logo search
ОГП

Тема 8. Военно-педагогическое наследие русских полководцев и его значение для деятельности офицеров в современных условиях

Формирование единой системы обучения и воспитания офицеров в рус­ской армии (XVIII - первая половина XIX века). Роль в ее создании Петра I, П.А.. Румянцева, ГА.. Потемкина, А .В.. Суворова, МИ. Кутузова. Совершен­ствование системы воинского воспитания и обучения во второй половине XIX века.. Военно-педагогическое наследие ДА.. Милютина, МИ. Драгоми-рова, М..Д Скобелева, АА. Брусилова, М..Д Бонч-Бруевича Взгляды воен­ных ученых начала XX века на проблемы обучения, воспитания и службы офицеров, Значение военно-педагогического наследия русских полководцев для деятельности офицерских кадров в современных условиях.

Рефераты:

] Военно-педагогическое наследие

а) Петра I Великого (1672-172.5);

б) ПА.. Румянцева (1725-1796);

в) ГА Потемкина (1739-1791);

г) А..В. Суворова (1730-1800);

д) М.И.. Кутузова (1745-1813);

е) М..И. Драгомирова (1830-1905).

Литература:

1. Во имя России: Российское государство, армия и воинское воспитание: Учебное пособие по общественно-государственной подготовке для офицеров, прапорщиков, мичманов ВС РФ /Под ред.. В А. Золотарева, ВВ.. Марущенко.. - Спб.., 2001..

2. Волков СВ., Русский офицерский корпус. -М.., 199.3 -367 с,

3. Драгомиров М,И. Условия успешного образования и воспитания солдата.. Избр.. труды,/ М.И. Драгомиров. -М, 1956,,

4.. Калашников ИА. Воинское воспитание и обучение в истории российской ар­мии: Методические материалы к занятиям по общественно-государственной под­готовке офицеров.-М,, 1994.. -Выл 3..

5. Каменев А..И, История подготовки офицерских кадров в России /А.И.. Каменев. -М., 1990.

6 Лямзин М. Русские полководцы о воинском воспитании / М Лямзин // Ориен­тир. - 1996.-№12..-С. 43-46.

7. О долге и чести воинской в Российской армии: Сб. материлов, документов и ст.-2-е изд..-М, 1991.-364 с.

8. Отечественная философская мысль о войне, армии, воинском долге: Хрестома­тийный сборник. -М, 1995..

9. Офицерский корпус русской армии: Опыт самопознания: Российский военный сборник. -Вып 17,2000

10. Суворов А.В. Наука побеждать / А,В Суворов. - М., 1987. - 37 с 11.. Энциклопедия военной мысли. - М., 2002.

180

181

Всегда за предмет иметь пользу службы..."

Р умянцев (Румянцев -Задунайский) Петр Александрович (1725—1796), выдающийся русский полководец, продолжатель традиций Петра 1 в во­просах обучения и воспитания войск. Отличился в Семилетней войне 1756-1763 гг., одержал блестя­щие победы в битвах при Рябой Могиле, Ларге и Ка-гуле в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 гг

Деятельность П.А.. Румянцева оказала большое влияние на формиро­вание и развитие принципов воинского воспитания в русской армии.. Исторические документы свидетельствуют об огромной популярности Румянцева в армии, обусловленной не только его талантом полководца, но и нравственным влиянием на подчиненных, отеческой заботой о сол­датах.. Он постоянно требовал, "чтоб господа полковые и ротные коман­диры всевозможное употребляли полку людям своим подчиненным, да­бы они ни в чем недостатка и нужды не имели" Румянцев ратовал за то, чтобы "привести нижних чинов в приличное людям состояние, внушать им добропорядочную жизнь, вежливое обхождение и чистоту".. "С ниж­ними чинами, - предписывал Петр Александрович, - ротным офицерам весьма стараться случаю искать входить в разговоры, внушая им, что при добром исповедании и послушании всего им приказанного они в со­стоянии всякое дело произвести наидостойнейшим образом".

Воинскую дисциплину Румянцев считал "душою службы". Он требо­вал от офицеров строгого, непременно однообразного и точного испол­нения гарнизонной службы и знания ими и их подчиненными своих прав и обязанностей.

