logo
ОГП

Методика проведения занятий

Занятия по ОГП проводятся лекционно-семинарским методом или методом рассказа-беседы.

Первый метод используется при проведении занятий с офицера­ми и прапорщиками (мичманами), имеющими высокую общеобразова­тельную подготовку.

Занятия методом рассказа-беседы проводятся в группах, где общеобразовательный уровень слушателей недостаточно высок Этот метод используется, как правило, в группах солдат (матросов), сер­жантов (старшин) К числу основных форм проведения занятий по ОГП относятся:

1. Преимущественно пассивные - лекция, рассказ,.

2 Активные (диалоговые) - семинар, групповая беседа, само­стоятельная работа (подготовка), контрольное (итоговое) занятие и др.,

Лекция, рассказ

Сходство лекции и рассказа

1.. Общность цели - вооружение слушателей определенными зна­ниями, формирование ценностных ориентации, морально-боевых качеств,

2. Ведущая, активная роль руководителя занятия и относительно пассивная - группы

3. Общность методических приемов, используемых для активи­зации внимания и мыслительной деятельности слушателей,

Различие между лекцией и рассказом

1. С лекциями выступают опытные руководители групп.. Занятия методом рассказа более просты в подготовке, что позволяет привлечь к их проведению начинающих руководителей групп

2. Для чтения лекций можно объединять несколько групп воен­нослужащих срочной и контрактной службы в масштабе роты, бата­реи, батальона (дивизиона) и даже части Для проведения рассказа группы, как правило, не объединяются.

3. В лекции глубоко и научно излагаются основные вопросы те­мы. В рассказе основные вопросы излагаются доступнее, с меньшей теоретической глубиной,

4. Для ответов на вопросы лектор, как правило, специально от­водит время в конце занятия, В ходе рассказа руководитель поддер­живает более тесный контакт со слушателями, вводит в рассказ эле­мент беседы

5. Рассказ отличается большей гибкостью и оперативностью, что позволяет использовать его в любых условиях обстановки.

Самостоятельная работа (подготовка)

Самостоятельная работа слушателей по изучению рекомендо­ванной литературы и учебных пособий проводится: а) в ходе плано­вых занятий - руководителем группы и б) во внеучебное время - по­мощником руководителя группы.

Порядок проведения самостоятельной работы

1. Принять доклад помощника руководителя группы о расходе личного состава и готовности группы к занятию

2. Проверить наличие и внешний вид слушателей,

3. Предоставить слово слушателю, выступающему с сообщением о событиях в стране и за рубежом (5 минут)

4; Вступительная часть:

- объявить тему и цель занятия;

- напомнить вопросы семинара (беседы);

- определить тему фиксированного выступления (доклада) на семинаре и назначить докладчика;

- распределить литературу, исходя из уровня образования слу­шателей.

5. В ходе самостоятельной работы:

- осуществлять контроль за ходом занятия;

- учить слушателей умению работать с книгой, выделять основ­ное из прочитанного и составлять конспект;

- индивидуально работать со слабоуспевающими и пропустив­шими занятия

- помогать докладчику в подборе литературы, составлении плана доклада (фиксированного выступления),

6 Подведение итогов занятия (до 5 мин):

- отметить положительное в самостоятельной работе слушателей и указать недостатки;

- назвать фамилии лучших слушателей, проявивших трудолюбие и усердие в работе с литературой, а также тех, кто мало изучил и за­конспектировал, работал не в полную силу;

- назвать дату проведения семинара (беседы);

- ответить на вопросы.

После окончания занятия руководитель группы дает указания своему помощнику по организации самоподготовки во внеучебное время, просмотру видеофильмов, рекомендованных по данной теме.

281