3. Основы организации и виды специальных мероприятий, осуществляемых в особых условиях
3.1. Понятие специальных мероприятий, осуществляемых ОВД в особых условиях
Повседневно органы внутренних дел выполняют возложенные на них задачи путем реализации специфических для каждого подразделения функций. Однако для пресечения групповых и массовых нарушений общественного порядка (массовых беспорядков), обезвреживания преступников, захвативших заложников или воздушное судно, обнаружения и задержания особо опасных и вооруженных преступников, если район или место их вероятного нахождения установлены и в других случаях возникает необходимость сконцентрировать имеющиеся силы и средства ОВД, отвлекая их тем самым от решения повседневных задач. Такие действия стали именовать специальными операциями.
Специальная операция – это комплекс оперативно-розыскных, режимных, информационно-разъяснительных, следственных, других мероприятий и боевых действий, осуществляемых органами внутренних дел, в том числе с взаимодействующими силами, по единому замыслу и под единым руководством в целях выполнения поставленных задач.
Оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ) проводятся с целью получения информации и осуществления действий, способствующих эффективному решению основной задачи специальной операции. Так, при пресечении массовых беспорядков ОРМ направлены на своевременное определение признаков, а также причин возникновения и нарастания массовых нарушений общественного порядка; выявление организаторов и лиц, подстрекающих граждан к противоправным действиям, инициаторов подготовки и проведения неразрешенных собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций; установление места и времени проведения незаконных массовых акций; определение количества их участников, характера действий, степени агрессивности и т.п.
Эти мероприятия осуществляются также в целях обнаружения у правонарушителей оружия, специально подготовленных приспособлений, которые могут быть использованы для причинения вреда здоровью людей, оказания сопротивления силам правопорядка, нанесения материального ущерба гражданам, общественным и государственным организациям.
Оперативно-розыскные мероприятия, проводимые в процессе операции по задержанию вооруженных преступников, включают в себя действия по определению числа и намерений задерживаемых, их вооружения и оснащения, выявлению возможных путей проникновения в места нахождения преступников, установлению их ближайших связей, мест, которые могут быть использованы задерживаемыми для укрытия и т.д.
Режимные мероприятия осуществляются с целью изоляции (блокирования) района операции и перекрытия доступа в него посторонних лиц, усиления охраны объектов вероятного нападения правонарушителей, недопущения несчастных случаев среди граждан, сужения мест активных действий преступников и других правонарушителей, а также для создания благоприятных условий для развертывания и действия сил правопорядка и т.д.
Информационно-разъяснительные мероприятия проводятся с целью предотвращения (предупреждения, пресечения, профилактики) тех или иных негативных проявлений со стороны различных категорий граждан, а также для информирования населения о сущности происходящих событий. Так, при проведении операции по задержанию вооруженных преступников население может быть проинформировано о возможных действиях этих лиц, их противоправном поведении, необходимости оказания помощи органам внутренних дел в их задержании и т.д.
Следственные мероприятия осуществляются с целью установления и процессуального закрепления доказательств преступной деятельности. Так, при групповых нарушениях общественного порядка или массовых беспорядках следственные мероприятия проводятся для процессуального документирования действий организаторов, пособников, подстрекателей, исполнителей, а также выявления конкретных причин преступлений и условий, способствовавших их совершению.
Боевыми действиями в специальных операциях являются рассредоточение, поиск, преследование, захват (уничтожение), оцепление и др.
Рассредоточение – вид действий войсковых сил по разделению скопления участников группового нарушения общественного порядка (массовых беспорядков) на более мелкие группы и вытеснению их из района беспорядков, задержанию организаторов, активных участников и восстановлению порядка.
Поиск – это действия войсковых сил, направленные на обнаружение, задержание или ликвидацию преступников, а также обнаружение и изъятие принадлежащих им предметов, которые могут служить орудиями совершения правонарушений или вещественными доказательствами незаконных выступлений.
Захват (уничтожение) – вид действий войсковых сил по непосредственному задержанию или уничтожению преступника.
Блокирование – это действия войсковых сил по изоляции определенного района (объекта), перекрытию наиболее вероятных направлений передвижений правонарушителей с целью предотвращения выхода преступников за его пределы и обеспечения их задержания или ликвидации, а также недопущению или ограничению допуска в блокированный район посторонних лиц.
Окружение – это один из видов боевых действий войсковых сил по изоляции противника с целью его задержания (ликвидации). Окружение отличается от блокирования тем, что в первом случае изолируется преступник с целью задержания или ликвидации, а во втором – изолируется район нахождения преступника с целью обеспечения поиска.
Преследование – вид боевых действий, заключающийся в неотступном движении подразделений (нарядов) за преступником, пытающимся скрыться, с целью его задержания или ликвидации.
Оцепление – действия войсковых сил по изоляции района (объекта) группового нарушения общественного порядка, пожара, взрыва, аварии, стихийного бедствия и обеспечению режимно-карантинных мероприятий в целях воспрещения входа (выхода) в этот район (на объект). Боевой порядок подразделения в оцеплении – милицейская (войсковая) цепочка, плотность которой зависит от важности объектов района и характера обстановки.
В органах внутренних дел на случай возникновения необходимости пресечения массовых беспорядков, розыска и задержания вооруженных преступников разрабатываются оперативные планы по осуществлению соответствующих операций, заранее определяются руководящие их подготовкой и проведением должностные лица.
В административных центрах и крупных городах для осуществления специальных операций предусматривается создание сводных или оперативно-войсковых отрядов (групп) в базовых ГО-, РОВД.
