Тема 10. Психопогия личности военнослужащего и воинского коллектива. Методы изучения индивидуальных особенностей военнослужащих
Понятие личности, Структура психологии личности: процессы, свойства, образования, состояния Личность и воинская деятельность., Влияние особенностей военной службы на личность.,
Основные этапы изучения индивидуальных особенностей военнослужащих Методы изучения, Особенности использования метода наблюдения,, Беседа - важнейший метод изучения индивидуальных особенностей подчиненных. Виды опросов и методика их проведения. Анализ документов и результатов деятельности. Учет и использование офицерами индивидуальных особенностей подчиненных при организации воспитательной работы,
Группа и коллектив,. Особенности воинского коллектива. Социально-психологическая характеристика воинского коллектива: официальная и неофициальная структуры, микрогруппы, лидерство, Социометрические методы изучения воинского коллектива.
Рефераты:
1. Формы и методы правового воспитания военнослужащих
2. Структура психологии воинского коллектива,
3. Социометрические исследования сплоченности воинского коллектива, 4, Профессионально-психологический отбор и служба по контракту,
5. Факторы, формирующие негативные свойства личности и приводящие
к совершению преступления,
6. Методика оценки стиля управления,
7. Методика оценки психологической совместимости,
8. Психология отклоняющегося поведения
9. Психологические травмы и пути их преодоления
Литература:
1. Военная психопогия и педагогика,. - М,, 1998.
2. Закарлюк М. Изучение социально-психологических особенностей военнослужащих и практика их использования в индивидуально-воспитательной работе/М. Закарлюк// Ориентир - 1999, -№ 1..
3. О правовом обучении в Вооруженных Силах Российской Федерации: Приказ МО РФ №333 от 29 06,99 г,
4. О правовых минимумах: Директива МО РФ .№ Д-6 от 22,02,99 г..
5. Особенности работы с первичной информацией // Введение в профессию: Учебно-методическое пособие для войсковых психологов и социологов., -М,, 1992.
6. Печерин В. Деятельность командиров (начальников), должностных лиц органов воспитательной работы по изучению лиц, требующих повышенного
232
психолого-педагогического внимания / В. Печерин // Методист. - 2001.. -Сентябрь.
7. Подоляк Я.В. Личность и воинский коллектив: психология военного управления /Я..В. Подоляк - М, 1989
8. Психолотия: Словарь,- М,, 1990
9.. Рыбкин СЮ.1 Суицидальные явления среди военнослужащих: проблема и пуш решения / СЮ.. Рыбкин//Военная мысль. - 2000 -№6..
Ю.Семикина Т.. Психодиагностика личностных качеств военнослужащих: Информационно-методический сборник / Т. Семикина. - М.., 1993. - № 2 (5)
11 .Столяренко A.M. Юридическая педагогика/AM Столяренко. - М , 2000. -496 с.
12. Тонких Ф..П. Как Вы управляете / Ф.П Тонких, ЮГ. Фокин,-М., 1984.
13. Экспресс-оценка военнослужащих и воинских коллективов.. -М., 2001,, -203 с. 14..Янков А, Особенности работы командиров с военнослужащими, имеющими
признаки повышенного суицидального риска / А.. Янков, И Задорожный // Ориентир. - 1999. - № 7
234
235
Признаки различных стадий развития коллектива
Стадии Признаки | Номинальный (формальное объединение людей) | Формирующийся (сознательное объединение) | Сплоченный (объединение единомышленников) |
Личные мотивы действий | Цели признаются всеми, но личные мотивы могут не совпадать с общественными. | Цели осознанны большинством, но личные мотивы подчиняются установкам различных групп. | Цели осознаны всеми, личные мотивы полностью сливаются с коллективными. Господствует сознательная дисциплина. |
Наличие актива и его авторитет | Актив практически отсутствует или существует номинально. | Актив признан или выдвинут большинством и обладает авторитетом, однако еще проявляется тормозящее влияние недобросовестных участников общего дела. | Большинство входит в акгив, возглавляет или инициирует дело, в котором может принести большую пользу коллективу в создавшихся обстоятельствах. |
Общественное мнение | Не сформировано. Люди мало знают друг друга, не желают или не решаются пойти навстречу друг другу. | Начинает складываться Преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. Наблюдается неуравновешенность в поведении коллектива | Сложилось и cтaлo главным регулятором поведения людей, поскольку осознано совпадение личных и коллективных интересов.. Каждый ощущает ответственность за себя и других. |
