logo search
ОГП

Предисловие

Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации В..В.. Путин назвал 2004 год годом реформирования военного образования.

Необходимость кардинального решения проблем военного образования, выведения его на качественно новый уровень потребовало принятия специаль­ной государственной программы, осуществляемой по единому замыслу и по­зволяющей координировать действия федеральных органов исполнительной власти Программа утверждена постановлением Правительства России от 27мая 2002 г. №352

Главная цель Программы - приведение количественных и качест­венных параметров существующей системы военного образования в Российской Федерации в соответствие со структурой, численностью и задачами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воин­ских формирований и органов.

В ходе реализации Программы предстоит решить три основные задачи:

создать условия для полного удовлетворения потребностей военной ор­ганизации государства в офицерах и обеспечить рациональное использование средств, выделяемых на их подготовку;

повысить качество подготовки офицеров, привести уровень их профес­сиональной подготовленности в соответствие с требованиями военно-профессиональной деятельности и нормативными правовыми актами Рос­сийской Федерации в области профессионального образования;

повысить эффективность и качество управления военным образованием,

Важным этапом в реформировании системы подготовки офицеров запаса стал совместный приказ Министерства обороны Российской Федерации и Ми­нистерства образования Российской Федерации, устанавливающий объемы подготовки офицеров запаса

В 2003 году, впервые в истории подготовки офицеров запаса, военные кафедры получили Квалификационные требования и Программы подготовки, которые разработаны органами военного управления, являющимися заказчика­ми, и согласованы с Министерством образования Российской Федерации.

Преподавательский состав военных кафедр отметил, что единым для всех специальностей подготовки офицеров запаса является только один предмет обу­чения - "Общественно-государственная подготовка". И это не случайно.. Для ка­кой бы должности выпускник военной кафедры ни был бы предназначен, он столкнется с проблемой организации общественно-государственной подготовки во вверенном ему подразделении или станет слушателем учебной группы.

Вы держите в руках книгу, которая разработана по новым программам и полностью им соответствует.. Это не курс лекций, не учебник, а учебное посо­бие, которое кратко и лаконично отвечает на поставленные в Программе подго­товки вопросы Авторы прекрасно понимают, что содержание ОГП - это не за­стывшая догма.. Ежедневно в нашей стране и в мире происходят различные со­циально-политические процессы, которые требуют внесения корректив в со-

4

держание дисциплины. Так, например, подготовлены пакет военных норматив­ных правовых документов; новые общевоинские уставы, боевые уставы и на­ставления Вооруженных Сил Российской Федерации. Грядут большие измене­ния и в системе воспитательной работы, в том числе и в ее нормативной право­вой базе.

Но вышесказанное не означает, что данная книга - однодневка. Это пер­вое издание, предназначенное для военных кафедр при гражданских вузах Оно призвано быть базовым учебным пособием.,

В последующем планируется продолжить издание литературы по данно­му курсу в виде сборников нормативных правовых актов по вопросам воспита­ния и обучения, военного права, безопасности государства, статуса военнослу­жащего; методических рекомендаций и других материалов, которые будут ло­гическим продолжением данного пособия

Доктор полит. наук, канд. воен. наук, академик АВН, член - корр. АПСН

Зеленков М.Ю

5

ОГП.00. ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА

Учебные цели

изучить основные положения военной доктрины Российской Федерации и показать место Вооруженных Сил в структуре государства;

ознакомить студентов с проблемами прохождения военной службы офи­церским составом и социально-правовой защищенностью офицеров и членов их семей;

изучить систему организации воспитательной работы в воинской части, формы и методы воспитания личного состава;

вооружить студентов методикой изучения воинского коллектива и индивиду­альных особенностей военнослужащих.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

иметь представление

об истории развития Российского государства, роли армии в становлении не­зависимой и самостоятельной России;

об истории создания Вооруженных Сил РФ;

о месте Вооруженных Сил РФ в структуре государственного управления, пу­тях реформирования армии, военной службе как особом виде государственной службы;

знать

основные направления развития военного дела с древнейших времен до на­стоящего времени, содержание военных реформ на различных этапах военной исто­рии России;

положения Военной доктрины РФ;

место Вооруженных Сил в структуре государственных институтов России в со­ответствии с военной доктриной, предназначение, состав и принципы комплектования Вооруженных Сип РФ;

понятие и положения правового статуса военнослужащих, социально-правовую защищенность военнослужащих, дополнительные гарантии и компенсации, военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычай­ного положения или при вооруженных конфликтах;

организацию и задачи воспитательной работ в части (подразделении), ос­новные формы и методы воспитательной работ офицера, сущность и особенно­сти процесса воспитания в Вооруженных Сипах, содержание и составные части воспитания, организацию, принципы, формы и методы воспитания;

психологию личности военнослужащего и воинского коллектива, методику изучения и учета в работе индивидуально-психологических особенностей военно­служащих;

морально-психологическое обеспечение боевых действий войск (сил) в ло­кальных войнах и вооруженных конфликтах;

уметь

методически правильно организовывать и осуществлять воспитательную ра­боту с личным составом в подразделении;

правильно определять морально-психологическое состояние в коллективе и управлять им для достижения воспитательных целей, поддержания боевой готов­ности, порядка и дисциплины в подразделении;

6

владеть

основными формами и методами воспитательной работы офицера в подраз­делении;

иметь опыт (навыки).