Примерный порядок, способы и тактика действий специальных групп определяются и отрабатываются заранее, тогда же должно обеспечиваться их материально-техническое оснащение и вооружение. Следует отметить, что оперативная обстановка обусловливает формирование и других оперативно-служебных групп, не предусмотренных нормативными актами.
Специальная операция может осуществляться в самых разнообразных условиях, которые определяют ее характер, организацию и способ ведения. К таким условиям можно отнести: наличие полной и достоверной информации об объектах, на которые направлено воздействие сил правопорядка; степень общественной опасности и формы действий противоправных элементов; социальная, политическая и демографическая обстановка в районе проведения операции; условия местности, время года, суток, погодные условия; наличие сил и средств, их боеспособность, уровень специальной подготовки и морально-психологическое состояние личного состава и др.
3.2. Основы организации специальных мероприятий и роль типовых планов в деятельности ОВД в особых условиях
Успех действий органов внутренних дел в значительной мере зависит от эффективности своевременной подготовки, которая включает: разработку планов, обучение и материально-техническое обеспечение личного состава.
Планы действий ОВД направлены на быстрое и организованное развертывание необходимых сил и средств, их тесное взаимодействие и позволяют целенаправленно приступить к выполнению поставленных задач.
Планы действий органов внутренних дел в особых условиях по своему содержанию должны отвечать требованиям соответствующих нормативных актов и складывающейся обстановке, а по форме – быть удобными для пользования, что предполагает лаконичность, четкость, ясность, наглядность и простоту этих документов.
Своевременно и правильно составленные планы позволяют организовать мероприятия по заблаговременной подготовке сил и средств к действиям в особых условиях. В соответствии с этими документами организуется обучение и воспитание личного состава, решение вопросов ресурсного обеспечения, подготовка и совершенствование систем управления. Таким образом, планы являются основным условием успеха в подготовке и организации действий всех сил и средств ОВД в особых условиях.
Разработка данных документов является сложным творческим процессом. Это обусловлено тем, что планирование осуществляется, как правило, при нехватке данных о возможности возникновения особых условий, их размахе, времени и месте совершения. Поэтому разработка таких документов в ряде случаев носит исследовательский характер. При этом используются: метод анализа обстановки, прогнозирование ее изменений, оценка возможностей органов внутренних дел и взаимодействующих сил; изучаются возможности применения достижений научно-технического прогресса и др.
Какие виды планов действий ОВД в особых условиях необходимо разработать (переработать, откорректировать), определяют министр внутренних дел Республики Беларусь, начальники УВД, являющиеся руководителями оперативных штабов.
Руководитель штаба принимает решение на основе оценки обстановки, расчетов, подготовленных отраслевыми службами, а также предложений руководителей приданных и взаимодействующих сил. При этом следует иметь в виду, что при оценке обстановки обычно не хватает сведений о возможном возникновении особых условий и их размахе. Но данное обстоятельство не освобождает руководителя штаба от принятия решения. С поступлением более полной и точной информации решение и план действий органов внутренних дел должны уточняться.
Решение руководитель штаба объявляет своим заместителям и членам штаба, а также членам рабочей группы, назначенной его специальным распоряжением для разработки плана.
Руководитель штаба обязан выбрать ответственного за разработку плана. При этом учитывается, что нормативными актами МВД Республики Беларусь установлено следующее: планы действий органов внутренних дел при проведении общественно-политических, спортивных и иных массовых мероприятий и при групповых нарушениях общественного порядка разрабатываются аппаратом Управления охраны правопорядка и профилактики (с участием заинтересованных служб), а план действий органов внутренних дел при розыске и задержании вооруженных и иных особо опасных преступников – аппаратом УУР. Руководитель рабочей группы, как правило, является начальником отраслевой службы (подразделения), на которую возложена разработка данного документа.
После объявления решения проводится инструктаж членов рабочей группы, разрабатывается план их действий, где устанавливается: порядок и сроки получения из различных источников необходимой информации; порядок и сроки проработки требующих решения вопросов в других отраслевых службах, взаимодействующих органах, учреждениях, учебных и научно-исследовательских заведениях, соединениях и частях внутренних войск; сроки проведения рекогносцировок и производства необходимых расчетов; порядок и сроки разработки разделов плана, их обсуждения и редактирования; сроки готовности плана, его согласования и доклада на утверждение.
План действий органов внутренних дел, как правило, составляется на карте (схеме) с краткой пояснительной запиской, содержащей сведения, которые нельзя отразить на карте (расчет сил и средств, состав оперативного штаба и другие вопросы).
В обязанности рабочей группы входят:
1) подготовка к работе карты (схемы): нанесение границы административного деления, обозначение центров, особо важных объектов, дислокации органов и учреждений внутренних дел, взаимодействующих сил, воинских частей, указание районов их сборов по тревоге, а также постов, маршрутов нарядов, несущих патрульно-постовую службу, железнодорожных станций, аэропортов, куда могут прибывать дополнительные силы из других регионов, и мест их временной дислокации с указанием количества размещаемых. На верхнем обрезе карты (схемы) необходимо указать название плана, гриф секретности, должность, звание и фамилию лица, утверждающего документ;
2) нанесение районов (мест) возможного возникновения экстремальных ситуаций (действий органов внутренних дел и взаимодействующих сил);
3) проведение рекогносцировки: определение и нанесение на карту (схему) маршрутов для выдвижения сил и средств из районов сбора (мест постоянной дислокации) к районам (местам) возможного возникновения экстремальной ситуации, допустимой скорости движения, а также районов (мест) сосредоточения сил, средств и исходных позиций;
4) уточнение состава специального сводного отряда и группировки сил и средств: создание специальных сводных отрядов на базе полков, отдельных батальонов патрульно-постовой службы милиции с привлечением личного состава уголовного розыска, ОЭП, ГАИ, пожарной охраны, участковых инспекторов, службы охраны и других служб, а также учебных заведений, проведение расчета средств, необходимых каждой группе для успешного выполнения задач (в специальный сводный отряд обычно включается не менее 60 % сотрудников личного состава);
5) подготовка проекта плана специальной операции: определение основных задач операции, состава оперативного штаба; расчет привлекаемых сил и средств, их группировка; порядок организации управления и связи; схема оповещения и места сбора личного состава; инструкции оперативному дежурному и др.
