5.3 . Действия овд на заключительном этапе специальной операции по пресечению и ликвидации групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
Задача органов внутренних дел по ликвидации массовых беспорядков реализуется путем организации специальной операции.
Для ее проведения руководителем принимается решение, в котором должны быть определены:
– район проведения операции;
– замысел действий;
– группировка привлекаемых сил и средств;
– место сосредоточения основных усилий;
– задачи специальному сводному отряду и последовательность их решения;
– порядок применения специальных средств, техники, служебных собак, транспортных средств и оружия;
– исходные рубежи для группировки сил и средств и время выхода на них, а также направления рассредоточения толпы и места пропуска (прохода) людей;
– организация управления, связи и взаимодействия между группами, нарядами, органами внутренних дел и органами государственной безопасности, другими силами общественности;
– задачи по морально-психологической подготовке личного состава к действиям в сложной обстановке, соблюдению законности;
– материально-техническое, медицинское и иное обеспечение операции;
– время готовности к операции и сигнал к ее началу.
Руководитель операции докладывает о принятом решении руководителям органа власти, старшему оперативному начальнику, информирует органы КГБ и прокурора. Решение о проведении специальной операции оформляется приказом и отражается графически на рабочей карте (плане, схеме) оперативного штаба.
Силы и средства органов внутренних дел и внутренних войск, привлеченные для проведения специальной операции, в соответствии с решением руководителя в назначенное время сосредоточиваются на исходных рубежах и местах несения службы. После этого начальники групп уточняют личному составу задачи, вопросы взаимодействия и докладывают старшим начальникам (заместителям руководителя операции) о готовности своих подразделений к выполнению распоряжений.
Если после оцепления толпа продолжает движение и сдерживать ее напор выделенными силами и средствами не представляется возможным, то на ее пути по некоторым направлениям выставляются усиленные, многорядные милицейские или войсковые цепочки из резерва начальника группы оцепления или резерва руководителя операции. Если же перед рубежом оцепления образовалась большая толпа, пытающаяся прорваться в район операции, начальник группы оцепления принимает меры для ее оттеснения от занимаемого рубежа. В случае прорыва части толпы в район операции начальник группы усиливает наряды на направлениях прорыва за счет резерва.
Отдельные лица или группы граждан, добровольно выходящие из района оцепления, пропускаются через КПП беспрепятственно. Подозреваемые лица проверяются нарядом на КПП, а при необходимости доставляются на спецавтомобилях нарядами группы конвоирования на фильтрационные пункты для более тщательной проверки.
После того как силы и средства будут сосредоточены на исходных рубежах и готовы к началу активных действий, руководитель операции должен с использованием технических средств обратиться к собравшимся гражданам с предупреждением о необходимости прекращения групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков и возможности применения силы в случае неповиновения.
Если и это обращение не дает положительных результатов, руководитель отдает приказ приступить к рассредоточению толпы. По его команде группа рассредоточения под прикрытием БТР или специально оборудованных пожарных машин сомкнутыми колоннами начинает движение в намеченных направлениях, рассекая толпу на части и защищаясь щитами от ударов, камней, бутылок, арматуры и т.д. Впереди и по краям колонн должны находиться физически сильные, специально подготовленные сотрудники в защитных жилетах и касках, а также специалисты по применению специальных средств. После рассечения толпы ее расчленяют на мелкие группы и рассеивают по прилегающим к району операции улицам и переулкам.
Совместно с группой рассредоточения действует группа изъятия, формируемая из физически крепких, прошедших специальную подготовку работников ОВД и военнослужащих внутренних войск. Данные подразделения вводятся одновременно с группами рассредоточения или после образования последними коридоров, отделяют от толпы и задерживают организаторов и активных участников беспорядков, сопровождают их и передают для конвоирования.
Как показывает практика, изоляция некоторых организаторов и активных участников при рассечении толпы не всегда возможна и целесообразна. В таком случае их необходимо выявить сотрудникам группы наблюдения и передать под наблюдение сотрудникам оперативной группы. Задержание указанных лиц производится позже, уже после рассеивания толпы.
Группа конвоирования обеспечивает охрану задержанных, их сопровождение в специально определенные в плане проведения операции места для установления личности и расследования обстоятельств совершенных ими правонарушений. Это подразделение формируется из личного состава конвойных подразделений милиции и внутренних войск и обеспечивается специально оборудованным транспортом.
