Порядок подготовки руководителя группы к проведению самостоятельной работы слушателей:
1. Изучение в полном объеме темы самостоятельной работы (если с лекцией выступал командир (начальник) или другой приглашенный лектор)
2. Уяснение вопросов предстоящего семинара (беседы).
3. Определение литературы, ее количества для обеспечения группы и ее распределение с учетом подготовленности слушателей, подготовка наглядных пособий и ГСО.
При определении списка рекомендованной литературы необходимо учитывать возможности и реальный бюджет времени слушателей.. Непосильные задания снижают их активность на семинаре. Практика показывает, что объем рекомендованной литературы в среднем должен составлять около 5-7 страниц, а для его тщательной отработки семинар должен следовать за лекцией через 7—10 дней.
4., Подбор тех, кто и по какой теме выступает с рефератом, фиксированным выступлением, кто будет делать сообщение о событиях в стране и за рубежом перед началом занятия.
5. Распределение времени на основные элементы занятия: вступительное слово с постановкой задач на самостоятельную подготовку, чтение и конспектирование учебных пособий с учетом вопросов предстоящего семинара (беседы) и имеющихся у слушателей записей лекции, контроль за ходом самостоятельной работы (группы и отдельных слушателей), оказание индивидуальной помощи пропустившим занятия, а также слабоуспевающим, закрепление за ними подготовленных военнослужащих, инструктаж выступающих на семинаре с рефератом и информационным сообщением, ответы на вопросы и т.д.
6,. Постановка задачи своему помощнику по подготовке места занятий и наглядных пособий, аудио-, видеосредств, по оказанию помощи слушателям в ходе занятия и организации самоподготовки во внеучебное время. Помощь в выборе/ литературы, ее получении и заблаговременном распределении
7. Составление плана проведения самостоятельной работы, в котором отражаются все вопросы предварительной работы.
Работа руководителя группы в период подготовки к семинару (беседе):
1. Определение учебных и воспитательных целей семинарского занятия (беседы),
2. Составление плана (плана-конспекта, сценария) проведения семинара (беседы), включающего:
- отбор и формулировку вопросов семинара (беседы), в том числе:
а) основных,
б) дополнительных - для развертывания дискуссии, обсуждения наиболее важных проблем темы,
в) вопросов-заданий (если самостоятельная работа группы в организованной форме не проводилась) - для подготовки слушателей к семинару (беседе);
- формулировку темы доклада, фиксированного выступления, определение докладчика и оказание ему помощи в составлении плана доклада и в его написании,
3. Прогнозирование предстоящего общения с аудиторией, распределение времени на рассмотрение основных вопросов, последовательности постановки дополнительных вопросов перед группой, использования ГСО и наглядных пособий (политических и географических карт, схем, иллюстраций) и т.,д..
4. Определение фамилий участников семинара (беседы), которые в обязательном порядке должны выступить на занятии,.
5. Проведение групповых и индивидуальных консультаций,, Консультации со всей труппой проводятся, как правило, в ходе
самостоятельной подготовки,, Слушатели знакомятся с задачами и особенностями семинара (беседы), порядком его проведения и последовательностью раскрытия вопросов
Индивидуальные консультации проводятся со слабо подготовленными слушателями, а также с теми, кому поручено выступить с докладом (рефератом),
6. Прогнозирование предстоящего общения с аудиторией и составление развернутого плана-конспекта (сценария) проведения семинара (беседы).
7. Контроль за подготовкой слушателей к семинару (беседе), изучением обязательной литературы,
8. Оповещение слушателей о времени и месте проведения семинара.
274
План-конспект руководителя группы общественно-государственной подготовки
План-конспект является основным содержательным и организационным документом каждого занятия, элементом контроля готовности руководителя группы к его проведению Планы-конспекты лекции (рассказа), семинара (беседы) и других форм проведения занятий по каждой теме утверждаются непосредственным командиром (начальником) руководителя группы за 1-2 дня до проведения занятия. Руководитель труппы обеспечивает сохранность планов-конспектов в течение учебного года.