Состав оперативного штаба обычно оформляется в виде таблицы с указанием должности, звания, фамилии, имени и отчества каждого его члена.
Схема организации управления по своему содержанию является организационной структурой аппарата управления силами и средствами в особых условиях. На ней указываются руководители и члены штаба и подчиненные группы.
Система информации оформляется в виде таблицы, в которой дается порядок и время информирования того или иного лица по конкретным вопросам.
План связи состоит из ее схемы и распоряжения и разрабатывается специалистами.
Обязанностью рабочей группы является оформление принятого руководителем оперативного штаба решения о порядке применения оружия, спецсредств, специальной и боевой техники.
При разработке плана сверяется соотношение графической и текстуальной частей, устраняются возможные противоречия между разделами, редактируется текст. Материалы плана располагаются в определенной последовательности. Пояснительная записка наклеивается на край карты (схемы). Планы воспитательной работы и оперативно-розыскного обеспечения выражаются в виде отдельных предложений.
После оформления план согласовывается с руководителями правоохранительных органов, заместителями руководителя и членами оперативного штаба, а также с руководителями служб, учреждений, заведений, соединений (частей, подразделений), силы и средства которых привлекаются к действиям по документу.
Оформленный и согласованный план руководитель рабочей группы докладывает руководителю оперативного штаба. Утверждению данного документа, как правило, предшествует его рассмотрение на оперативном совещании, где кроме постоянных членов присутствует весь состав рабочей группы. На совещании в план могут быть внесены изменения или дополнения. После этого он утверждается и становится официальным документом, на основании которого организуется и проводится подготовка сил и средств. Составляется он обычно в одном экземпляре и хранится в дежурной части. Содержание документа доводится до исполнителей на служебном совещании. Выписки из плана направляются всем исполнителям.
Для введения плана в действие необходимо осуществить сбор личного состава.
Сбор осуществляется путем оповещения. Оповещение производится с использованием специальных сигналов. Устанавливаются единые сигналы для органов внутренних дел, учебных заведений, соединений и частей войск МВД, а также взаимодействующих органов, соединений и частей Минобороны, МЧС, привлекаемых к выполнению задач при возникновении чрезвычайных ситуаций.
При оценке готовности органов внутренних дел учитывается время прибытия личного состава по сигналу «Сбор». В течение 50 минут должен прибыть руководящий состав; в течение 2 часов 30 минут – личный состав, подлежащий сбору (для г. Минска); в течение 1 часа 30 минут – личный состав, подлежащий сбору (для остальных городов и населенных пунктов республики).
После прибытия личного состава руководитель органа внутренних дел приступает к реализации на практике положений типового специального плана, организует работу ситуационно-оперативного штаба и готовит решение на проведение специальной операции.
Опыт проведения таких операций позволил определить основные виды групп боевого порядка, которые необходимо предусматривать в планах.
Организационно-аналитическая группа. Предназначена для сбора информации об оперативной обстановке, обобщения и анализа полученных данных.
Группа связи. Обеспечивает связь оперативного штаба с руководителями групп.
Группа взаимодействия со средствами массовой информации. Создается на базе подразделения информации и общественных связей органа внутренних дел.
Группа блокирования. Предназначена для изоляции определенного района.
Группа прикрытия. Обеспечивает прикрытие боевых действий группы захвата всеми имеющимися в ее распоряжении средствами. Отвлекает внимание преступников, эвакуирует пострадавших, а также осуществляет охрану места происшествия до прибытия следственно-оперативной группы. Формируется из сотрудников специальных подразделений, хорошо владеющих оружием, специальными и техническими средствами.
Группа применения спецсредств. Обеспечивает путем применения спецсредств нейтрализацию лиц, оказывающих вооруженное сопротивление. Формируется также из сотрудников ОВД, прошедших специальную подготовку.
Группа разведки. Осуществляет мероприятия разведывательного характера с целью получения сведений о преступниках, их вооруженности, местах укрытия, об оперативной обстановке в районе операции, о заложниках. Группа формируется из числа оперативных работников и других сотрудников ОВД, которые могут оказать помощь в получении оперативно значимой информации.
Снайперская группа. Предназначена для наблюдения, разведки и ведения снайперского огня по указанным целям и объектам. Группа формируется из сотрудников специальных подразделений милиции, имеющих соответствующую подготовку (спортсмены-разрядники по стрельбе и т.п.).
Следственно-оперативная группа. Создается для проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Выявляет источники доказательств, процессуально их оформляет. Формируется из числа опытных следователей, оперативных работников и соответствующих специалистов.
Группа документирования. Обеспечивает документирование противоправных действий с использованием средств визуального наблюдения, а также применяет видео- и звукозапись, кинофотосъемку. Формируется из сотрудников криминальной милиции и экспертно-криминалистических подразделений.