Психологический климат | Преобладает настроение настороженности и ожидания. | Удовлетворительный. Противоречия между установками различных групп могут приводить к конфликтам, которые разрешаются успешно. | Оптимальный. Преобладают уважение, доверие. Господствуют мажорное настроение, убежденность в коллективных возможностях. |
Активность в реализации целей | Минимальная, большинство пассивно исполняет требования начальника Предложения по улучшению дела редки. | Активизация актива. Большинство поддерживает единые требования руководителя и актива Активность проявляется всплесками. | Высшая Творческое отношение к груду Люди активно ставят задачи по улучшению дела, активно включаются в их решение, бескорыстно помогают друг другу. |
Результативность деятельности организации | Минимальная Велик уровень текучки Большинство действий замкнуто на начальника . | Удовлетворительная В деятельности организации наблюдаются спады и подъемы Руководитель может опереться на актив, но уровень текучки остается высоким. | Наиболее высокая. Коллектив превращается в саморегулирующуюся социальную ячейку. Руководитель своими решениями, по существу, официально закрепляет коллективное мнение. |
236
237
238
239
240
241
- Предисловие
- Тема 1. Военные, политические, военно-технические и экономические основы военной доктрины Российской Федерации
- Основные виды безопасности государства
- Главные причины возможности угроз безопасности России
- Возможные угрозы безопасности России
- Факторы, обусловливающие внешние угрозы
- Основные внешние угрозы: (Военная доктрина Российской Федерации, ст. 5)
- Угрозы безопасности Российской Федерации на Севере
- Угрозы безопасности Российской Федерации на Востоке
- Основные внутренние угрозы: (Военная доктрина Российской Федерации, ст. 6)
- Внутренние угрозы безопасности России
- Главные цепи обеспечения военной безопасности - предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз Российской Федерации
- Основное содержание обеспечения военной безопасности (Военная доктрина Российской Федерации, ст. 10)
- Основное содержание обеспечения военной безопасности (Военная доктрина Российской Федерации, ст. 10)
- Военная организация государства (Военная доктрина Российской Федерации, ст. 11)
- Основные направления развития военной организации государства (Военная доктрина Российской Федерации, ст. 16)
- Военно-экономическое обеспечение военной безопасности
- Международное военное (военно-политическое) и военно-техническое сотрудничество
- Об обороне:
- Основные термины и понятия, применяемые в законе "Об обороне"
- Организация обороны включает:
- Статья 4. Полномочия Президента Российской Федерации в области обороны
- Статья 5. Полномочия Федерального Собрания в области обороны
- 1. Совет Федерации:
- 2. Государственная Дума:
- Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации в области обороны
- Утверждает Положение о военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
- Статья 8, Функции организаций и обязанности их должностных лиц в области обороны
- Тема 2. Вооруженные Силы России в структуре государственных институтов
- Вооруженные Силы рф, другие войска и воинские формирования, привлекаемые к обороне
- Общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации
- Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации
- Функции Генерального штаба. Положение о Генеральном штабе Вооруженных сил Российской Федерации (утв. Указом Президента рф от 11 ноября 1998г. №1357)
- Основные структурные преобразования в Российских Вооруженных Силах
- Реализация целевой программы обеспечения перехода к комплектованию должностей ряда соединений и воинских частей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту
- Совершенствование системы воспитания и морально-психологического обеспечения военнослужащих, патриотическое воспитание граждан Российской Федерации
- Тема 3. Военные реформы в истории Российского государства: опыт и уроки
- В состав Вооруженных сил входили:
- Федерации
- Тема 4. Дни воинской славы - летопись героической доблести российского воинства
- Дни воинской славы России
- Финансовое обеспечение проведения дней воинской славы России
- Тема 5. Правовой статус военнослужащих
- Ведении боевых действий
- Тема 6. Порядок прохождения военной службы офицерским составом
- Система комплектования вс рф военнослужащими
- Военной службе
- Воинские должности
- Статья 47. Присвоение воинских званий
- Пребывающим в запасе
- 9.. Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и дополнительные протоколы кним.-м, 1994.-320 с.