182

"... Обучать людей с терпением"

П отемкин (Потемкин-Таврический) Григорий Александрович (1739-1791) - русский генерал-фельд­маршал, военачальник, дипломат, администратор эпохи Екатерины II Руководил строительством Черномор­ского флота, создал Черноморское казачье войско По­сле присоединения к России Крыма получил титул свет­лейшего князя Таврического В русско-турецкую войну 1787—1791 гг. — главнокомандующий русской армией

184

185

"Обучай тщательно своих подчиненных и во всем подавай им пример"

А лександр Васильевич Суворов (1730-1800) — великий русский полководец, генералиссимус. Б период русско-турецкой войны 1768-1774 гг войска под его командованием разбили противника под Туртукаем и Козлуджей, а во время войны 1787-1791 гг Суворов одержал победы над турками у Фокшан, при Рымнике, штурмом овладел крепостью Измаил Вершиной его полководческого искусства явился Швейцарский поход

186

А. В. Суворов, как никто другой, смог мобилизовать все силы и средства для развития в войсках глубоких нравственных начал; сам прослуживший семь лет в солдатском строю, проявлял постоянную заботу о своих солдатах.

В своих действиях Суворов всегда старался избегать шаблонных, стандартных решений, этому же он учил своих подчиненных.

Совершенно необычным для того времени было гуманное отно­шение Суворова к пленным. Всегда предпочитая сильного противника ("мало славы разбить шарлатана"), он требовал "с покорившимися на­блюдать полное человеколюбие".

Наиболее полно и концентрированно свои взгляды на воспитание воинов Суворов сформулировал в письме А. Карачаю: "Достоинства военные суть: отвага для солдата, храбрость для офицера, мужество для генерала, но оные должны быть руководимы порядком и дисцип­линой, управляемы неусыпностью и прозорливостью. Будь чистосер-дечен с друзьями, умерен в своих нуждах и бескорыстен в поведении".

Примечательно, что гениальный полководец обучение и воспитание считал единым процессом, который требует от командиров настойчиво­сти и целеустремленности. Он полагал, что готовить войска следует к войне "со всяким неприятелем", а потому целью воспитательного про­цесса устанавливал привитие таких качеств, чтобы "всякий при всяком случае был бодр, смел, мужественен и на себя надежен".

Суворов неоднократно подчеркивал, что обучение и воспитание войск - процесс бесконечный, где нет места завершенности. Обраща­ясь к своим подчиненным, он писал: "Не надлежит мыслить, что сле­пая храбрость дает над неприятелем победу, но единственно смешен­ное с оной военное искусство".

187

"Субординация и дисциплина есть душа службы воинской"

М ихаил Илларионович Кутузов (Голенищев-Кутузов-Смоленский) (1745—1813) - великий рус­ский полководец, дипломат, генерал-фельдмаршал Войска под командованием ММ. Кутузова участво­вали во всех войнах, которые вела Россия в конце XVIII— начале XIX века С августа 1812 года он воз­главил русскую армию, разбившую Наполеона

188

189

"Офицер должен сам образовать и воспитать солдата"

М ихаил Иванович Драгомиров (1830-1905) -генерал от инфантерии, военный теоретик и педа­гог. С золотой медалью окончил Академию Генераль­ного штаба. В русско-турецкую войну 1877—1878 гг командовал дивизией, затем возглавил Академию Ге­нерального штаба, которая под его руководством. превратилась в крупный центр военно-теоре­тической мысли России Автор многочисленных тру­дов по военной истории, тактике, обучению и воспи­танию войск

190

Задача командиров состоит в том, "чтобы, сообразуясь с нравствен­ным, умственным и физическим строем новобранца, лодтотовить из него воина".. Это, по его убеждению, может быть достигнуто такой системой обучения и воспитания, которая способна "новобранца обратить в сол­дата, то есть специализировать, не ломая в нем человека".

Разрабатывая свою военно-педагогическую систему, Драгомиров на первое место ставил вопросы воспитания солдата.