Группа кинологов. Выполняет задачи по применению служебно-розыскных собак. Кинологи включаются в состав различных элементов боевого порядка. Служебно-розыскные собаки, как правило, используются при преследовании преступников, совершивших побег из укрытия, а также при захвате преступников.
Группа ведения переговоров. Предназначена для ведения переговоров с преступниками с целью склонить их к отказу от продолжения противоправных действий, психологически разрядить стрессовую ситуацию, агрессивность преступников и др. В группу обычно включаются руководитель группы, переговорщик №1, переговорщик №2, консультант (социолог, психолог).
Группа разграждения. Проделывает проходы в места укрытия преступников. В основном формируется из работников, обслуживающих технику. Кроме этого, в нее может быть включена группа прикрытия.
Группа захвата. Осуществляет непосредственный захват (задержание) преступников или, в исключительных случаях, их уничтожение. Формируется из физически сильных, хорошо владеющих оружием и наиболее подготовленных сотрудников специальных подразделений.
Штурмовая группа. Создается вместо группы захвата при ликвидации бандитских формирований, а также при пресечении захвата важных объектов с обеспечением превосходства над преступниками в силах и средствах не менее чем в три раза.
Группа окружения. Создается вместо группы блокирования и захвата при ликвидации бандитских формирований, подготовившихся к обороне и имеющих тяжелое вооружение.
Группа преследования. Создается для розыска и задержания вооруженных преступников. Направляется по маршрутам вероятного их движения.
Поисковая группа. Также создается для розыска и задержания вооруженных преступников.
Фильтрационный пункт. Для проверки задержанных Формируется из дознавателей, оперативных работников, рабтников службы охраны.
Кроме этого, могут создаваться группы: организации дорожного движения; проведения неотложных аварийно-спасательных работ; конвоирования; тылового и технического обеспечения; резерва.
3.3. Силы и средства, используемые ОВД в особых условиях
К проведению специальных операций, в том числе по предупреждению, пресечению и ликвидации массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка, задержанию вооруженных преступников, привлекаются силы и средства территориальных органов внутренних дел и учебных заведений системы МВД, дислоцирующихся в данном районе войск МВД Республики Беларусь.
В целях пресечения групповых хулиганских проявлений и массовых беспорядков, а также для участия в мероприятиях по задержанию вооруженных преступников созданы отряды милиции особого назначения (ОМОН).
Личный состав исправительных колоний, следственных изоляторов привлекается, как правило, для проведения операций по задержанию преступников, в том числе вооруженных, бежавших из этих учреждений, по предупреждению и ликвидации массовых беспорядков осужденных, освобождению захваченных ими заложников.
Подразделения противопожарной службы, привлекаемые к проведению специальных операций, ведут профилактическую работу на соответствующих объектах с целью предупреждения поджогов, организуют службу пожарных постов и дозоров, ликвидируют возгорания, а также участвуют в ликвидации групповых нарушений общественного порядка.
Учебные заведения МВД являются оперативным резервом министра внутренних дел и привлекаются для выполнения внезапно возникающих в специальной операции оперативных задач только с его разрешения.
В случаях, когда силами местных органов внутренних дел не представляется возможным эффективно провести специальную операцию и решить поставленные задачи, для участия в ней с разрешения министра внутренних дел Республики Беларусь привлекаются внутренние войска.
Однако во всех случаях основной силой, осуществляющей специальные мероприятия в особых условиях, являются местные органы внутренних дел. Использование личного состава внутренних войск для этих целей – исключительная мера, обусловленная чрезвычайными обстоятельствами, чреватыми тяжелыми социально-политическими и экономическими последствиями. Внутренние войска должны использоваться только для усиления соответствующих подразделений органов внутренних дел, оказания им содействия в охране общественного порядка.
Для проведения специальных операций сотрудники органов внутренних дел и внутренних войск обеспечиваются табельным оружием, боевой техникой и транспортными средствами, специальной, оперативной и криминалистической техникой, средствами связи и усиления речи.
Личный состав формирований Министерства внутренних дел, задействованных в проведении таких операций, вооружается 9-мм пистолетами Макарова (ПМ), 5,45-мм автоматами Калашникова, АКС-7,47-мм (укороченный с металлическим прикладом). Отдельные подразделения ОВД и внутренних войск оснащаются 7,62-мм снайперскими винтовками с оптическим прицелом, 5,6-мм малокалиберными карабинами с оптическим прицелом, а также карабинами для отстрела спецсредства «Черемуха» и сигнальными пистолетами.
Для обеспечения действий органов и учреждений внутренних дел, внутренних войск и учебных заведений МВД Республики Беларусь могут использоваться специальные средства. При этом преследуется единственная цель – пресечение общественно опасных деяний, недопущение перерастания их в преступления.
Оружие и специальные средства применяются в исключительных случаях и лишь после того, как использованы все другие меры предупредительного воздействия на правонарушителей, не приведшие к необходимым результатам. За неправомерное применение этих средств виновные несут ответственность в установленном законом порядке.
Специальные средства можно разделить на средства индивидуальной защиты, активной обороны и обеспечения специальных операций.
Вооруженные преступники чаще всего без колебаний применяют оружие против личного состава ОВД и внутренних войск, участвующего в их задержании. При пресечении групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков хулиганствующими элементами против работников милиции и военнослужащих внутренних войск нередко используются камни, металлические палки, ножи, заточенные электроды, спицы, а также бутылки с горючей смесью. Все это создает реальную угрозу для жизни и здоровья работников правопорядка. Во избежание подобного у сотрудников имеется ряд табельных и подручных средств индивидуальной защиты.