Структура плана-конспекта лекции (рассказа)
План-конспект лекции (рассказа) состоит из 3 частей: вступления, основной част и заключения
1. Вступительная часть включает в себя следующие вопросы:
- название темы занятий и время, отведенное на ее изучение;
- место темы в учебном плане, ее связь с предыдущим занятием и значение;
- цель занятий - учебная и воспитательная, При формулировании учебной цели определяется, какие учебные задачи нужно решить проведением занятий по данной теме: что раскрыть, изложить, какие основные вопросы усвоить. При определении воспитательной цели указывается, воспитанию каких качеств должны способствовать занятия по данной теме (воспитательные цели руководитель занятия слушателям не объявляет);
- метод проведения занятий. Указывается, каким методом будут проведены занятия по данной теме: лекционно-семинарским или методом рассказа-беседы;
- материальное обеспечение лекции. Указывается, какие наглядные пособия, видеофильмы, учебные и политические карты, технические средства будуг использованы;
- количество времени, отводимое на лекцию (рассказ), самостоятельную работу и семинар (беседу);
- основные учебные вопросы лекции (рассказа) и распределение времени между ними;
- список и краткая характеристика основной литературы по данной теме, рекомендуемой слушателям для изучения (под запись, при необходимости - с использованием слайда или классной доски).
275
2. Основная часть, включающая содержание учебных вопросов, а также методические указания (примечания) по ходу занятия:
- последовательность и способы раскрытия основных, наиболее важных вопросов;
- наиболее важные положения по каждому вопросу, которые следует дать под запись;
- пояснения, авторитетные высказывания, дополнительный цифровой и фактический материал, в том числе примеры из жизни части (подразделения) для обеспечения связи теоретических положений с практикой;
- постановочные вопросы к слушателям для облегчения проникновения в суть проблемы, углубления понимания ими стержневых идей темы в ходе направляемого руководителем обмена мнениями;
- место, время и порядок использования технических средств обучения, наглядных пособий, цитат из художественной и мемуарной литературы;
- логические связки-переходы от одного положения к другому, а также между основными учебными вопросами;
- выводы по каждому вопросу.
- Предисловие
- Тема 1. Военные, политические, военно-технические и экономические основы военной доктрины Российской Федерации
- Основные виды безопасности государства
- Главные причины возможности угроз безопасности России
- Возможные угрозы безопасности России
- Факторы, обусловливающие внешние угрозы
- Основные внешние угрозы: (Военная доктрина Российской Федерации, ст. 5)
- Угрозы безопасности Российской Федерации на Севере
- Угрозы безопасности Российской Федерации на Востоке
- Основные внутренние угрозы: (Военная доктрина Российской Федерации, ст. 6)
- Внутренние угрозы безопасности России
- Главные цепи обеспечения военной безопасности - предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз Российской Федерации
- Основное содержание обеспечения военной безопасности (Военная доктрина Российской Федерации, ст. 10)
- Основное содержание обеспечения военной безопасности (Военная доктрина Российской Федерации, ст. 10)
- Военная организация государства (Военная доктрина Российской Федерации, ст. 11)
- Основные направления развития военной организации государства (Военная доктрина Российской Федерации, ст. 16)
- Военно-экономическое обеспечение военной безопасности
- Международное военное (военно-политическое) и военно-техническое сотрудничество
- Об обороне:
- Основные термины и понятия, применяемые в законе "Об обороне"
- Организация обороны включает:
- Статья 4. Полномочия Президента Российской Федерации в области обороны
- Статья 5. Полномочия Федерального Собрания в области обороны
- 1. Совет Федерации:
- 2. Государственная Дума:
- Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации в области обороны
- Утверждает Положение о военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
- Статья 8, Функции организаций и обязанности их должностных лиц в области обороны
- Тема 2. Вооруженные Силы России в структуре государственных институтов
- Вооруженные Силы рф, другие войска и воинские формирования, привлекаемые к обороне
- Общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации
- Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации
- Функции Генерального штаба. Положение о Генеральном штабе Вооруженных сил Российской Федерации (утв. Указом Президента рф от 11 ноября 1998г. №1357)
- Основные структурные преобразования в Российских Вооруженных Силах
- Реализация целевой программы обеспечения перехода к комплектованию должностей ряда соединений и воинских частей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту
- Совершенствование системы воспитания и морально-психологического обеспечения военнослужащих, патриотическое воспитание граждан Российской Федерации
- Тема 3. Военные реформы в истории Российского государства: опыт и уроки
- В состав Вооруженных сил входили:
- Федерации
- Тема 4. Дни воинской славы - летопись героической доблести российского воинства
- Дни воинской славы России
- Финансовое обеспечение проведения дней воинской славы России
- Тема 5. Правовой статус военнослужащих
- Ведении боевых действий
- Тема 6. Порядок прохождения военной службы офицерским составом
- Система комплектования вс рф военнослужащими
- Военной службе
- Воинские должности
- Статья 47. Присвоение воинских званий
- Пребывающим в запасе
- 9.. Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и дополнительные протоколы кним.-м, 1994.-320 с.
