Психогенные факторы современного боя
1. Большая опасность для жизни..
2 Внезапность начала боевых действий и большая динамичность их
протекания..
3, Дефицит времени на принятие решения и большая ответственность
за это решение.
4 Дефицит информации о противнике.
5. Дискомфорт (отсутствие нормальных условий для жизни и деятельности в боевой обстановке).
6. Большая сила и новизна световых, звуковых, температурных и др. раздражителей.
7. Приказной характер деятельности, обязательность подчинения 8,. Коварство противника,
9, Личный пример и профессиональное мастерство командного состава.
10. Большие разрушения гражданских объектов, боевой техники и оружия..
11.. Смерть и ранения личного состава.
12. Влияние коллектива.,
13. Психологическое воздействие противника,
14. Результаты боевой деятельности (победа или поражение).
Особенно трудным для личного состава является начальный
период войны, поскольку именно в это время в полной мере
проявляется действие психогенных факторов современного боя
Сила их психического влияния значительно возрастает, так как начальный период оборонительных действий характеризуется:
1) внезапным переходом от боевой учебы к напряженному бою;
2) переживаниями огромной силы;
3) незавершенностью адаптационных процессов психики к внезапно изменившимся условиям боевой деятельности.
109
Психогенные факторы начального периода войны
Психогенные факторы начального периода войны:
1, Численное преимущество противника в личном составе и боевой технике..
2.. Повышенная активность противника.
3. Высокая вероятность потери связи с командованием и соседями в обороне,
4. Угроза окружения и плена,
5. Угроза окружения и плена семьям военнослужащих.
6. Действия диверсантов.
7. Тяжелые потери личного состава и боевой техники..
8. Недостаток боеприпасов.
9. "Танкобоязнь", "самолетобоязнь", боязнь артобстрелов и т..п.
10. Первые победы и первые поражения.
Начальный период войны сопровождается:
1 Активизацией ненависти к врагу.
2, Верой в победу
3.. Презрением к тяготам и лишениям, 4. Стремлением к мести.
5 Проявлением скрытых психических возможностей личности воина,
Действие психогенных факторов начального периода войны способствует возникновению:
1 Страха
2, Тревожности
3. Снижения уравновешенности психики. 4 Потери осторожности
.5. Лихачества,
6 Легкомысленной храбрости, 7, Отчаяния.
8.. Тактического однообразия действий при обороне и отходе. 9 Стремлению командиров лично участвовать в непосредственных боевых действиях (в рукопашном бою), что влечет большие потери офицерского состава.
310
Психологическая характеристика наступления и обороны
Настоящие цели обороны, замысел командования не всегда становятся известными всему яичному составу Это предопределяет негативное отношение воинов к обороне и вызывает: 1 Боевую апатию, подавяенность психики
2, Признание превосходства сил у наступающего противника.
3. Недовольство командованием и пассивностью действий 4.. Потерю уверенности.
5, Снижение организованности и дисциплинированности
6.. Угрызения совести при отступлении перед гражданскими лицами
7 Подверженность слухам.
8 психологическом плане наступление характеризуется: 1.. Боевой активностью
2. Стремлением к победе.
3 Мобилизацией сил и резервов психики
4 Увлеченностью боевой задачей, .5 Притуплением чувства страха.
6 Инициативой и использованием тактических хитростей
7 Уверенностью в победе.
8 Повышением дисциплинированности.
9 Осознанием превосходства в силе над противником.
10 Массовым героизмом
Наиболее трудной фазой для неопытных воинов является в наступлении начальная. Психологически тяжело переживается состояние ожидания боя и момент подъема в атаку
Основная фаза наступления характеризуется:
1. Стабилизацией психологического состояния.
2. Высокой дееспособностью психики.
3. Отрешенностью от всего второстепенного.
4. Уверенностью действий.
5 Быстрым и эффективным реагированием на изменение боевой обстановки.
6 Трансформацией ведущих целей войны в мотивы наступательной деятельности и конкретных действий на поле боя.
311
На заключительной фазе наступления происходит:
1.Некоторая переоценка своих сил
2. Чрезмерное увлечение преследованием противника
3. Отрыв от тылов
4. Потеря бдительности
5. Самоуверенность
Психологические особенности ночного боя:
Влияние темноты на психику воинов проявляется в том, что:
1. Исчезает световая окраска предметов
2. Теряется объемность предметов
3. Уменьшается четкость восприятия
4. Ухудшается ориентировка на местности,
5. Возникает ослепление от яркого света
6. Искажается восприятие расстояний до предметов,
7. Облегчается маскировка,
8. Возникают иллюзии
9. Усиливается подверженность страхам,
10. Возрастает ценность слуховой информации и противоречивость ее восприятия
11. Повышается чувствительность слуха.