К таким средствам относятся шлемы (стальные армейские, специальный титановый «Сфера», каска защитная пластмассовая КП-80), бронежилеты, пулезащитные куртки (ЖЗТ-71М, ЖЗЛ-74, «Мираж»), противоударные и броневые щиты («Витраж», БЗТ-75, БЩ-82, «Забор»).
Шлем стальной армейский защищает голову от ранений мелкими осколками гранат и мин, металлическими прутьями, ударов палками, камнями. Время непрерывного ношения - до 8 часов.
Шлем специальный титановый «Сфера» защищает от ранений пулями пистолетов и револьверов, осколками гранат и мин, а также от ударов палками, металлическими прутьями, камнями. Время непрерывного ношения шлема - 4 часа.
Каска пластмассовая КП-80 с прозрачным забралом защищает от падающих предметов и ударов палками, камнями. Время непрерывного ношения - до 8 часов.
Можно пользоваться и другими шлемами - строительным, хоккейным. Для защиты лица целесообразно применять забрала, изготовленные из пластика, сетки или решетки. Для защиты лица от ударов заточенными электродами, спицами можно применять щитки-маски.
Бронежилет ЖЗТ-71М защищает от поражения пулями пистолетов, револьверов и гладкоствольных охотничьих ружей. Время непрерывного ношения - до 6 часов.
Бронежилет легкий ЖЗЛ-74 защищает от ранений колюще-режущим оружием, ударов палками и камнями. Время непрерывного ношения - 8 часов.
Пулезащитная куртка «Мираж» защищает от пуль пистолетов, револьверов, обрезов гладкоствольных охотничьих ружей и от холодного оружия. Куртка защищает также руки от пуль пистолетов типа ПМ и ударов холодным оружием. Время непрерывного ношения - до 4 часов.
Щит противоударный типа «Витраж» защищает от ударов металлическими предметами, металлическими прутьями. Время непрерывного ношения - до 8 часов.
Бронещит БЩ-82 защищает от пуль пистолетов, револьверов, гладкоствольных ружей, автоматов АКМ, АКАДЕМИЯ -74. Время непрерывного ношения - до 2 часов.
Бронещит «Забор» защищает от пуль пистолетов, револьверов, ружей, автоматов АК -74, АКМ винтовки МВД 16 (США). Время непрерывного ношения - до 1 часа.
Для защиты рук и ног целесообразно использовать специальные или футбольные (хоккейные) щитки. Защитные щитки можно изготовить также из фанеры, пластика, листового металла с использованием пористых и мягких материалов в качестве амортизаторов.
При задержании вооруженных преступников, пресечении массовых беспорядков и в других случаях, когда были использованы и не дали желаемых результатов все меры предупредительного воздействия на преступников и других правонарушителей, сотрудникам органов внутренних дел предоставляется право применять средства активной обороны.
К средствам активной обороны относятся: палка резиновая специальная (ПР-73, «Тонфа»), наручники (БР, БР-С), ручные газовые гранаты («Черемуха»-1), («Черемуха-6»), патроны с газовыми гранатами («Черемуха-4», «Черемуха-7»), аэрозольная упаковка («Черемуха-10»), карабин специальный (КС-23).
Палка резиновая специальная ПР-73 используется для отражения нападений правонарушителей или пресечения их неповиновений. При применении следует избегать нанесения ударов по голове и шее.
Наручники БР, БР-С предназначены для ограничения физического сопротивления правонарушителей. При применении необходимо не реже чем один раз в два часа проверять состояние фиксации замков.
Ручная газовая граната «Черемуха-1» предназначена для создания на открытой местной газодымного облака с непереносимой концентрацией слезоточивого вещества. При использовании следует учитывать, что граната пожароопасная и ее следует применять только на открытой местности.
Ручная газовая граната «Черемуха-6» предназначена для создания газодымного облака с непереносимой концентрацией слезоточивого вещества объемом 60 кубических метров. Пожароопасна.
Патрон с газовой гранатой «Черемуха-4» предназначен для отстрела из сигнального пистолета с целью создания газодымного облака с непереносимой концентрацией слезоточивого вещества объемом 50 кубических метров. Запрещается ведение огня по скоплению людей и прицельная стрельба по правонарушителю. Пожароопасен.
Аэрозольная упаковка «Черемуха-10» предназначена для непосредственного воздействия аэрозольным составом слезоточивого действия на правонарушителя. Допустимое время воздействия на правонарушителя до 3 сек. Запрещается производить распыление аэрозоля вблизи открытого огня.
Карабин специальный КС-23 предназначен для прицельного отстрела газовой гранаты «Черемуха-7». Прицельная дальность - 100 м, максимальная дальность полета гранаты - 600 м, при стрельбе с расстояния до 150 м граната пробивает 2 оконных стекла, на расстоянии до 50 м - 30 мм деревянную перегородку. Запрещается ведение огня по скоплению людей и прицельная стрельба по правонарушителю.
При осуществлении мероприятий, когда вооруженные преступники оказывают упорное сопротивление, а массовые беспорядки достигли широких масштабов, задействованными подразделениями МВД применяются средства обеспечения специальных операций.
К ним относятся: ранцевый аппарат «Облако», светошумовые гранаты и устройства («Заря», «Пламя»), малогабаритные взрывные устройства («Ключ», «Импульс»), автоцестерна пожарная (АЦ-40/375 Н), бронетехника (БТР, БМД, БРДМ, БМП), устройство для принудительной остановки автотренажера «Еж- МВД».
Ранцевый аппарат «Облако» предназначен для распыления на открытой местности порошкообразных или жидких препаратов слезоточивого действия. Время непрерывной работы - не менее 1,5 мин., обрабатываемая площадь - 15000 кв.м.
