logo
ОГП

Порядок подготовки руководителя группы к проведению самостоятельной работы слушателей:

1. Изучение в полном объеме темы самостоятельной работы (ес­ли с лекцией выступал командир (начальник) или другой приглашен­ный лектор)

2. Уяснение вопросов предстоящего семинара (беседы).

3. Определение литературы, ее количества для обеспечения группы и ее распределение с учетом подготовленности слушателей, подготовка наглядных пособий и ГСО.

При определении списка рекомендованной литературы необхо­димо учитывать возможности и реальный бюджет времени слушате­лей.. Непосильные задания снижают их активность на семинаре. Прак­тика показывает, что объем рекомендованной литературы в среднем должен составлять около 5-7 страниц, а для его тщательной отработ­ки семинар должен следовать за лекцией через 7—10 дней.

4., Подбор тех, кто и по какой теме выступает с рефератом, фик­сированным выступлением, кто будет делать сообщение о событиях в стране и за рубежом перед началом занятия.

5. Распределение времени на основные элементы занятия: всту­пительное слово с постановкой задач на самостоятельную подготовку, чтение и конспектирование учебных пособий с учетом вопросов пред­стоящего семинара (беседы) и имеющихся у слушателей записей лек­ции, контроль за ходом самостоятельной работы (группы и отдельных слушателей), оказание индивидуальной помощи пропустившим заня­тия, а также слабоуспевающим, закрепление за ними подготовленных военнослужащих, инструктаж выступающих на семинаре с рефератом и информационным сообщением, ответы на вопросы и т.д.

6,. Постановка задачи своему помощнику по подготовке места занятий и наглядных пособий, аудио-, видеосредств, по оказанию по­мощи слушателям в ходе занятия и организации самоподготовки во внеучебное время. Помощь в выборе/ литературы, ее получении и за­благовременном распределении

7. Составление плана проведения самостоятельной работы, в котором отражаются все вопросы предварительной работы.

Работа руководителя группы в период подготовки к семинару (беседе):

1. Определение учебных и воспитательных целей семинарского занятия (беседы),

2. Составление плана (плана-конспекта, сценария) проведения семинара (беседы), включающего:

- отбор и формулировку вопросов семинара (беседы), в том числе:

а) основных,

б) дополнительных - для развертывания дискуссии, обсуждения наиболее важных проблем темы,

в) вопросов-заданий (если самостоятельная работа группы в ор­ганизованной форме не проводилась) - для подготовки слушателей к семинару (беседе);

- формулировку темы доклада, фиксированного выступления, определение докладчика и оказание ему помощи в составлении плана доклада и в его написании,

3. Прогнозирование предстоящего общения с аудиторией, рас­пределение времени на рассмотрение основных вопросов, последова­тельности постановки дополнительных вопросов перед группой, ис­пользования ГСО и наглядных пособий (политических и географиче­ских карт, схем, иллюстраций) и т.,д..

4. Определение фамилий участников семинара (беседы), которые в обязательном порядке должны выступить на занятии,.

5. Проведение групповых и индивидуальных консультаций,, Консультации со всей труппой проводятся, как правило, в ходе

самостоятельной подготовки,, Слушатели знакомятся с задачами и особенностями семинара (беседы), порядком его проведения и после­довательностью раскрытия вопросов

Индивидуальные консультации проводятся со слабо подготов­ленными слушателями, а также с теми, кому поручено выступить с докладом (рефератом),

6. Прогнозирование предстоящего общения с аудиторией и со­ставление развернутого плана-конспекта (сценария) проведения семи­нара (беседы).

7. Контроль за подготовкой слушателей к семинару (беседе), изучением обязательной литературы,

8. Оповещение слушателей о времени и месте проведения се­минара.

274

План-конспект руководителя группы общественно-государственной подготовки

План-конспект является основным содержательным и организа­ционным документом каждого занятия, элементом контроля готовно­сти руководителя группы к его проведению Планы-конспекты лекции (рассказа), семинара (беседы) и других форм проведения занятий по каждой теме утверждаются непосредственным командиром (началь­ником) руководителя группы за 1-2 дня до проведения занятия. Руко­водитель труппы обеспечивает сохранность планов-конспектов в тече­ние учебного года.

Структура плана-конспекта лекции (рассказа)

План-конспект лекции (рассказа) состоит из 3 частей: вступле­ния, основной част и заключения

1. Вступительная часть включает в себя следующие вопросы:

- название темы занятий и время, отведенное на ее изучение;

- место темы в учебном плане, ее связь с предыдущим занятием и значение;

- цель занятий - учебная и воспитательная, При формулировании учебной цели определяется, какие учебные задачи нужно решить про­ведением занятий по данной теме: что раскрыть, изложить, какие ос­новные вопросы усвоить. При определении воспитательной цели ука­зывается, воспитанию каких качеств должны способствовать занятия по данной теме (воспитательные цели руководитель занятия слушате­лям не объявляет);

- метод проведения занятий. Указывается, каким методом будут проведены занятия по данной теме: лекционно-семинарским или ме­тодом рассказа-беседы;

- материальное обеспечение лекции. Указывается, какие нагляд­ные пособия, видеофильмы, учебные и политические карты, техниче­ские средства будуг использованы;

- количество времени, отводимое на лекцию (рассказ), самостоя­тельную работу и семинар (беседу);

- основные учебные вопросы лекции (рассказа) и распределение времени между ними;

- список и краткая характеристика основной литературы по дан­ной теме, рекомендуемой слушателям для изучения (под запись, при необходимости - с использованием слайда или классной доски).

275

2. Основная часть, включающая содержание учебных вопросов, а также методические указания (примечания) по ходу занятия:

- последовательность и способы раскрытия основных, наиболее важных вопросов;

- наиболее важные положения по каждому вопросу, которые следует дать под запись;

- пояснения, авторитетные высказывания, дополнительный циф­ровой и фактический материал, в том числе примеры из жизни части (подразделения) для обеспечения связи теоретических положений с практикой;

- постановочные вопросы к слушателям для облегчения проник­новения в суть проблемы, углубления понимания ими стержневых идей темы в ходе направляемого руководителем обмена мнениями;

- место, время и порядок использования технических средств обучения, наглядных пособий, цитат из художественной и мемуарной литературы;

- логические связки-переходы от одного положения к другому, а также между основными учебными вопросами;

- выводы по каждому вопросу.