Драгомировская система обучения и воспитания войск включала в себя ряд обязательных принципов. На первое место ставился принцип целесообразности: "Войска должно учить в мирное время только тому, что им придется делать в военное"

Драгомиров отмечал решающую роль офицеров в деле воспитания и образования солдат: "Сформировать солдата при современных коротких сроках службы может только офицер,.. Если офицер не сделает, то и ни­кто не сделает".

Михаил Иванович был горячим сторонником развития духа боевого товарищества в среде солдат и офицеров русской армии. По его убежде­нию, начальники всех степеней должны быть ближе к солдатской массе, иметь мощное влияние как на всех солдат, так и на отдельные их груп­пы, В одном из приказов Драгомиров писал: "Кто не бережет солдата, не достоин чести им командовать".

Драгомиров ратовал за приоритет нравственного воспитания в армии, которое возможно лишь при неукоснительном соблюдении законности во взаимоотношениях начальников и подчиненных.

191

"Добиваться повиновения исключительно силой своего нравственного влияния"

Д митрий Алексеевич Милютин (1816-1912), /Х-^'^%- русский генерал-фельдмаршал, военный реформа-

тор, учёный, дипломат, с 1845 г. — профессор Воен­ной академии. Был начальником штаба Кавказской армии, товарищем военного министра. С 1861 -1881 гг. занимал пост военного министра России В это время осуществлены прогрессивные военные реформы, определившие основные направления вос­питательной работы в военно-учебных заведениях и войсках на долгие годы.

192

Вполне обоснованно считалось, что для того, чтобы постоянно со­хранять хороший состав офицеров-воспитателей, необходимо было им создавать такие условия, чтобы служба в юнкерском училище для них была и престижной, и выгодной с материальной точки зрения, А в данном случае задача ставилась однозначно: в училищах должны служить лучшие представители офицерского корпуса, так как только они смогут подготовить себе подобных офицеров, иначе армия будет получать сплошную серую массу на должности командиров взводов, что в конечном итоге отрицательно отразится на боеспособности вооруженных сил.

В эпоху военных реформ Д.А. Милютина важное место в деле вос­питания юнкеров отводилось личному примеру офицера-воспитателя Учитывалась психология молодого человека, склонного к подражанию Исходя из принципов, выработанных Д.А. Милютиным, руководство военно-учебных заведений четко разделяло воинскую дисциплину и дисциплину в военно-учебных заведениях, или, как говорили, "воспита­тельную дисциплину".

В результате колоссальной работы, проведенной Д.А. Милютиным и его сподвижниками по реформированию вооруженных сил, русская армия к концу XIX века превратилась в современную армию буржуаз­ного типа, приобрела новую организационную структуру, иные прин­ципы формирования. Изменилась и система воспитания офицерских кадров. Она стала более либеральной, демократичной, но в то же время более приближенной к требованиям военного времени.

193

"Высшая добродетель воина - дисциплина"

А лексей Алексеевич Брусилов (1853-1926), гене­рал от кавалерии, русский и советский воена­чальник В первую мировую войну возглавлял Юго-Западный фронт. Под его руководством летом

1916 г была проведена крупная наступательная операция (Брусгшовскгш прорыв), приведшая к по­ражению австро-германских войск на этих уча­стках фронта После Февральской революции

1917 г.. назначен Верховным. Главнокомандующем. В 1920 г председатель Особого совещания при Главкоме ВС республики, затем - инспектор ка­валерии РККА.

Основой основ воинской службы А А. Брусилов считал непререкае­мую дисциплину "В твердой, железной дисциплине залог успеха, - это вернейшее средство победы", - учил Алексей Алексеевич. Он требовал от офицеров подчиненных ему частей строить воспитательную работу таким образом, чтобы "в сознании нижнего чина было внедрено: высшая добродетель воина, ведущая к победе, - дисциплина". В соответствии с приказами и директивами Брусилова командиры были обязаны "пользо­ваться каждой минутой для обучения частей и для укоренения железной, непоколебимой дисциплины"..