12. Облегчается создание внезапности,
13. Создается впечатление замедления времени.
14. Возрастает вероятность возникновения паники и опасности окружения силами противника.
312
Требования, предъявляемые войной к психологии
командира
а) Формирование функциональной психической надежности, помехоустойчивости психических процессов:
1 Высокая ответственность за порученное дело,
2. Дисциплинированность.
3. Собранность..
4. Устойчивость к стрессу.
5. Высокая восприимчивость органов чувств,
6 Точность и быстрота реакций,
7. Устойчивость координации движений и действий.
8,. Правильное восприятие и оценка расстояния, времени, размеров объектов, скорости движения.
9. Повышенная наблюдательность, устойчивость, концентрация внимания и его переключение
10 Продуктивность памяти, высокая скорость запоминания, припоминания, точность воспроизведения
б) Формирование эмоционально-волевой устойчивости:
1. Разъяснять справедливый характер войны
2. Показывать, где опасность реальная, а где мнимая.
3. Укреплять уверенность в победе.
4. Воспитывать бойцов на личном примере
5. Воздействовать на чувство страха чувством ненависти
313
- Предисловие
- Тема 1. Военные, политические, военно-технические и экономические основы военной доктрины Российской Федерации
- Основные виды безопасности государства
- Главные причины возможности угроз безопасности России
- Возможные угрозы безопасности России
- Факторы, обусловливающие внешние угрозы
- Основные внешние угрозы: (Военная доктрина Российской Федерации, ст. 5)
- Угрозы безопасности Российской Федерации на Севере
- Угрозы безопасности Российской Федерации на Востоке
- Основные внутренние угрозы: (Военная доктрина Российской Федерации, ст. 6)
- Внутренние угрозы безопасности России
- Главные цепи обеспечения военной безопасности - предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз Российской Федерации
- Основное содержание обеспечения военной безопасности (Военная доктрина Российской Федерации, ст. 10)
- Основное содержание обеспечения военной безопасности (Военная доктрина Российской Федерации, ст. 10)
- Военная организация государства (Военная доктрина Российской Федерации, ст. 11)
- Основные направления развития военной организации государства (Военная доктрина Российской Федерации, ст. 16)
- Военно-экономическое обеспечение военной безопасности
- Международное военное (военно-политическое) и военно-техническое сотрудничество
- Об обороне:
- Основные термины и понятия, применяемые в законе "Об обороне"
- Организация обороны включает:
- Статья 4. Полномочия Президента Российской Федерации в области обороны
- Статья 5. Полномочия Федерального Собрания в области обороны
- 1. Совет Федерации:
- 2. Государственная Дума:
- Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации в области обороны
- Утверждает Положение о военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
- Статья 8, Функции организаций и обязанности их должностных лиц в области обороны
- Тема 2. Вооруженные Силы России в структуре государственных институтов
- Вооруженные Силы рф, другие войска и воинские формирования, привлекаемые к обороне
- Общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации
- Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации
- Функции Генерального штаба. Положение о Генеральном штабе Вооруженных сил Российской Федерации (утв. Указом Президента рф от 11 ноября 1998г. №1357)
- Основные структурные преобразования в Российских Вооруженных Силах
- Реализация целевой программы обеспечения перехода к комплектованию должностей ряда соединений и воинских частей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту
- Совершенствование системы воспитания и морально-психологического обеспечения военнослужащих, патриотическое воспитание граждан Российской Федерации
- Тема 3. Военные реформы в истории Российского государства: опыт и уроки
- В состав Вооруженных сил входили:
- Федерации
- Тема 4. Дни воинской славы - летопись героической доблести российского воинства
- Дни воинской славы России
- Финансовое обеспечение проведения дней воинской славы России
- Тема 5. Правовой статус военнослужащих
- Ведении боевых действий
- Тема 6. Порядок прохождения военной службы офицерским составом
- Система комплектования вс рф военнослужащими
- Военной службе
- Воинские должности
- Статья 47. Присвоение воинских званий
- Пребывающим в запасе
- 9.. Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и дополнительные протоколы кним.-м, 1994.-320 с.