На фильтрационном пункте среди лиц, задержанных в зоне массовых беспорядков и на контрольно-пропускных пунктах, выявляются организаторы, подстрекатели, активные участники беспорядков. При разбирательстве должны фиксироваться данные как о самом доставленном, так и об обстоятельствах его задержания, а также о сотрудниках или военнослужащих, препроводивших его на фильтрационный пункт.
Группа пожаротушения помимо своих основных функций оказывает помощь в рассечении толпы и ее рассеивании. Она состоит из караулов пожарных частей и снаряжается необходимой экипировкой и техникой.
Успех проведения операции во многом зависит от своевременного маневра имеющимися силами и средствами, сосредоточения их на наиболее важных направлениях. Главными принципами здесь выступают: массированность, мобильность, оперативность. Добиться этого можно лишь за счет своевременного прогнозирования обстановки и наличия внушительного резерва, который по численности должен быть таким или почти таким, как и задействованные в операции силы.
Специальные средства и техника используются в исключительных случаях: для пресечения массовых беспорядков, сопровождающихся погромами, разрушениями, поджогами, отражения группового нападения на служебные и административные здания, помещения общественных организаций и другие важные объекты, а также в ситуациях, когда насильственные действия правонарушителей угрожают жизни и здоровью граждан, работников ОВД, военнослужащих внутренних войск, дружинников.
По мере нормализации обстановки руководитель операции принимает решение об отводе сил и средств в места их постоянной дислокации, организует постепенный перевод личного состава на повседневный режим несения службы, содействует возвращению эвакуированных граждан на постоянное место жительства.
Положительные результаты во многом зависят от организации в ОВД специальных следственных групп для разбора с доставленными и задержанными, сбора и концентрации данных о лицах, принимавших участие в беспорядках; проверок травматологических пунктов, больниц, куда могут обращаться потерпевшие активные участники массовых беспорядков; создание фотоальбомов, сделанных во время групповых хулиганских действий и массовых беспорядков; использовать видеозаписи.
В это же время должны быть определены меры по ликвидации последствий массовых беспорядков, проведена проверка законности задержания граждан, обеспечена полнота и объективность оформления материалов на лиц, подлежащих привлечению к ответственности, подготовлены предложения в соответствующие инстанции об устранении причин возникновения беспорядков.
Важное значение имеет укрепление общественного порядка. Опыт показывает, что оперативная обстановка в населенном пункте, где произошли массовые беспорядки (а иногда и во всем регионе), нормализуется не сразу. Отдельные вспышки и конфликты населения с милицией могут возникнуть даже спустя длительное время.
Для недопущения повторения массовых беспорядков должны быть разработаны и осуществлены мероприятия первоочередного и долгосрочного характера.
К первоочередным мероприятиям относятся:
– усиленное патрулирование по определенным маршрутам силами милиции и внутренних войск, а также усиление охраны важных объектов, баз, складов, магазинов. Т.е. продолжается несение службы по усиленному варианту во всех органах и учреждениях внутренних дел, а также на объектах, где могут произойти массовые беспорядки.
– организация наблюдения за лицами, которые могут обострить обстановку, за местами, где могут возникнуть сборища правонарушителей и негативно настроенных граждан;
– выявление ложных слухов и лиц их распространяющих;
– встреча со спецаппаратом, работающим по вопросу массовых выступлений граждан;
– выезды руководящего состава ОВД в трудовые коллективы с разъяснением обстоятельств и причин происшедших беспорядков, их последствий и мер принятых к виновным;
– организация открытых выездных судебных процессов;
– организация выступлений в печати, по радио, телевидению.
Меры долгосрочного характера включают в себя:
– улучшение профилактики правонарушений и борьбы с преступностью;
– повышение боеготовности ОВД и внутренних войск к действиям в экстремальных условиях;
– совершенствование материально-технического обеспечения;
– уточнение расчета сил и средств, специальных планов действий ОВД при массовых беспорядках;
– подготовку и обучение личного состава;
– укрепление взаимодействия с трудовыми коллективами.
