logo search
ОГП

Алгоритм деятельности командира но организации мпо боевых действий

1. Уясняет боевую задачу, распоряжение старшего начальника по МПО

2. Оценивает морально-психологического состояние противника,

своих войск и выявляет факторы, влияющие на морально-психологическое состояние личного состава

3. Определяет меры и отдает указания по организации МПО деятельности частей и подразделений,

4. Утверждает план МПО боевых действий..

5. Осуществляет руководство МПО через заместителя командира

по воспитательной работе,

6. Лично участвует в мероприятиях по МПО,

7. Осуществляет контроль и оказывает необходимую помощь

исполнителям.

8. Обучает и инструктирует должностные лица по методике

МПО;

9. Изучает, обобщает и внедряет передовой опыт организации

МПО

10. Докладывает старшему начальнику о морально-психологическом состоянии личного состава и проводимой

работе.

316

317

Методы выявления лиц с нервно-психической неустойчивостью

Наблюдение

Анализ

Анализ независи­мых характеристик

документов

Тестирование

Анализ результа­тов деятельности

М едицинское обследование

Эксперимент

Переписка с родителями

Методы профилактики нервно-психической неустойчивости

С обеседование

Эмоциональная разрядка

Психо лог ическая релаксация

Психотренинг

Психодрама

Психореабилита­ция

Аутотренинг

Профориентация и рац. распределение

Периодическое тестирование

Отдых

Режим труда

Медицинская по­мощь

Социальная реа­билитация

Административ­ные меры

Поддержка, под­бадривание

Постоянный кон­троль

Требовательность,

равная ко всем

Индивидуальный

подход

318

Приложение

СХЕМА Изучения и отработки в ходе учебного сбора в войсках темы 12

"Морально-психологическое обеспечение боевой деятельности войск"

Занятие 1. Лекция.

Занятие 2. Практическая работа

Точка № 1. Палатка "окуривания"

Проверку качества подбора лицевой части и исправности противогаза производят в палатке (помещении) с парами хлорпикрина,.

Проверку прави явности подбора и подгонки лицевой части и исправ­ности противогаза проводят под непосредственным руководством командира подразделения (не ниже командира взвода) по особому указанию командира части. При проверке обязательно присутствие врача (фельдшера) со средст­вами первой медицинской помощи,. Организация проверки противогазов и обеспечение безопасности возлагаются на начальника химической службы части и командира подразделения.

К проверке противогазов по парам хлорпикрина допускают военно­служащих, изучивших свойства указанных веществ, устройство и правила пользования противогазом, а также порядок его проверки..

Для проверки противогазов по парам хлорпикрина используют специ­альную палатку или приспособленное помещение. Помещение должно быть герметизировано, иметь искусственное или естественное освещение; распо­ложение дверей должно обеспечивать быстрый выход военнослужащих.

Палатку (помещение) для проверки противогазов развертывают (обо­рудуют) на расстоянии не менее 100 м от жилых помещений..

Исправность противогаза определяют при концентрации паров хлор­пикрина 8,5 грамм на кубометр помещения, которую первоначально создают, испаряя 5-6 мл жидкого хлорпикрина в кубометре помещения при темпера­туре 15°С и выше и 9-10 мл - при температуре от 10 до 15°С

319

Необходимые концентрации паров хлорпикрина в палатке (помеще: нии) создают с помощью специального распылителя, входящего в комплект палатки для проверки противогазов. Концентрацию паров хлорпикрина так­же можно создавать испарением его с полотнищ, для чего необходимое ко­личество хлорпикрина наносят на ткань и развешивают ее в палатке

Категорически запрещается подогревать хлорпикрин для его испаре­ния, необходимо исключать его попадание на средства подогрева воздуха, так как при сильном нагревании он разлагается с образованием фосгена..

Первоначально необходимую концентрацию аэрозоля раздражающего вещества в камере создают путем приведения в действие четырех дымовых патронов,

Перед проверкой фильтрующих противогазов по раздражающим веще­ствам каждый военнослужащий производит осмотр и проверку герметично­сти противогаза простейшим способом..

Проверку противогазов по парам хлорпикрина осуществляют следую­щим образом,

Перед входом группы в палатку там создают необходимую концентра­цию паров хлорпикрина.. Командир подразделения (сержант) вводит в палатку личный состав группами по 15-20 человек с противогазами в "боевом" поло­жении, Длительность пребывания группы в палатке с хлорпикрином не должна превышать 3 мин., Во время пребывания в палатке каждый военнослужащий должен проделать несколько раз наклоны и резкие повороты головы, а также 8-10 приседаний.. Снимать противогазы во время проверки запрещается.

Военнослужащих, которые при проверке противогазов почувствовали раздражение глаз, немедленно удалить из палатки, отвести в наветренную сторону и, после уточнения и устранения неисправности или замены лицевой части (противогаза), произвести проверку противогаза вновь,

Лицевую часть считать подобранной, а противогаз исправным, если при проверке не ощущается раздражение глаз и верхних дыхательных путей.