- Ст 17 Наставления по мгп в вс рф
- Сравнительная таблица деяний, считающихся преступлениями наемничества, содержащихся в нормах международного права и в нормах национального права россии
- Общие обязанности командиров (начальников) по соблюдению норм международного гуманитарного права
- Обязанности помощника командира соединения (части) по правовой работе по обеспечению соблюдения норм международного гуманитарного права
- Тема 8. Военно-педагогическое наследие русских полководцев и его значение для деятельности офицеров в современных условиях
- Тема 9, Организация воспитательной работы в части, подразделении. Основные формы и методы воспитательной работы офицера
- Командир (начальник) на основе задач, решаемых в государстве и Вооруженных Силах, обязан постоянно воспитывать подчиненных:
- Офицер по общественно-государственной подготовке и информированию полка:
- Офицер по социальной работе и профилактике правонарушений полка:
- Офицер по организации досуга - начальник клуба полка:
- Обязан:
- 5. Основные задачи культурно-досуговой работы:
- Еженедельно проводимые воспитательные мероприятия (вариант)
- Система
- Видами информирования также являются:
- Подготовка к информированию
- Проведение информирования
- Информирование - 2 раза в неделю по 30 минут по следующей схеме:
- Огп: Назначение и основные задачи
- Основные задачи огп:
- Ежемесячно проводимые воспитательные мероприятия:
- Ежеквартально:
- Каждый период:
- Ежегодно:
- При планировании мероприятий воспитательной работы основной акцент делается на:
- Воспитательная работа с военнослужащими, прибывшими из учебных подразделений
- Воспитательная работа с военнослужащими с отклоняющимся поведением
- Воспитательная работа по предупреждению суицидальных явлений среди военнослужащих
- Воспитательная работа с военнослужащими, проходящими службу по контракту
- Организация воспитательной работы с сержантским составом
- Организация воспитательной работы с прапорщиками
- Система организации воспитательной работы с офицерским составом Работа по сохранению офицерских кадров
- Организация воспитательной работы с молодыми офицерами:
- Перечень
- В батальонах (дивизионах) и им равных:
- В ротах (батареях) и им равных:
- Тема 10. Психопогия личности военнослужащего и воинского коллектива. Методы изучения индивидуальных особенностей военнослужащих
- Изучение психологических особенностей военнослужащего Изучение подчиненных достигается, как правило, двумя взаимосвязанными путями:
- Индивидуальная беседа
- Наблюдение
- Негативного общественного мнения:
- Методы изучения общественного мнения:
- Формы вопросов
- 1. Почему Вы решили обучаться на военной кафедре?
- 1. Почему Вы решили обучаться на военной кафедре?
- Тема 11. Методика организации и проведения общественно-государственной подготовки в частях и подразделениях
- Организация общественно-государственной подготовки в полку (на корабле) включает:
- Планирование общественно-государственной подготовки в полку (на корабле)
- Организация проведения занятий
- Основные требования к учебно-материальной базе занятий по огп в подразделении, учебной группе
- Порядок формирования учебных групп
- Обучение помощника руководителя группы
- Подготовка руководителей групп Требования к руководителю группы, его функциональные Обязанности
- Руководитель группы огп должен отвечать следующим требованиям: знать:
- Формы подготовки руководителей групп общественно-государственной подготовки
- Основные этапы работы руководителя группы при подготовке
- Порядок подготовки руководителя группы к проведению самостоятельной работы слушателей:
- 3. Заключение:
- Методика проведения занятий
- Семинар, беседа
- Использование технических средств обучения и воспитания
- Контроль и оценка состояния огп
- Методика оценки общественно-государственной подготовки
- Перечень вопросов, отражаемых в анализе состояния общественно-государственной подготовки в полку (на корабле) при подведении итогов результативности воспитательной работы
- Система работы командира роты и его заместителей по организации и проведению общественно-государственной подготовки
- Тема 12. Морально-психологическое обеспечение боевой деятельности войск
- О роли морального фактора
- Примеры:
- Задачи мпо:
- Задачи ивр:
- Информационно-воспитательная работа включает:
- Ликвидация последствий информационно-психологического воздействия противника предполагает:
- Обеспечение войск (сил) техническими средствами воспитания (тсв)
- Психогенные факторы современного боя
- Основные компоненты психологического обеспечения
- Компонешы подюювки личного состава до боя или в мирное время
- Алгоритм деятельности командира но организации мпо боевых действий
- Заключение
- 394000, Г: Воронеж, ул. Пушкинская, 3