Светозвуковая граната «Заря», используемая для психофизиологического воздействия на правонарушителя мощными световыми и акустическими импульсами. Радиус эффективного действия - 10 м, безопасное расстояние при применении - 2 м.
Светозвуковое устройство «Пламя» предназначено для оказания психофизиологического воздействия на правонарушителя мощным световым и акустическим импульсами. Радиус эффективного действия - 15 м, безопасное расстояние при применении - 2 м.
Малогабаритное взрывное устройство «Ключ» предназначено для экстремального пробития отверстий диаметром 180 мм в дверях и других преградах, соответствующих по прочности деревянному щиту толщиной до 60 мм. Запрещается применение в помещениях, где находятся заложники.
Малогабаритное взрывное устройство «Импульс» предназначено для экстренного пробития отверстий в транспортных средствах и других преградах, соответствующих по прочности стальному листу толщиной до 8 мм. Запрещается применение, когда в помещениях (транспортных средствах) находятся заложники. Максимальная длина устройства - 25 см.
Автоцистерна пожарная АЦ-40 с лафетным стволом предназначена для ликвидации очагов пожара и рассредоточения участков массовых беспорядков с помощью струи воды под давлением, количество пожарных автомобилей определяется фронтом бесчинствующей толпы (один автомобиль на 20-30 м). Запрещается применение при отрицательных температурах.
Бронетранспортер БТР-60-ПБ - четырехосная со всеми ведущими колесами плавающая машина предназначена для перевозки личного состава в количестве 10 человек и специальных средств в заводской укупорке. Вооружен 2 пулеметами, имеется радиостанция.
Боевая машина десанта БМД-1 - гусеничная плавающая машина предназначена для перевозки десанта в количестве 10 человек и специальных средств в заводской укупорке. Имеет вооружение - 73-мм орудие и два пулемета, оснащена радиостанцией.
Боевая машина пехоты - гусеничная машина, предназначенная для перевозки личного состава в количестве 10 человек и специальных средств в заводской укупорке. Вооружена пулеметом, имеется радиостанция.
Устройство для принудительной остановки автотранспортных средств «Еж- МВД» служит для остановки всех видов автотранспорта малой и средней грузоподъемностью, имеющего пневматические шины. Масса - 13 кг, длина устройства - 7 м, ширина - о,131 м.
Категорически запрещается применять устройство «Еж- МВД» в отношении автотранспорта общего пользования, грузовых автомобилей, осуществляющих перевозку людей, автотранспорта, принадлежащего иностранцам или взятого ими напрокат, мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров, мопедов, на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью, на железнодорожных переездах, в туннелях, на мостах, путепроводах, эстакадах.
Разрешение на оснащение служебных нарядов специальными средствами дают:
– оперативный дежурный по органу внутренних дел, дежурный помощник начальника исправительного учреждения, командир подразделения воинской части внутренних войск – средствами индивидуальной защиты, палками резиновыми, наручниками, аэрозольными упаковками «Черемуха-10»;
– начальник органа внутренних дел, начальник исправительного учреждения, следственного изолятора, командир воинской части внутренних войск – специальными карабинами «КС-23», патронами с газовыми гранатами «Черемуха-7», ручными гранатами «Черемуха-6», светошумовыми гранатами «Заря» и устройствами «Пламя», малогабаритными взрывными устройствами «Ключ» и «Импульс», устройствами для принудительной остановки автотранспорта «Еж-М»;
– министр внутренних дел республики, начальники управлений, командиры частей и соединений внутренних войск – автоцистернами пожарными, газовыми гранатами «Черемуха-1», патронами с газовыми гранатами «Черемуха-4», ранцевыми аппаратами «Облако», бронетехникой.
При проведении специальный операций применяются также средства связи, оперативная, криминалистическая техника, средства усиления речи, различные виды транспорта, находящиеся на вооружении органов внутренних дел и частей внутренних войск.
Средства связи (стационарные, автомобильные и носимые радиостанции всех типов согласно норм положенности) служат для управления операцией, действиями частей, подразделений и наряда, поддержания взаимодействия между ними.
Оперативная и криминалистическая техника (фотоаппараты, фоторужье, кинокамера, портативные видеомагнитофоны и видеокамеры, малогабаритные магнитофоны и носимые диктофоны, остронаправленные микрофоны для приема записи звуковых сигналов от отдаленных источников и др.) используются для фиксации событий, документирования противоправных действий, фиксации вещественных и иных доказательств.
Средства усиления речи и информации (магнитофоны, мобильные радиотрансляционные узлы, автомобильные громкоговорящие установки) служат для непосредственного управления действиями личного состава, воздействия на преступников и правонарушителей, информирования населения, участников массовых мероприятий.
Транспортные средства (автомобили, мотоциклы, плавсредства, вертолеты) используются для перевозки сил и средств, несения патрульной службы, преследования преступников, эвакуации граждан из опасных для их жизни мест, осмотров, блокирования определенных участков перекрытия дорог и улиц, транспортировки задержания преступников.
Служебно-розыскные собаки применяются для задержания и поиска оказывающих вооруженное сопротивление преступников, несения патрульной службы, охраны объектов, сдерживания бесчинствующей толпы.
В зависимости от вида операции, ее пространственного размаха, характера противодействия правонарушителей силам правопорядка могут использоваться все (большинство) находящиеся на вооружении органов внутренних дел и внутренних войск виды оружия, специальных и технических средств или же отдельные из них.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТАКТИКА ОХРАНЫ
ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
4.1. Задачи органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка при проведении массовых мероприятий
Порядок организации и проведения в Республике Беларусь собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и иных массовых мероприятий установлен Законом Республики Беларусь от 7 августа 2003 г. № 233-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О собраниях, митингах, уличных шествиях, демонстрациях и пикетировании».