- Ст 17 Наставления по мгп в вс рф
- Сравнительная таблица деяний, считающихся преступлениями наемничества, содержащихся в нормах международного права и в нормах национального права россии
- Общие обязанности командиров (начальников) по соблюдению норм международного гуманитарного права
- Обязанности помощника командира соединения (части) по правовой работе по обеспечению соблюдения норм международного гуманитарного права
- Тема 8. Военно-педагогическое наследие русских полководцев и его значение для деятельности офицеров в современных условиях
- Тема 9, Организация воспитательной работы в части, подразделении. Основные формы и методы воспитательной работы офицера
- Командир (начальник) на основе задач, решаемых в государстве и Вооруженных Силах, обязан постоянно воспитывать подчиненных:
- Офицер по общественно-государственной подготовке и информированию полка:
- Офицер по социальной работе и профилактике правонарушений полка:
- Офицер по организации досуга - начальник клуба полка:
- Обязан:
- 5. Основные задачи культурно-досуговой работы:
- Еженедельно проводимые воспитательные мероприятия (вариант)
- Система
- Видами информирования также являются:
- Подготовка к информированию
- Проведение информирования
- Информирование - 2 раза в неделю по 30 минут по следующей схеме:
- Огп: Назначение и основные задачи
- Основные задачи огп:
- Ежемесячно проводимые воспитательные мероприятия:
- Ежеквартально:
- Каждый период:
- Ежегодно:
- При планировании мероприятий воспитательной работы основной акцент делается на:
- Воспитательная работа с военнослужащими, прибывшими из учебных подразделений
- Воспитательная работа с военнослужащими с отклоняющимся поведением
- Воспитательная работа по предупреждению суицидальных явлений среди военнослужащих
- Воспитательная работа с военнослужащими, проходящими службу по контракту
- Организация воспитательной работы с сержантским составом
- Организация воспитательной работы с прапорщиками
- Система организации воспитательной работы с офицерским составом Работа по сохранению офицерских кадров
- Организация воспитательной работы с молодыми офицерами:
- Перечень
- В батальонах (дивизионах) и им равных:
- В ротах (батареях) и им равных:
- Тема 10. Психопогия личности военнослужащего и воинского коллектива. Методы изучения индивидуальных особенностей военнослужащих
- Изучение психологических особенностей военнослужащего Изучение подчиненных достигается, как правило, двумя взаимосвязанными путями:
- Индивидуальная беседа
- Наблюдение
- Негативного общественного мнения:
- Методы изучения общественного мнения:
- Формы вопросов
- 1. Почему Вы решили обучаться на военной кафедре?
- 1. Почему Вы решили обучаться на военной кафедре?
- Тема 11. Методика организации и проведения общественно-государственной подготовки в частях и подразделениях
- Организация общественно-государственной подготовки в полку (на корабле) включает:
- Планирование общественно-государственной подготовки в полку (на корабле)
- Организация проведения занятий
- Основные требования к учебно-материальной базе занятий по огп в подразделении, учебной группе
- Порядок формирования учебных групп
- Обучение помощника руководителя группы
- Подготовка руководителей групп Требования к руководителю группы, его функциональные Обязанности
- Руководитель группы огп должен отвечать следующим требованиям: знать:
- Формы подготовки руководителей групп общественно-государственной подготовки
- Основные этапы работы руководителя группы при подготовке
- Порядок подготовки руководителя группы к проведению самостоятельной работы слушателей:
- 3. Заключение:
- Методика проведения занятий
- Семинар, беседа
- Использование технических средств обучения и воспитания
- Контроль и оценка состояния огп
- Методика оценки общественно-государственной подготовки
- Перечень вопросов, отражаемых в анализе состояния общественно-государственной подготовки в полку (на корабле) при подведении итогов результативности воспитательной работы
- Система работы командира роты и его заместителей по организации и проведению общественно-государственной подготовки
- Тема 12. Морально-психологическое обеспечение боевой деятельности войск
- О роли морального фактора
- Примеры:
- Задачи мпо:
- Задачи ивр:
- Информационно-воспитательная работа включает:
- Ликвидация последствий информационно-психологического воздействия противника предполагает:
- Обеспечение войск (сил) техническими средствами воспитания (тсв)
- Психогенные факторы современного боя
- Основные компоненты психологического обеспечения
- Компонешы подюювки личного состава до боя или в мирное время
- Алгоритм деятельности командира но организации мпо боевых действий
- Заключение
- 394000, Г: Воронеж, ул. Пушкинская, 3