Точка № 2. Огневая полоса

После изучения свойств зажигательных веществ и средств их примене­ния основное внимание необходимо уделять усвоению личным составом способов защиты и тушения горящих смесей с помощью различных материа­лов и предметов - грунта, накидки, брезента, огнетушителя и т.п.. Эти спосо­бы следует показывать вначале на железных листах, затем на манекенах и ма­кетах штатной техники (списанных образцах вооружения и боевой техники) После того как обучаемые убедятся в надежности способов тушения, они должны отрабатывать тушение горящих смесей на себе и на различных об­разцах боевой техники под наблюдением руководителя занятий Этот прием лучше всего способствует ликвидации "огнебоязни", воспи­танию смелости при обращении с огнем и уверенности в действиях. Практические тренировки в отработке способов и приемов защи­ты от зажигательных веществ следует проводить с учетом характера бое-

320

вой деятельности различных родов войск и специальных войск при соблюде­нии мер безопасности

Личный состав должен быть обучен защите при действиях пешим по­рядком, на машинах, а также в обороне

В целом тренировки должны включить отработку следующих приемов:

- тушение горящих смесей на манекенах и макетах штатной техники (списанных образцах вооружения и боевой техники);

- тушение горящих смесей на личном составе;

- тушение очагов огня на поверхности различных предметов и инже­нерных сооружений с помощью табельных и подручных средств;

- оказание первой помощи пострадавшим;

- оборудование боевых позиций, инженерных сооружений в противо­пожарном отношении и умелое использование местности, подручных средств для защиты от возгорания боевой техники, вооружения и имущества.

Для закрепления и совершенствования навыков, приобретенных на заня­тиях, а также повышения психологической стойкости к огню целесообразно практиковать тренировки личного состава в действиях в условиях применения зажигательных средств на специально оборудованных огневых полосах,

Эти полосы могут иметь различное по содержанию оборудование (траншеи и окопы с одеждой крутостей, барьеры и заборы, макеты жилых схроений) и учебные объекты (танки, бронетранспортеры, автомашины), по­зволяющие не только преодолевать горящие препятствия, но и тушить очаги пожаров на манекенах и макетах боевой техники Преодоление огневых по­лос следует также осуществлять в ходе тактико-строевых занятий, проводи­мых в порядке подготовки к тактическим учениям.

Точка № 3. Обкатка танками

На занятиях по обучению борьбе с ганками, бронемашинами про­тивника и защите от них основное значение имеет твердое уяснение обу­чаемыми уязвимых мест, секторов наблюдения и непоражаемых пространств при стрельбе из пушки и пулемета, установленных на боевой технике про­тивника, формирование уверенности в возможности успешной борьбы с ней всеми имеющимися на вооружении средствами и в конечном итоге преодо­ление "танкобоязни".

Преодолению "танкобоязни" способствует не только четкое представле­ние о сильных и слабых сторонах танков и бронемашин противника, знание способов защиты от них, но главным образом (достигаемая тренировками) ак­тивная деятельность личного состава по умелому уничтожению этой техники и неоднократная обкатка его танками в различных условиях

В целях получения личным составом четкого представления о сильных и слабых сторонах бронетехники противника на учебных местах кроме стен­дов со схемами и рисунками устанавливаются в натуральных размерах маке­ты его танков и бронетранспортеров. На этих макетах яркой краской обозна-

321

чаются уязвимые места и делаются надписи, поясняющие, из какого оружия по этим местам эффективнее вести огонь,

Следует также на местности обозначать видимыми ориентирами реаль­ные границы непоражаемого пространства и секторов наблюдения, предос­тавляя личному составу возможность для точного их пространственного вос­приятия и лучшего запоминания..

Для формирования у личного состава уверенности в эффективности средств борьбы с танками и бронемашинами противника очень важно в ходе занятий показывать эти средства в натуральном виде, включая и противотан­ковые заграждения, препятствия (минно-взрывные заграждения, ежи, надол­бы, барьеры, рвы, эскарпы, ловушки и т.п.), и наглядно демонстрировать их возможности.

Большую часть времени на занятиях необходимо отводить на изучение приемов борьбы с бронетехникой противника, тренировку в выполнении этих приемов из различных положений и обкатку личного состава танками, добиваясь в действиях обучаемых находчивости, быстроты реакции, самооб­ладания и смелости,

С этой целью учебное поле должно быть оборудовано трассами для движения танков, бронемашин и различными укрытиями (траншеями, око­пами разного профиля, щелями, воронками, канавами, стенками и т.п.), рас­положенными по ходу трасс.

Во время тренировок целесообразно через усилители имитировать стрельбу, разрывы снарядов и мин, создавать помехи обучаемым в виде све­товых и дымовых эффектов.

Обкатка танками - прием, весьма эффективно действующий на пси­хику личного состава, формирующий у него самообладание, решительность, мужество и храбрость., Обкатка должна проводиться с использованием тан­ков, двигающихся по замкнутой трассе, оборудованной окопами разного профиля, участками траншей, щелями и макетами местных предметов,

При обкатке очень важно, чтобы у каждого обучаемого воспитывалось постоянное стремление к активным действиям по уничтожению танков про­тивника.. С этой целью ему должна ставиться задача по уничтожению танка как при подходе его, так и после прохождения. При расположении в окопе, через который должен пройти танк, обучаемому следует ставить задачу вести по смотровым приборам огонь из автомата (пулемета), после чего с подхо­дом танка на расстояние 10-15 м бросить под гусеницу противотанковую гранату, а после прохождения повторно поразить танк гранатой и немедлен­но изготовиться для ведения огня по пехоте противника.

Для преодоления у отдельных обучаемых робости перед танком целе­сообразно требовать, чтобы вначале они подползали под днище машины при заглушённом моторе, а затем при работающем, после чего обкатывать их, располагая в окопе вместе с более опытным воином или командиром подраз­деления.

322