В соответствии с указанным Законом свобода массовых мероприятий, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь, гарантируется государством.
Законом определены основные понятия:
массовое мероприятие - собрание, митинг, уличное шествие, демонстрация, пикетирование и иное массовое мероприятие;
иное массовое мероприятие - спортивное, культурно-массовое, иное зрелищное мероприятие, религиозное мероприятие, проводимые в специально не предназначенных для этой цели местах под открытым небом либо в помещении;
собрание - совместное присутствие граждан в заранее определенном месте под открытым небом, либо в помещении, в установленное время, собравшихся для коллективного обсуждения и решения вопросов, затрагивающих их интересы;
митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте под открытым небом, собравшихся для публичного обсуждения и выражения своего отношения к действиям (бездействию) лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни, а также для решения вопросов, затрагивающих их интересы;
уличное шествие - организованное массовое движение группы граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических настроений либо протеста;
демонстрация - организованное массовое движение группы граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади, в том числе с использованием автотранспортных средств и иных средств передвижения, в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических настроений либо протеста с использованием плакатов, транспарантов и иных средств;
пикетирование - публичное выражение гражданином или группой граждан общественно-политических, групповых, личных и иных интересов либо протеста (без шествия), в том числе путем голодовки, по каким-либо проблемам с использованием или без использования плакатов, транспарантов и иных средств.
Все массовые мероприятия условно можно разделить по следующим признакам: по содержанию, значимости, периодичности проведения, месту проведения, способу возникновения, возможности участия.
По содержанию: общественно-политические (собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования, забастовки, выборы и др.);
культурно-массовые (гулянья, карнавалы, ярмарки, праздники песни, фестивали и др.);
спортивные (олимпиады, спартакиады, соревнования и др.);
религиозные (шествия, обряды, собрания и др.);
По значимости: международные, республиканские, местные;
По периодичности проведения: разовые, повторяющиеся, проводящиеся повседневно;
По месту проведения: проводимые в зданиях и сооружениях, на открытой местности;
По способу возникновения: организованные, спонтанные;
По возможности участия в них граждан: общедоступные, ограниченные социальным статусом (количеством участников).
Рассматривая массовые мероприятия как социальное явление, следует отметить, что их проведение порождает особую обстановку на данной территории, которой присущи следующие специфические особенности:
нарушается в определенной мере обычный ритм жизни района, города или республики в целом;
устанавливается ряд ограничений в связи с характером проводимого массового мероприятия и особенностями места его проведения (полное или частичное прекращение движения транспорта, пешеходов, регулирование движения в определенных направлениях и т.п.);
вводятся предписания о правилах поведения во время массовых мероприятий;
проводятся массовые мероприятия, как правило, на ограниченной территории с участием большого количества людей;
существует возможность стихийного формирования определенных неформальных группировок, оказывающих отрицательное влияние на состояние общественного порядка и безопасности, и способных совершать различные правонарушения;
существует возможность возникновения групповых беспорядков, пожаров, разрушений конструкций, сооружений, других непредвиденных обстоятельств, создающих угрозу общественному порядку и безопасности, причинения ущерба предприятиям, организациям, личным интересам граждан и др.
Кроме того, проведение массового мероприятия связано со структурной перестройкой работы служб и подразделений органов внутренних дел. Создаются специальные органы управления, ситуационно-оперативные штабы, пункты управления, различные группы боевого порядка. Сотрудникам органов внутренних дел, участвующим в охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий, приходится решать ряд новых задач. При этом дополнительно привлекаются силы и средства, изменяется режим работы личного состава и т.п.
При организации охраны общественного порядка необходимо учитывать как общие, так и специфические особенности массовых мероприятий, которые зависят от:
уровня правового сознания той или иной группы населения;
внешних условий проведения и уровня организационных мероприятий;
количества участвующих в массовом мероприятии граждан;
социально-психологических закономерностей формирования групп людей, образа их жизни, режима труда;
метеорологических условий, местных обычаев и традиций и др.
Особое внимание заслуживают вопросы формирования различных контактных групп. Гражданам, образующим эти группы, присущи определенная мера психического воздействия и сопереживания, обусловленных наличием общего интереса к проводимым мероприятиям. Однако, под влиянием неблагоприятных воздействий поведение таких групп может принять более сложные формы.
Руководителям ОВД, организующим охрану общественного порядка при проведении массовых мероприятий, необходимо учитывать то обстоятельство, что на поведение людей оказывают влияние группы, внешне неорганизованные, отличающиеся высокой степенью приспособления к складывающимся ситуациям, некритичным восприятием и подражанием действиям других лиц, а также проявлением крайней эмоциональности и единодушия в своих действиях. Формируясь под влиянием различных ситуаций, они не имеют заранее обозначенных и организационно оформленных взаимосвязей, предварительно распределенных между участниками ролей.
В специальной литературе описываются следующие виды толпы: простая, конкурирующая, экспрессивная.
Простая толпа представляет собой скопление людей, желающих получить информацию о каком-либо необычном событии, или явлении, очевидцами которых они становятся благодаря случайному стечению обстоятельств. Образование такой толпы характерно для таких массовых мероприятий, как общественно-политические и культурно-зрелищные.