По окончании мероприятий руководители задействованных служб, органов и подразделений в течение часа представляют отчеты, в которых указывают:
– количество привлекавшегося личного состава;
– число задействованного автотранспорта;
– список сотрудников, получивших телесные повреждения;
– сведения о нанесенном материальном ущербе;
– сведения о задержанных за правонарушения лицах и принятых к ним мерах.
В ЭКО ГУВД – УВД представляются рапорта старших групп документирования с приложением видео- и фотоматериалов.
Сотрудники, получившие телесные повреждения, незамедлительно выдаются направления для медицинского освидетельствования. От них отбираются объяснения об обстоятельствах получения телесных повреждений.
В кратчайшие сроки эти материалы обобщаются и направляются в органы прокуратуры для правовой оценки.
В обязательном порядке подводятся итоги с тщательным разбором действий руководителей и сотрудников. Подсчеты в организации охраны общественного порядка, тактические ошибки обобщаются, вырабатываются мероприятия по их устранению.
Готовятся материалы по поощрению и наказанию личного состава, отличившегося в спецоперации.
Анализ действий в чрезвычайной обстановке еще раз подтверждает, что невозможно заручиться готовыми рецептами которые бы охватывали все многообразие жизненных ситуаций. Но некоторые общие направления деятельности в подобных ситуациях как руководителей, так и сотрудников органов внутренних дел предвидеть можно и нужно.
Личный состав органов и подразделений внутренних дел республики в подавляющем большинстве случаев имеет все возможности не только своевременно пресекать беспорядки, но и предотвращать их, устраняя те обстоятельства, которые вызывают или могут вызвать эти нежелательные явления
По результатам действий личного состава при ликвидации групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков с учетом полученного опыта и выявленных недостатков вносятся коррективы в оперативные планы.
- Курс лекций
- 1. Предмет, задачи и система дисциплины «тактико-специальная подготовка».
- 2.2. Графические документы, используемые овд в особых условиях
- 3. Основы организации и виды специальных мероприятий, осуществляемых в особых условиях
- 4.2. Деятельность органов внутренних дел на подготовительном этапе проведения массовых мероприятий
- 4.3. Особенности охраны общественного порядка на исполнительном и заключительном этапах проведения массовых мероприятий
- 5. Организация и тактика пресечения
- 5.1. Общественная опасность массовых беспорядков. Причины их возникновения и этапы развития
- 5.2. Деятельность овд по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
- 5.3 . Действия овд на заключительном этапе специальной операции по пресечению и ликвидации групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков
- 6. Обеспечение общественного порядка и безопасности при стихийных бедствиях, крупных авариях, эпидемиях и эпизоотиях
- 6.1. Виды стихийных и иных бедствий. Задачи овд при их возникновении
- 6.2. Подготовка овд к действиям в условиях стихийных бедствий, аварий, катастроф
- План «Шторм» включает следующие разделы:
- 6.3. Обеспечение карантинных мероприятий при возникновении эпидемий и эпизоотий
- 6.4. Действия овд в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
- 6. 5. Формы и методы деятельности нарядов милиции по охране общественного порядка при чрезвычайных ситуациях
- 7. Правовые основы организации и тактика деятельности овд в условиях обширного загрязнения территорий радиоактивными, химическими и биологическими веществами
- 7.1. Понятие специального правового режима территорий, подвергшихся загрязнению радиоактивными, химическими и биологическими веществами
- 7.2. Организация и тактика действий овд по охране общественного порядка в условиях загрязнения территорий вредными веществами.
- 7.3. Особенности организации службы личного состава овд в зонах аварий на атомных электростанциях и химических производствах.
- 8. Ведение радиационной, химической,
- 8.1. Характеристика очага ядерного поражения,
- Воздействие светового излучения на людей.
- 8.2. Характеристика очага химического заражения
- 8.3. Характеристика очага бактериологического заражения
- 8.4. Задачи, силы, средства и организация разведки гражданской обороны
- 8.5. Приборы радиационной и химической разведки
- 9.2. Задачи овд в системе Гражданской обороны Республики Беларусь
- 9.3. Организация охраны общественного порядка при ведении спасательных т неотложных аварийно-восстановительных работ
- 10.3. Задачи и функции органов внутренних дел при введении военного или чрезвычайного положения.
- 10.4. Планирование перевода органов внутренних дел с мирного на военное время и мероприятия, проводимые овд при введении военного положения.
- 10.5. Особенности деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайного положения.