.)

- порядок распределения имеющейся литературы и наглядных пособий между слушателями (кого, какой литературой, наглядными пособиями и в каком количестве обеспечить);

- особенности и порядок индивидуальной работы со слушателями, имеющими слабую общеобразовательную подготовку, отсутствовавши­ми на предыдущем занятии, требующими повышенного контроля (кому оказывает помощь руководитель, с кем работает помощник и т п.);

- проверка конспектов и контроль за ходом работы слушателей, при необходимости - перераспределение учебной литературы;

- заключительное слово при подведении итогов самостоятельной работы и постановке задач по подготовке к семинару (беседе)

Завершающим этапом изучения темы на занятиях по ОГП явля­ется семинар или развернутая беседа Их цель - помочь слушателям гяубже усвоить изучаемый материал, расширить их кругозор, развить умение самостоятельно анализировать и обобщать явления жизни, увязать теорию с практикой, оценить уровень усвоения изученной те­мы и, в конечном счете, сформировать убеждения, устойчивые пози­ции по рассматриваемым вопросам в соответствии с воспитательными целями занятия.

277

Организация работы клуба, библиотеки, телецентра и радиоузла в интересах общественно-государственной

подготовки

Работа клуба воинской части по обеспечению ОГП личного состава осуществляется по следующим основным направлениям:

- своевременное истребование и получение на кинобазе комплекта художественных, хроникально-документальных и учебных кино- и ви­деофильмов, соответствующих или тематически близких содержанию календарного учебного плана ОГП на очередной учебный год;

- демонстрация указанных фильмов личному составу в соответ­ствии с графиком изучения наиболее важных тем ОГП и организация их коллективного обсуждения;

- организация встреч военнослужащих части с ветеранами Вели­кой Отечественной войны, участниками локальных войн и вооружен­ных конфликтов, боевых действий в Чечне, Афганистане, представи­телями вышестоящего командования и военной юстиции;

- подготовка и проведение тематических вечеров и утренников, концертов художественной самодеятельности, посвященных памят­ным событиям и датам в истории нашего Отечества;

- посещение личным составом музеев (комнат) боевой славы, проведение экскурсий по памятным местам и др..

В рамках культурно-досуговых мероприятий по повышению эффективности ОГП учреждениями культуры воинских частей актив­но используются возможности радиоузлов, а также имеющихся в ряде гарнизонов радиотелевизионных центров.,

Основными формами участия библиотек в подготовке руко­водителей (слушателей) групп к занятиям являются:

1. Определение основных информационных потребностей руко­водителей и слушателей учебных групп в соответствии с календарны­ми учебными планами ОГП на очередной учебный год (период обуче­ния) и составление на этой основе списков рекомендованной художе­ственной, военно-мемуарной и учебно-методической литературы.

2. Выделение основных читательских групп среди руководителей, слушателей групп ОГП и анализ индивидуального спроса на информа­цию в целях наиболее полного и своевременного удовлетворения за­просов читателей, рационального комплектования книжных фондов библиотек (читальных залов, методических кабинетов, информационно-методических центров и т.д.) и библиотечек подразделений.

278

3. Разработка и ведение тематической картотеки "В помощь руко­водителям групп ОПТ' в строгом соответствии с учебными планами

Картотека должна иметь развернутую структуру и дополнять существующую в библиотеке систему каталогов, При этом структура картотеки должна обеспечиваться ссылками на материалы к разверну­тым планам занятий в системе ОГП.

4. Организация развернутых тематических книжных выставок по ключевым темам ОГП, действующих в течение всего периода обуче­ния, а также тематических выставок к каждому занятию.

Постоянные тематические выставки готовятся работниками биб­лиотеки в соответствии со списком рекомендованной литературы на учебный год и представляют в хронологическом порядке и разверну­том виде материалы по ключевым вопросам учебного плана, основ­ным периодам отечественной истории, изучаемым в ходе ОГП.

Основным пояснительным материалом для такой выставки, по­мимо соответствующего тематике названия, являются таблички с ис­торическими датами, персоналиями исторических лиц, цитатами.

Объем выставки может колебаться в пределах от 20 до 30 книг и других изданий.

Тематические выставки, организуемые к каждой теме ОГП, представляют собой сравнительно небольшие по объему подборки ли­тературы (8-1.5 книг и статей), предназначенные для демонстрации как в читальном зале библиотеки (методическом кабинете, информацион­но-методическом центре), гак и при проведении занятий по ОГП в учебном классе. Поэтому такие выставки иногда называют передвиж­ными (переносными), Подборкой литературы к ним и их оформлени­ем, как правило, занимаются помощники руководителей групп при со­действии работников библиотеки.

5. Организация тематических подборок литературы и материа­лов периодической печати ко всем плановым занятиям по ОГП. Офи­цер по общественно-государственной подготовке и информированию должен позаботиться о том, чтобы в библиотеках были тематические папки с рекомендациями, какие и где взять фотографии, плакаты, ре­продукции, аудиозаписи, диапозитивы, видеофильмы к темам кален­дарного учебного плана.

6. Организация тематических и библиографических обзоров

Тематический обзор предполагает краткую информацию о кни­гах, подобранных по тематическому признаку к юбилейным и памят­ным датам, общественно-политическим событиям, к конкретным те­мам занятий по ОГП.

279