- Ст 17 Наставления по мгп в вс рф
- Сравнительная таблица деяний, считающихся преступлениями наемничества, содержащихся в нормах международного права и в нормах национального права россии
- Общие обязанности командиров (начальников) по соблюдению норм международного гуманитарного права
- Обязанности помощника командира соединения (части) по правовой работе по обеспечению соблюдения норм международного гуманитарного права
- Тема 8. Военно-педагогическое наследие русских полководцев и его значение для деятельности офицеров в современных условиях
- Тема 9, Организация воспитательной работы в части, подразделении. Основные формы и методы воспитательной работы офицера
- Командир (начальник) на основе задач, решаемых в государстве и Вооруженных Силах, обязан постоянно воспитывать подчиненных:
- Офицер по общественно-государственной подготовке и информированию полка:
- Офицер по социальной работе и профилактике правонарушений полка:
- Офицер по организации досуга - начальник клуба полка:
- Обязан:
- 5. Основные задачи культурно-досуговой работы:
- Еженедельно проводимые воспитательные мероприятия (вариант)
- Система
- Видами информирования также являются:
- Подготовка к информированию
- Проведение информирования
- Информирование - 2 раза в неделю по 30 минут по следующей схеме:
- Огп: Назначение и основные задачи
- Основные задачи огп:
- Ежемесячно проводимые воспитательные мероприятия:
- Ежеквартально:
- Каждый период:
- Ежегодно:
- При планировании мероприятий воспитательной работы основной акцент делается на:
- Воспитательная работа с военнослужащими, прибывшими из учебных подразделений
- Воспитательная работа с военнослужащими с отклоняющимся поведением
- Воспитательная работа по предупреждению суицидальных явлений среди военнослужащих
- Воспитательная работа с военнослужащими, проходящими службу по контракту
- Организация воспитательной работы с сержантским составом
- Организация воспитательной работы с прапорщиками
- Система организации воспитательной работы с офицерским составом Работа по сохранению офицерских кадров
- Организация воспитательной работы с молодыми офицерами:
- Перечень
- В батальонах (дивизионах) и им равных:
- В ротах (батареях) и им равных:
- Тема 10. Психопогия личности военнослужащего и воинского коллектива. Методы изучения индивидуальных особенностей военнослужащих
- Изучение психологических особенностей военнослужащего Изучение подчиненных достигается, как правило, двумя взаимосвязанными путями:
- Индивидуальная беседа
- Наблюдение
- Негативного общественного мнения:
- Методы изучения общественного мнения:
- Формы вопросов
- 1. Почему Вы решили обучаться на военной кафедре?
- 1. Почему Вы решили обучаться на военной кафедре?
- Тема 11. Методика организации и проведения общественно-государственной подготовки в частях и подразделениях
- Организация общественно-государственной подготовки в полку (на корабле) включает:
- Планирование общественно-государственной подготовки в полку (на корабле)
- Организация проведения занятий
- Основные требования к учебно-материальной базе занятий по огп в подразделении, учебной группе
- Порядок формирования учебных групп
- Обучение помощника руководителя группы
- Подготовка руководителей групп Требования к руководителю группы, его функциональные Обязанности
- Руководитель группы огп должен отвечать следующим требованиям: знать:
- Формы подготовки руководителей групп общественно-государственной подготовки
- Основные этапы работы руководителя группы при подготовке
- Порядок подготовки руководителя группы к проведению самостоятельной работы слушателей:
- 3. Заключение:
- Методика проведения занятий
- Семинар, беседа
- Использование технических средств обучения и воспитания
- Контроль и оценка состояния огп
- Методика оценки общественно-государственной подготовки
- Перечень вопросов, отражаемых в анализе состояния общественно-государственной подготовки в полку (на корабле) при подведении итогов результативности воспитательной работы
- Система работы командира роты и его заместителей по организации и проведению общественно-государственной подготовки
- Тема 12. Морально-психологическое обеспечение боевой деятельности войск
- О роли морального фактора
- Примеры:
- Задачи мпо:
- Задачи ивр:
- Информационно-воспитательная работа включает:
- Ликвидация последствий информационно-психологического воздействия противника предполагает:
- Обеспечение войск (сил) техническими средствами воспитания (тсв)
- Психогенные факторы современного боя
- Основные компоненты психологического обеспечения
- Компонешы подюювки личного состава до боя или в мирное время
- Алгоритм деятельности командира но организации мпо боевых действий
- Заключение
- 394000, Г: Воронеж, ул. Пушкинская, 3