организации и проведения занятий по общественно-государственной подготовке; воспитательной работ с личным составом,

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Преподавание дисциплины осуществляется методом проведения лекционных групповых и практических занятий и должно обеспечивать усвоение учебного материала.

Лекции должны раскрывать наиболее важные теоретические вопросы, Предме­том особого внимания следует считать достижение взаимосвязи между лекцией и дальнейшей самостоятельной работой. В ходе лекции преподаватель должен дать ре­комендации по самостоятельному изучению отдельных проблем, При этом вызывать у студентов стремление вдумываться в отдельные общественные явления, историче­ские процессы, духовно-психологические отношения в воинских коллективах,

В процессе проведения групповых занятий необходимо творчески формиро­вать у студентов умения и навыки анализа и оценки событий военной истории, ме­ждународной жизни и российской действительности, причин и характера войн и вооруженных конфликтов, умение аргументировано излагать материал по пред­ложенной тематике, защищать и отстаивать позиции и интересы российского госу­дарства, его Вооруженных Сил,

Особое внимание следует уделять вопросам совершенствования психолого-педагогических и правовых знаний, использования офицерами на практике форм и методов воспитательной работы с различными категориями военнослужащих, ме­тодики изучения воинского коллектива и индивидуальных особенностей личного состава,

Теоретический материал целесообразно тесно увязывать с практическими вопросами деятельности офицеров при прохождении военной службы. Формиро­вать у студентов осознанную потребность в совершенствовании военных знаний, навыков и умений организации и проведения занятий по общественно-государственной подготовке в частях и подразделениях.

В воспитательных целях, на основе славных боевых традиций российской армии, примерах самоотверженного служения выдающихся государственных и во­енных деятелей России следует формировать у будущих офицеров государственно-патриотическое сознание, чувство любви и верности своему Отечеству, его нацио­нальным, культурным и духовным ценностям, При этом важно, чтобы полученные знания становились основой для самооценки каждым студентом своей жизненной позиции, понимания смысла воинской службы, своей личной причастности и го­товности к защите Отечества,

7

ОГП.00. ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА

Распределение учебного времени по темам

(для всех ВУС, кроме юридического профиля)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество аудиторных учебных часов

Всего

В вузе

На уч. сборе

Всего

Лекции

Груп. занятия

1

2

3

4

5

6

7

Всего

42

36

22

14

6

Раздел I. Вопросы госу­дарственного и военного строительства РФ

1.

Военные, политические, военно-технические и эко­номические основы воен­ной доктрины Российской Федерации

2

2

2

2.

Вооруженные Силы России в структуре государствен­ных институтов

2

2

2

Раздел П. Военно-историческая подготовка

3.

Военные реформы в исто­рии Российского государст­ва: опыт и уроки

2

2

2

4.

Дни воинской славы - ле­топись героической добле­сти российского воинства

4

4

2

2.

Раздел III. Правовая под­готовка

5.

Правовой статус военно­служащих

4

4

2

2

6.

Порядок прохождения во­енной службы офицерским составом

2

2

2

7.

Международное гумани­тарное право о законах войны

2

2

2

8

1

2

3

4 ■

5

6

■ 7

Раздел IV. Психолого-педагогическая подготовка

8.

Военно-педагогическое на­следие русских полковод­цев и его значение для дея­тельности офицеров в со­временных условиях

2

2

2

9.

Организация воспитатель­ной работы в части, под­разделении

4

4

2

2

10.

Психология личности воен­нослужащего и воинского коллектива. Методы изуче­ния индивидуальных осо­бенностей военнослужащих

2

2

2

11.

Методика организации и проведения общественно-государственной подготовки в частях и подразделениях

6

6

2

4

12.

Морально-психологическое обеспечение боевой дея­тельности войск

6

6

13.

Контрольное занятие: "Российские Вооружен­ные Силы на страже Оте­чества"

4

4

4

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО ТЕМАМ

(для ВУС юридического профиля)

№ п/п

Наименование разделов и

тем

Количество аудиторных учебных часов

Всего

В вузе

На уч. сборе

Всего

Лекции

Груп. за­нятия

1

2

3

4

5 .

6

7

Всего

42

36

18

18

6

Раздел I. Вопросы госу­дарственного и военного строительства РФ

1.

Военные, политические, военно-технические и эко­номические основы воен­ной доктрины Российской Федерации

' 4

4

2

2

9

1

2

3

4

5

6

7

2.

Вооруженные Силы России в структуре государствен­ных институтов

2.

2

2

Раздел II, Военно-истори­ческая подготовка

3.

Военные реформы в исто­рии Российского государст­ва: опыт и уроки

2.

2

2

4.

Дни воинской славы - ле­топись героической добле­сти российского воинства

4

4

2

2

Раздел IV. Психолого-педагогическая подготовка

8.

Военно-педагогическое наследие русских полководцев и его значение для дея­тельности офицеров в со­временных условиях

2.

2

2'

9.

Организация воспитатель­ной работы в части, под­разделении

6

6

4

2

10.

Психология личности военнослужащего и воинского коллектива. Методы изуче­ния индивидуальных осо­бенностей военнослужащих

6

6

2

4

11.

Методика организации и проведения общественно-государственной подготовки в частях и подразделениях

6

6

2

4

12.

Морально-психологическое обеспечение боевой дея­тельности войск

6

6

13.

Контрольное занятие: "Российские Вооружен­ные Силы на страже Оте­чества"

4

4

4

10