Конкурирующая толпа - это контактная группа, в составе которой каждый из лидеров соперничает с другим ее участником, стремясь к удовлетворению аналогичного интереса. Поводами к формированию подобных групп могут быть общественно-полезные цели, но чаще всего ими являются индивидуально-личностные интересы. Такие группы создаются обычно при выходе с территории проведения массового мероприятия после его окончания.
Наибольшие трудности в период организации охраны общественного порядка представляет поведение экспрессивных групп, которые возникают и формируются в основном во время спортивных и культурно-зрелищных массовых мероприятий. Значительную часть названных групп составляют так называемые любители «острых» ощущений. Такие лица совершают дерзкие антиобщественные действия как во время проведения массовых мероприятий, так и при выходе с территории проведения массовых мероприятий, в пути следования к остановкам общественного транспорта и при посадке в него.
Условия, в которых осуществляется охрана общественного порядка при проведении массовых мероприятий, могут быть охарактеризованы как особенные.
Планирование охраны общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий – это процесс выработки и принятия управленческих решений на основе всестороннего и глубокого анализа необходимой, полной и достоверной информации.
Основными задачами, которые решают органы внутренних дел при проведении массовых мероприятий, являются:
1.Обеспечение общественного порядка, строгого соблюдения участниками и зрителями установленных правил поведения;
2. Предупреждение и пресечение возможных преступлений, нарушений общественного порядка;
3. Оказание содействия другим государственным органам в обеспечении общественной безопасности;
4. Недопущение ослабления охраны общественного порядка на территории, где непосредственно мероприятия не проводятся.
Рассматривая вопросы правового регулирования общественных отношений, складывающихся в деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий, следует отметить, что ее правовую основу составляют нормы, содержащиеся в Конституции Республики Беларусь, правовых актах органов государственной власти и управления, основах уголовного и административного производства, а также в ведомственных нормативных актах МВД Республики Беларусь.
Применительно к рассматриваемому вопросу данные правовые нормы можно разделить на следующие группы:
Первую группу составляют следующие нормативные акты:
Конституция Республики Беларусь (Основной закон) - в ст. 35, в частности, говорится - свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь, гарантируется государством. Порядок проведения указанных мероприятий определяется законом;
Закон Республики Беларусь от 7 августа 2003 года № 233-3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О собраниях, митингах, уличных шествиях, демонстрациях и пикетировании». В нем закреплены вопросы реализации гражданами своих конституционных свобод и права на участие в проводимых массовых мероприятиях, порядок выдачи органами власти разрешения (или отказа) на проведение массового мероприятия, определена ответственность граждан, нарушающих установленный порядок.
Вторую группу составляют нормы уголовного и административного производства.
Третью группу составляют нормативные акты, издаваемые МВД. Прежде всего, это приказ МВД Республики Беларусь от 20 июля 1994 года № 165, которым введен в действие Устав патрульно-постовой службы милиции. Глава восьмая в нем так и называется: «Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности при проведении массовых мероприятий и чрезвычайных ситуациях».
- Курс лекций
- 1. Предмет, задачи и система дисциплины «тактико-специальная подготовка».
- 2.2. Графические документы, используемые овд в особых условиях
- 3. Основы организации и виды специальных мероприятий, осуществляемых в особых условиях
- 4.2. Деятельность органов внутренних дел на подготовительном этапе проведения массовых мероприятий
- 4.3. Особенности охраны общественного порядка на исполнительном и заключительном этапах проведения массовых мероприятий
- 5. Организация и тактика пресечения
- 5.1. Общественная опасность массовых беспорядков. Причины их возникновения и этапы развития
- 5.2. Деятельность овд по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
- 5.3 . Действия овд на заключительном этапе специальной операции по пресечению и ликвидации групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
- 6. Обеспечение общественного порядка и безопасности при стихийных бедствиях, крупных авариях, эпидемиях и эпизоотиях
- 6.1. Виды стихийных и иных бедствий. Задачи овд при их возникновении
- 6.2. Подготовка овд к действиям в условиях стихийных бедствий, аварий, катастроф
- План «Шторм» включает следующие разделы:
- 6.3. Обеспечение карантинных мероприятий при возникновении эпидемий и эпизоотий
- 6.4. Действия овд в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
- 6. 5. Формы и методы деятельности нарядов милиции по охране общественного порядка при чрезвычайных ситуациях
- 7. Правовые основы организации и тактика деятельности овд в условиях обширного загрязнения территорий радиоактивными, химическими и биологическими веществами
- 7.1. Понятие специального правового режима территорий, подвергшихся загрязнению радиоактивными, химическими и биологическими веществами
- 7.2. Организация и тактика действий овд по охране общественного порядка в условиях загрязнения территорий вредными веществами.
- 7.3. Особенности организации службы личного состава овд в зонах аварий на атомных электростанциях и химических производствах.
- 8. Ведение радиационной, химической,
- 8.1. Характеристика очага ядерного поражения,
- Воздействие светового излучения на людей.
- 8.2. Характеристика очага химического заражения
- 8.3. Характеристика очага бактериологического заражения
- 8.4. Задачи, силы, средства и организация разведки гражданской обороны
- 8.5. Приборы радиационной и химической разведки
- 9.2. Задачи овд в системе Гражданской обороны Республики Беларусь
- 9.3. Организация охраны общественного порядка при ведении спасательных т неотложных аварийно-восстановительных работ
- 10.3. Задачи и функции органов внутренних дел при введении военного или чрезвычайного положения.
- 10.4. Планирование перевода органов внутренних дел с мирного на военное время и мероприятия, проводимые овд при введении военного положения.
- 10.5. Особенности деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайного положения.