В то же время генерал от кавалерии Брусилов подчеркивал, что не­обходимо стремиться сделать дисциплину сознательной и в ее основу за­ложить глубокое понимание солдатом своего долга перед Отечеством, патриотизм и веру в командиров.. Он был сторонником взглядов выдающе­гося русского -генерала-педагога МИ Драгомирова, призывавшего "обра­тить новобранца в солдата, не ломая в нем человека" Брусилов был глубо­ко убежден, что "обратить в солдата" необходимо "не мерами взыскания, окриками, а тем более рукоприкладством, а твердым внутренним поряд­ком, настоящим надзором, словом и другими воспитательными мерами".

194

В числе основных качеств офицера-воспитателя А. А. Брусилов считал заботу о нижних чинах: "Ставлю заботу о солдате первейшею обязанностью всех начальствующих лиц, - писал он в одном из своих приказов по армии - Мы требуем от солдата громадного напряжения, и солдат это дает, но необходимо, чтобы он был сыт, Те начальники, у которых солдат голоден, должны быть немедленно отстранены от зани­маемых должностей".

Несмотря на свое элитное воспитание и службу почти исключи­тельно в привилегированных гвардейских частях, Брусилов был, как, "пожалуй, ни один другой генерал своего времени, близок к солдатской массе". В русском солдате, его прекрасных боевых качествах, его вер­ности долгу он видел путь к достижению успеха. "В самом начале ре­волюции я твердо решил не отделяться от солдат и оставаться в армии, пока она будет существовать". "Я считаю долгом каждого гражданина не бросать своего народа и жить с ним, чего бы то ему ни стоило",

Занимая высокие посты в царской, а затем в Красной Армии, Бру­силов видел залог успеха воспитания у солдат высоких нравственных и боевых качеств в обращении к богатейшим воинским традициям рус­ской армии, Среди них он выделял верность воинскому долгу, духу части и чести мундира..

Верный традициям гуманного обращения с пленными и граждан­ским населением, заложенным еще Петром I и развитым впоследствии А .В. Суворовым, М.И Кутузовым, А,А.. Брусилов решительно выступал против мародерства и насилий над местными жителями.

Брусилов был убежден, что "русский солдат для мирного жителя -не враг, а защитник", и требовал "донести эту мысль до всех нижних чинов, в которых я искренне верю".

195

"Служить делу… а не собственной пользе"

М ихаил Дмитриевич Бонч-Бруевич (1870— 1956) русский и советский военный деятель, ученый, генерал-лейтенант. Окончил академию Генерального штаба, преподавал в ней тактику. Совместно с гене­ралом МИ Драгомировым разработал Устав русской армии 1900 года, подготовил к переизданию "Учебник тактики" Драгомирова Во время первой мировой войны был начальником штаба Северного фронта, затем главнокомандующим этим фронтом.

196

Михаил Дмитриевич писал: "Для меня самое главное - уверенность в необходимости служить делу, Родине, а не лицам, общей, народной, а не собственной пользе...." Эти слова были по сути жизненным кредо генерал-лейтенанта М.Д.. Бонч-Бруевича в течение всей его жизни.

Кузницей военного воспитания М.Д. Бонч-Бруевич считал про­фессиональные военно-учебные заведения, которые, по его мнению, призваны прежде всего "воспитать воспитателей"

Безусловно, заслуживают внимания мысли М Д. Бонч-Бруевича о задачах офицерского корпуса в условиях резкого сокращения сроков службы солдат "При современных коротких сроках службы воспитать и обучить солдата в состоянии только офицер да и то только тогда, когда он будет вести дело по строго обдуманной программе, когда сам он будет в достаточной степени подготовлен к этому трудному делу, когда ни одна неделя из службы солдата не будет затрачена зря..."

Поскольку, по мнению М..Д Бонч-Бруевича, главной фигурой в воспитательном процессе является офицер, то для достижения наи­большей его эффективности "необходимо......непрерывно воспитывать и

до известной степени обучать самих начальников, не считая их подго­товку законченною". Он считал, что процесс обучения и воспитания должен продолжаться и после выпуска офицеров из военно-учебных за­ведений, ибо "вполне законченного воспитателя и учителя солдата в офицере вырабатывает его дальнейшая служба в армии", лишь суровые армейские будни, практика войск доводят процесс "воспитания воспи­тателей до своего логического завершения".

197